Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по изодеятельности с использованием нетрадиционных техник рисования «Волшебные ручки»
рабочая программа (младшая группа)

Журавлева Ольга Гавриловна

Программа дополнительного образования "Волшебные ручки"  с использованием нетрадиционных техник рисования для детей 3-4 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_volshebnye_ruchki.docx83.02 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная

общеобразовательная

общеразвивающая программа

по  изодеятельности

с использованием нетрадиционных техник рисования

«Волшебные ручки»

Направленность – художественно-эстетическая

Уровень – стартовый

Возраст детей 3 – 4 лет

Срок обучения 1 год

Срок реализации программы 2022-2023

Автор-составитель:

воспитатель

Журавлева Ольга Гавриловна

Санкт-Петербург 2022 год

Содержание

 

Структура программы

№ стр.

II

Целевой раздел

1.1 

Пояснительная записка

3

1.2

Цель и задачи реализации Программы

4

1.3 

Принципы и подходы к формированию Программы

5

1.4 

Планируемые результаты освоения Программы

5

1.5 

Система педагогического мониторинга достижения обучающимися   планируемых результатов освоения Программы

6

III

Содержательный раздел

6

2.1

Содержание образовательной деятельности по Программе

6

2.2

Учебный план

8

IIII

Организационный раздел

3.1 

Условия организации Программы

17

3.2 

Материально – техническое обеспечение Программы 

18

3.3 

Методическое обеспечение Программы

19

3.4 

Перечень нормативных и нормативно-методических   документов

19

 

Приложение

19

        

  1. Целевой раздел
  1. Пояснительная записка

             Ребенок, познавая окружающий мир, старается отразить его в своей деятельности: в игре, в рассказах, в рисовании, в лепке и т.д. Прекрасные возможности в этом отношении представляет изобразительная творческая деятельность. Чем разнообразнее будут условия, способствующие формированию творческой среды, тем ярче станут проявляться художественные способности ребенка.

            Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

           Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.

             Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.

            Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает  у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.

          Анализ  авторских разработок, различных материалов, а также передового опыта работы с детьми, накопленного на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, показал возможность применения нетрадиционных приемов изо деятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

           Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях. Занятия в кружке позволяют развивать у детей не только художественные способности, но и коммуникативные навыки в процессе рисования.

Практическая значимость программы

          Программа предназначена для воспитателей ДОУ и родителей. Подробное учебно-тематическое планирование, а также наличие готовых конспектов  занятий помогут педагогам свободно внедрять программу в своих группах.

Педагогическая целесообразность

          Из  опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.

          Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и использование нетрадиционного бросового материала и нестандартных изо технологий.

Новизна программы заключается в том, что  она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Не всем детям дано владеть кистью или карандашом, кому-то трудно выразить себя в линии, кто-то не понимает и не принимает разнообразие цветовой гаммы. Следует предлагать детям, а не навязывать, помогать детям, а не заставлять их. А чтобы помочь ребенку найти себя, необходимо предлагать ему как можно больше разных способов самовыражения. Ведь любая нетрадиционная изобразительная технология дает ребенку возможность выбирать, думать, искать, пробовать и т.п.

           

Проведение занятий  с использованием нетрадиционных техник рисования:

- вызывает интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними;

- развивает уверенность в своих силах, способствует снятию детских страхов;

- побуждает детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо;

- помогает детям в создании выразительных образов, сохраняя непосредственность и живость детского восприятия;

-  способствует развитию содержания, формы, композиции, обогащению цветовой гаммы рисунков;

- способствует возникновению у ребенка ощущения, что продукт его деятельности – рисунок интересен другим (педагогу, детям, родителям, сотрудникам детского сада);

- развивает мелкую моторику рук;

            Программа рассчитана на 1 год обучения. Все занятия в  Программе носят творческий и познавательный характер. Занятия проводятся с детьми 1 раз в неделю длительностью 15 мин во второй половине дня.

  1.  Цель и задачи реализации Программы

Цель: развитие умения и навыка в свободном экспериментировании с материалами необходимыми для работы в нетрадиционных техниках рисования.

Задачи.

Образовательные: знакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов, разные способы создания изображения, соединяя в одном рисунке разные материалы с целью получения выразительного образа.

Развивающие: развивать творческую активность, мышцы кистей рук, поддерживать потребность в самоутверждении. Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.

