Детско-взрослый проект "Настолка"
проект (старшая, подготовительная группа)

Проект направлен на поддержку культуры игровых традиций. В рамках  реализации проекта создаются условия для самостоятельной инициативной и творческой деятельности детей.  В проектной деятельности дети осваивают способы изготовления игр с правилами, самостоятельно придумывают игры, оформляют их, придумывают правила, учат играть в игры  других детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nastolka._docx.docx724.68 КБ

Предварительный просмотр:

                             Главное управление образования администрации города Красноярска                                                                            

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 84 комбинированного вида»

________________________________________________________________     

660068, г. Красноярск, пер. Тихий, д.24; тел. 2644 –031, mdou84@mail.ru

ОКПО 53633567,    ОГРН 1022402065256,      ИНН  2462022725  / КПП   246201001

Профессиональный конкурс

«Молодой воспитатель города Красноярска»

«Педагогическая изюминка»

Детско-взрослый проект «Настолка»

Руководитель проекта:

Маткова Наталья Константиновна,

воспитатель подготовительной

группы МБДОУ № 84

Красноярск, 2021 г.

Содержание

Описание проекта

3

Деятельность в рамках проекта

4

План работы по проекту

7

Оценка результатов реализации проекта

8

Распространение результатов проекта

9

Устойчивость проекта

10

Бюджет проекта

10

Приложение

11

   

Описание проекта

        Игра, прежде всего – это основной вид деятельности детей дошкольного возраста. По выражению В.А. Сухомлинского «Игра – это та искра, которая достигает огонек пытливости и любознательности детей».

Особенно важны игры с правилами для развития детей старшего дошкольного возраста. В играх с правилами формируется произвольность в общении детей со сверстниками. Это ключевая предпосылка готовности ребенка к школе. В играх с правилами дети учатся принимать правила, действовать на их основе, взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками  на основе правил, учитывать игровую позицию партнера, перестраивать свое поведение в соответствии с ней, удерживать условность своей позиции и позиции партнера.

К сожалению, мы сегодня потеряли традицию собираться за увлекательными настольными играми. В то время, когда росли родители наших воспитанников, их родители, игр на прилавках магазинов было мало. Поэтому, очень много игр придумывали сами, используя для их изготовления подручные материалы. В настоящее время присутствует огромное изобилие игр и игрушек. Дети утратили способность самостоятельно конструировать игровую среду в соответствии со своими интересами. А это является одним из способов развития инициативы и самостоятельности детей.

Проект направлен на поддержку культуры игровых традиций. В рамках  реализации проекта создаются условия для самостоятельной инициативной и творческой деятельности детей.  В проектной деятельности дети осваивают способы изготовления игр с правилами, самостоятельно придумывают игры, оформляют их, придумывают правила, учат играть в игры  других детей.

Проблематика проекта в разрыве между отсутствием способностей детей самостоятельно конструировать игровую среду и необходимостью приобщения детей к играм с правилами как актуальной составляющей развития произвольности  детей дошкольного возраста.

Новизна проекта заключается в изготовлении своими руками игр с правилами, придуманных  детьми.

Цель педагога:

Цель детей:

обучение детей способам конструирования игр с правилами по собственному замыслу

изготовление игр своими руками

Задачи педагога:

Задачи детей:

Познакомить детей с разнообразием игр с правилами

Узнать, какие бывают игры

Освоить способы  изготовления игр из неоформленного материала

Научиться изготавливать игры из неоформленного материала

Развивать умение взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного творчества, игры

Договариваться с ребятами при изготовлении игр

Способствовать придумыванию новых игр с правилами

Придумать свои игры

Ожидаемые результаты:

  1. Наличие образовательных результатов: дети владеют способами конструирования игр своими руками, могут реализовать свой замысел без помощи взрослого; могут придумать игровые действие и правила игры; могут договориться об оформлении игры, о разделении трудовых действий  при совместной продуктивной деятельности.
  2. Наличие в  группе коллекции игр, сделанных руками детей.
  3.  Вовлечение в проект не менее 40% родителей. Наличие не менее 5 семейных игр.

