Формирование основ межнациональной толерантности у детей дошкольного возраста в условиях поликультурного образовательного пространства
статья

Шаклеина Светлана Евдокимовна

Сформулированы концептуальные основы понятия: межнациональная толерантность, анализируются особенности её проявления в дошкольном возрасте. Для более полного понимания специфики формирования межнациональной толерантности у детей дошкольного возраста необходимо проанализировать теоретические концепции, раскрывающие сущность и факторы данного феномена.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Е.С. Коновалова,С.Е. Шаклеина,И.А.Логачёва,

МБОУ «Калачёвская СОШ»,

Прокопьевский МО, Кемеровская обл.,

e-mail: schakleina.s@yandex.ru

Формирование основ межнациональной толерантности у детей дошкольного возраста в условиях поликультурного образовательного пространства

Аннотация

Сформулированы концептуальные основы понятия: межнациональная толерантность, анализируются особенности её проявления в дошкольном возрасте. Для более полного понимания специфики формирования межнациональной толерантности у детей дошкольного возраста необходимо проанализировать теоретические концепции, раскрывающие сущность и факторы данного феномена.

Ключевые слова : межнациональная толерантность, дошкольный возраст, толерантность, межнациональное воспитание.

Formation of the foundations of interethnic tolerance in preschool children in a multicultural educational space

Annotation

The conceptual foundations of the concept: interethnic tolerance are formulated, the features of its manifestation in preschool age are analyzed. For a more complete understanding of the specifics of the formation of interethnic tolerance in preschool children, it is necessary to analyze the theoretical concepts that reveal the essence and factors of this phenomenon.

Key words: interethnic tolerance, preschool age, tolerance, interethnic education.

Впервые поднял вопрос о толерантности в контексте проблемы межнациональных отношений В.А. Тишков, говоря о необходимости “межнациональной толерантности”. По его определению “толерантность - это личностная или общественная характеристика, которая предполагает осознание того, что мир и социальная среда - многомерны и, следовательно, взгляды на этот мир различны и не могут, и не должны сводиться к единообразию или в чью-то пользу” [10]. Он определил, что толерантность выражается на психологическом уровне (как внутренняя установка и отношение личности и коллектива) и политическом уровне (как действие или осуществленная норма). В первом случае толерантность должна носить характер добровольного индивидуального выбора; она не навязывается, а приобретается через воспитание, информацию и личный жизненный опыт. Во втором - это активная позиция самоограничения и намеренного невмешательства, добровольное согласие на взаимную терпимость разных и противодействующих в несогласии субъектов. Такое определение этого понятия очень близко педагогике. [10]. В современной отечественной педагогике Б.З. Вульфовым дана следующая трактовка толерантности: «Это способность человека (или группы) сосуществовать с другими людьми, которым присущи иные менталитет, образ жизни”. Под процессом воспитания он подразумевает создание пространства взаимодействия с другими по взглядам или поведению людьми, их сообществами [2]. По мнению М. Мацковского, межнациональная толерантность - это отношение к представителям различных наций, способность не переносить недостатки и негативные действия отдельных представителей национальности на других людей, относиться к любому человеку с позиции "презумпции национальной невиновности" [7]. В.В. Сафонова, пытаясь раскрыть сущность понятия «межнациональная толерантность», предлагает следующую формулировку: «системная совокупность психологических установок, чувств, определенного набора знаний и общественно-правовых норм, а также мировоззренческо-поведенческих ориентаций, которые предполагают «принимающее» отношение представителей какой-либо одной национальности к другим инонациональным явлениям (языку, культуре, обычаям, нормам поведения и т.д.)» [9]. В определении Е.А. Ильинской по отношению к детям старшего дошкольного возраста, межнациональная толерантность рассматривается как интегративное качество личности и одновременно ее диспозиционная структура, обусловливающая желание и умение ребенка осуществлять социальные коммуникации на основе тактичного и уважительного отношения к окружающим людям, вне зависимости от национальности; способность к восприятию многообразия мира [4]. Л.В. Коломийченко, Е.В. Новикова межнациональную толерантность, рассматривают как интегративное личностное образование, проявляющееся в терпимом, принимающем, уважительном, понимающем отношении к культуре иных национальностей [6]. Выделяя основные факторы развития личности, опираясь на высказывания педагогов, исследователей культуры детства Ю.А. Бромлея, Г.Н. Волкова, Г. Д. Дмитриева и др. можно говорить о том, что никто не рождается ни добрым, ни злым, ни просвещенным, ни счастливым. Согласно теории «культурного детерминизма» Ф. Боаса индивидуальный характер и социально типичный для данного общества тип личности формируется исключительно воспитанием. По определению М.И. Богомоловой, межнациональное воспитание - это процесс целенаправленного взаимодействия педагога и воспитуемых с целью приобщения их к богатому культурному наследию, накопленному человечеством, формирования дружественных взаимоотношений, позитивного межнационального общения, проявления дружелюбия и симпатии к своему и другим народам, толерантности и деликатности по отношению к ним. [1].