Воспитательные: формировать положительно – эмоциональное восприятие окружающего мира, воспитывать художественный вкус, интерес к изобразительному искусству. Воспитывать умение доводить начатое дело до конца, работать в коллективе,  индивидуально.

  1. Принципы и подходы к формированию Программы

Основные принципы:

1. Принцип последовательности. Каждое задание необходимо творчески пережить и прочувствовать, только тогда сохранится логическая цепочка — от самого простого до заключительного, максимально сложного задания.

2. Принцип наглядности. Непосредственная зрительная наглядность рассчитана на возникновение  эстетического восприятия конкретного изделия и желание его сотворить.

3. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания. Главная цель образования – ребенок, развитие которого планируется, опираясь на его индивидуальные и возрастные особенности.

4. Принцип выбора. Решений по теме, материалов и способов без ограничений.

5. Принцип активного обучения. На занятиях  используются активные формы и методы обучения – игры, сюрпризные моменты, просьба о помощи, педагогическая драматургия (путешествие в страну Рисования), пластика (эмоциональное самовыражение), элементы теневого театра.

6. Принцип научности. Дети получают знания о форме, цвете, композиции и др.

1.4. Планируемые результаты освоения Программы

Овладение детьми  3-4 лет определенными знаниями, умениями, навыками в процессе рисования, выявление и осознание ребенком своих способностей, сформированности способов самоконтроля. В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях дается возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.

Требования к знаниям и умениям, приобретаемым в ходе реализации Программы:

Решение задач, позволило спрогнозировать следующий результат освоения программы ввиду целевых ориентиров:

- Проявляет интерес к эстетически привлекательным образам

(репродукции картин, книжным иллюстрациям, красивым предметам быта).

- Хорошо владеет такими техниками нетрадиционного рисования, как рисование пальчиками, ладонью, рисование тычком, салфеткой, тампоном, крупой.

- Украшает силуэты элементами росписи,  используя оттиск.

- Подбирает цвета в соответствии с цветом предметов или по собственному желанию.

- Выражает свои представления, переживания, чувства, мысли  отношение к окружающему миру через рисунок.

- Сформированы навыки самостоятельности.

1.5 Система педагогического мониторинга достижения обучающимися планируемых результатов освоения Программы

Педагогическая диагностика проходит 2 раза в год (сентябрь, май)

  1. Первичная диагностика проходит в течение 2-х недель с начала учебного года. Проводится  с целью исследования уровня овладения рисованием,  ручной моторики, творческих способностей ребенка.
  2. Итоговая диагностика проходит в конце учебного года, чтобы проследить динамику изменений овладения ребенком в соответствии с возрастом изобразительной деятельностью/рисование/. 

Диагностика проводится в виде обследования, тестов, творческих заданий. (Приложение.) Также контроль за эффективностью проведения занятий ведется в ходе индивидуального подхода, систематической организации выставок внутри детского сада. Проводятся  открытые занятия, как для родителей, так и сотрудников. Частью диагностики является участие воспитанников в конкурсах.

  1. Содержательный раздел

  1. Содержание образовательной деятельности по Программе

Для обеспечения органичного единства обучения и творчества детей занятия включают в 

себя следующие виды деятельности:

-коммуникативное рисование с использованием имитационных движений и обсуждением создания  сюжета рисунка;

- динамическая пауза с элементами логоритмики и психогимнастики;

- словесные игры, игры – драматизации;

- игровые ситуации.

Программа включает в себя широкое использование иллюстративного материала, использование методических пособий, дидактических игр и музыкальных произведений.

В ходе реализации данной программы дети знакомятся со следующими нетрадиционными техниками рисования:

Тычок  жесткой  полусухой  кистью

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.

Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Рисование  пальчиками

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Рисование  ладошкой

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Оттиск  поролоном

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.

 Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.

Оттиск  смятой  бумагой

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.

Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.

Восковые  мелки  +  акварель.

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.

Набрызг

Средства выразительности: точка, фактура.

Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5´5 см).

Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.

Методы, используемые при организации занятий с детьми:

- словесный (беседа, объяснение, познавательный рассказ);

- наглядный (картины, схемы, образцы, рисунки);

- метод наблюдения (экскурсии, прогулки, походы);

- игровой (дидактические, развивающие, подвижные)

- метод проблемного обучения (самостоятельный поиск решения на поставленное задание).