Деятельность в рамках проекта

Механизм реализации проекта: Проект предполагает поэтапную реализацию в подготовительной группе «Светлячок».  Стратегия достижения цели проекта в поддержке детского интереса на каждом этапе его реализации, вовлечение родителей в реализацию проекта для реализации идеи проекта в семейных формах образования.

Подготовительный этап: Как и большинство форм культурной деятельности, игры с правилами передаются из поколения в поколение через непосредственные образцы и игровые предметы.  Осознавая традиционность игр с правилами, провели анкетирование среди родителей «Любимые игры детства». Для этого вывесили в приемной ватман и предложили родителям написать их любимые с детства настольные игры. Согласно результатам анкетирования, самыми любимыми играми родителей воспитанников были  лото, шашки, домино, игры-бродилки. В детстве они  самостоятельно изготавливали «Крестики-нолики», «Морской бой», игры-бродилки, «Шашки», «Классики».  100 % родителей утверждают, что хотели бы, чтобы их дети получили опыт самостоятельного изготовления игр для дальнейшей игровой деятельности.

Деятельностный этап: На данном этапе была организована деятельность по изготовлению игр в рамках арт – студии «Настолка». В первую очередь приступили к изготовлению  настольных игр с правилами из числа игр, выбранных и любимых родителями: «Крестики – нолики», «Шашки», «Домино».

Приоритетная задача этапа - освоение способа изготовления игры своими руками. В качестве материала для изготовления игр использовался неоформленный материал: коробочный картон, упаковочная бумага, декоративные материалы. Для реализации задачи этапа деятельность была организована следующим образом:

  1. Мотивация детей к созданию настольной игры.
  2. Обсуждение проблемной ситуации  «Как сделать игру?»
  3. Совместное с детьми планирование этапов практической деятельности по созданию настольной игры, составление плана-схемы деятельности.
  4. Объединение детей в творческие рабочие группы по изготовлению конкретной игры, распределение задач внутри группы.
  5. Выбор и определение необходимых материалов для изготовления настольных игр.
  6. Обсуждение способов изготовления  игр.
  7. Координация педагогом коллективной деятельности детей.
  8. Осуществление проб  игровой деятельности  с использованием самостоятельно изготовленных игр.

Когда дети освоили некоторые способы изготовления игр с правилами, предложили им придумать свои игры и самостоятельно их изготовить. Для этого педагог:

  1. Создал ситуацию обсуждения идей детей «Придумай игру», способов конструирования игр.
  2. Создал ситуацию выбора участников совместной деятельности, при этом работа могла быть как групповой, так и индивидуальной.
  3. Предоставил выбор  материалов для изготовления  игр.
  4. Осуществлял координацию  индивидуальной и коллективной деятельности детей по воплощению своего замысла.
  5. Совместно с детьми разработали правила игры и обсудили игровые действия.  

Для реализации проекта была оборудована среда группы. Так появился центр детской активности «Творческая мастерская», где дети самостоятельной могли изготавливать игры по собственному замыслу. 2 раза в неделю в группе организовываются игровые турниры с использованием самостоятельно изготовленных детьми игр. Результаты турниров вывешиваются в приемной для родителей.

Параллельно информировали родителей о ходе реализации проекта в родительском чате. Родителям предложено присоединиться к проекту, изготовив дома вместе с детьми игру. Фото семейной игры выложить в родительский чат. На утреннем круге каждый ребенок показывает свою игру, рассказывает, как в нее играть, какие вариации игры они придумали в семье.

