Значение художественного слова в нравственном воспитании детей
консультация

Кудинова Светлана Ивановна

Значение художественного слова в нравственном воспитании детей

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЗНАЧЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СЛОВА В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

Нравственное воспитание в контексте ФГОС ДО

В общих положениях ФГОС отмечено:

Одним из основных принципов ДО является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Из числа многих обозначенных задач Стандарт направлен на решение следующей задачи:

Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

Задачи социально – коммуникативного развития дошкольников по ФГОС ДО

Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

Развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;

Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;

Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;

Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

В дошкольном возрасте закладываются основы личности ребенка, его мировоззрение, свое понимание добра и зла, своя реакция на поступки других и собственное поведение. Именно в дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким людям, сверстникам., вещам, природе, усваивает моральные нормы. У детей формируются такие важные для человека черты, как любовь к Родине, доброжелательность  и уважение к окружающим, бережное отношение к результатам труда людей, желание посильно помогать им.

Практиками давно было замечено: знакомство с произведениями устного народного творчества является более эффективным методом воспитания, нежели другие методы, направленные на стимулирование чувств детей (поощрение, наказание, порицание, указание, успех…).

Сегодня рассмотрим несколько видов использования художественного слова, такие как, фольклорные произведения (потешки, пословицы) и сказки.

ФОЛЬКЛОР является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

Слово «фольклор» в переводе с английского означает «народная мудрость».

Он  легко воспринимается детьми с самого раннего возраста.

В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные качества, представления о добре и красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности, отношение к природе, родителям, традициям, и т.д. Благодаря фольклору, в частности, русским народным песням, потешкам, прибауткам, колыбельным песням и т.д., ребенок легче входит в окружающий мир, через сопереживание лирическим героям полнее ощущает прелесть родной природы, усваивает представления народа о красоте, морали, знакомится с обычаями, обрядами, – словом, вместе с эстетическим наслаждением впитывает то, что называется духовным наследием народа, без чего формирование полноценной личности просто невозможно.

ПОТЕШКИ

Потешки – развлекают малыша, создают у него веселое настроение, наставляют, дают простейшие знания о мире людей, природном мире, мире животных, описываются их повадки, малыши улавливают доброе, гуманное отношение ко всему живому.  (Например: Сорока-белобока, Идет коза рогатая, Гуси – гуси, Хозяюшка, Зайка трусишка, и т.д.). При этом  они сопровождаются жестами взрослого. Ребенок еще плохо может выразить в речи то, что чувствует, но уже стремится к звукоподражанию, к повторам жестов, а через это – до него доходит смысл потешки, который имеет нравственную подоплеку – как нужно сделать так, чтобы было хорошо и правильно?

В русском фольклоре адресованные детям потешки, прибаутки, песенки звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее.

Цель их – развитие духовно-нравственных качеств личности дошкольников различного возраста (доброты, честности, уважения к людям и их труду, бережного отношения к природе, к своим родным, любви к Родине и т.д.). Приобщение детей к традиционным ценностям народной культуры способствует развитию у них интереса к народной культуре, её духовным ценностям, гуманизму.

При помощи потешек у малыша легче выработать привычку соблюдать культурно-гигиенические нормы: мыть руки, расчесывать волосы, пользоваться носовым платком, вовремя принимать пищу, и тд.

Приучая детей мыть руки регулярно воспитатели чаще всего пользуются потешками: «Ай, лады, не боимся мы воды», «Будет мыло пениться, грязь куда-то денется», «Водичка, водичка, умой мое личико». Положительные эмоции малыши испытывают, слыша слова: «Чтобы глазоньки блестели, чтобы щечки краснели, чтоб смеялся роток…». Они четко выполняют последовательность действий: моют глазки, щечки…и громко смеются!

Например, в потешках «Идет коза рогатая», «Ладушки-ладушки» заложен глубокий смысл: вызывая радостный эмоциональный отклик ребенка, они приучают его вовремя принимать пищу, съедать все до конца, с уважением относиться к еде и людям, которые ее приготовили. Создать положительный эмоциональный фон во время приема пищи в адаптационный период помогают игры с приговорками («На плите сварилась каша, где большая ложка наша?», «Няня чашку молока Оле налила.

«Мяу», - киска говорит, вот и я пришла. Киске в миску отольем, веселее пить вдвоем!»).

ПОСЛОВИЦЫ

Пословицы - древний жанр устного народного творчества.

В пословицах выражен народный опыт, наблюдения над жизнью, над человеком, мудрость народа. «Может быть, ничем нельзя так ввести дитя в понимание народной жизни, как объясняя ему значение народных пословиц», «Пословица тем и хороша, что она короче птичьего носа, есть нечто, что ребенку следует понять: представляет маленькую умственную задачу, совершенно по детским силам», - отмечал К.Д.Ушинский в работе «Первая книга после азбуки».

