Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Акварелька» (нетрадиционное рисование)
рабочая программа по рисованию (подготовительная группа)

Смышляева Елена Михайловна

Развитие художественно - творческих способностей детей через освоение нетрадиционных техник рисования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл navigator_podgotovitelnaya_gruppa.docx62.92 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации городского округа

города Райчихинска Амурской области

муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

детский сад №2 городского округа города Райчихинска

Принята на заседании                                                        Утверждаю:

педагогического совета                                                      Директор МОАУДО ДДЮ

от « »                 2022 г.                                                          __________ Королева С.А.

Протокол № 3  «»  2022 г.

Приказ № 7/а от  __________202  г.

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа  

художественной направленности

 «Акварелька»

(нетрадиционное рисование)

Ознакомительный уровень

возраст воспитанников:  6-7 лет

срок реализации: 1 год

                                                                                Автор  составитель:

                                                                                Воспитатель высшей кв.        

                                                                                категории

                                                                                Смышляева Е. М.

г. Райчихинск

2022 г.

Содержание программы:

1

Комплекс основных характеристик программы

1.1

Пояснительная записка   … ……………………………….  2

1.2

Цель и задачи программы …………………………………. 4

1.3

Содержание программы …………………………………….5                                                  

1.4

Планируемые результаты………………………………….  10

2

Комплекс организационно-педагогических условий

2.1

Календарный учебный график……………………………...12

2.2

Условия реализации программы ………………………….. 12

2.3

Формы аттестации…………………………………………...12

2.4

Оценочные материалы…………………………………….. .13

2.5

Методические материалы…………………………………. .14

2.6

Список литературы………………………………………….15

Раздел №1. «Комплекс основных характеристик программы»

Пояснительная записка

         В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Творчество, развитие творчества – одна из главных задач воспитания. Творческое начало — это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному. Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников и позволяет ему, отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним, имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового и умственного развития. Путь в творчество имеет для них множество дорог, известных и пока неизвестных. Творчество для детей — это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Творческий процесс — это настоящее чудо.  Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить.

Данная программа направлена на  художественно - эстетическое развитие детей  средствами нетрадиционных техник рисования. Формирование «культуры творческой личности»: развитие в ребёнке природных задатков, творческого потенциала, специальных способностей, позволяющих ему самому реализоваться в различных видах и формах художественно – творческой деятельности.

Программа разработана в соответствии:

1. Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.

2. Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 года № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14"Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

3. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (с изменениями по приказу от 05.09.2019 г. №470).

4. Письма министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации».

5 Федерального закона от 02.12.2019 № 403-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

6. Устава МДОАУ.

Новизной и отличительной особенностью программы «Акварелька» по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества,  самодельные инструменты, из природного  и бросового материала  для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных  эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в  качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа  направлена  на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

Педагогическая целесообразность  

Стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.

        Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и использование нетрадиционного бросового материала и нестандартных изобразительных технологий.

Адресат программы

Программа ориентирована на обучающихся 6-7 лет. Старший дошкольный возраст играет особую роль в развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения. В этом возрасте у детей возникает тяга к предметному рисованию. Ребенок стремится создать свой образ, выражая свое отношение к тому, что он изображает.

В жизни ребенок выражает себя через настроение, слово, поступок. А в рисовании - с помощью цвета, линии и других выразительных средств. На одних рисунках можно увидеть добрые, воздушные образы, согретые любовью ребенка. На других - образы совершенно иные: резкие, жесткие, угловатые. Именно так ребенок выражает свою неприязнь, отвращение, испуг.

Старший дошкольник обладает большой способностью к перевоплощению. И эта способность позволяет ему раздвигать рамки своего "Я". Перевоплощаясь, ребенок изнутри видит жизнь сказочного героя, животного, растения или даже предмета. Поэтому и тематика рисунков сказочная, фантастическая.