Заключительный этап включает в себя: 

  1. Подготовку детей – экспертов для проведения презентации игр, изготовленных своими руками.
  2. Презентация игр, изготовленных своими руками, детям старшей  и подготовительной группы в рамках гостевого посещения.
  3. Организация игротеки в холле детского сада. При проведении «Часа игры» в ДОУ дети старшего дошкольного возраста приходят в игротеку для совместной игровой деятельности. Игротека также предполагает выдачу игр с правилами детям в группы во временное пользование.

На всех этапах проекта были использованы следующие ресурсы:  кадровые (воспитатели старшей и подготовительной группы), информационные (информационный плакат для родителей о реализации проекта, родители как источник информации для ребенка, информационные сообщения в чатах, ребенок как источник информации для сверстников), материально-технические (наличие материалов для изготовления и оформления игр), организационные (организация деятельности арт-студии «Настолка», гостевого посещения, игровых турниров, семейного флешмоба, игрового часа).

План работы по проекту

Мероприятие

Участники

Сроки

Ответственный

Подготовительный этап

1

Утренний круг с обсуждением идеи проекта

Дети, педагог

13 сентября

Воспитатели

2

Анкетирование родителей

родители

14 сентября

воспитатели

3

Сбор материалов для реализации проекта

Дети, родители, педагоги

с 14 по 19 сентября

Воспитатели, родители

4

Ознакомление детей с результатами опроса родителей, детско-взрослое планирование проекта

Дети, педагог

20 сентября

воспитатели

Деятельностный этап

5

Организация деятельности арт-студии «Настолка»

Дети, педагог

с 21 сентября по 1 октября

воспитатели

6

Организация игровых проб с изготовленными играми

Дети, педагог

с 21 сентября по 1 октября

воспитатели

7

Оборудование центра детской активности «Творческая мастерская» для самостоятельной творческой деятельности детей по изготовлению игр

Дети, педагог

21 сентября

воспитатели

8

Организация игровых турниров с играми с правилами в группе

Дети, педагог

2 раза в неделю,

с 28 сентября по 2 октября

воспитатели

9

Информирование родителей о ходе реализации проекта

Дети, педагог, родители

ежедневно

воспитатели

10

Организация  флешмоба «Семейная настолка»

Дети, родители, педагог

с 4 по 10 октября

воспитатели

Заключительный этап:

11

Подготовка детей – экспертов к презентации коллекции игр

Дети, педагоги

11 октября

воспитатели

12

Организация гостевого посещения с презентацией игр

Дети 2 групп, педагоги 2 групп

14 октября

Воспитатели 2 групп

13

Организация деятельности игротеки в холле ДОО

Дети старшего дошкольного возраста МБДОУ № 84, педагоги

1 раз в неделю,

 с 15 октября

Воспитатели

Оценка результатов реализации проекта

В рамках проекта будут получены количественные и качественные результаты.  В качестве показателей результативности проекта учитываются: динамика в развитии детей группы, наличие самостоятельно созданной игровой среды в группе; количество игр, изготовленных руками детей, количество родителей, принявших участие в проекте, количество семейных игр, наличие положительных отзывов родителей о проекте.

Проект находится на этапе реализации, но уже сейчас можно отметить полученные результаты. В результате реализации проекта  было изготовлено 6  игр: «Крестики-нолики», «Лабиринт», «Настольный футбол», «Шашки», «Воздушные дорожки», «Домино», 5 авторских детских игр.  

В среде группы имеются игры и атрибуты к играм, изготовленные руками детей для самостоятельной игровой деятельности.

Результативность проекта доказывает динамика в развитии детей, которую отмечают педагоги группы:

  1. У детей группы появился интерес к играм с правилами. Дети стали приносить игры из дома. В игровой деятельности дети придерживаются правил.
  2. Дети освоили способы изготовления игр своими руками, могут реализовать свой замысел без помощи взрослого.  Могут придумать игровые действие и правила игры.
  3. Дети могут договориться об оформлении игры, о разделении трудовых действий  при совместной продуктивной деятельности, о правилах игры, придуманной самостоятельно.

