Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Народные и авторские сказки"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Бадрашова Татьяна Сергеевна

Бадрашова Татьяна Сергеевна

Образовательная область – речевое развитие

Возрастная группа – подготовительная

Тема: занятие по развитию речи «Народные и авторские сказки»

Цель: выяснить, знают ли дети отличие народных сказок и авторских.

Задачи:

  1. Образовательные: учить узнавать сказку по иллюстрациям и эпизодам.
  2. Развивающие: развивать диалогическую речь, умение высказываться полными предложениями, обобщать, делать выводы, умозаключения.
  3. Воспитательные: воспитывать интерес к чтению.

Материал: макет книги, конверты с заданиями, иллюстрации к сказкам, доска, магниты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_badrashova_t.s.docx31.83 КБ

Предварительный просмотр:

Бадрашова Татьяна Сергеевна

Образовательная область – речевое развитие

Возрастная группа – подготовительная

Тема: занятие по развитию речи «Народные и авторские сказки»

Цель: выяснить, знают ли дети отличие народных сказок и авторских.

Задачи:

  1. Образовательные: учить узнавать сказку по иллюстрациям и эпизодам.
  2. Развивающие: развивать диалогическую речь, умение высказываться полными предложениями, обобщать, делать выводы, умозаключения.
  3. Воспитательные: воспитывать интерес к чтению. 

Материал: макет книги, конверты с заданиями, иллюстрации к сказкам, доска, магниты.

1. Организационный момент, начало занятия, включающие:

1) описание исходной проблемной ситуации для мотивированного участия детей - загадки;

2) игры и упражнения для организации внимания детей – социально-эмоциональная игра «Здравствуй, небо голубое»;

3) ситуации для обозначения цели и задач деятельности с детьми – подобрать обобщающее слово для всех отгаданных загадок;

- описание методов организации деятельности детей на начальном этапе занятия, настроя на предстоящую деятельность и тему занятия (с учетом реальных особенностей группы, с которой работает педагог) – вопросы по картинкам

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети стоят в кругу на ковре, выполняют ритуал утреннего приветствия.

Дети отгадывают загадки

Дети: сегодня мы будем говорить о сказках.

Дети садятся на стулья.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Давайте поприветствуем друг друга.

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, легкий ветерок!

Здравствуй, маленький цветок!

Здравствуй, утро, здравствуй, день!

Нам здороваться не лень!

- Сейчас я загадаю вам загадки, а вы внимательно слушайте, чтобы понять, о чем мы с вами сегодня будем говорить на занятии.

Склеена, сшита,

Без дверей, а закрыта.

Кто ее открывает,

Тот многое знает. (Книга)

Внучка к бабушке пошла

Пироги к ней понесла.

Серый волк за ней следил,

Обманул и проглотил! (Красная Шапочка)

Ждали маму с молоком,

А пустили волка в дом…

Кем же были эти

Маленькие дети? (Семеро козлят)

Знает утка, знает птица,

Где Кощея смерть таится.

Что же это за предмет?

Дайте мне скорей ответ. (Игла)

- Ребята, как вы думаете, о чем мы будем говорить на нашем сегодняшнем занятии?

- Правильно, ребята, сегодня мы поговорим о сказах. Присаживайтесь, пожалуйста, на стульчики.

2. Основная часть занятия.

Данный этап предполагает:

- постановку конкретных образовательных задач перед детьми;

- описание форм и методов представления нового образовательного содержания;

- описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности детей с учетом особенностей группы, в которой работает педагог;

- описание критериев определения уровня внимания и интереса детей к новому материалу;

- описание действий педагога, если ему не удастся сохранить интерес детей к данной деятельности – классификация сказок;

- описание основных форм организации практической деятельности;

- описание способов мотивирования (стимулирования) познавательной, творческой активности детей в ходе освоения нового образовательного содержания – игровые действия;

- описание способов снижения утомления, напряжения детей – физкультминутка «Часы».

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети: да!

Дети: сказки бывают авторские  и народные.