Пословицы и поговорки несут ярко выраженный нравственно-поучительный характер. Пословицы содержат целый комплекс продуманных рекомендаций, выражающих народное представление о человеке, о формировании личности, о нравственном, трудовом, умственном, физическом и эстетическом воспитании.

Велико тематическое разнообразие пословиц: о Родине, о доме и семье, о труде, о дружбе, об уме и глупости, о счастье и несчастье, о еде и питье, о книге и грамоте, о здоровье и болезни, о душевных свойствах людей и их поведении и мн. др.

О ДРУЖБЕ

  • Живут, как кошка с собакой.
  • Дружба дороже денег.
  • Жить заодно, делиться пополам.

О ВИНЕ

  • Больше верь делам, нежели словам.
  • Была вина, да прощена.

О ЧЕЛОВЕКЕ И ЕГО КАЧЕСТВАХ

  • Человек не для себя родится.
  • Не имя красит человека, а человек имя.
  • Не место красит человека, а человек место.
  • Не одежда красит человека, а добрые дела.
  • На скорую ручку – комком да в кучку.
  •  Делано наспех –да сделано на смех.

ЗАРУБЕЖНЫЕ ПОСЛОВИЦЫ

  • Заботься о своих родителях, как заботишься о детях. (Япон.)
  • Нет более глухого, чем тот, кто не хочет слушать. (Афр.)
  • Добрая слава — лучшее богатство. (Англ.)

В основе каждой пословицы лежит конкретный случай, предмет, факт, явление и т.п. «Грибы ищут – по лесу рыщут» - это суждение передает житейский факт, очевидный для каждого, кто когда-либо собирал грибы. В нем заключен прямой смысл пословицы: чтобы набрать лукошко грибов, нужно хорошенько побродить по лесу! Одновременно с этим пословица несет с собой и переносный смысл – она подходит ко всем тем случаям, когда хотят сказать, что для достижения желаемого результата нужны активные действия.

Таким образом, используя в процессе воспитания малышей потешки, сказки, прибаутки, поговорки, мы помогаем им быстрее и легче адаптироваться к новым условиям, создаем благоприятный эмоциональный фон, развиваем речь, преподносим первые азы нравственности.

СКАЗКИ

Действенным средством воспитания моральных качеств личности дошкольников является художественное слово. Художественная литература позволяет восполнить недостаточность общения детей, расширить кругозор, обогатить их жизненный и нравственный опыт. Действительно, слушая художественные произведения, ребенок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами, знакомится с нормами поведения. 

Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что – то хорошее, помогает осознать человеческие отношения. Литературные произведения вовлекают детей в раздумья над поступками и поведением героев, происходящими событиями, побуждают их к оценке и обогащают эмоциональную сферу.

Высоко оценивая  воспитательную роль сказок, Константин  Дмитриевич Ушинский называл их «первыми блестящими попытками русской народной педагогики», а народ, создавший их, - великим педагогом.

В этике существуют две основные нравственные категории – добро и зло. Соблюдение моральных требований ассоциируется с добром. Нарушение же моральных норм и правил, отступление от них характеризуется как зло. Понимание этого побуждает человека вести себя в соответствии с моральными требованиями общества. Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью народных сказок, в том числе о животных. Эти сказки помогут показать:

Как дружба помогает победить зло («Зимовье»)

Как добрые и миролюбивые побеждают («Волк и семеро козлят»)

Что зло наказуемо («Заюшкина избушка»)

Моральные ценности в волшебных сказках представлены более конкретно, чем в сказках о животных. Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими физическими и моральными качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Для девочек это красная девица (умница, рукодельница), а для мальчиков – добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину).

Идеал для ребенка является далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя с идеалом свои дела и поступки. Идеал, приобретенный в детстве, во многом определит его как личность. Сказка не дает прямых наставлений детям (типа «Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения»), но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему "Значение художественного слова в нравственном воспитании человека".

Занятие с использование мультимедиа: "Путешествие по осеннему лесу"...

О роли художественного слова в нравственном воспитании ребенка

Рекомендации воспитателям и родителям о нравственном воспитании ребенка....

"Значение художественной литературы в нравственном воспитании ребенка старшего дошкольного возраста"

Статья на тему "Значение художественной литературы в нравственном воспитании ребенка старшего дошкольного возраста"...

Значение художественного слова в эстетическом воспитании детей.

Эстетическое воспитание - это одно из направлений педагогики, главная цель которого научить человека понимать и ценить прекрасное.Эстетическое воспитание - важнейшая сторона воспитание ребёнка оно спо...

Статья "Значение детского фольклора для нравственного воспитания детей"

Значение детского фольклора для нравственного воспитания детей...

Фольклорные мотивы в подвижных играх, их значение в физическом и нравственном воспитании детей.

Русские народные подвижные игры являются одним из условий развития культуры ребенка. В них он осмысливает и познает окружающий мир, в них развивается его интеллект, фантазия, воображение, формируются ...