- метод «подмастерья» (взаимодействие взрослого и ребенка в едином творческом процессе на позиции сотрудничества, сотворчества).

Структурная организация занятий

1. Вводная часть. Организационный момент, создание эмоционального настроения, объяснение нового материала, мотивация (10% от времени всего занятия).

2. Основная часть, практическая, Самостоятельная, творческая деятельность детей под руководством педагога, ведется индивидуальная работа по раскрытию замысла каждого ребенка (80%)

3. Заключительная часть – анализ детских рисунков (рассматривание рисунков, положительные высказывания детей и педагога о проделанной работе) (10%).

  1. Учебный план

Занятия по дополнительной программе дополнительного образования детей проводятся во второй   половине дня  1 раз в неделю.

Вид детской группы

Группа детей профильная, имеет постоянный состав.

Тема раздела

Всего часов

Из них

Формы контроля

Теория

Практика

1

Вводное занятие

15 мин

5мин

10 мин

Контрольные, срезовые задания (с заполнением диагностических карт)

2

«Набежала тучка озорная»

15 мин

5мин

10 мин

3

«Дождик, дождик кап-кап-кап»

15 мин

5мин

10 мин

4

«Компот в банке»

15 мин

5мин

10 мин

5.

«Ежик»

15 мин

5мин

10 мин

6.

«Гриб-краса»

15 мин

5мин

10 мин

7.

«Веточка рябины»

15 мин

5мин

10 мин

8.

«Ласковый котенок»

15 мин

5мин

10 мин

9.

«В лесу родилась елочка»

15 мин

5мин

10 мин

10.

«Украсим елочку»

15 мин

5мин

10 мин

11

«Дед Мороз»

15 мин

5мин

10 мин

12.

«Дед Мороз» (продолжение работы)

15 мин

5мин

10 мин

13.

«Звездочки на небе»

15 мин

5мин

10 мин

14

«Снеговик»

15 мин

5мин

10 мин

15.

«Снегопад за окном»

15 мин

5мин

10 мин

16.

«Снежинка»

15 мин

5мин

10 мин

17.

«Чьи следы»?

15 мин

5мин

10 мин

18

«Веселые осьминожки» (коллективная работа)

15 мин

5мин

10 мин

19.

«Жили у бабуси два веселых гуся»

15 мин

5мин

10 мин

20.

«Веточка мимозы»

 

15 мин

5мин

10 мин

21.

«Бусы для бабушки»

15 мин

5мин

10 мин

22.

 «Солнышко» (коллективная работа

15 мин

5мин

10 мин

23.

«Цыпленок»

15 мин

5мин

10 мин

24.

 «Пчелиные соты»

15 мин

5мин

10 мин

25.

«Повисли с крыш сосульки льдинки»

15 мин

5мин

10 мин

26.

«Носит одуванчик желтый сарафанчик»

15 мин

5мин

10 мин

27.

«Золотая рыбка»

15 мин

5мин

10 мин

28.

«Салют»

15 мин

5мин

10 мин

29.

«Аленький цветочек»

15 мин

5мин

10 мин

30.

«Божьи коровки на лужайке»

15 мин

5мин

10 мин

31.

Итоговое занятие- выставка детских работ «Волшебные ручки»»

15 мин

5мин

10 мин

ВСЕГО: 31 занятие

8.15 часов

3 часа

5.15 часа

Содержание обучения

Месяц

Неделя

Тема

занятия

Задачи

Техника

Оборудование

Октябрь

1

Вводное занятие

Создать доброжелательную эмоционально-насыщенную атмосферу совместного творчества детей и педагогов, формирование навыков сотрудничества

Бумага, краски

2

«Набежала тучка озорная»

Познакомить с новой техникой рисования-  тампонированием.

Учить аккуратно набирать краску.

Продолжать знакомить с цветом.

Развивать эстетический вкус.

Тампонирование

- лист бумаги белого цвета;

- краска серого цвета в чашечке;

- тампон;

- салфетки.

3

«Дождик, дождик кап-кап-кап»

Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой  - рисование пальчиками. Учить рисовать дождик из тучек, используя точку как средство выразительности.

Развивать наблюдательность, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.

Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами.

Рисование пальчиками

-заготовки тучки, сделанные на предыдущем занятии;

-краска синего цвета в мисочках;

-салфетки;

-зонтик для игры.

