Родительское собрание «Шестилетки на пороге школы»
материал

Родительское собрание

 «Шестилетки на пороге школы»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_shestiletki_na_poroge_shkoly.docx27.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №31 хутора Коржевского муниципального образования Славянский район

Родительское собрание

Тема: «Шестилетки на пороге школы»

Шаповалова

Светлана Александровна

Родительское собрание

Тема: «Шестилетки на пороге школы»

Задачи:

  • подчеркнуть роль семьи в предшкольный период жизни ребенка;
  • содействовать осознанию родителями необходимости повышения их родительской компетентности в вопросах подготовки ребенка к школе;
  • расширить представления взрослых о нормативных показателях развития ребенка 6-7 лет;
  • предупредить возможность возникновения в семье стрессовых ситуаций, связанных с предстоящим обучением ребенка в школе;
  • определить совместные пути поэтапного решения поставленных задач.

Повестка дня

  1. Вступительная беседа.
  2. Викторина «Прощай осень»
  3. Особенности развития детей предшкольного возраста.
  4. Показатели готовности ребенка к школьному обучению.
  5. Игра «Закончи фразу»
  6. Проведение анкетирования родителей.
  7. Подведение итогов.
  8. Разное

1. Вступительная беседа.

Добрый вечер, уважаемые родители. Тема нашего родительского собрания «Шестилетки на пороге школы».

Начало обучения в школе - один из наиболее сложных и ответственных моментов для каждого ребенка. Это не только новые условия его жизни и деятельности, это — новые контакты, новые отношения, новые обязанности. Весь образ жизни подчинен школе, учебе, школьным правилам, заботам. С первых дней обучения первокласснику необходимо будет решать задачи, не связанные с его жизненным опытом, что потребует от него максимальной мобилизации сил (умственных, физических).

Новый образ жизни — безусловно, стрессовая ситуация, поэтому основная задача взрослых на этапе предшкольной подготовки (именно так в последние годы называют возрастной период детей 6-7 лет) — подготовить, с одной стороны, организм ребенка к предстоящим нагрузкам, с другой — обеспечить оптимальный уровень его психологической готовности к обучению в школе.

 Уважаемые родители, знакомо ли вам понятие «подготовка детей к школе».

-  Что вы подразумеваете под этим?

- Многие из вас уже имеют опыт подготовки ребенка к школе. Поделитесь с нами какого рода трудности испытывают взрослые, когда ребенок идет в школу?

- Можно ли избежать подобного рода трудностей?

- А как вы думаете, кто должен заниматься подготовкой детей к школьному обучению?

- Когда необходимо начинать готовить ребенка к школе?

- Верно, и мы с вами согласны, что семья играет главную роль в подготовке ребенка к школе. Почему? Да потому, что период адаптации к учебной деятельности не будет так болезнен, если заранее готовить как ребенка к предстоящим событиям, так и готовиться к ним самим. Нам, дорогие родители,  необходимо целенаправленно совместно работать  в течение всего года, так как вы воспитатели, а мы ваши помощники в психолого-педагогическом  сопровождении ребенка. И без вас  эта подготовка не будет качественной. Как вы знаете, мы с детьми заканчиваем проходить большую осеннюю тематику. Как её дети усвоили вы можете судить после просмотра викторины «Прощай осень!»

2. Викторина «Прощай осень»

(Прилагается)

3. Ознакомление родителей с особенностями развития детей предшкольного возраста. 

Мы хотим  рассказать вам о возрастных особенностях развития детей 6-7 лет.

В этот период жизни детей интенсивно развиваются мышцы туловища и позвоночник, что позволяет ребенку самостоятельно выполнять основные движения, двигаться ритмично, по мере необходимости изменять темп движения.

Не совсем сформирована психика, от которой зависит поведение и психические проявления человека, поэтому остается относительно высокой утомляемость ребенка, что требует постоянного чередования видов деятельности, использования игровых приемов.

Поведение детей отличает непосредственность, эмоциональность. Например, при решении арифметической задачи, в которой говорится о грибах, ребенок может тут же рассказывать о том, как он тоже собирал грибы, или вспомнить, какие грибы он знает. Взрослому не следует принимать такое поведение ребенка за непослушание.