В проекте уже приняли участие 4 семьи, ожидается участие еще 7. Уже было получено 2 положительных отзыва о проекте.

Распространение результатов проекта

Игры с правилами – важный компонент развития произвольности детей старшего дошкольного возраста. В рамках проекта была организована детская творческая продуктивная деятельность по изготовлению игр с правилами. В дальнейшем с данными играми планируется совместная игровая деятельность «Час игры», игротека как коллекция игр для выдачи во временное пользование для детей других групп, организация семейного фестиваля «Настолка» на уровне ДОО.  В качестве результативности проекта можно отметить  наполнение предметно-игровой среды группы играми и атрибутами, изготовленными детьми для игровой деятельности, что является показателем овладения способами конструирования игровой среды детьми группы.

Устойчивость проекта

Риски

Способы их коррекции

Детский интерес угасает

Использование способы поддержки детского интереса: положительная оценка, похвала, предложение альтернативы, поддержка идей ребенка и т.д. Демонстрировать успехи ребенка в среде сверстников.  Предлагать новые материалы для изготовления, вместе смотреть варианты игр в сети.

Низкий уровень участия родителей в проекте

Стимулировать интерес родителей посредством презентации проекта через детей, акцент на успешность ребенка в рамках проекта

Применяемые методы не приводят к ожидаемым результатам

Провести корреляцию в реализации проекта за счет определения дефицитов и подбора адекватных методов, увеличение сроков реализации  проекта.

Бюджет проекта не предусмотрен. Для изготовления игр используется неоформленный материал. В приемной группы имеется коробка, в которую родители приносят различный ненужный им неоформленный материал: бумагу, бусины, тесьму, ткань, втулки, поролон и т.д.. Материалы этой коробки активно используются  в проекте.

Приложение

  C:\Users\Ирина Генадьевна\Desktop\мероприятия 2019\мир глазами ребенка 2019\фото время играть\IMG_20190222_102223.jpg            C:\Users\Ирина Генадьевна\Desktop\мероприятия 2019\мир глазами ребенка 2019\фото время играть\IMG_20190215_102715.jpg

Арт-студия «Настолка»

C:\Users\Ирина Генадьевна\Desktop\мероприятия 2019\мир глазами ребенка 2019\фото время играть\IMG_20190311_103821.jpg

Игровые турниры

C:\Users\rigov\Downloads\2021-09-13_13-40-43_520.jpgСемейная игра «Цветочная поляна»

C:\Users\rigov\Downloads\2021-09-10_21-59-08_375.jpgC:\Users\Ирина Генадьевна\Desktop\мероприятия 2019\мир глазами ребенка 2019\фото время играть\IMG_20190311_110008.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс. Детско – взрослое творчество в детском саду «Вытынанка из бумаги»

Развитие в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя ...

Детского-взрослый спортивный праздник "До свидание детский сад, Здравствуй школа!"

Детского-взрослый спортивный праздник "До свидание детский сад, Здравствуй школа!"...

Детско – взрослый социально значимый коллективный творческий проект «Поздравление мам с женским днем 8 марта от детей, в группе детского сад» Авторы проекта: музыкальный руководитель Бурчиева Эльза Петровна, Дети подготовительной к школе группы №1.

Дорогие посетители  сайта, вашему вниманию представлен мой опыт работы проектной деятельности в детском саду. Проектная деятельность дает возможность каждому ребенку  получить опыт индивидуа...

Детско-взрослый проект "Летняя детская олимпиада"

Олимпийские игры занимают важное место в системе ценностей современной культуры. В соответствии с ФГОС ДО, одной из задач познавательного развития детей дошкольного возраста является развитие о социок...

Познавательно-игровой краткосрочный детско-взрослый проект в средней группе детского сада

Познавательно-игровой краткосрочный детско-взрослый проектв средней группе детского сада...

Детско-взрослое сообщество "Мой любимый детский сад!"

Детско-взрослое сообщество "Мой любимый детский сад!"...