        6-7-летний возраст отличается периодом активного рисования — ребенок может создать около 2000 рисунков за год, при этом содержание будет самым разнообразным — воображаемые ситуации, впечатления, иллюстрации, желания. Изображенные объекты имеют схематичные очертания, при этом может передаваться динамика движений. В рисунках появляется сюжет, человек наделяется некоторыми пропорциями, вырисовываются простейшие детали. Рисование - любимое занятие старших дошкольников, ему они посвящают много времени. Дети с удовольствием демонстрируют свои рисунки друг другу, обсуждают их содержание, обмениваются мнениями. Любят устраивать выставки рисунков, гордятся своими успехами.

Условия набора обучающихся:  принимаются все желающие. Особенности комплектования учебных групп: дети 6-7 лет

Состав группы – постоянный.

Объем и срок освоения программы:

Срок реализации программы – 36 часов  в год.

Первое полугодие – 16 недель – 16 часов.

Второе полугодие – 20 недель – 20 часов.

Режим занятий: 1раза в неделю по 1 академическому часу (30 минут)

Форма обучения очная

Уровень программы  –  ознакомительный.

Особенности организации образовательного процесса – традиционная модель реализации программы.

 Организационные формы обучения – занятия проводятся по группам, индивидуально, со всем составом.

Цель программы:

        Развитие художественно-творческих способностей детей через освоение нетрадиционных техник рисования.

Задачи:

- Формировать  творческое  мышление,  устойчивый  интерес  к 

художественной деятельности.

-   Развивать  художественный  вкус,  фантазию,  изобретательность, 

 пространственное  воображение.

-   Формировать   умения  и  навыки,  необходимые  для  создания 

творческих  работ.

-  Развивать  желание  экспериментировать,  проявляя  яркие 

 познавательные  чувства:    удивление, сомнение,  радость от познания

нового.

-  Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного 

творчества.

-  Знакомить  детей  различными  видами  изобразительной  деятельности, многообразием  нетрадиционных техник рисования, художественных 

материалов  и  приёмами  работы  с  ними,  закреплять  приобретённые 

умения  и  навыки  и  показывать  детям   широту  их  возможного 

применения.

- Воспитывать  трудолюбие и  желание добиваться  успеха 

собственным  трудом.

- Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую

самореализацию.

1.3 Содержание программы

Наименование

тем

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

1 полугодие – 16 часов

1

Введение. Инструктаж по технике безопасности

1

0,3

0,7

опрос

2

 «Веточка смородины»

1

0,3

0,7

Наблюдение, выставка работ, анализ

3

«Осень на опушке, краски разводила»

1

0,3

0,7

Наблюдение, выставка работ, анализ

4

«Осенние листья»

1

0,3

0,7

Наблюдение, выставка работ, анализ

5

«Ветка рябины»

1

0,3

0,7

Наблюдение, выставка работ, анализ

6

«Осеннее дерево»

1

0,3

0,7

Наблюдение, выставка работ, анализ

7

«Город»

1

0,3

0,7

Наблюдение, выставка работ, анализ

8

«Сказочная рыбка»

1

0,3

0,7

Наблюдение, выставка работ, анализ

9

«Рыжая лисичка»

1

0,3

0,7

Наблюдение, выставка работ, анализ

10

«Пингвины в Арктике»

1

0,3

0,7

Наблюдение, выставка работ, анализ

11

«Закат над морем»

1

0,3

0,7

Наблюдение, выставка работ, анализ

12

«Воробушки зимой»

1

0,3

0,7

Наблюдение, выставка работ, анализ

13

«Белые медведи»

1

0,3

0,7

Наблюдение, выставка работ, анализ

14

«Зима. Зимний лес»

1

0,3

0,7

Наблюдение, выставка работ, анализ

15

«Морозные узоры»

1

0,3

0,7

Наблюдение, выставка работ, анализ

16

«Пляшущие кляксы»

1

0,3

0,7

Наблюдение, выставка работ, анализ

2 полугодие – 20 часов

17

«Узоры Дедушки Мороза»

1

0,3

0,7

Наблюдение, выставка работ, анализ

18

«В зимнем парке»

1

0,3

0,7

Наблюдение, выставка работ, анализ

19

«Северное сияние»

1

0,3

0,7

Наблюдение, выставка работ, анализ

20

«Зимний пейзаж».