Повышаются возможности саморегуляции поведения. Ребенок старается проявлять самостоятельность в самых разных жизненных ситуациях. Удержание цели зависит от трудности задания и определяется умением подчинять свое поведение принятым нормам и требованиям. Сознательное выполнение правил основано на их понимании. В ситуации выбора будущий первоклассник старается отдавать предпочтение действиям, соответствующим требованиям взрослого (сдерживает проявления эмоций, воздерживается от нежелательных поступков).

Нравственные мотивы становятся определяющими для поведения и действия ребенка, т.е. социальные требования превращаются в потребности самого ребенка. У него формируется отрицательное отношение к таким качествам, как лживость, жестокость, эгоизм, трусость и пр.; он проявляет способность совершать моральные поступки исходя из интересов другого человека, а не из собственных.

Важным качеством является подражание, однако надо помнить, что ребенок перенимает не только положительное, но и отрицательное.

3. Показатели готовности ребенка к школьному обучению.

Рассмотрим показатели готовности ребенка к школьному обучению. Готовность к школьному обучению предполагает тот уровень физического и психического развития, при котором требования систематических занятий в школе не приводят к нарушению здоровья ребенка.

1-й показатель — физическая готовность. В понятие «физическая готовность» входит состояние здоровья будущего школьника, уровень развития его физических возможностей, крупной и мелкой моторики.

Хорошее здоровье играет большую роль в обучении; это тот резерв, тот запас сил, который во многом определяет успешность решения поставленных задач. Физически крепкие дети легче адаптируются в новых условиях, дети с отклонениями в состоянии здоровья требуют к себе особого внимания, нуждаются в индивидуальном подходе при обучении.

Поскольку обучение в школе потребует от ребенка большой физической нагрузки, необходимо наблюдать и координировать двигательную активность будущего школьника. Следует обращать внимание на следующее:

а)        сколько времени в течение выходного дня ребенок находится в движении;

б)        как много времени он затрачивает на выполнение действий, связанных с мелкими движениями рук (рисование, лепка, плетение, работа с инструментами — ножницами, молотками и т.д.);

в)        как много времени ребенок бегает, прыгает, лазает и т.д.,
включая в работу крупные группы мышц;

г)        какие игры предпочитает: подвижные, малоподвижные,
«сидячие».

Что надо делать взрослым для достижения ребенком физической готовности на этапе предшкольной подготовки?

  • Заботиться о повышении защитных сил организма и для этого:
  • приобщать ребенка к утренней гимнастике, воспитывать желание заниматься физическими упражнениями, подвижными, спортивными играми (игры в мяч, волейбол и пр.);
  • тренировать мышцы пальцев рук;
  • проводить контрастное обливание ног, обтирание полотенцем, смоченным водой комнатной температуры.

  • Обращать внимание на осанку ребенка (когда он стоит, сидит, ходит, бегает). Приучать правильно сидеть за письменным столом: спина ребенка должна касаться спинки стула, предплечья свободно лежать на столе; для ног приобрести подставку.
  • Своевременно обеспечивать прохождение медицинского обследования: делать необходимые профилактические прививки и пр.; избегать очагов инфекции.
  • Создавать условия для обеспечения — в игровом уголке ребенка должен быть спортивный инвентарь.

2-й показатель — психологическая готовность. В структуре психологической готовности принято выделять два компонента:

личностную готовность (готовность ребенка принять новую социальную позицию — позицию школьника, имеющего определенный круг прав и обязанностей);

интеллектуальную готовность (наличие у ребенка определенного кругозора; запаса конкретных предметных знаний, которые необходимы для успешного обучения в школе по таким предметам, как чтение, письмо, математика; определенного уровня развития внимания, восприятия, памяти, речи, мышления, воображения).

Для этого в течение всего года вам следует обращать внимание на то, как ребенок усваивает программу детского сада. Интересоваться чем занимался ребенок в детском саду, что интересного нового узнал, проявлять интерес к жизнедеятельности ребенка, обращать внимание на выставки детских работ, на информацию, помещенную в родительском уголке, чтобы быть в курсе событий происходящих в детском саду и в группе.

4. Игра «Закончи фразу». 

Предлагаем вам поиграть в игру «Закончи фразу», чтобы  помочь рвам осознать свои ожидания и переживания по поводу подготовки ребенка к школе.