4

«Компот в банке»

Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками и печатания, Учить детей создавать ритмические композиции.

Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

Побуждать детей доступными каждому ребёнку средствами выразительности изображать фрукты и ягоды, которые они выдели, пробовали и хотели бы нарисовать

Рисование пальчиками оттиск пробкой

- вырезанные из бумаги силуэты банок разного размера;

-гуашь красного, синего и желтого  цвета в чашечках;

-печати из пробки

- салфетки;

-банки с вареньем;

-чайные ложки.

Ноябрь

1

«Ежик»

Дать ребёнку возможность самому поэкспериментировать с изобразительными средствами.

Учить ребёнка воображать и фантазировать. Совершенствовать работу руки, что способствует развитию координации глаз и руки.

Знакомить с цветом. Учить находить сходство рисунка с предметом, радоваться полученному результату.

Рисование ладошкой

-листы бумаги белого цвета с силуэтом ежика;

-гуашь черного  цвета в чашечках;

- салфетки.

2

«Гриб-краса»

Продолжать учить рисовать пальцем или ватной палочкой. Развивать чувство цвета и ритма.

Воспитывать интерес к отражению впечатлений и представлений о красивых картинах (объектах) природы в изобразительной деятельности.

Рисование пальчиками

-листы бумаги белого цвета с силуэтом грибочка;

-гуашь;

-салфетки

3

«Веточка рябины»

Познакомить с техникой рисования крупой.

Развивать творчество детей. Воспитывать аккуратность и способность довести начатое дело до конца. Развитие мелкой моторики рук.

Рисование крупой

рябины.

-листы бумаги белого цвета с нарисованной веточкой рябины;

-гуашь красного  цвета в чашечках;

- салфетки;

-иллюстрации

4

«Ласковый котенок»

Продолжать знакомить с новой техникой нетрадиционного рисования; развивать мелкую моторику; учить чувствовать грань рисунка; развивать творческий потенциал. Учить передавать выразительный образ котёнка, его пушистую шёрстку, используя технику рисования тычок, углублять представления о цвете и геометрических формах, совершенствовать навыки работы с гуашью, вызвать у детей эмоциональный отклик.

Рисование жесткой кистью (тычок);

-листы бумаги с нарисованным силуэтом котенка;

-игрушка котенок;

-гуашь белого, черного, оранжевого цвета;

-салфетки.

Декабрь

1

«В лесу родилась елочка»

Упражнять в технике тычкования. Учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками. Развивать чувство ритма.

Рисование жесткой полусухой кистью

-ёлочка, вырезанная из плотной бумаги,

-зелёная гуашь, -жёсткая кисть,  салфетки

2

«Украсим елочку»

Учить детей рисовать пальчиками,  наносить отпечатки по всей поверхности листа (снежинки, снежные комочки, елочные игрушки,  огоньки). Учить рисовать ёлочку. Воспитывать аккуратность

Рисование пальчиками

-елочка с предыдущего занятия,

-гуашь,слфетки

3

Дед Мороз

Учить детей рисовать с помощью штампа; ориентироваться на листе бумаги; уточнять и закреплять знание цветов; формировать интерес и положительное отношение к рисованию.

Штамп

-альбомный лист с нарисованным Дедом Морозом,

-гуашь белая,

-кусочки поролона.

4

«Дед Мороз» (продолжение работы)

Продолжать учить детей рисовать с помощью штампа; ориентироваться на листе бумаги; уточнять и закреплять знание цветов; формировать интерес и положительное отношение к рисованию.

Штамп

1

«Звездочки на небе»

Продолжать учить детей создавать ритмические композиции.

Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

Воспитывать интерес к природе и отображению ярких представлений в рисунке.

Рисование пальчиками

- листы бумаги темно-синего цвета с аппликацией - крыши домов;

-гуашь желтого  цвета в чашечках;

- салфетки;

-иллюстрации с ночным звездным небом

Январь  

2

«Снеговик»

Продолжать обучение нетрадиционной технике рисования – тычок жёсткой полусухой кистью. Учить наносить тычки по форме круга, а также заполняя его. Развивать самостоятельное творчество детей, чувство композиции, мелкую моторику рук.

Воспитывать внимательность, аккуратность и старательность.

Рисование жесткой кистью (тычок)

-гуашь белого цвета;

акварель;

-Кисть «щетина» №6 и «белка» №3

-игрушка снеговик.