2

0,3

0,7

Наблюдение, выставка работ, анализ

21

«Хрустальный замок Снежной королевы»

1

0,3

0,7

Наблюдение, выставка работ, анализ

2223

«Мишка на льдине»

2

0,6

1,4

Наблюдение, выставка работ, анализ

24

«Весёлые снежинки»

1

0,3

0,7

Наблюдение, выставка работ, анализ

25

«Салфетка для мамы»

1

0,3

0,7

Наблюдение, выставка работ, анализ

26

27

«Волшебные картинки»

2

0,6

1,4

Наблюдение, выставка работ, анализ

28

«Дикие животные»

1

0,3

0,7

Наблюдение, выставка работ, анализ

29

«Космос»

1

0,3

0,7

Наблюдение, выставка работ, анализ

30

«Красочные бабочки»

1

0,3

0,7

Наблюдение, выставка работ, анализ

31

«Пушистые котята»

1

0,3

0,7

Наблюдение, выставка работ, анализ

32

«Сказка мыльных пузырей»

1

0,3

0,7

Наблюдение, выставка работ, анализ

33

«Ожившие камешки»

1

0,3

0,7

Наблюдение, выставка работ, анализ

34

«Расцвели одуванчики»

1

0,3

0,7

Наблюдение, выставка работ, анализ

35

«Незабудки»

1

0,3

0,7

Наблюдение, выставка работ, анализ

36

«Дождь»

1

0,3

0,7

Наблюдение, выставка работ, анализ

итого:

36

12

24

Содержание программы (1 год обучения)

  1. Введение

Теория:  инструктаж по технике безопасности.

Практика: Д/и «Можно – нельзя»

      Форма контроля: опрос

  1. «Веточка смородины»  - пуантилизм, оттиск листа.

Теория: Продолжать знакомить с  нетрадиционными способами    рисования (печатание). Продолжать совершенствовать умение передавать в рисунке образы объектов, обращать внимание на форму, величину, пропорции частей. Продолжать развивать интерес к изобразительной деятельности.

Практика: Дети изображают ветку смородины  с помощью смородинного листа и ватных палочек

Формы контроля: наблюдение, выставка работ, анализ

  1. «Осень на опушке, краски разводила» - печатание листьями.

Теория: Продолжать знакомить с  нетрадиционными способами рисования (печатание). Развивать чувство  композиции,  цветовосприятия.

Практика: С помощью печатанья  листьями  различных деревьев дети изображают осенний лес, подбирая необходимые цвета.

     Формы контроля: наблюдение, выставка работ, анализ

  1. «Осенние листья» - витражное рисование.

Теория: Продолжать учить детей рисовать клеем ПВА на файле по трафарету

     Практика: Клей ПВА дети  наносят по контуру, затем раскрашивают    

     краской свободное пространство.

Формы контроля: наблюдение, выставка работ, анализ

  1.  «Ветка рябины» - пластилинография, рисование на скорлупе

фисташек.

     Теория: Учить рисовать детей  с использованием природного материала

     (кожура фисташек) и пластилина. Продолжить знакомить детей с

     многообразием деревьев,  красотой  окружающего  мира,  развивать

     эстетический вкус, чувство композиции.

     Практика: Дети изображают ветку рябины с помощью красок и    

     природного материала.

     Формы контроля: наблюдение, выставка работ, анализ.

  1. «Осеннее дерево» - рисование на мятом листе бумаги.