Вам нужно закончить начатую мною фразу:

- С поступлением моего ребенка в школу я мечтаю, чтобы...

- Когда ребенок пойдет в первый класс, то я...

- Если у него что-то не будет получаться, то я...

- Я думаю, что в школе...

Анализируя ваши ответы на вопросы, можно сказать, что каждый из вас попытался осознать, насколько проблема подготовки ребенка к школе на сегодняшний день является для него важной и актуальной, какие переживания начинают возникать по этому поводу. А чтобы названные мечты сбылись, ребенку в этом необходимо помочь.

  1. Проведение анкетирования родителей 

Уважаемые родители! Детский сад проводит опрос с целью дальнейшего оказания психолого-педагогической помощи вашей семье при подготовке ребенка к школе.

Внимательно прочтите вопросы. Выберите и подчеркните из них соответствующий вашей точке зрения вариант ответа. В том случае, если вы не встретите нужного вам варианта, то допишите его сами.

  1. Подведение итогов.

Уважаемые родители,  психологическая и физическая готовность — это целостное образование. Отставание в развитии чего-то одного рано или поздно повлечет за собой отставание или искажение в развитии другого. Следует учитывать и то, что интеллектуальная готовность к школьному обучению может быть достаточно высокой, но в силу некоторых личностных или физических особенностей дети испытывают значительные трудности в учении. По мнению педагогов, иногда легче развивать интеллектуальные механизмы, чем физические или личностные.

Анкета для родителей

1.        Сознаете ли вы, что уже сегодня следует уделять внимание вопросам подготовки ребенка к школе, чтобы завтра он успешно включился в предстоящую учебную деятельность?

а)        да, осознаю;

б)        не задумывался об этом;

в) _________________________________________________________

                                   (другой вариант ответа)

2.        Кого вы считаете ответственным в подготовке вашего ребенка к школе?

а)        дошкольное учреждение;

б)        семью;

в)        дошкольное учреждение и семью;

   г) ________________________________________________________

                                   (другой вариант ответа)

3.        Какие из перечисленных характеристик вы считаете наиболее важными для будущего первоклассника:

а)        высокий уровень интеллектуального развития;

б)        физическое здоровье;

в)        умение общаться с учителем и одноклассниками;

г)        желание учиться в школе;

д)        умение управлять своим поведением;

е) _________________________________________________________

                                        (другой вариант ответа)

4.        Имеет ли ребенок начальные навыки чтения, счета?

а)        да, имеет;

б)        частично имеет;

в)        нет, не имеет.

5. Как вы оцениваете на сегодняшний день общий уровень психического развития вашего ребенка?

а)        высокий;

б)        средний;

в)        низкий;

г)        испытываю затруднение ответить на данный вопрос.

6. Есть ли у ребенка дома свой письменный стол, определенное место, где бы он мог заниматься?

а)        да, есть;

б)        определенного места нет.

7.        Уделяете ли вы внимание подбору игрового, обучающего материала с целью подготовки ребенка к школе?

а)        да, стараемся уделять;

б)        не слишком уделяем;

в)        нет.

8.        Занимаетесь ли вы дома с ребенком?

а)        да, занимаемся;

б)        иногда;

в)        нет, не занимаемся.

9.        Хорошо ли вы знаете, как надо в условиях семьи оказывать помощь ребенку с целью подготовки его к школе?

а)        да, я могу целенаправленно заниматься с ним, знаю, как это делать;

б)        имею общие представления;

в)        нет, испытываю затруднение;

г) _________________________________________________________

(другой вариант ответа)

10. Какие вопросы вы хотели бы обсудить с педагогами дошкольного учреждения в рамках решения данной проблемы?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Ребенок на пороге школы"

Сценарий родительского собрания для выпускной группы....

Родительское собрание "Ребенок на пороге школы"

Сценарий родительского собрания при подготовке детей к школе...

Родительское собрание "Ребенок на пороге школы"

Беседа с родителями будущих первоклассников...

Родительское собрание «Семья на пороге школы» в форме деловой игры.

Родительское собрание в подготовительной группе «Семья на пороге школы» в форме деловой игры.Цель:  создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготов...

Родительское собрание "Ребенок на пороге школы"

Родительское собрание "Ребенок на пороге школы"...