3

«Снегопад за окном»

Совершенствовать навыки работы с нетрадиционной техникой рисования – «набрызг», развивать у детей творческие способности.

Рисование путем разбрызгивание краски

-зубные щётки, -гуашь синего, голубого и белого цвета;

-силуэты деревьев,

-шаблон сугроба,

-палитры, белые листы, салфетки.

Февраль

Январь

1

«Снежинка»

Учить использовать в работе нетрадиционную технику - рисование восковыми мелками; развивать видение художественного образа, формировать чувство композиции; закреплять знание цветов способствовать появлению желания самостоятельно придумать ритмичный узор. Расширять представление детей о явлениях природы, помочь установить причинно-следственные связи между природными явлениями. Развивать умение слышать и понимать заданный вопрос. Обогащать словарный запас детей.

Рисование восковыми мелками

-снежинки,

-листы бумаги (по количеству детей),

-восковые мелки,

 -гуашь синего цвета,

-широкие кисти, стаканчики с водой, салфетки.

2

«Чьи следы»?

Учить детей рисовать следы от лапок котёнка, сложив пальцы щепоткой; уточнять и закреплять знание о цвете (белый) ; формировать интерес и положительное отношение к рисованию

Рисование пальчиками

-гуашь,

-листы бумаги, -салфетки,

-кисти

3

«Веселые осьминожки» (коллективная работа)

Закреплять технику рисования ладонью, дополнять рисунок дополнительными деталями, развивать фантазию, воображение.

Рисование ладошкой

-гуашь,

заготовки для аппликации, самоклеящиеся глаза, клей, альбомный лист

4

«Жили у бабуси два веселых гуся»

Учить детей рисовать птиц при помощи ладони

Развивать тактильную чувствительность и зрительно-двигательную координацию.

Формировать у детей осознанное отношение к порядку выполнения работы.

Рисование ладошкой

-гуашь,

-листы бумаги, -салфетки,

-кисти

1

«Веточка мимозы»

 

Учить технике пальчикового рисования, создавая изображение путем использования точки как средства выразительности; закрепить знания и представления о цвете (желтый), форме (круглый), величине (маленький), количестве (много), качестве (пушистый) предмета; формировать навыки аппликационной техники; развивать ассоциативное мышление, восприятие цвета, формы, величины предмета. Воспитывать интерес к творческой изобразительной деятельности

Рисование пальчиками

-гуашь желтого цвета,  

-клей, шарики из бумажных салфеток,

-листы бумаги, на которых нарисованы листья мимозы. -музыкальный материал: П. Чайковский «Подснежник» из детского альбома «Времена года»

Март

2

 «Бусы для бабушки»

Развивать интерес к изобразительной деятельности. Формировать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму красок, соответствующую радостному праздничному настроению; развивать цветовое восприятие, совершенствовать мелкую моторику пальцев рук и кистей; вызвать положительный отклик на результаты своего творчества; прививать любовь к родному человеку

Рисование ватными палочками

-альбомный лист с изображением ниточки,

-гуашь, ватные палочки, салфетки для рук.

3

 «Солнышко» (коллективная работа)

Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой-оттиск картофелем.

Учить детей делать отпечаток картофелем.

Воспитывать аккуратность.

Развивать чувство ритма и композиции, мышление, память. Упражнять в технике печатания.

Оттиск картофелем

-бумага А3,

-печать из картофеля.

гуашь

4

«Цыпленок»

Продолжать закреплять интерес к изобразительной деятельности. Закреплять знания о домашних животных. Учить рисовать цыплят в технике тычок жёсткой полусухой кистью. Учить дорисовывать лапки, клюв, глаза, зёрнышки. Развивать творческие способности, мелкую моторику рук, чувство композиции. Воспитывать любовь к животным, аккуратность и старательность.

Рисование жесткой полусухой кистью

-альбомный лист зелёного цвета;

-набор гуашевых красок,

-стаканчик с водой;

-игрушка  курочка.

Апрель

1

«Пчелиные соты»

Познакомить детей с новым нетрадиционным способом изобразительной деятельности.

Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами.

Рисования пузырчатой пленкой

-пузырчатая пленка,

-гуашь,

-листы бумаги,

-пчелки бумажные

2

«Повисли с крыш сосульки льдинки»

Воспитывать эмоциональное восприятие природных явлений, вызывая интерес к рисованию капели. Развивать навыки работы кистью и ватной палочкой методом тычка. Учить ритмично, наносить мазки, располагая их на листе бумаги в соответствии с направлением сосулек. Закрепить умения в рисовании солнышка.