     Теория: Учить детей тонировать фон на мятом листе бумаги различными

     красками.

     Практика: Дети подбирают необходимые  цвета и наносят на лист бумаги.  

     После высыхания    вырезают  листья и создают коллективно осеннее  

     дерево.

     Формы контроля: наблюдение, выставка работ, анализ.

  1. «Город» - рисования кусочками картона.

Теория: Познакомить детей с новой техникой, рисование кусочками картона. Развивать чувства композиции.

Практика: Дети  рисуют полосками картона, набирают  краску на картон и изображают  дома, составляют  законченный сюжет

     Формы контроля: наблюдение, выставка работ, анализ.

  1.  «Сказочная рыбка» - рисование на фольге.

Теория: Познакомить детей с новой техникой создания изображений - «на фольге».

Практика: Дети самостоятельно отображают образ рыбки, используя простой карандаш, с помощью тёрки делают чешуйки. Далее используя кусочки цветной бумаги и клей, учится создавать мозаичную композицию.

     Формы контроля: наблюдение, выставка работ, анализ.

  1.  «Рыжая лисичка» - тычок сухой, жесткой кистью.

Теория: Усложнение работы за счет подбора и использование разных оттенков цвета, и наложение их друг на друга, выделяя света, и тени. Развивать воображение, образное мышление, цветовое восприятие, творческие способности детей.

Практика: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется контур или шаблон. Получается имитация пушистой или колючей поверхности.

     Формы контроля: наблюдение, выставка работ, анализ.

  1.    «Пингвины в Артике» - «тампонирование».

Теория:  Познакомить детей с новой техникой – «тампонирование». Учить, наиболее выразительно, отображать в рисунке облик птиц. Умение применять в одной работе разные техники.

Практика: ребёнок рисует пингвинов, применяя знакомые техники рисования.

      Формы контроля: наблюдение, выставка работ, анализ.

  1.   «Закат над морем» - рисование мелками и акварелью.

Теория: Знакомить с нетрадиционными  техниками, развивать чувство композиции и цвета и побуждать интерес к изобразительному творчеству.

Практика: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов.

     Формы контроля: наблюдение, выставка работ, анализ.

  1.   «Воробушки зимой» - рисование по сырому.

Теория:  Продолжать учить детей технике рисования по сырой бумаге.

Закрепить умения красиво размещать изображения на листе. Развивать композиционные умения.

Практика: Смочить лист водой и нарисовать воробья на мокром листе.

     Формы контроля: наблюдение, выставка работ, анализ.

  1.   «Белые медведи» - рисование с помощью пищевой плёнки и соли.

Теория: Совершенствовать умения и навыки в рисовании нетрадиционным  материалом.

Практика: Фон ребята  делают с помощью плёнки и соли, медведей прорисовывают с помощью шаблона.

     Формы контроля: наблюдение, выставка работ, анализ.

  1.   «Зима. Зимний лес» - оттиск капустным листом.

     Теория: Учить прижимать капустный лист к бумаге и наносить оттиск на

     бумагу.  Познакомить с приемом –  отпечаток (оттиск) капустным листом

     и рисование ватной палочкой.

     Практика: ребенок покрывает лист пекинской капусты белой краской,    

     затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения  

     отпечатка и создания композиции.

     Формы контроля: наблюдение, выставка работ, анализ.

  1.   «Морозные узоры» - рисование манной крупой.

Теория: Закреплять знания о нетрадиционной технике - рисования манной крупой.

Практика: Дети придумывают узоры, прорисовывают их клеем ПВА, затем посыпают манной крупой.

     Формы контроля: наблюдение, выставка работ, анализ.

  1.   «Пляшущие кляксы» - кляксография

Теория:  Показать выразительные особенности кляксографии.

Практика: Дети создают рисунок с помощью клякс,  дорисовывают  детали для придания законченности изображения.

Формы контроля: наблюдение, выставка работ, анализ.

