Консультация для родителей "Значение сказки в духовно-нравственном воспитании дошкольников".
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Кирьянова Елена Александровна

На  консультации рассматриваются вопросы актуальности духовно-нравственного воспитания детей на современном историческом этапе. Большое место при этом отводится сказке, как не только воспитательному и образовательному материалу, но и как педагогическому средству и методу. Приводятся взгляды выдающихся ученых по этой теме, которые подчеркивают, что сказка является одним из основных средств воспитания духовности и нравственности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                               Консультация для родителей

Значение сказки в духовно-нравственном воспитании дошкольников

Русская педагогика еще более ста лет назад отзывалась о сказках не только как о воспитательном и образовательном материале, но и как о педагогическом средстве, методе. Сказки представляют богатый материал для нравственного воспитания детей, постижения многообразия мира. Великий русский педагог К. Д. Ушинский, отводя сказки большую роль в воспитании подрастающего поколения, включил их в свою педагогическую систему, считая, что простата и непосредственность народного творчества соответствует свойствам детской психики.  Он детально разработал вопрос о педагогическом значении сказок и их психологическом воздействии на ребенка.

  В. А. Сухомлинский теоретически обосновал и подтвердил практикой, что сказка «неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир  не только умом, но и сердцем». По его мнению сказка благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Испокон веков именно сказка ( след за колыбельной песней и пестушкой) вводил детей в мир идеалов и ценностей традиционной культуры. Сказка нужна и малышу, и шестилетке, и даже подростку. Только задачи сказки по отношению к каждому возрасту различны. Если самого маленького сказка утешает и занимает. То старшего дошкольника сказка по-настоящему воспитывает. А подростку поможет разобраться в совсем не сказочных проблемах, поразмышлять о нравственных законах жизни и обрести надежду.

   Г. Н. Волков анализируя роль сказки формировании личности ребенка, делает вывод, «что духовный заряд, накопленный народом тысячелетиями, может служить человечеству еще долго. Более того, он буде постоянно возрастать, и стане еще более могучим. В этом бессмертие человечества.  В этом - вечность воспитания, символизирующая  движение человечества к своему духовному и нравственному прогрессу.

   Под воздействием сказки обостряется восприимчивость детей к прекрасному в жизни и природе. Ведь, в основном, все действия сказки происходят на фоне природы. В сказке нет больших картин изображения природы, но дети видят «чистое поле», «белую березоньку», «травушку — муравушку», «быструю реченьку», «крутой бережок» и др. Сказка может нарисовать разные картины природы:

  • красоту летнего сада, где растет чудесная яблонька «яблочки на ней висят наливные, листики шумят золотые» («Хаврошечка»);
  • картину зимнего вечера на речке, где сидит волк с опущенным в прорубь хвостом («Лисичка-сестричка и серый волк»).

   Дети любят волшебные сказки и сказки о животных. Кот, петух, заяц, лиса, медведь, как наиболее знакомые детям животные, из жизни перешли в сказку. Все фантастическое в сказке  тесно связано с реальной действительностью, и не уводит детей от нее, а, наоборот, служит раскрытию жизненной правды. Сказочный вымысел всегда педагогичен, он используется как средство воспитания лучших человеческих качеств.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников"

Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников...

«Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников в ходе организации проектной деятельности с детьми»

В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в ходе проектной деятельности....

Консультация для воспитателей «Сказка – как средство экономического воспитания дошкольников»

Консультация для воспитателей «Сказка – как средство экономического воспитания дошкольников»...

Консультация для воспитателей «Сказка как средство экономического воспитания дошкольников».

Необходимость привлечения дошкольников в экономику обусловлена тем, что жизнь в XXI веке обусловлена социально-экономическими отношениями. Дети вырастут и столкнутся в жизни с разными ситуациями, треб...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ Сказка как средство экономического воспитания дошкольников

Пониманию многих экономических явлений, развитию познава­тельного интереса к экономике, созданию положительной моти­вации к ее изучению в значительной степени способствует сказка.Сказка-литера...

Консультация для воспитателей "Сказка как средство нравственного воспитания дошкольников"

laquo;Сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств,без которых немыслимо благородство души,сердечная чуткость к человеческому несчастью,горю, страданию. Благодаря сказ...

Познавательно-творческий проект «Блокада Ленинграда – 900 дней Подвига» по духовно-нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников от 6 до 7 лет посредством деятельности клуба «Волонтёры истории»

У нашей страны великое прошлое, которое нас учит, воспитывает, формирует чувство гордости. Победа России во Второй мировой войне завоёвана непомерным подвигом народа.Ещё живы свидетели ...