Конспект занятия по валеологии для старшего дошкольного возраста. Тема : «Зачем нам нужен язычок?»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Клецкая Ирина Петровна

Дать представление детям для чего нам нужен язык.

Познакомить детей с правилами речевого этикета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yazyk.docx329.74 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по валеологии  для старшего дошкольного возраста.

Тема : «Зачем нам нужен язычок?»

Цель: Познакомить детей с функциями языка.

Задачи.

  1. Образовательные:

Работать над совершенствованием навыков постановки опытов и экспериментирования.

Дать представление детям  для чего нам нужен язык.

Познакомить детей с правилами речевого этикета.

  1. Развивающие:

Развивать познавательный интерес, мыслительную активность, коммуникативные качества ребенка.

  1. Воспитательные:

Воспитывать умение и желание ухаживать за своим языком.

Предварительная работа:  составление своих загадок о частях тела,  беседа: «Добрые слова, что день ясный»,  повтор правил поведения при постановке опытов.

Оборудование и материалы:  картинки язычка, зубной щетки, ложечки для языка, картинки «как правильно ухаживать за язычком», мяч, зеркало на каждого ребенка,

сухари, по четыре стаканчика с водой на каждого ребенка, зубные щетки и стаканчики для полоскания рта на каждого ребенка.

Ход занятия:

Воспитатель. У нас во рту живет очень строгий охранник. Это язык.

Фантазирование. Давайте придумаем свою загадку про язык.

Какой?                                    Что такое же?

Толстый                                    Змея

Красный                                   Перец

Мокрый                                    Лужа

Загадка.

Толстый как змея,

Красный как перец,

Мокрый как лужа. Что это?  (Язык)

Показ картинки.

Ребята, а как вы думаете, для чего нам нужен язык? Он помогает нам  петь, говорить.

И сегодня на занятии мы еще узнаем, каким же  должен быть язык.

Есть такая пословица «Язык – мой враг». Как вы ее понимаете? (высказывания детей)

Пусть эта пословица будет не про нас. У нас с вами язычок должен быть добрым.  Правда, не всегда он бывает добрый, иногда бывает злой. Вот послушайте стихотворение и скажите, какой язычок в этом стихотворении, добрый или злой?

Идет кисонька из кухни,

У нее глазоньки опухли.

О чем кисонька ты плачешь?

Как же мне кисоньке не плакать?

Повар пеночку слизал,

А на кисоньку сказал.  (злой)

Почему здесь язычок злой? (он обманывает)

А еще когда язычок можно назвать злым? (когда ругается, обзывается)

Будут ли играть с теми, у кого злой язычок? Почему?

Еще послушайте стихотворение. А здесь, какой язычок?

Добрые слова не лень

Повторять мне трижды в день

Только выйду за ворота

Всем идущим на работу

Кузнецу, ткачу, врачу

« С добрым утром!» - я кричу.

«Добрый день» - кричу я в след всем,

Идущим на обед.

« Добрый вечер» - так встречаю всех домой спешащих к чаю. (добрый).

А  у кого добрый язычок, с ним будут играть? (да)

Игра «Добрые слова»

Условия игры: Дети встают в круг, воспитатель рассказывает сказку: «Жил-был злой волшебник. Всю свою долгую жизнь он ссорил детей и учил их говорить друг другу злые слова. И однажды этот волшебник решил поссорить всех людей на земле! Он взмахнул волшебной палочкой – и все люди на земле стали говорить друг о друге только плохо, а потом и вообще перестали разговаривать. Всем стало грустно и скучно. И тогда люди прогнали злого волшебника на необитаемый остров, а сами стали говорить друг другу только добрые и теплые слова, а все плохие забыли. А давайте вспомним, какими добрыми словами пользуемся мы, когда говорим со своими близкими людьми: мамами, папами, родными, друзьями». Все перечисляют: «милый», «умный», «добрый», «красивый», «нежный». Педагог говорит: «А ведь на самом деле в каждом человеке есть что-то очень хорошее. Давайте посмотрим, друг на друга и попробуем это увидеть».

Педагог предлагает взять мяч ребенку, назвать положительное качество своего соседа и передать ему мяч. И так по кругу, пока мяч не обойдет всех детей.