Формирование толерантных отношений дошкольников к сверстникам – многоаспектная проблема, включающая решение таких вопросов, как становление и развитие межличностных отношений дошкольников, их взаимоотношений и общения; формирование толерантных отношений в условиях многонационального коллектива воспитанников; знакомство детей с культурой народов разных народностей и расширение их знаний об окружающем мире. Одним из факторов формирования толерантности является приобретение человеком социально значимых норм и правил поведения. Они созданы в ходе исторического развития человека и способствуют его гармоничному и равномерному прогрессу.

Проблема толерантности заключается и во взаимодействии педагога с детьми. Для педагогического работника все дети должны быть равны, в т.ч. и оказанное внимание  ребёнку. Не нужно делать акцент, если он другой национальности, культуры, вероисповедания. Как и во всём мире хотелось бы проявления согласия, терпимости, уважения друг к другу. Считаем, что это важные принципы, т.е.основы воспитания любого человека. И педагог берёт на себя эту важную миссию.

Необходимость формирования толерантных отношений между воспитанниками дошкольной образовательной организации обусловлена возрастными и индивидуальными особенностями детей. С одной стороны, им присущи активность, инициативность, любознательность, с другой – у них слаборазвитая произвольность поведения, повышенная эмоциональность, импульсивность. Негативные проявления в их поведении исследователи объясняют отсутствием социального опыта и ограниченными возможностями, что приводит к возникновению у них пассивности, усилению агрессивности, деструктивных тенденций в отношениях со сверстниками, в том числе со сверстниками других национальностей. Толерантность же предполагает готовность принять других такими, какие они есть и научиться взаимодействовать с ними на основе согласия, взаимопонимания, доверия.

Основной целью работы педагогов дошкольного учреждения  было формирование представлений у детей о малых народах Кузбасса, знакомство с укладом их жизни, включающей в себя знакомства с жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой, национальными блюдами, музыкальной культурой и национальными играми.

Организуя работу в этом направлении нами были поставлены следующие задачи:

  1. способность понимать и уважать отличные от собственного происхождение, культуру, взгляды и другие проявления человеческой индивидуальности;
  2. воспитание готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям;
  3. формирование гуманного отношения к окружающим, терпение к недостаткам других, а также признание индивидуальности каждого человека.

Работу по формированию межнациональной толерантности у детей старшего дошкольного возраста мы проводили по нескольким направлениям: работа с воспитанниками, работа с родителями и обогащение развивающей предметно-пространственной среды.

Формирование межнациональной толерантности основывалось на обогащении предметно-развивающие среды группы. Прежде всего, в группе был создан центр национальной культуры «Капелька России». Здесь представлен лепбук как вспомогательный материал, ориентир для развития всех участников образовательного процесса, созданный педагогами в сотрудничестве и взаимодействии с родителями и детьми, в котором отразились знания о малых народностях, их происхождении, о национальной одежде, предметах быта, музыкальных инструментах коренных жителей Кузбасса, национальных играх. Для ребят были сделаны в игровой форме раскраски. Все экспозиции постоянно пополнялись новыми экспонатами. Нами была создана картотека народных игр, а также картотека аудиосказок и народной музыки малых народностей Кузбасса.

