Взаимодействие с родителями по реализации ООП ДО посредством технологии «Гость группы» (из опыта работы)
статья

.  В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, одним из условий, обеспечивающим создание социальной ситуации развития детей, является непосредственное вовлечение родителей (законных представителей) в образовательную деятельность, в том числе на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив. Исходя из актуальности данного направления, его роли в образовании детей дошкольного возраста, нами была успешно апробирована и внедрена развивающая образовательная технология «Гость группы».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gost_gruppy.docx18.91 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие с родителями по реализации ООП ДО посредством технологии «Гость группы»

(из опыта работы)

В рамках участия в Программе по развитию личностного потенциала, инициированной благотворительным фондом Сбербанка «Вклад в будущее», в МБДОУ № 84 разработан и реализуется управленческий проект «Мир открытий», направленный на создание личностно-развивающей образовательной среды в ДОО. Одним из направлений проекта стало подбор вариативных форм включения родителей (законных представителей) в реализацию образовательной программы дошкольного образования.  В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, одним из условий, обеспечивающим создание социальной ситуации развития детей, является непосредственное вовлечение родителей (законных представителей) в образовательную деятельность, в том числе на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив. Исходя из актуальности данного направления, его роли в образовании детей дошкольного возраста, нами была успешно апробирована и внедрена развивающая образовательная технология «Гость группы».

Суть данной технологии заключается в том, что родители приходят в группу дошкольной образовательной организации и рассказывают детям интересные сведения о своих увлечениях, профессии, семейных традициях, проводят мастер-классы по изготовлению предметов быта, проводят виртуальные экскурсии (например, из вертолета МЧС). Участниками этой формы работы могут быть как родители, так и другие члены семьи.

Технология «Гость группы» реализуется в несколько этапов:

На первом этапе создается ресурсная карта родителей. По итогам мониторинга профессий, увлечений, интересов родителей педагог разрабатывает ресурсную карту, в которой отражено, каким содержанием родитель может поделиться с детьми. Это может быть рассказ о своей профессии, демонстрация своих трудовых функций, мастер-класс в соответствии с направлением профессии (мастер-класс по сервировке стола, по раскрашиванию изделий из дерева и т.д.), рассказ о путешествии в другую страну с демонстрацией фото или видео, виртуальная экскурсия в военную часть.  После обсуждения с родителями об участии их в данном направлении, педагог составляет перспективный план гостевых встреч в соответствии с комплексно-тематическим планированием.

 На втором этапе проводится предварительная работа с родителем по подготовке к встрече: обговаривается содержание и формат встречи, обсуждается материал, который будет демонстрироваться. Педагог акцентирует внимание на каждой части мероприятия, ее продолжительности, индивидуальных особенностях детей. Родителю важно помнить, что любые действия ребенка (с принесенным оборудованием) должны быть поддержаны и иметь положительную оценку. Основные правила проведения мероприятия можно сформулировать как «Недолго! Наглядно! Интересно!». Поэтому обязательно учитываются и разрабатываются элементы активизации внимания детей, наглядность –посмотреть, потрогать, примерить, а главное поиграть!

В рамках подготовки родителей к мероприятию необходимо учитывать следующие требования:

- предложенный детям материал должен быть понятен и доступен для восприятия;

- дети должны иметь возможность действовать с предметами, о которых будет говорить родитель;

- вопросы к детям должны носить характер дискуссии, иметь обратную связь;

- предложенный наглядный материал, должен быть безопасен и может быть использован детьми в деятельности, как самостоятельно, так и под контролем взрослого;

- учитываются возрастные особенности: в средней группе – не более 20 минут, в группах старшего дошкольного возраста не более 25 - 30 минут;

- предпочтение отдается диалоговой форме общения, но необходимо соблюдать равнозначность: взрослый говорит столько же, сколько и дети;

- необходимо продумать, чтобы атрибуты, которые принес родитель в группу, могли некоторое время остаться и использоваться детьми в практической деятельности.

На третьем этапе непосредственно проводится сама «гостевая встреча».

Более подробно опишу одну из гостевых встреч по росписи деревянных игрушек в подготовительной группе.

Знакомство с гостем группы прошло в виде рассказа ребенка о своей маме. Валерия рассказала, что ее маму зовут её Екатерина Андреевна, что ей 29 лет и она очень занятой человек, т.к. владеет собственной компанией по изготовлению изделий из дерева “Деревянный стиль”. Валерия поделилась с ребятами о том, что её мама в свободное время любит читать книги, путешествовать с семьей, обожает делать себе и ей необычные причёски, любит красивые наряды и очень хорошо водит машину. Вместе с мамой по выходным Лера любит стряпать пирожные, печь блинчики, после чего, они дружно всей семьей, едут кататься на роликах, или велосипедах на о. Татышев. Мама очень заботливая, добрая, ласковая и всегда поддерживающая все идеи и задумки Леры.