Рисование ватными палочками

-½ альбомного листа с изображением сосулек; стаканчик с водой; кисть;

-2-3 ватные палочки;

-гуашевые краски голубого цвета и желтого; салфетка.

3

«Носит одуванчик желтый сарафанчик»

Познакомить детей с новым нетрадиционным способом изобразительной деятельности. Развивать чувство ритма, композиции.

Помпоно-графия

-помпоны на прищепке,

-тонированная бумага,

-гуашь, акварель, кисти.

4

«Золотая рыбка»

Коллективная работа

Формировать умение у детей использовать ладошку для создания  изображения. Развивать чувство цвета, композиции.

Воспитывать интерес к отображению ярких впечатлений в рисунке; вызвать желание сделать коллективную работу, рисовать всем вместе.

Рисование ладошками

- тонированная бумага.

- гуашь

Май

1

«Салют»

 

Учить детей не боятся импровизировать, самостоятельно создавать сюжеты

Продолжать знакомить с техникой рисования пальчиками; развивать инициативу, закрепить знание цветов; учить составлять элементарный узор

Рисование пальчиками

- тонированная бумага.

- гуашь

2

«Дерево»

Познакомить детей с новым нетрадиционным способом изобразительной деятельности-отпечатка мятой бумагой.  Развивать чувство ритма, композиции.

Отпечатка мятой бумагой

-бумага тонированная,

-гуашь,

-комочки мятой бумаги

3.

«Божьи коровки на лужайке»

Формировать умение рисовать с помощью штампов из картофеля. Развивать чувство композиции.   Воспитывать самостоятельность, уверенность, инициативу в освоении новых материалов и способов работы с ними.

Штампы, рисование пальчиками

-Штампы,

-тонированная бумага,

-гуашь

4.

Итоговое занятие: выставка детских работ «Волшебные ручки»

Привлечь детей к оформлению выставки работ.

  1. Организационный раздел

  1. 1. Условия организации Программы

         Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы.

          С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.

         Работа по программе «Волшебные ручки» позволяет систематически и последовательно решать задачи развития художественно-творческих способностей. На занятиях используется музыкальное сопровождение, что способствует созданию ребенком выразительного художественного образа.

       Реализация Программы осуществляется за рамками образовательной программы ГБДОУ в форме дополнительного образования. Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня.

Календарный учебный график

Содержание

Возрастная группа

Младшая (3-4 года)

Количество детей

25 детей

Сроки реализации Программы

8 месяцев

Начало учебного года

03.10. 2022

Окончание учебного года

31.05.2023

Продолжительность учебного года

31 неделя

Количество занятий в неделю

1 занятие

Продолжительность одного занятия

15 мин.

Количество часов

8. 15 часов

Система педагогической диагностики (мониторинга) достижения детьми

Периодичность проведения мониторинга-

2 раза в год

Длительность проведения мониторинга-

1-2 занятия

Сроки проведения мониторинга

октябрь, май

  1. 2. Материально – техническое обеспечение Программы

 

Программа может быть успешно реализована при наличии следующих материалов и оборудования:

  • акварельные краски, гуашь;
  • печатки из различных материалов;
  • наборы разнофактурной бумаги;
  • восковые и масляные мелки, свеча;
  • ватные палочки;
  • поролоновые печатки, губки;
  • матерчатые салфетки;
  • стаканы для воды;
  • подставки под кисти; кисти.
  • место для выставки детских работ
  • стол детский -4 шт, стул детский -24 шт
  • демонстрационная доска, дидактический материал  в соответствии с темами занятий
  • различные игрушки
  • наглядный и раздаточный материал, в соответствии с темой занятия.

  1. Методическое обеспечение Программы:

1. Аверьянова А. П. «Изобразительная деятельность в детском саду» - М., 2004г.

2. Александрова Т. Н. «Чудесная клякса», - М., 1998г.

3. Галанов А. С., Корнилова С. Н., Куликова С. Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М: ТЦ «Сфера», 2000. – 80с.

4. Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - М. 2007г

5. Лыкова И. А. «Цветные ладошки», - М., 1996г.

