КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «НАРОДНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»
консультация

ПЕТРУННИКОВА НАТАЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА

Что даёт ребёнку игра: удовольствие; знакомство с нормами, правилами жизни; общение со сверстниками; возможность выражать свои эмоции; внутреннюю свободу: играю, где хочу, с кем хочу, сколько хочу, чем хочу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«НАРОДНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Петрунникова Наталья Александровна

Воспитатель 1 квалификационной категории

МБДОУ №50, г. Нижнекамск

Что даёт ребёнку игра: удовольствие; знакомство с нормами, правилами жизни; общение со сверстниками; возможность выражать свои эмоции; внутреннюю свободу: играю, где хочу, с кем хочу, сколько хочу, чем хочу.

Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились до наших дней из глубокой старины, передаваясь из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Собирались мальчишки и девчонки за околицей, водили хороводы, пели песни, играли в горелки, салочки, состязались в ловкости. Зимой развлечения носили другой характер: устраивались катания с гор, игры в снежки, на лошадях катались по деревням с песнями и плясками.

Весёлые подвижные народные игры – это наше детство. Кто не помнит неизменных пряток, салочек, ловишек! Когда они возникли? Кто придумал эти игры? На этот вопрос только один ответ: они созданы народом так же, как сказки и песни. И мы, и наши дети любят играть в русские народные подвижные.

В русских народных играх отражается любовь народа к веселью, движениям, удальству. Есть игры- забавы с придумыванием нелепиц, со смешными движениями, жестами, «выкупом фантов» Шутки и юмор характерны для этих игр. Русские народные игры ценны для детей в педагогическом отношении: они оказывают большое внимание на воспитание ума, характера, воли, укрепляют ребёнка. В чём же преимущество использования русских народных подвижных игр?

Народные игры помогают усваивать знания, полученные на занятиях: например, чтобы закрепить представление о цветах, оттенках мы с детьми играем в игру «Краски». Детям игра очень нравится. В ней присутствует своеобразие игровых действий: и диалогическая речь, диалог «монаха» и «продавца», прыжки на одной ноге и стихотворный текст.

В народных играх много юмора, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными моментами, любимыми детьми считалками и зазывалками. Считалок и зазывалок дети знают множество. И, заучивая их наизусть, мы не только прививаем любовь к русскому творчеству, но и развиваем детскую память.

Внимание — необходимое условие любой деятельности: учебной, игровой и познавательной. Между тем, внимание у дошкольников, как правило, развито слабо. И справиться с этой проблемой помогают народные игры, так как в играх присутствует стихотворный текст, который направляет внимание детей, напоминает правила.

Таким образом, русские народные игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, установленной правилами игры, которая складывается на основе русских национальных традиций и учитывает культурные, социальные и духовные ценности русского народа в физкультурном аспекте деятельности.

Важным является то, что в подвижных народных играх воспитываются психофизические качества: ловкость, быстрота, выносливость, сила, координация движений, равновесие, умение ориентироваться в пространстве.

· Народная игра - это наше детство, забавы старшего поколения - наших бабушек и дедушек, практическое размышление ребенка об окружающей действительности. Народными мы называем как собственно игры, так и различные виды спорта, которые имеют развлекательную основу и включают в себя элементы театрального, циркового, танцевального, музыкального и поэтического искусства.

Игры - удивительно совершенные и ценные произведения народного творчества, которые создавались и оттачивались десятками поколений, вбирая в себя опыт целого народа. Они развивают ловкость, гибкость, силу, моторику, тренируют реакцию и координацию движений, воспитывают навыки общения. Они разнообразны, развлекательны и эмоциональны.

Игра - деятельность, с помощью которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, учится справедливо оценивать поступки товарищей. Нравственные качества, сформированные в игре, влияют на поведение ребенка и его характер.

Игра является способом познания окружающего мира. Малыши знакомятся с животными, птицами, их движениями, звуками, местом обитания. Например, игра «Волк и овцы»:

«Пасу, пасу овечек недалеко от речки. Волк за горою, серый за крутой, И днем и ночью рыщет. Моих овечек ищет. А я волка не боюсь. Батожком оборонюсь, Кочерыжкой отобьюсь!»

Игра «Пастух и волк»: «Пастух-пастушок, заиграй в рожок! Выгоняй скотинку на зеленую равнинку: Овечку - на речку, Свинку-под осинку, Козочку – под горочку, Коровку - в дубровку, лошадку - на травку»

Особенно популярными и любимыми были такие игры, как «Горелки», «Русская лапта», «Жмурки», «Городки», игры с мячом. Игра «Жмурки» была распространена во многих областях России и имела разные названия: "Слепая сковорода", "Куриная слепота", "Кривой петух" и т.д.

Прежде чем начинать игру, дети хором вели разговор с водящим:

-Кот, кот, на чём стоишь?

- На квашне.

- Что в квашне?

- Квас!

- Лови мышей, а не нас!

Поговорят так с водящим, да ещё заставят его несколько раз повернуться на одном месте, и только после этого он начинает искать играющих, как правило, с закрытыми, зажмуренными глазами.

Немало таких игр, где успех играющих зависел, прежде всего, от умения точно бросить биту, сбить городки, поймать мяч или попасть мячом в цель («Городки», «Лапта» и т.д.). Как названия игр, так и правила были различны в разных областях России, но общим для них являлось стремление выиграть, одержать победу.

Одни игры имеют сюжет, правила их тесно связаны с сюжетом (например, "Коршун", "Курочка", "Гуси-лебеди", "Стадо"). В играх типа "Много троих, хватит двоих", "Горячее место" сюжет и роли отсутствуют, всё внимание детей направлено на движение и правила.

Есть игры, в которых сюжет и действия играющих обусловлены текстом. В игре "Краски" покупатель переговаривается с водящим:

"Тук-тук!" "Кто там?" "Покупатель". "Зачем пришёл?" "За краской" "За какой?"-"За голубой."

Русские народные игры для детей ценны в педагогическом отношении, они оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребёнка, создают определённый духовный настрой, интерес к народному творчеству. Они достаточно разнообразны по своему содержанию, тематике и организации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Народное творчество в воспитании дошкольников"

Консультация содержит информацию о благотворном влиянии устного народного творчества в воспитании детей дошкольного возраста...

Буклет для родителей "Народные подвижные игры для дошкольников"

Русские подвижные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли и до наших дней из старины, передавались из поколения в поколение....

Консультация для родителей «Народная игрушка в жизни дошкольника»

Материалы статьи помогут родителям познакомить детей раннего и младшего возраста с самой ранней формой художественного творчества народов России: народными игрушками, их смысловой нагрузкой, материала...

Консультация для родителей «Народная игрушка в жизни дошкольника»

Цель: Приобщение родителей к декоративно-прикладной культуре, через ознакомление с народной игрушкой.Задачи: Формировать интерес и желание к народным традициям, к культур...

Консультация для родителей "Народная игрушка в жизни дошкольника"

Консультация "Народная игрушка в жизни ребенка"...

Консультация для родителей "Народные игрушки в жизни дошкольника"

Консультация для родителей "Народные ишрушки в жизни дошкольника"...