Огромное внимание уделялось работе с родителями. То, насколько будет толерантен ребенок, во многом зависит от взрослых, от присутствия толерантности в их действиях, поступках, суждениях. В начале года проведено родительское собрание «Что и как рассказать детям о коренных народностях Кузбасса». На протяжении последующего времени разработаны и внедрены в работу с родителями буклеты «Телеуты – кто они?», «Шорцы – кто они?», памятки «Как приобщить ребенка к народным традициям другой культуры», «Воспитание толерантности у детей в условиях многонационального окружения». Ответы на вопросы обсуждаются, как правило, в индивидуальной беседе.

Работа с детьми старшего дошкольного возраста проводится через реализацию разных направлений. Прежде всего, проводятся занятия по ознакомлению с культурой, обычаями, традициями коренных жителей Кузбасса («Шорцы — коренные жители юга Кемеровской области», «Телеуты – соседи шорцев», «Культурные традиции коренных народов Кемеровской области», «Шорский и телеутский национальный костюм», «Украсим шаманский бубен», «Шорские орнаменты»). Детям рассказывается о национальных праздниках, национальных блюдах, развлечениях. Помимо рассказа и беседы им демонстрируются презентации, видеоролики из этнических музеев. На занятиях по рисованию расписывали костюмы, предметы быта шорцев и телеутов.

В повседневной жизни проводятся национальные подвижные игры, например, «Шаман», «Тайак», «Тебек», «Орынталаштит» и другие, которые проводились во время прогулки.Также национальные подвижные игры включались в физкультурные занятия, например, «Камчи кнут», «Ловкий охотник».

Также были организованы прослушивания аудиосказок шорцев и телеутов, например, шорская сказка «Красавица Карагай», древняя шорская легенда «Санкай», сказка «Забавы Ульгеня» и др.

В ходе реализации данного направления работы мы увидели большую увлеченность детей старшего дошкольного возраста, которые с интересом слушали о телеутах и шорском народе; рассматривали старинные предметы обихода коренных жителей; задавали вопросы (как называется этот предмет на русском, шорском языках? Для чего он нужен? Из чего сделан?); разгадывали национальные загадки (например: «На макушке богатырского дерева сидит золотая кукушка» /кедровая шишка/). Дети интересовались, в какие игры играют дети представителей коренных народов, какие у них игрушки, какую еду готовят мамы, затем сравнивали с другими народами.

Итогом проводимой работы стал фольклорный праздник «Как у наших ворот». Мероприятие получилось ярким, с положительными эмоциями.

Из опыта работы с детьми – дошкольниками, можно с уверенностью утверждать, что дети, конечно, все разные. Характеры разные. Оттого и поведение может отклоняться от привычного. Здесь мы не рассуждаем о девиантном поведении. Это тема для рассуждений над другим социальным явлением. Взаимодействия между сверстниками в этом возрасте складываются, прежде всего, стихийно. В один момент дети были лучшими друзьями ,и вдруг всё меняется, и не нужна такая дружба уже никому. Но и в этой ситуации дети остаются ненадолго.

И если конфликт случается всё-таки на почве какой-то разности, вот здесь ребёнок должен знать: даже если есть рядом люди, дети, которые чем-либо отличаются от них самих - это не повод, чтобы осуждать. Наоборот, необходимо педагогу помочь сплотить детей, проводить больше мероприятий, задействовать и других взрослых. Пусть все знают: мы разные, но мы всегда вместе.

