Конспект занятия "Весёлые язычки!"
план-конспект занятия (старшая группа)

Конспект занятия

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия в средней группе на тему: «Весёлые язычки»

 

Цели: рассказать об органах артикуляции; повторить части тела человека; развивать мелкую моторику пальцев рук, работать над речевым дыханием, ритмической стороной речи.

Оборудование: иллюстрации, изображающие части тела человека; демонстрационные карточки, изображающие артикуляционные упражнения; пособие «Домик звуков», массажные ежики, магнитофон.

Ход занятия.

1. Приветствие.

Педагог: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в гости к нашему другу, а кто этот друг, угадаете сами. Но в начале разомнём наши ножки, ручки, глазки, ушки:

Доброе утро! Птицы запели!

Добрые люди, вставайте с постели.

Вся темнота расползлась по углам,

Солнце встает и идет по домам.

Доброе утро и солнцу, и птицам.

Доброе утро улыбчивым лицам!

Улыбнитесь мне, улыбнитесь друг другу.

А теперь разомнём пальчики!

2. Пальчиковая гимнастика «Пальцы дружная семья».

Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить.

 

Читает Педагог

Выполняют дети

 

 

Пальцы — дружная семья.

Друг без друга им нельзя.

Ритмично сжимать и разжимать кулачки.

 

 

Вот — большой, а это — средний,

Безымянный и последний, — Наш мизинчик-малышок. Указательный забыли!

Поочередно поднимать пальцы обеих рук вверх.

 

 

Чтобы пальцы дружно жили

Будем их соединять

И движенья выполнять.

Каждый палец руки поочередно соединять с большим пальцем.

 

 

Мы рога козы покажем,

Выдвинуть вперед указательный палец и мизинец. Остальные пальчики загнуть в кулачок. Поднять «рога» к голове.

 

 

И рога оленя даже.

Широко раздвинуть пальцы обеих рук, скрестить ладошки и поднять «ветвистые рога» к голове.

 

И про зайку не забудем, —

Ушками водить мы будем.

Выдвинуть вперед указательные и средние пальцы обеих рук. Поднять «ушки» к голове и пошевелить ими.

Чтобы четко говорить,

надо с пальцами дружить!

Каждый палец руки поочередно соединять с большим пальцем.

 

3. Беседа о частях тела человека.

4. Упражнение «Закончи предложение».

- Ногами я…

- Руками я…

- Глазами я ...

- Ушами я…

- Носом я…

- Зубами я…

     Загадка про язычок: «Если б не было его, не сказал бы ничего». (Язык.) Похвалить детей за смекалку.

   Угадали. К кому мы идём в гости? (ответы детей) Сегодня мы пойдем в гости к Язычку. (Знакомство с домиком Язычка.) Этот домик — ротик. В нем живут звуки. Скажите, сколько этажей в домике?

Первый этаж — это нижние зубы. Покажите их с помощью речевой палочки. На первом этаже живут гласные звуки: А, О, У, Ы, Э, И. Назовите их. Там же живет семейка свистящих звуков. (Логопед произносит звуки С, З, Сь, Зь, Ц и просит детей их повторить[1].)

Второй этаж — это верхние зубы. (Дети могут пальчиками «прошагать» на второй этаж.) Посмотрите, сколько звуков здесь живет! Некоторые из них любят шипеть. Их называют семейкой шипящих звуков. Давайте их назовем. (Ш, Ж, Ч, Щ.) Еще на втором этаже живут звуки, которые любят петь звонкие песни. Это братья — сонорные звуки Л, Ль и Р, Рь. Звуки Л, Р — с твердым характером, а звуки Ль, Рь — с мягким. Давайте их назовем.

На втором этаже живут еще и другие звуки, но с ними мы познакомимся позднее. Вот такой он, «Домик звуков». А это хозяин домика — Язычок. Сейчас он будет делать зарядку. Давайте поможем Язычку!

5. Артикуляционная гимнастика.

Жил-был Язычок. Проснулся он рано утром. Открыл окошко. Посмотрел налево, направо, вниз — нет ли луж, вверх — есть ли солнышко. Закрыл окошко — жарко стало (а-а-а...). Открыл снова — холодно стало (д-д-д...). Побежал Язычок в ванну. Открыл дверь. «И-и-и...» — заскрипела дверь.  «Надо дверь смазать»,  — подумал  Язычок. Включил свет чик. Открыл воду — чик-чик-чик. Полилась горячая вода: ш-ш-ш... «Ой! — испугался Язычок и отдернул руки. — Надо открыть холодную воду!» (чик-чик-чик). Холодная вода соединилась с горячей, и водичка стала теплой: сь-сь-сь... Язычок почистил зубки, прополоскал ротик, умылся. Закрыл воду: чик-чик-чик. Закрыл скрипучую дверь: и-и-и... И побежал на кухню завтрак готовить.

Решил Язычок блины испечь. Начал тесто месить: пя-пя-пя... (губами), тя-тя-тя (зубками). Посмотрим, готово ли тесто? (Ватной палочкой «покалывать» язычок.) Нет, не готово. Снова месим тесто: пя-пя-пя... (губами), тя-тя-тя (зубками). Готово ли тесто? (Ватной палочкой «покалывать» язычок.) Готово!