Дети: этот отрывок из сказки «Финист - ясный сокол», это русская народная сказка, отнесем ее в первый столбик

Дети: этот отрывок из сказки «Золушка», эта сказка авторская, отнесем ее во второй столбик

 

Дети: этот отрывок из сказки «Дюймовочка», эта сказка авторская, отнесем ее во второй столбик

Дети: этот отрывок из сказки «Царевна-лягушка», это русская народная сказка, отнесем ее в первый столбик

Дети: этот отрывок из сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», это русская народная сказка, отнесем ее в первый столбик

Дети: этот отрывок из сказки «Белоснежка», эта сказка авторская, отнесем ее во второй столбик

Дети выполняют движения за воспитателем

Наклоны влево-вправо

Дети садятся в глубокий присед

Приседания

Вращение туловищем вправо

Вращение туловищем влево

Ходьба на месте

Замедление темпа ходьбы

Бег на месте

Дети останавливаются

Дети слушают русскую народную сказку «Крылатый, мохнатый да масляный»

Дети: это народная сказка.

Дети: воробей крылатый, мышонок мохнатый да блин масленый.

Дети: в начале сказки друзья жили дружно.

Дети: нет, воробей поступил неправильно.

 

Дети: можно посоветовать жить дружно и не обижаться друг на друга.

Дети: они не смогли выполнять работу друг друга, Мышка обварилась, Блина чуть не съела лиса, Воробей чуть не сломал клюв.

Дети: это сказал Блин, потому что каждый должен выполнять свою работу и не завидовать другому.

Дети: в сказке можно пожалеть всех.

Дети: сказка заканчивается тем, что каждый вернулся к своим обязанностям.

Дети: нужно заниматься своим делом и уважать труд друг друга.

Воспитатель: Мы с вами уже знаем, что книги – источник знаний. Читая их, мы получаем очень много интересной информации. Сегодня по дороге в детский сад я нашла вот такую интересную книгу. Но эта книга очень необычная. Чтобы получить знания из нее, нужно выполнить задания, которые книга для нас приготовила. Начнем?

- В сказках столько мудрости! Они учат быть сильными, добрыми, великодушными, помогать тем, кто попал в беду. Сказки учат бороться за доброе дело и побеждать. А какие бывают сказки?

- Первое задание будет таким – я буду зачитывать вам отрывок из сказки, а вы должны будете найти на столе иллюстрацию из этой сказки, определить авторская или народная и отнести иллюстрацию в нужный столбик на доске.

- Натыкали они в раму острых ножей, а сами притаились, смотрят. Вот летит ясный сокол. Долетел до окна и не моет попасть в комнату Марьюшки. Бился, бился, всю грудь изрезал, а Марьюшка спит и не слышит. И тогда сказал он: «Кому я нужен, тот меня найдет. Но это будет нелегко. Ты меня найдешь, когда трое башмаков железных износишь, трое посохов железных изломаешь, трое колпаков железных порвешь.

- Время неумолимо летело вперед. Помня слова доброй феи, девушка все время поглядывала на часы. Без пяти двенадцать девушка неожиданно прекратила танцевать и выбежала из дворца. У крыльца ее уже ждала золотая карета. Лошади радостно заржали и повезли девушку домой. Вернувшись домой, она прежде всего побежала к доброй волшебнице, поблагодарила её и сказала, что хотела бы завтра опять попасть на бал – принц очень просил её приехать.

- Потом она пошла домой и посадила ячменное зернышко в цветочный горшок.

Только она его полила, зернышко сразу же проросло. Из земли показались два листочка и нежный стебель. А на стебле появился большой чудесный цветок, вроде тюльпана. Но лепестки цветка были плотно сжаты: он еще не распустился. - Какой прелестный цветок! – сказала женщина и поцеловала красивые пестрые лепестки. В ту же минуту в сердцевине цветка что-то щелкнуло, и он раскрылся. Это был в самом деле большой тюльпан, но в чашечке его сидела живая девочка. Она была маленькая-маленькая, всего в дюйм ростом.

- Пустил стрелу средний брат — полетела стрела к богатому купцу во двор. Подняла ее купеческая дочь. Пустил стрелу Иван-царевич — полетела его стрела прямо в топкое болото, и подняла ее лягушка-квакушка… Старшие братья как пошли искать свои стрелы, сразу их нашли: один — в боярском тереме, другой — на купеческом дворе. А Иван-царевич долго не мог найти свою стрелу. Два дня ходил он по лесам и по горам, а на третий день зашел в топкое болото. Смотрит — сидит там лягушка-квакушка, его стрелу держит.

