СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГЕНДЕРНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ РЕБЁНКА
статья

Гендерная социализация – усвоение индивидом культурной системы гендера того общества, в котором он живёт. Содержание гендерной социализации определяется уровнем социального развития общества, особенностями культуры и конкретным образом поведения индивида.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГЕНДЕРНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ РЕБЁНКА

Ведерникова Е.Л., воспитатель

                                                МБДОУ ДС № 369 г. Челябинска

Гендер – это социально-психологический пол человека, совокупность его психологических характеристик и особенностей социального поведения, проявляющихся в общении.

Социализация – усвоение индивидом культурных образов своего окружения, его норм и ценностей, представлений и стереотипов в процессе развития.

Гендерная социализация – усвоение индивидом культурной системы гендера того общества, в котором он живёт. Содержание гендерной социализации определяется уровнем социального развития общества, особенностями культуры и конкретным образом поведения индивида.[2]

Основными механизмами социализации являются способы сознательного и бессознательного усвоения и восприятия социального опыта: подражания и имитации поведения взрослого определённого пола. Это ярко отслеживаются в играх дошкольников.

Проблема игры в дошкольном возрасте  — одна из самых сложных интересных проблем современности. Игра - фундамент будущих социальных отношений ребёнка - дошкольника, его успешности в мире других людей. Именно в ней ребёнок обретает первичные навыки и опыт взаимодействия с окружающим, примеряет на себя разные социальные роли. .[4]

Дети дошкольного возраста предпочитают сюжетно-ролевые игры, игровые сюжеты которых соответствуют их полу. Девочки выбирают социально-бытовые сюжеты: «Дочки-матери», «Салон красоты», «Школа» и др. Мальчики выбирают для игр мужские взаимодействия  в мужских профессиях: «Корабль», «Автобус», «Такси», «Строитель», «Спасатели», «Гонки».

В играх девочки выбирают роли мамы и дочки, продавца, покупателя, кассира, врача и пациента, певицы, артистки. В сюжетно-ролевой игре современных девочек встречаются героини из сказок: принцесса, Золушка, Русалочка. Мальчики выбирают роли спасателя, водителя, капитана, охранника, полицейского, строителя, супергероя.

Наиболее привлекательными для  девочек  становятся куклы, детская посуда, игрушечная косметика, мягкие игрушки. Некоторых девочек привлекают машинки. Это может быть связано тем, что современные игрушечные автомобили очень красивые, необычные, разных моделей, поэтому девочки активно их используют в своих играх. Мальчики предпочитают машинки, роботов, самолеты, разнообразные конструкторы, с которыми они удовольствием совершают игровые действия.

В ходе наблюдения за играми детей удалось выявить особенность: объединение девочек для игр основано на их интересе друг к другу, а у мальчиков  — на интересе к игровому содержанию, к замыслам партнеров по игре. Очевидно, что игровые интересы мальчиков и девочек обусловлены их половой принадлежностью, и что особенности гендерной социализации в этом возрасте остаются прежними. Сохранилась и традиционная тематика сюжетно-ролевых игр: преобладание сюжетов, связанных с семьей и бытом, — у девочек и типично профессиональных — у мальчиков.

Мальчики подвижны и динамичны. Они не могут ограничиться только игровым уголком, им нужно пространство для перемещений и активных действий. Уже сам характер их игр предполагает движение. Машина, которую ведёт шофер, едет, самолёт летит и т.д. Мальчики строят из стульев автобус. Конечно, для такой игры используется помещение группы. Девочки более комфортно себя чувствуют в ограниченном пространстве. Им достаточно и уголка. Именно он становится кабинетом, в котором воображаемый врач измеряет температуру, осматривает горло, делает уколы. Используя коробочки с воображаемыми таблетками и витаминами, врач дает нужные лекарства больному, выписывает рецепт и т.д.

Мальчикам дошкольного возраста важно наличие разнообразной предметно-игровой среды. В игре «Автобус» им необходимы руль, билеты, деньги,; в игре «Гараж» — машинки, кубики, игрушечные человечки, и другие предметы. Из наблюдений можно заметить, что мальчишки более изобретательны в использовании предметно-развивающей среды, а девочки белее склонны к конкретике. Им необходимо игровое оборудование, которое представляет собой аналог предметов из взрослого мира. Следовательно, характер ролевых действий, как правило, в том, что мама готовит, занимается уборкой; парикмахер делает причёску, макияж; врач делает уколы, перевязку, выписывает рецепты и т.д.

Но ролевое взаимодействие, возникающее между девочками в играх, более длительное, чем у мальчиков. Они не пытаются в отличие от них менять освоенные ролевые действия, готовы повторять их по несколько раз, и поэтому между ними реже возникают споры и конфликты, их игра имеет однообразный, но стабильный характер. Мальчики распределяют роли конфликтно, не могут уступать, меняться ролями, следовательно, игра быстро заканчивается. Нестабильность игры мальчиков часто приводит к конфликтам, которые разрешаются ими с помощью силы. Игра, как правило, прерывается.