  1.   «Узоры дедушки  Мороза»  - ниткография.

Теория: Продолжать знакомить детей с  техникой  «ниткография».

Практика: Нитки обмакнуть в краску и оставить узоры на листе бумаги.

     Формы контроля: наблюдение, выставка работ, анализ.

  1.   «В зимнем парке» - рисование мукой и сахаром, по трафарету.

Теория: Учить работать с новым материалом, развивать творческие способности детей.

Практика: Дети рисуют красками зимний лес, снег рисуют клеем и сахаром.

     Формы контроля: наблюдение, выставка работ, анализ.

  1.   «Северное сияние» - рисование по сырому.

Теория: Сформировать представление о природном явлении-северном сиянии, учить его рисовать. Развивать у детей чувство гармонии и красоты, интерес к выполнению задания. Закрепить умение работать в технике «по сырому».

Практика: На мокрый лист бумаги наносится краска различных цветов.

     Формы контроля: наблюдение,  выставка работ, анализ.

  1.   «Зимний пейзаж»– отпечаток целлофановым пакетом.

Теория: Учить детей пользоваться новой техникой для создания фона используя целлофановый пакет. Закреплять умение самостоятельно выбирать сюжет для законченности изображения и целостности композиции.

Практика: Дети рисуют на целлофановом пакете, затем переносят рисунок на бумагу способом печатания.

     Формы контроля: наблюдение, выставка работ, анализ.

  1.  «Хрустальный замок Снежной Королевы» - рисование солью.

Теория: Закреплять умение располагать узор в соответствии с заданной формой, придумывать детали рисунка по своему желанию. Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами.

Практика: Изображение замка по желанию при помощи красок и соли.

     Формы контроля: наблюдение, выставка работ, анализ.

22-23. «Мишка на льдине» — граттаж.

Теория: Учить детей рисовать в новой технике граттаж, подготавливать

фон, выполнять рисунок на картоне процарапывая палочкой.

Практика: Подготовить фон восковыми мелками и чёрной гуашью,  

Рисунок нанести палочками, соблюдать технику   безопасности.

Формы контроля: наблюдение, выставка работ, анализ.

24. «Весёлые снежинки» - трафарет + соль

Теория: Продолжать закреплять технику рисования солью. Учить детей с

помощью трафарета передавать форму снежинок, их красоту,

разнообразие.

Практика: Дети наносят клей ПВА по трафарету, затем посыпают солью.

      Формы контроля: наблюдение, выставка работ, анализ.

25. «Салфетка для мамы» - узелковый батик.

Теория: Обучать простейшим приемам росписи по ткани в технике

 узелкового батика.

Практика: Дети делают жгутики из ткани, затем раскрашивают ткань

гуашью подбирая цвета.

Формы контроля: наблюдение, выставка работ, анализ.

 26-27. «Волшебные картинки» - рисование ластиком.

Теория: Познакомить детей с нетрадиционной техникой изображения –

рисование ластиком по графиту. Совершенствовать художественно-

графические навыки детей.

Практика: Дети заштриховывают простым карандашом  всю

      поверхность листа. Ластиком прорисовывают изображение.

      Формы контроля: наблюдение, выставка работ, анализ.

28. «Дикие животные» -набрызг.

Теория: Продолжать знакомить с  нетрадиционной техникой рисования

«набрызг». Учить новым способам получения изображения.

Практика: На лист прикладываются шаблоны и покрывают лист    

брызгами    гуаши.

Формы контроля: наблюдение, выставка работ, анализ.

 29. «Космос»  - рисование по сырому листу, набрызг 

Теория:  Расширять кругозор, знания детей о космосе. Закреплять навыки

создания фона с помощью рисования «по сырому», учить изображать

звездное небо, с помощью приема -  набрызг (используя гуашь).

Практика: дети изображают звёздное небо при помощи шаблонов.