Далее последовал рассказ Екатерины Андреевны (с демонстрацией образцов) о своей работе. Екатерина Андреевна рассказала ребятам, что свою компанию “Деревянный стиль” она открыла четыре года назад. Всё началось в то время, когда Лера только родилась и она захотела купить для неё метрику с её именем (показывает на примере что это такое). Но подумала и решила, что её можно изготовить самостоятельно дома, с помощью папы Михаила Александровича, который и помог воплотить ее задумку. Дальше они начали делать изделия на праздники для друзей и родственников в подарок. А через некоторое время появились первые заказы, и было решено купить первый станок для резки по дереву. Примерно через год Екатерина Андреевна прошла специальные курсы по предпринимательству, получила субсидию от государства, и на эти деньги было принято решение купить их первый лазерный станок и открыть компанию “Деревянный стиль”. Сначала заказы принимали только на изготовление детских изделий: именные линейки, детские ночники, развивающие игрушки, бизиборды. Позже ассортимент расширился, и появились сувениры и бизнес-подарки: брелки, часы, ключницы, упаковка, коробки, разные корпоративные подарки. Сейчас компания в среднем в месяц изготавливает от десятков до нескольких тысяч разных предметов. У компании своё производственное помещение 80 кв.м и уже четыре станка- два лазерных и два фрезерных, а также оборудование по УФ печати и сублимации. Екатерина Андреевна рассказала, что каждое изделие при изготовлении проходи следующие этапы:

1 закупка материала.

2. изготовление макета.

3.резка станками.

4. шлифовка.

5. покраска.

Детей группы очень заинтересовал рассказ Екатерины Андреевны, и они задали много вопросов, среди которых такие, например, как: Сложно ли создать макет изделия? Как долго сохнет краска? Кто придумывает, каким цветом покрасить? Можно ли сломать станок? Где можно научиться делать такие красивые изделия? А умеет ли она сама работать на таких сложных станках?

Екатерина Андреевна приготовила для ребят увлекательный мастер-класс, где каждый смог почувствовать себя настоящим волшебником. Всё необходимое она принесла с собой, а именно: готовые игрушки – листик и пряничный человечек на каждого ребёнка, блёстки, пайетки, лак для волос (для фиксации украшений), кисти для разукрашивания, гуашь, верёвочки для игрушек.

Екатерина Андреевна демонстрировала весь процесс работы ребятам, а они повторяли за ней, если кто-то не справлялся, она и воспитатель помогали ребятам. Начали с разукрашивания игрушек, затем, когда краска подсохла, побрызгали лаком и сразу начали украшать по выбору детей предложенным материалом. Когда всё окончательно подсохло, продели ниточки в отверстия и завязали…игрушки были готовы! Все дружно поблагодарили Екатерину Андреевну за такой увлекательный рассказ о себе и мастер-класс, сделали фото на память и попрощались с ней до новых встреч!

        Технология «Гость группы» является эффективным средством включения родителей (законных представителей) в реализацию образовательной программы дошкольного образования. Данная технология дает очень важный результат: родители из «зрителей» и «наблюдателей» становятся соучастниками мероприятий детского сада, участвуя в них от процесса планирования до момента рефлексии, между родителями и педагогами создается атмосфера взаимоуважения и сотрудничества.                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Взаимодействие с родителями по созданию комфортного климата дома и в саду" (из опыта работы)

каждый ребенок для своих родителей величайшая ценность и поэтому очень важно чтобы ребенок чувствовал себя комфортно и дома, и в детскому саду; был в согласии с окружающим его миром......

Доклад на тему: "Взаимодействие детского сада и семьи, в развитии речи детей подготовительной группы (из опыта работы)"

Взаимодействие детского сада и семьи, в развитии речи детей подготовительной группы (из опыта работы)....

«Взаимодействие с родителями по созданию комфортного климата дома и в саду» (из опыта работы).

Взаимодействие с родителями оказывает благотворное влияние на развитие ребенка. Совместно организованный досуг с семьей обеспечивает преемственность поколений, передачу духовных и материальных ценност...

Взаимодействие с родителями в реализации проектной деятельности в 1 младшей группе на тему "Игрушки " по А.Барто

Взаимодействие с родителями в реализации проектной деятельности в 1 младшей группе на тему  "Игрушки" по А.Барто...

Духовно-нравственное развитие педагога, детей и родителей в реализации программы «Социокультурные Истоки в дошкольном образовании» (Из опыта работы педагога)

Публикация материала из опыта работы старшего воспитателя по реализации программы "Социокультурные истоки"....

Формирование первоначальных представлений о медицинских профессиях, в рамках ранней профориентации, у детей раннего и младшего возраста посредством технологии «Гость группы» в ДОУ.

Аннотация: автор рассматривает тему ранней профориентации, посредством технологии «Гость группы», делится собственным опытом.Ключевые слова: ранняя профориентация, «Гость группы&raqu...