Мы с вами сказали, что с помощью языка мы с вами разговариваем, поем песни. Еще  он помогает нам жевать, смачивать слюной еду, глотать, узнавать какой бывает пища  – соленая или сладкая, горькая или кислая.

Игра «Узнай на вкус».

Экспериментальная деятельность:

Четыре емкости с водой:

В первую добавлена соль, во вторую сахарный песок, в третью лимон, в четвертую настойка полыни.

Дети языком пробуют воду, определяют, в какой емкости находится кислая вода, соленая, сладкая и горькая.

Еще язык нам помогает жевать и глотать.

 Вы замечали, что у нас во рту всегда мокро? Это слюна, она постоянно выделяется в небольшом количестве и смачивает пищу, а язык помогает ее прожевать и протолкнуть  внутрь. На тарелочках у вас лежит маленький сухарик, попробуйте его проглотить.

Что  мы начали делать? (жевать). Если сухарик не жевать, то все  горло обдерешь. А если сухарик долго жевать, он хорошо смочится слюной и проглотить его будет нетрудно. Давайте съедим этот сухарик.

Вы выяснили, что язык нам нужен для ощущения вкуса,  и он помогает пище  попадать к нам в желудок.

Рассказ воспитателя.

Возьмите зеркало и рассмотрите свой язычок. Что вы там видите? (Ямочки, точечки). Правильно. На поверхности язычка расположены многочисленные сосочки, ямки и неровности, среди которых застревают микроскопические кусочки и микробы.(показ картинки)  А многие из вас любят грызть ногти, брать грязные руки в рот, грызть карандаши, на которых живут эти микробы. Поэтому язычок покрывается налетом, а в покрывающем языке налете живет очень много болезнетворных бактерий. Они попадают к нам в организм, и мы заболеваем.

Поэтому язык нужно тоже чистить, как и зубки, каждый день. Для этого используем зубную щетку или специальную ложечку. (Показ )

         ложечка для языка.

    зубная щетка

  1. Берем щетку и постепенно очищаем язык от зубного налета, двигаясь от корня к кончику.
  2.  Затем  поласкаем рот водой.

                     

  1. Практическая часть: дети чистят язычок.

Литература.

В.М.Мельничук «Я и мое здоровье»

Издательство Новосибирского университета 1997г

Г.Н. Жукова «Нравственные беседы с детьми 4-6 лет»

Издательство «Гном и Д» 2000г

С.О. Николаева «Занятия по культуре поведения с дошкольниками младшими школьниками»

«Гуманитарный издательский центр «Владос» 2000г

Интернет – ресурсы.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста Тема: "Мой автопортре" ( рисование)

             Речь – важнейший психический процесс, обеспечивающий любому ребенку взаимодействие с социальным миром, возможность осмы...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Наше настроение»

Учить детей взаимодействовать в процессе совместной деятельности, развивать умение понимать и изображать эмоциональное состояние человека посредством мимики, пантомимики, речи (радость, грусть, удивле...

Конспект занятия по звукопроизношению (старший дошкольный возраст) Тема: «Путешествие маленькой мышки» Этап: Автоматизация звука Ш в слогах, словах.

Задачи:1. Закрепить произношение изолированного звука Ш; продолжать учить правильно произносить звук Ш в слогах, словах.2. Учить определять наличие звука в слове; упражнять в образовании множественног...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста тема: «Превращение воды при нагревании в пар, а пара при охлаждении в воду»

ТЕМА: «Превращении воды при нагревании в пар, а пара при охлаждении в воду» ЦЕЛЬ ОПЫТА: 1. Подвести детей к пониманию – что при сильном нагревании жидкость – вода превращается в пар, а при охлаждении ...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Волшебница соль».

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по познавательно-исследовательской деятельности.Тема: «Волшебница соль». ...

Методическая разработка Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста Тема:«Письмо почтальона Печкина».

Методическая разработкаКонспект занятия для детей старшей  группыТема:   « Письмо почтальона Печкина»...

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: «День- смеха»

Задачи:Воспитание просодических компонентов речиРазвитие чувства ритма, музыкального слухаВоспитание слитности и плавности речиВоспитание просодических компонентов речиРазвитие общей и тонкой моторики...