Формы  контроля: наблюдение, выставка работ, анализ.

30. «Красочные бабочки» - пуантилизм.

Теория: Сформировать умение самостоятельно выбирать цветовую    

гамму, соответствующую радостному настроению. Развивать цветовое

восприятие.

Практика: Подбор необходимых цветов. Изображения закрашивается  

точками с помощью фломастеров, маркеров.

Формы контроля: наблюдение, выставка работ, анализ.

31.  «Пушистые котята» - тычок жёсткой полусухой кистью

Теория: Закреплять умение держать кисть, углублять представления о цвете и геометрических формах, формировать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму.

Практика: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется контур или шаблон

Формы контроля: наблюдение, выставка работ, анализ.

32. «Сказка мыльных пузырей» - рисование мыльными пузырями.

Теория: Познакомить детей с техникой рисования мыльными пузырями. Закрепить умения дорисовывать детали объектов, полученных в виде спонтанного изображения, для придания им законченности и сходства с реальными образами.

Практика:  Дети берут соломинку и дуют через нее в мыльную воду, делая как можно больше пузырьков, после  бумагу  легонько прикладывают   сверху на пузырьки.

      Формы контроля: наблюдение, выставка работ, анализ.

33. «Ожившие камушки» - рисование на камнях.

Теория: Учить детей создавать собственные объёмные изображения, исходя из формы камня. Развивать фантазию, воображение, интерес к художественному творчеству.

Практика: Изображение рисунка на камнях гуашью.

Формы контроля: наблюдение, выставка работ, анализ.

34. «Расцвели одуванчики» - рисование ватными палочками.

Теория: Учить детей создавать фон с помощью губки, передавать изображение одуванчиков ватными палочками.

Практика: изображение одуванчика ватными палочками.

Формы контроля: наблюдение, выставка работ, анализ.

35. Незабудки - рисование по сырому листу.

Теория: Развивать мелкую моторику рук, глазомер, зрительное восприятие, фантазию, творчество. Расширить представление детей о полевых растениях, об охране природы. Формировать чувство ответственности.

Практика: Изображают цветы на листе смоченным водой.

Формы контроля: наблюдение, выставка работ, анализ.

      36. «Дождь» - рисование по мокрому.

Теория: Учить закрашивать фон, рисовать изображения предмета или природы, городского пейзажа, затем лист размещать вертикально, получая эффект стекающей краски.

Практика: Дети проводят расчёской по влажной поверхности, после чего остаются следы напоминающие капли дождя.

Формы контроля: наблюдение, выставка работ, анализ.

1.4 Планируемые результаты:

У детей сформировано творческое  мышление,  устойчивый  интерес  к 

художественной деятельности. Дети проявляют художественный  вкус, 

фантазию,  изобретательность,  пространственное  воображение при создании рисунка.  Развиты умения  и  навыки,  необходимые  для  создания

творческих работ. Знают  различные  виды художественного  творчества. Используют в своей  деятельности знакомые техники нетрадиционного рисования, применяя  разнообразные материалы. У детей развито трудолюбие,  желание добиваться  успеха  собственным  трудом, внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческая самореализация.

Раздел № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»

2.1 Календарный учебный график (приложение 1)

год обучения

начало занятий

окончание занятий

кол-во учебных недель

кол-во учебных дней

кол-во учебных часов

режим занятий

1 год

01.09.2022

31.05 2023

36

36

36

1 раз в неделю по 1 часу (30 мин)

2.2 Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение

  1. Занятия проводятся в группе.
  2. Стеллаж для организации выставки. Шкаф для хранения материала

( кисти, краски, гуашь, бумага для рисования и другой материал)

  1. Иллюстративный материал (таблицы, фотоматериалы, рисунки).
  2. Природный материал: веточки, скорлупа грецких орехов, листья, камни.
  3. Методические пособия: Дидактические игры.

