Влияние музыкального воспитания на общее развитие дошкольников.
статья

Зиборова Елена Алексеевна

          Музыкальное развитие ребенка и его физическое, эмоциональное, эстетическое, умственное развитие тесно взаимосвязаны.
Между музыкальным воспитанием малыша и его речевым развитием существует много общего в плане решения единых целей и задач; как существует единство между музыкальным искусством, музыкальной речью, с одной стороны, и словесной, с другой. Большое влияние на развитие речи оказывает такой вид музыкальной деятельности, как пение.
В речи, как и в музыке, всегда содержится определенный тонус звучания. Это состояние тонового напряжения объединяет музыкальную и речевую интонацию. Кроме того, музыка и речь имеют общие выразительные возможности: интонационная окраска в речи и музыке передается с помощью одинаковых средств: силы голоса и звука, высоты, тембра, определенного ритма, использования акцентов, пауз движения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_obshchee_razvitie_mv.docx15.19 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Влияние музыкального воспитания на общее развитие дошкольника.


          Музыкальное развитие ребенка и его физическое, эмоциональное, эстетическое, умственное развитие тесно взаимосвязаны.
Между музыкальным воспитанием малыша и его речевым развитием существует много общего в плане решения единых целей и задач; как существует единство между музыкальным искусством, музыкальной речью, с одной стороны, и словесной, с другой. Большое влияние на развитие речи оказывает такой вид музыкальной деятельности, как пение.
В речи, как и в музыке, всегда содержится определенный тонус звучания. Это состояние тонового напряжения объединяет музыкальную и речевую интонацию. Кроме того, музыка и речь имеют общие выразительные возможности: интонационная окраска в речи и музыке передается с помощью одинаковых средств: силы голоса и звука, высоты, тембра, определенного ритма, использования акцентов, пауз движения.
         Таково теоретическое обоснование общности музыки и речи, обоснование необходимости и возможности комплексного подхода к проблемам музыкального и речевого развития малыша, тесной взаимосвязи музыкальной работы с речевой, необходимости проведения объединенных интегрированных музыкально-речевых занятий с использованием метода фонетической ритмики.
          На музыкально-речевых занятиях происходит наиболее интенсивное развитие личности ребенка, всех его сторон в комплексе, где большое значение придается музыке – как связующему интегрирующему звену между различными сторонами воспитания и развития детей. В настоящее время метод фонетической ритмики выступает как важное средство музыкального и речевого развития детей раннего возраста.
         Велика роль музыки и в развитии двигательной активности ребенка, особенно музыкально-ритмический вид деятельности. Уже в конце первого года жизни малыша можно не редко наблюдать, что под звуки звучащей музыки ребенок может раскачиваться, покачивать головой. Однако эти движения пока мало координированы, плохо согласованы с музыкой. Но с возрастом, в процессе постоянных упражнений его движения становятся более точными, уверенными, самостоятельными в своих проявлениях. В два-три года дети способны понимать простейшие связи музыки и движений, и под музыку различного жанра они действуют уже уверенно и осознанно. Действия эти не отличаются особым разнообразием, однако с каждым разом они становятся более четкими, отточенными.
         Музыка способствует и умственному развитию детей. Беседы о музыке дают не только разнообразные сведения о ней, но и характеризуют эмоционально-образное содержание. Словарный запас дошкольников обогащается образными словами и выражениями, характеризующими настроение, чувства, переданные в музыке. Кроме того, музыкальная деятельность подразумевает выполнение умственных операций, таких как анализ, сравнение, сопоставление, запоминание, что способствует не только музыкальному, но и общему развитию ребенка. В данном случае стоит сказать о таких видах музыкальной деятельности, как слушание, пение, игра на музыкальных инструментах.
         Нельзя не упомянуть о таком важном виде музыкальной деятельности, как хоровое пение, которое оказывает сильное влияние на формирование поведения маленького человека в коллективе. Если  при первичном исполнении какой-либо известной всем детям песни они поют вразнобой, то спустя некоторое время под руководством педагога хор начинает петь слаженно, что говорит о способности ребенка ориентироваться на действия всех членов коллектива. Кроме того, само по себе пение способствует развитию легких, развивает координацию голоса и слуха, улучшает детскую речь. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, чувство лада, музыкально-слуховые представления, чувство ритма.
         Стоит заметить, что пение может удовлетворить музыкальные потребности ребенка, ведь любимые песни можно исполнить в любое время.
Чтобы развитие детей было успешным, необходимо учитывать особенности музыки и возрастные возможности детей в организации работы по музыкальному воспитанию. Содержанием музыкального воспитания дошкольников является их вовлечение в различные виды музыкальной деятельности: слушание, пение, ритмику, игру на музыкальных инструментах; формирование у них познавательного интереса к музыке, внимания, развитие исполнительских умений и навыков.
           Музыкально-эстетическое воспитание детей в каждый возрастной период будет гармоничным только в том случае, если используются все творческие возможности маленького человека, все виды музыкальной деятельности, доступные дошкольному возрасту. И прежде всего это слушание музыки. Перед тем, как спеть песню или исполнить танец, ребенку необходимо прослушать музыку. Получая всевозможные музыкальные впечатления, ребенок привыкает к языку интонаций классической, народной и современной музыки, приобретает опыт восприятия музыки, которое осуществляется не только через слушание, но и через исполнение – пение, игру на музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения. Для формирования музыкально-слуховых представлений имеют важное значение знания о том, что музыкальные звуки могут быть различными по высоте, что мелодия складывается из звуков, которые могут двигаться вверх, вниз или повторяться на одной высоте. Для развития чувства ритма необходимо знать, что музыкальные звуки могут иметь разную протяженность – быть короткими и долгими, что их чередование может быть мерным или более активным, что ритм оказывает влияние на характер и эмоциональную окраску музыки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние музыкально-ритмических игр на развитие дошкольника.

Очень важно с раннего детсва развивать своего малыша. В данном материале вы найдете практические советы по развитию дошкольника через музыкално-ритмические игры....

Анкета для родителей "Роль музыкального воспитания в общем развитии ребенка"

В целях реализации проекта "Музыкальная капель" с родительской общенностью младшей группы было проведено анкетирование согласно приложенному файлу....

«Роль музыкального воспитания в общем развитии ребенка»

laquo;Роль музыкального воспитания в общем развитии ребенка» https://docs.google.com/forms/d/11dXSEGNv-65szMP1ojq32vjyP1C544ZBbIuJZ_dwU5U/edit#res Согласно анкете большинство родителе...

«Роль музыкального воспитания в общем развитии ребенка»

Анкета для родителей!Музыка — удивительное искусство, способное благоприятно воздействовать на ребенка уже в первые месяцы его жизни. Раннее музыкальное развитие ребенка формирует...

Влияние классической музыки на общее развитие дошкольников

Музыка это не просто  развлечение, она способна воздействовать на  интеллект, настроение, мышление, восприятие и творческие способности детей. Поэтому не стоит пренебрегать этой уникальной в...

Анкета для родителей "Роль музыкального воспитания в общем развитии ребенка"

В анкете представлены вопросы о роли музыки в развитии ребенка, о семейных традициях и музыкальных предпочтениях....

«Влияние музыкального воспитания на физическое развитие детей»

В процессе разнообразных видов и форм музыкальной деятельности происходит постоянное развитие и совершенствование движений, которые являются активными помощниками физического воспитания дошкольников....