6. Лыкова И. А. - «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений»; Карапуз-дидактика, ТЦ Сфера, 2009.

7. Никитина А. В. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»: КАРО, 2010. – 112 с.

8. Утробина К. К. «Рисованием тычком» - М., 2004г.

9. Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.

Приложение 1

Педагогическая диагностика изобразительной деятельности

( по методике Г.А. Урунтаевой, Ю.Ф. Афонькиной )

ФИ ребенка

Технические навыки

Точность движений

Средства выразительности (цвет, форма)

Наличие замысла

Проявление самостоятельности

Отношение к рисованию

Речь в процессе рисования

Итого баллов

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

1

2

н* - начало учебного года

к* - конец учебного года

Для оценки уровня овладения ребенком изобразительной деятельностью были выделены следующие критерии:

– передача цвета;

– передача формы;

– расположение изображений на листе.

              На основе выделенных критериев определены уровни развития изобразительной деятельности:

Высокий уровень (от 2,4 до 3 баллов) – ребенок выделяет цветовые эталоны, проводит действия идентификации предметов и их изображений по цвету, цветовые сочетания выстраивает по образцу. Умеет в рисовании изображать простые предметы. Группирует предметы по цвету, форме и величине. Ребенок знает названия цветов (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный). Обращает внимание на подбор цвета соответствующего изображаемому предмету. Ребенок умеет ритмично наносить линии.

Средний уровень (от 1,7 до 2,3 баллов) – ребенок умеет группировать предметы по цвету, форме и величине, но с небольшой помощью педагога. Умеет в рисовании изображать простые предметы, а также в рисунке передает цвет, но испытывает затруднения в выделении цветовых эталонов. Ребенок путает названия цветов (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный). Обращает внимание на подбор цвета соответствующего изображаемому предмету, но с небольшой помощью педагога. Ребенок испытывает затруднения ритмично наносить линии.

Низкий уровень (от 1 до 1,6 баллов) – ребенок не выделяет цветовые эталоны. Не умеет в рисовании изображать простые предметы и соотносить предметы с формой и величиной. Не может группировать предметы по цвету, форме и величине. Ребенок испытывает затруднения в названии цвета (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный). Не обращает внимание на подбор цвета соответствующего изображаемому предмету. Ребенок не умеет ритмично наносить линии.

Задание № 1 «Найди цветок для бабочки»

Цель: Выявить умения ребенка различать цвета по принципу «такой же – не такой, называть их цвет (красный, желтый, зеленый, синий).

Материал: Вырезанные из цветного картона фигуры цветов и бабочек (красные, желтые, зеленые, синие)

Проведение методики:

Разложить цветы на столе врассыпную. Предложить ребенку помочь бабочке найти свой цветок: «Посади бабочку на цветок такого же цвета, как она, чтобы ее не было видно». После выполнения задания ребенком подвести итог: «Желтая бабочка села на желтый цветок…. Все бабочки спрятались. Молодец!»

Критерии:

3 балла – ребенок правильно соотнес по цвету бабочку и цветок.

2 балла – Ребенок выполнил задание правильно, но цвет не назвал, или ребенок путает цвета, но с помощью педагога исправляет ошибку.

1 балл – Ребенок и с помощью педагога не справился с заданием.

Задание № 2 «Почини у матрешки сарафан»:

Цель: Выявить умение детей соотносить большие и маленькие формы (круглые, квадратные, прямоугольные) с соответствующими отверстиями и умение соотносить форму с цветом.

Материал: Картонное изображение матрешки с большими и маленькими отверстиями круглой, квадратной и прямоугольной формы на сарафане и соответственно им круги, квадраты и прямоугольники, такого же цвета, как и сарафаны.

Проведение методики : Воспитатель показывает детям матрешек и обращает их внимание на то, что у матрешек дырявые сарафаны. У матрешек сарафаны разного цвета и с различными большими и маленькими геометрическими формами соответствующих цветов.

Затем воспитатель показывает детям геометрические фигуры – заплатки и предлагает помочь матрешке заштопать сарафан. Дети выполняют задание, а матрешка благодарит их.

Критерии оценок:

3 балла – ребенок правильно соотнес фигуры по форме и величине (большая маленькая) (круглая, квадратная, прямоугольная).

2 балла – Ребенок выполнил задание правильно, но форму и величину не называл, или ребенок путает форму и величину, но с помощью педагога исправляет ошибку.