Можно выделить ряд особенностей творчества в сюжетно-ролевой игре современных мальчиков и девочек. Так, и мальчики, и девочки испытывают трудности в комбинировании игровых сюжетов: девочки, как правило, строят игровые действия вокруг одного сюжета, иногда застревают на его отдельных элементах, повторяя их несколько раз, мальчики отражают в игре только отдельные элементы сюжета, представить и реализовать целостно игровой сюжет им трудно. Разнообразие ролевых действий наблюдается больше у мальчиков, они легче трансформируют сюжеты, включая в традиционное содержание игры сюжеты из рекламы, фильмов, мультфильмов.

Наблюдения позволили сделать выводы, которые будут полезны для воспитателей детских садов и для родителей дошкольников.

1. Воспитывая мальчиков и девочек дошкольного возраста, необходимо помнить, что предпочитаемые ими игры тесным образом связаны с их половой принадлежностью. Будущие мужчины любят игры, требующие силы, мужественности, воли и характера, и связаны с типично мужскими профессиями и проявлениями. Для девочек содержание игр связано с освоением социальных ролей (мать, жена, хозяйка) и с процессами, подтверждающими женское поведение в обществе. Их увлекает неоднократное выполнение типично женских функций. Им нравится продумать все нюансы: если водитель, то какого транспортного средства, кого или что везёт, куда едет. Само ролевое взаимодействие носит хаотичный, спонтанный и непродолжительный характер.

2. Игровое объединение девочек основано, как правило, на интересе друг к другу, а у мальчиков — на интересе к содержанию игры, к замыслам партнеров по игре.

3. Для ребенка очень важно, кто с ним играет, особенно в семье. Учитывая, что мальчики отражают в игре модели взаимоотношений между мужчинами, то идеальный вариант — это сюжетно-ролевые игры с папой или дедушкой, братьями, соседскими мальчишками. Не стоит стремиться привлекать в их игры девочек-ровесниц, они им в игровой деятельности пока не интересны.

4. Игры мальчиков и девочек дошкольного возраста требуют от воспитателей в детском саду и от родителей дома особой организации игрового пространства: небольшого и стабильного — для девочек, с игрушками и игровым оборудованием для конкретных игровых сюжетов и ролевых действий; простора - для мальчиков, с богатым выбором самых разных предметов, игрушек, мебели. Это важно, так как среда и в том и в другом случае активизирует игру ребенка.

5. Агрессивность в играх мальчиков тесно связана с образом жизни ребенка в семье. Лучше в этом возрасте ограничить общение ребенка с телевизором. Жестокое поведение в игре обязательно должно быть замечено воспитателем или родителями. Необходимо обсудить его с ребенком, показать опасность подобного сюжета и действий для человека и для самого героя, определить вместе с ним или помочь ему самостоятельно оценить, что хорошо, а что плохо, и как изменить игровую ситуацию.

6. Готовя ребенка к игре или играя с ним, взрослому необходимо активизировать детскую фантазию, придумывать с ним новые игровые сюжеты и ролевые действия, выстраивать их в цепочку, обсуждать правила взаимоотношений между героями, важно научить и мальчика и девочку усложнять игры, комбинировать сюжеты, вводить нетипичных персонажей.

7. Нужно обратить внимание, что через сюжетно-ролевую игру можно учить ребенка конструктивно разрешать конфликтные ситуации, воспитывать культуру общения. Таким образом, готовя его  к нестереотипным моделям социального поведения в обществе, развивая способности взаимодействия с другими людьми.  Будущему мужчине крайне важно научиться созидательному поведению в отношениях с окружающим миром, а будущей женщине – овладеть культурой в сфере взаимоотношения полов.

Литература:

1. Доронова Т.Н. Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду. М. Линка-Пресс, 2009.

2. Чекалина А.А. Гедерная психология: учебное пособие. М.: «Ось-89», 2006.

3. Шелухина И.П. Мальчики и девочки: дифференцированный подход к воспитанию детей старшего дошкольного возраста. М. ТЦ Сфера, 2006.

4. Эльконин Д. Б.  Психология игры. М. Педагогика. 1979 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему: "Сюжетно-ролевая игра как средство формирования гендерной принадлежности у детей старшего дошкольного возраста"

Гендерное воспитание – это формирование у детей представлений о настоящих мужчи- нах и женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной социализации личности. Под влиянием воспитателей и родите...

Магистерская диссертация на тему "Сюжетно-ролевая игра как средство развития гендерных представлений у детей старшего дошкольного возраста"

В данной работе анализируются проблемы диссертационного исследования как научной квалификационной работы, формулируются требования к структуре диссертации, введению понятий, названию диссертации и ее ...

Консультация для педагогов "Сюжетно - ролевая игра как средство воспитания и развития ребёнка с ОВЗ"

Развитие сюжетно-ролевой игры у детей с ограниченными возможностями здоровья. Наиболее универсальное значение для общего психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и...

Статья - «Сюжетно-ролевая игра как средство полоролевого (гендерного) воспитания детей старшего дошкольного возраста»

В статье кратко даётся информация о том, что проблема воспитания и обучения ребёнка в соответствии с его гендерной принадлежностью является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольног...

Сюжетно-ролевые, дидактические игры, как средство обогащения связной речи детей (из опыта работы) Учитель-логопед Григорьева О.Н.

Использование сюжетно-ролевых игр в педагогическом процессе значительно упрощает решение задач по речевому развитию ребенка....