Итак, знакомя детей старшего дошкольного возраста с коренными народами Кузбасса обращалось внимание на то, что каждый народ обладает народной культурой, традициями, которые нужно знать и уважать.  Воспитание уважения к национальной культуре, как своего народа, так и других народностей, способствует обострению внимания к духовным ценностям своей культуры, интереса и уважения к его прошлому и открывает большие возможности для развития человека как личности, способного понимать и ценить то, что создано трудом народа, быть толерантным к представителям других национальностей.

Главное в работе дошкольной образовательной организации не накопление детьми большого объема информации о памятниках истории, искусств, культуры, архитектуры, а воспитание гордости за малую родину, ее народ, язык, традиции, обычаи, а значит Родину в целом, воспитание не стороннего наблюдения, а активного гражданина отечества. Ведь все начинается с малого, с чувства сопереживания, толерантности, с ощущения себя частью окружающего мира, в котором сосуществуют представители разных национальностей.

Литература

1.Богомолова М.И. Генезис прогрессивных концепций межнационального воспитания детей: автореф. дис.- докт. Пед. наук. Набережные Челны. 2003. - с. 44.

2.Вульфов Б.З. “Воспитание толерантности, сущность и средства” Внешкольник-2002 г. № 6. - с. 12-16.

3.Захарова Л.М. Этнопедагогическая направленность дошкольного воспитания в отечественной педагогике (вторая половина ХIХ - н. ХХI вв.): автореф. дис.- канд. пед. наук. - Ульяновск, 2011. - с. 47.

4.Ильинская Е. А. Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста средствами культурно-досуговой деятельности // Рецензируемый научный журнал «Известия Российского Государственного Педагогического Университета имени А.И.Герцена». - № 102. - СПб., 2009. - с. 187-190.

5.Исакова Н.Б. Культура и человек в этническом пространстве: этнокультурологический подход к исследованию социальных процессов. - Новосибирск: Изд. МОУ ГЦРО, 2001.- с. 90.

6.Коломийченко Л.В., Новикова Е.В. «Формирование национальной толерантности детей дошкольного возраста». - Пермь ПГПУ, 2010. - с 79.

7.Мацковский М. «Толерантность как объект социологического исследования». "ВЕК ТОЛЕРАНТНОСТИ" выпуск 3 - 4, www.tolerance.ru

8. Оборина, Е. В. Теоретические основы формирования межнациональной толерантности у детей дошкольного возраста / Е. В. Оборина. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — Т. 1. — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 122-124. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1903/ (дата обращения: 27.02.2022).

9.Сафонова В. В. «Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций». - Воронеж: Истоки, 1996. - с. 237.

10.Тишков В. А. “Очерки истории и политики этничности в России”. М. 1997. - с. 259.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста в условиях детского сада

Состояние современной окружающей среды невозможно представить себе без существования транспорта и дорог. Скорость движения, интенсивность транспортных потоков на улицах города возрастает. По прогнозам...

Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.

В данном материале представлен опыт работы учреждения по экологическому воспитанию....

Формирование межнациональной толерантности детей дошкольного возраста в условиях поликультурного образовательного пространства

"Дружелюбие, уважение к людям разныхнациональностей не передаются по наследству,в каждом поколении их надо воспитывать вновьи вновь, и чем раньше начинается формированиеэтих качеств, тем большую устой...

Опыт работы по теме:«Формирование основ духовно- нравственного воспитания детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»в средней группе

Материал будет полезен для воспитателей средних групп. В нем изложена работа по духовно-нравственному воспитанию дошкольников....

Формирование основ правильного питания у детей дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи.

Формирование основ правильного питания ребенка – это, прежде всего овладение полезными навыками и привычками, которые помогут ему в повседневной жизни....

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОКРУЖЕНИЯ

Одной из особенностей Российской Федерации является то, что исторически наше государство складывалось как сообщество разных этносов, культур и религий. Поэтому, проблема толерантнос...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Развиваем речь интерактивными играми» по теме самообразования «Речевое развитие детей дошкольного возраста в условиях информационно-образовательного пространства»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Развиваем речь интерактивными играми» по теме самообразования  «Речевое развитие детей дошкольного возраста в условиях информационно-образовательного простран...