Кадровое обеспечение

Реализация программы обеспечивается педагогическими кадрами,

имеющими среднее профессиональное образование или высшее образование,

соответствующее направленности дополнительной общеобразовательной

программы.

2.3 Формы аттестации

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: Оценка готовых работ, наблюдение, беседы.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: аналитический материал по итогам проведения диагностики, аналитическая справка, выставка, готовое изделие, открытое занятие.

2.4 Оценочные материалы

Для диагностики результативности освоения программы используются наблюдение педагога во время выполнения работы.

    Форма проведения – наблюдение. Диагностика проводится на начальном и итоговом этапе.

Диагностическая карта

По методике «Диагностика изобразительной деятельности» Г.А. Урунтаевой

Ф.И.

ребёнка

Технические навыки

Точность

движения

Среда выразительности

(цвет, форма и т. д)

Наличие

замысла

Проявление самостоятельности

Отношение к рисованию

Речь в процессе рисования

Итого

Критерии оценки.

Высокий уровень – ребенок проявляет интерес к нетрадиционной технике рисования. С удовольствием вступает в игру. Знает характерные особенности нетрадиционной техники рисования. Аргументирует выбор той или иной техники, правильно её называет. Соблюдает пропорциональность в изображении разных предметов, располагает изображение по всему листу, цветовое решение соответствует полному раскрытию замысла и характеристики изображаемого. При восприятии рисунка может дать эстетическую оценку. Выполняет задание самостоятельно, без помощи взрослого.

Средний уровень – ребенок проявляет интерес к нетрадиционной технике рисования, с удовольствием вступает в данный вид деятельности. Не всегда правильно выделяет характерные особенности той или иной техники. Соблюдает пропорциональность в изображении разных предметов, цветовое решение соответствует полному раскрытию замысла и характеристики изображаемого. Не всегда располагает изображение по всему листу. При восприятии рисунка может дать незначительную оценку деятельности, эстетическую оценку.

Низкий уровень (удовлетворительно): учащиеся не обладают элементарными знаниями, основными способами действий.

2.5 Методические материалы

Методы обучения, организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

- эмоциональный настрой;

- словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет) ;

- наглядные

- практические

- игровые

- рассматривание иллюстраций

- целевые прогулки

- использование ТСО

Используемые методы позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;

– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;

– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;

– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.

Формы работы

С детьми:

-  Индивидуальная работа

 Включает в себя исходную (в начале года) и контрольную (в конце года) диагностику познавательного развития. Её результаты могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребёнку на занятиях.

- Работа по подгруппам и групповая.

С родителями:

- Привлечение родителей к созданию условий в семье способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений, навыков, полученных детьми на кружке.

- Просветительскую работу с родителями в форме родительских собраний, семинаров – практикумов, консультаций, викторин, наглядной информации.

- Анкетирование.

С воспитателями:

- Консультации для воспитателей по работе с детьми в нетрадиционных техниках, мастер классы.

- Анкетирование.

Формы организации учебного занятия:

Традиционные занятия, практические, занятия-игры, мастер-класс, творческая мастерская.

Алгоритм проведения занятий:

- вступительная часть — указания воспитателя, беседа с детьми;

1. Сообщение содержания предстоящей работы, создание интереса и эмоционального настроя.

2. Анализ изображаемого (натуры, образца, напоминание об увиденном ранее, чтение текста). Беседа с детьми.

3. Конкретные указания к выполнению работы. Пояснения и показ приемов выполнения.

- основная часть - руководство процессом выполнения работы

 - заключительная часть -  просмотр и оценка детских работ детьми и воспитателем.

Дидактические материалы: Подборка мастер-классов к занятиям, иллюстраций, дидактических игр. Образцы рисунков, шаблоны, подбор натуры или модели. Материал для показа приемов рисования.

