Роль игры в развитии математических способностей детей.
статья

Беспалова Ольга Геннадьевна

В статье говорится о значимой роли дидактических игр в развитии математических способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_rol_igry.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Беспалова Ольга Геннадьевна , воспитатель

ГБДОУ детский сад№25 Калининского района

г. Санкт-Петербург

Роль игры в развитии математических способностей детей

           В. А.Сухомлинский сказал:  «Игра - это искра, зажигающая огонёк  пытливости и любознательности»

            Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них серьезная форма воспитания, способ познания окружающего мира

          К. Д. Ушинский считал игру свободной деятельностью ребенка, вносящей в его развитие такой вклад, какой не может сравниться ни с чем другим. Он писал: «Игра есть свободная деятельность дитяти, и если мы сравним интерес игры, а ровно число и разнообразие следов, остановленных ею в душе дитяти, с подобным влиянием учения первых пяти-шести лет, то, конечно, все преимущество останется на стороне игры. Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но никогда развлекающим».  

           Увлечение игрой повышает способность к произвольному вниманию, обостряет наблюдательность, помогает быстрому и прочному запоминанию. Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми, ребенком и родителем, ребенком и педагогом начинают носить более непринужденный и эмоциональный характер.

           Для развития математических способностей детей дошкольного возраста широко используются дидактические игры.. Понятие «развитие математических способностей» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка «житейских» и «научных» понятий. Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. Математическое развитие - значимый компонент в формировании «картины мира» ребенка. Увлекательные дидактические игры создают у дошкольников интерес к решению умственных задач, а успешный результат умственного усилия и преодоление трудностей приносит им удовлетворение.

            Дидактические игры по формированию математических представлений условно делятся на следующие группы:

1. Игры с цифрами и числами

2. Игры путешествие во времени

3. Игры на ориентирование в пространстве

4. Игры с геометрическими фигурами

5. Игры на логическое мышление

          Эти игры могут быть представлены в разных видах, будь то настольные печатные игры, словесные (поручения, загадки, беседы, предложения), или сюжетные.

   При использовании дидактических игр широко применяются различные предметы и наглядный материал, который способствует тому, что занятия проходят в веселой, занимательной и доступной форме. Для формирования элементарных математических представлений у дошкольников используются различные виды дидактических игр, например:

1. Игры с предметами:«Собери матрешку», «Собери пирамидку», «Собери матрешку», «Построй башенку» и т. п. Задача этих игр – способствовать закреплению качеств предметов (величина, форма, цвет).

2. Игры для сенсорного развития:

- на закрепление цвета предмета: «Разноцветные бусы», «Поставь букет в вазу», «Угостим медведя ягодой» и т. п. Играя в эти игры, дети учатся группировать, соотносить предметы по цвету.

- на закрепление формы предмета: «Какой это формы? »,«Раздели по форме», «Круг, Квадрат», «Заплатки для коврика»,«Найди предмет квадратной формы » «Заштопай штанишки» и т. п. В этих играх дети учатся различать, группировать предметы по форме, вставлять предметы данной формы в соответствующие для них отверстия.

- на закрепление величины предмета: «Большие и маленькие», «Какой мяч больше», «Угостим мишку» и т. п. Эти игры учат детей различать, чередовать, группировать предметы по величине.

3. Игры с крышками от бутылок: «Воздушные шары», «Солнечная поляна», «Подбери колеса для машины» и т. п. Эти игры учат детей различать, группировать, чередовать предметы по цвету, величине и многие другие.

4.«Задумай число »«Число, как тебя зовут? »«Кто первый назовет чего не стало? » и  многие другие  развивают у детей внимание, память, мышление. Игра  «Считай не ошибись» или «Какое число рядом? » помогает усвоению порядка следования чисел натурального ряда, упражнения в прямом и обратном счете. В игре используется мяч.

5. «Найди дорожку », «Отвези овощи с поля на склад », «Помоги муравью попасть в муравейник » и т.д. эти игры  способствуют развитию пространственных ориентировок у детей.

6«Найди нестандартную фигуру? », «Продолжи ряд », «Кого не хватает » «Танграм », и т.д. Эти игры развивают логическое мышление.

       Логические игры математического содержания воспитывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, характерными для каждой занимательной задачи, всегда вызывает интерес у детей. Занимательные задачи способствуют развитию у ребенка умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения. Дети начинают понимать, что для правильного решения логической задачи необходимо сосредоточиться, они начинают осознавать, что такая занимательная задачка содержит в себе некий "подвох" и для ее решения необходимо понять, в чем тут хитрость

    Дидактические игры широко используются при планировании занятий по математическому развитию или отдельных его элементов, а также при организации индивидуальной работы с детьми.

         Важно отметить, что каждая игра дает упражнения полезные для умственного развития детей и их воспитания. Благодаря играм удается сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже самых несобранных детей дошкольного возраста. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения, в том числе и математике.

   Таким образом, можно сделать вывод, что дидактические игры упрощают усвоение программы, так как игра- ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, способствую развитию психических процессов дошкольника, а также дают большой заряд положительных эмоций, помогают детям закрепить и расширить знания по математике.

Литература

1. Метлина Л.С. Математика в детском саду. – М., Просвещение, 1984.

2. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. – М.,Просвещение, 1990

3.Нищева Н. В. Играйка. Игры и упражнения для формирования и развития элементарных   математических представлений и речи дошкольников. - СПб. : Детство-пресс, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль игры в развитии математических способностей детей дошкольного возраста

Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра это искра...

Роль игры в развитии математических способностей детей дошкольного возраста.

Каждый из нас мечтает о том, чтобы ребенок вырос умным, самостоятельным, чтобы в будущем сумел занять достойное место в жизни общества. Значение игры, ее влияние на развитие личности ребенка трудно пе...

Роль игры в развитии математических способностей детей дошкольного возраста

Современное состояние детской игровой культуры : проблемы и решения....

Роль игры в развитии математических способностей детей дошкольного возраста

Роль игры в развитии математических способностей детей дошкольного возраста...

Роль игры в развитии математических способностей детей дошкольного возраста

Роль игры в развитии математических способностей детей дошкольного возраста...

«Роль игры в развитии математических способностей детей дошкольного возраста»

laquo;Роль игры в развитии математических способностей детей дошкольного возраста»...

Роль игры в развитии математических способностей детей дошкольного возраста

laquo;Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир». Задача воспитателей и родителей – помочь ему сохранить и развить стр...