1 балл – Ребенок и с помощью педагога не справился с заданием.

Задание № 3 «Найди предметы в группе»:

Цель: Выявить умения находить предметы по цвету, форме и величине в окружающей обстановке (в группе, названные педагогам, (ориентировка в пространстве, а также выделять по цвету (красный, желтый, синий, зеленый, черный, белый, форме (круглый, квадратный, прямоугольный) и величине (большой, маленький).

Материал: Игрушки, предметы в группе.

Проведение методики:

Найди предметы круглой формы, синего цвета красного, желтого и т. д.). Что еще бывает такого цвета?

Найди предметы квадратной (круглой и прямоугольной) формы. Что еще бывает такой формы?

Найди предмет маленький и большой по величине. Что еще бывает такой величины?

Критерии оценок:

3 балла – ребенок правильно соотнес предметы по цвету, форме и величине.

2 балла – Ребенок выполнил правильно, но цвет, форму не называл. Ребенок путает цвет, форму и величину, но с помощью педагога исправляет ошибку.

1 балл – Ребенок и с помощью педагога не справился с заданием.

Задание № 4 «Светит солнышко»:

Цель: Выявить умение детей передавать в рисунке образ солнышка, и умение изображать длинные и короткие лучи.

Материал: альбомного листа, гуашь желтого цвета, кисти, банки с водой, салфетки.

Проведение методики: Сначала воспитатель читает детям стихотворение А. Барто «Смотрит солнышко в окошко». Затем показывает детям лист с наклеенным кругом и обращает их внимание на то: что не хватает у солнышка? (Лучиков) Лучики у солнышка все одинаковые? Нет…они бываю длинные и короткие.

Дети выполняют рисунок.

Критерии оценок:

3 балла – ребенок правильно соотнес линии по величине (длинный и короткий) луч.

2 балла – Ребенок выполнил задание правильно, но длину не называл. Ребенок путал длину, но с помощью педагога исправляет ошибку.

1 балл – Ребенок и с помощью педагога не справился с заданием.

Задание № 5 «Домик для собачки»:

Цель: Выявить умения рисовать предмет, состоящий из квадратной и круглой формы, прямой крыши.

Материал: альбомного листа с наклеенной прямой крышей, цветные восковые мелки.

Проведение методики :

Воспитатель загадывает детям загадку о собачке. Дети угадывают с помощью наводящих вопросов.

– А теперь послушайте стихотворение про собачку.

– Что делает собачка? (охраняет дом)

– Где живет собачка? (в будке)

Сначала вспомнили с детьми, какие домики для собачек бывают.

– А вы знаете, как называется домик для собак? (конура)

– Какая она бывает по цвету, по форме, величине?

Уточнили части конуры, их формы, расположение.

Дети приступили самостоятельно рисовать.

Критерии оценок:

3 балла – ребенок правильно передал в рисунке форму круга и квадрата.

2 балла – ребенок передал формы в рисунке правильно, но испытывает затруднения их назвать. Ребенок путает форму и величину, но с помощью педагога исправляет ошибку.

1 балл – Ребенок и с помощью педагога не справился с задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

дополнительная образовательная программа изостудии Затейники.«Использование нетрадиционных техник рисования» для детей от 3 до 4 лет.

Пояснительная запискаФормирование творческой личности ребёнка — одна из наиболее важных задач педагогической науки на современном этапе. Наиболее эффективное для этого средство — изобразит...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дополнительному образованию дошкольников: с использованием нетрадиционных техник рисования «ВОЛШЕБНАЯ КИСТОЧКА»

Дошкольный возраст - наиболее целесообразный период для эстетического и художественного развития, т. к. именно в этом возрасте дети обладают большим потенциалом фантазии, творчества, основанного на с...

Рабочая программа кружковой работы по дополнительной общеразвивающей программе дошкольного образования по нетрадиционной технике рисования «Волшебные пальчики» для детей от 3 до 4 лет

Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми   младшего дошкольного возраста (3-х до 4-х лет) и является дополнительным видом   образования в форме кружковой работы п...

Рабочая программа дополнительного образования для детей 3-4 лет с использованием нетрадиционных техник рисования «Волшебные краски»

Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительн...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Акварелька» (нетрадиционное рисование)

Развитие художественно - творческих способностей детей через освоение нетрадиционных техник рисования...