Педагогические технологии:

- здоровьесберегающие технологии;

- технология исследовательской деятельности;

-  информационно-коммуникационные технологии;

- личностно-ориентированные технологии;

 - игровая технология;

- технология «ТРИЗ» и др.

Информационно – методическое обеспечение

Перечень дидактического и методического обеспечения

        1. Авторские методические пособия:

1.1.Конспекты занятий с применением нетрадиционных техник рисования.

1.2. сборник нетрадиционных техник рисования.

1.3. конспект открытого занятия для родителей по итогам учебного года.

        2. Организационно-методические материалы:

2.1. перспективный план работы педагога на текущий учебный год;

2.2. календарно-тематическое планирование учебного материала на учебный год;

2.3. отчёт о деятельности педагога за прошедший учебный год;

2.4. Инструкции по охране труда и технике безопасности.

        3.  Наглядные пособия: набор иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, шаблонны.

        4. Медиапособия: учебные фильмы, мультимедиа презентации, диски с музыкой (классической и детской).

        5. Раздаточный материал по темам занятий: бумага, кисти, карандаши, ластики, ватные палочки, гуашь и т. д.

Список литературы для педагога

1. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 1.- М.:

«Издательство Скрипторий 2003», 2007.-80 с,

2. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 2.- М.:

«Издательство Скрипторий 2003». 2013. — 72 с.

3. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные

техники, планирование, конспекты занятий— М‚: ТЦ Сфера, 2006. — 128 с.

4. Комарова Т.С. "Обучение детей технике рисования" Изд. 2-е. перераб. и доп. - М.. «Просвещение». 1970. - 158 с.

5. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду,

Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей.- СПб.: КАРО, 2010. — 112 с.

6. Н. Черепкова: Рисование разными способами с детьми старшего дошкольного возраста (6-7 лет). Детство-Пресс, 2021 г.

7.Д.Н.Колдина «Рисование с детьми 4-5 лет».-М.: Мозаика- Синтез, 2008г.

8.Цквитария Т.А. нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ.- М.: ТЦ Сфера, 2011.

Список литературы для родителей

1. Анцифирова Н. Г. «Необыкновенное рисование»    // Дошкольная педагогика. 2011.

2. Фатеева А.А. «Рисуем без кисточки»   - Ярославль, 2014.

3. А. Никитина: «Рисование верёвочкой» Издательство: Каро, 2010 г.

4. К.К.Утробина «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет».- М.: «Издательство Гном и Д», 2007.

5. О.Л. Иванова, И.И. Васильева. « Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка» .- СПб.: Речь; М.: Сфера,2011.

Список литературы для детей

1. София Ким « Учимся рисовать животных»

2. Анна Мурзина: «Учебник рисования для детей»  Харвест, 2020 г.

3. Нико Фаузер: «Первый самоучитель по рисованию для детей»  АСТ, 2017 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ КРУЖКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ ДЛЯ ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ

Перспективный план работы кружка дополнительного образования с использованием нетрадиционных техник рисования . Вторая младшая группа....

Программа Дополнительного образования. Кружок по нестандартной технике рисования «Разноцветный мир детства» на 2015 – 2016 учебный год для детей средней группы

Цель данной программы доплнительного образования (кружок по нестандартному рисованию с детьми 4-5 лет) - создание условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через использо...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Разноцветные ступеньки». Нетрадиционное рисование. Старшая группа.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Разноцветные ступеньки». Нетрадиционное рисование. Старшая группа....

Дополнительная общеразвивающая программа «Волшебная кисточка» по рисованию с детьми старшего возраста.

Её содержание нацелено на развитие и формирование художественно-творческих способностей, а также обеспечивает  и охватывает  всестороннее развитие ребёнка  и педагогическое просвещение ...

Дополнительной образовательная программа по нетрадиционной технике рисования «Весёлая палитра» для детей 3-4 лет

Программа дополнительной образовательной услуги по нетрадиционной технике рисования «Весёлая палитра» для детей 3-4 лет...