Испек Язычок блины. Съел их с вкусным вареньем. Запил молоком из чашечки. И решил пойти погулять

6. Игра «Любопытная Варвара» (на пространственную ориентировку).

Читает Педагог

Выполняют дети

Любопытная Варвара

Смотрит влево, смотрит вправо,

Смотрит вверх и смотрит вниз.

Ты, Варвара, не крутись.

Посмотри назад, вперед,

А потом наоборот.

Пусть немного отдохнет

Шея не напряжена

И расслаблена!

Возвращается обратно,

Расслабление приятно!

Выполнение движений по тексту.

 

 

 

 

 

Присесть, голову опустить вниз, затем поднять.

 

7. Массаж пальцев рук с использование шариков Су-Джок.

Слова

Действия

Этот шарик непростой,

Он колючий, вот какой.      

(Любуемся шариком на левой ладошке, закрываем его правой рукой)

Будем с шариком играть,

Своим ручкам помогать.

(Катаем шарик горизонтально между  ладонями)

Раз катаем, два катаем        

  И ладошки согреваем.

(Катаем шарик горизонтально)

Раз катаем, два катаем        

И ладошки согреваем.

 (Катаем шарик вертикально)

Катаем, катаем, катаем          

Сильней на шарик нажимаем.

(Катаем шарик вертикально, нажимая до покалывания)

Как колобок мы покатаем,      

Сильней на шарик нажимаем.

(Катаем шарик в центре ладошки

 по кругу)

В ручку правую возьмём,     
В кулачок его сожмём.

Раз сжимаем, два сжимаем

Шарик мы не выпускаем.

(Выполняем движения в соответствии с текстом в правой руке)

В ручку левую возьмём,

В кулачок его сожмём.                                                             

Раз сжимаем, два сжимаем

Шарик мы не выпускаем.

(Выполняем движения в соответствии с текстом в левой руке)

 

Мы положим шар на стол

И посмотрим на ладошки,

Есть у нас на них горошки?

(Кладём шарик на стол и смотрим, есть ли на них ямочки от шарика)

Мы похлопаем немножко,

Потрясём свои ладошки.

Мы немного отдохнём,
Заниматься мы начнём.

 

(Хлопаем в ладоши, встряхиваем кисти рук, дети закрывают глаза и отдыхают, положив голову на свои ладони, а в это время шарик «исчезает» и появляются пружинки или прищепки  и т. д., главное, чтобы в конце занятия появился сюрприз: конфета, наклейка,…- всё зависит от фантазии и возможностей взрослых)

 

 

8. Работа над просодикой.

• Упражнение «Назови ласково». Логопед  предлагает детям назвать ласково части тела: рука-ручка, нога-ножка, глаз-глазик, ухо-ушко и т.д.

Игра «Комарики» (на развитие ориентировки в пространстве).

Читает педагог

Выполняют дети

Дарики, дарики —

Летали комарики.

Дети изображают летающих комариков.

Летали, кружились.

Летали, кружились...

Дети кружатся.

Да в правое ухо вцепились:

«Кусь!»

Дети показывают названное логопедом место после команды «Кусь!»

 

Игру можно усложнить, называя не только место, которое укусил комарик, но и руку, которой нужно указать это место. Например: «Да левой рукой в правое ухо вцепились. Кусь!» И т.д.

9. Подведение итогов занятия. Прощание.

Педагог читает вместе

с детьми

Выполняют дети

 

Спасибо нашим пальчикам, Спасибо язычку.

 

Дети сжимают и разжимают пальцы в кулак.

Педагог читает вместе

с детьми

Выполняют дети

 

Красиво, четко, правильно

Я говорить хочу.

 

Все пальчики, начиная с указательного, здороваются с большим.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по валеологии для старшего дошкольного возраста. Тема : «Зачем нам нужен язычок?»

Дать представление детям для чего нам нужен язык.Познакомить детей с правилами речевого этикета....

План-конспект НОД "Язычок- помощник" с дошкольниками в средней группе

Разработка содержания познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в непосредственно- образовательной деятельности- "Язычок-помощник" по методике О. В.Дыбиной...

Знаете ли вы …что у нашего язычка есть тоже сказки. Можно весело и с пользой поиграть. Сказка «О Веселом Язычке»

Знаете ли вы …что  у нашего язычка есть тоже сказки.  Сказка «О Веселом Язычке»...

Логопедический проект "Мой подвижный язычок, Язычок - Звуковичок"

Информационно - практический  проект  для детей  старшего  дошкольного возраста с тяжелым нарушением  речи. Этот  проект  призван вызвать  интерес  детей к...

Конспект занятия "Язычок помощник"

Развивать у детей интерес к экспериментированию, совершенствовать навыки экспериментирования, развивать догическое мышление, вызвать интерес к познанию себя и своего тела....

Конспект НОД «Язычок Яша простудился»

Конспект НОД (дети, воспитатель, учитель - логопед) по здоровьесбережению с использованием музыкотерапии, дыхательной и артикуляционной гимнастики и биоэнергопластики, речедвигательной гимнастики...