- Слуга побежал домой и рассказал купцу про то, что слышал на речке. Собрали народ, пошли на реку, закинули сети шелковые и вытащили Алёнушку на берег. Сняли камень с шеи, окунули ее в ключевую воду, одели ее в нарядное платье. Аленушка ожила и стала краше, чем была. А козленочек от радости три раза перекинулся через голову и обернулся мальчиком Иванушкой.

- Было то в середине зимы, падали снежинки, точно пух с неба, и сидела королева у окошка, — рама его была из черного дерева, — и шила королева. Шила она, загляделась на снег и уколола иглою палец, и упало три капли крови на снег. А красное на белом снегу выглядело так красиво, что подумала она про себя:

«Если бы родился у меня ребенок, белый, как этот снег, и румяный, как кровь, и черноволосый, как дерево на оконной раме!»

И родила королева вскоре дочку, и была она бела, как снег, как кровь, румяна, и такая черноволосая, как черное дерево.

- Ребята, вы выполнили первое задание. Вы отлично с ним справились, а теперь давайте немного отдохнем.

Тик-так, тик-так, 
В доме кто умеет так? 
Это маятник в часах, 
Отбивает каждый такт

А в часах сидит кукушка, 
У неё своя избушка.

Прокукует птичка время, 
Снова спрячется за дверью.
Стрелки движутся по кругу. 
Не касаются друг друга.
Повернёмся мы с тобой 
Против стрелки часовой.

А часы идут, идут,..
Иногда вдруг отстают.

А бывает, что спешат, 
Словно убежать хотят!
Если их не заведут, 
То они совсем встают.

- Ребята, в нашей необычной книге есть еще одно задание. Нам с вами нужно прочесть сказку «Крылатый, мохнатый да масляный», определить какая она, авторская или народная и ответить на вопросы.

- Какая это сказка – народная или авторская?

- Как звали героев сказки?

- Как жили друзья в начале сказки?

- Правильно ли сделал воробей, когда обиделся на друзей?

- Что можно посоветовать друзьям?

- Что случилось, когда друзья решили поменяться своей работой?

- «Вот так всегда бывает, когда один на другого кивает, а свое дело делать не хочет». Кто это сказал? Почему блин так сказал?

-Кого можно пожалеть в сказке? (всех).

- Чем заканчивается сказка?

- Чему вас научила эта сказка?

Воспитатель показывает книгу.

Воспитатель демонстрирует конверты с заданиями из книги.

Воспитатель открывает конверт, зачитывает первое задание.

На столе лежат иллюстрации к сказкам, доска поделена на 2 части (авторские/народные сказки)

Воспитатель зачитывает отрывки из сказки «Финист – ясный сокол»

Воспитатель зачитывает отрывки из сказки «Золушка»

Воспитатель зачитывает отрывки из сказки «Дюймовочка»

Воспитатель зачитывает отрывки из сказки «Царевна-лягушка»

Воспитатель зачитывает отрывки из сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Воспитатель зачитывает отрывки из сказки «Белоснежка»

Воспитатель зачитывает второе задание.  

Воспитатель читает русскую народную сказку «Крылатый, мохнатый да масляный»

Воспитатель задает детям вопросы по прочитанной сказке. Если дети затрудняются ответить, помогает сформулировать мысль.  

3. Заключительная часть занятия.

Данный этап включает:

- описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового образовательного содержания с учетом индивидуальных особенностей детей, с которыми работает педагог – рефлексия «Чистая книга»

- описание критериев, позволяющих определить степень усвоения детьми нового образовательного содержания – индивидуальная работа с детьми;

- описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда педагог определяет, что часть детей не освоили новый материал;

- косвенная оценка деятельности детей как сопоставление результата с целью ребенка – оценка рефлексии.  

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети по очереди подходят по очереди, выбирают смайлик с соответствующей эмоцией и помещают в книгу.

- А теперь давайте подведем с вами итоге нашего занятия. На столе лежать смайлики с эмоциями. Сейчас каждый по очереди подойдет и выберет смайлик для себя. Если на занятие вам было легко и интересно, выберите веселый смайлик, если немного трудно – грустный, если тяжело – то печальный. На доске перед вами находится чистая книга, давайте наполним ее эмоциями. Подходите по очереди и помещайте свои эмоции в книгу.

- Ребята, вам понравилось наше сегодняшнее занятие? Что было сложно? А что легко? Мне сегодня очень понравилось, как вы занимались, вы большие молодцы. Занятие окончено.

На столе смайлики с эмоциями – веселый, грустный и печальный. На доске изображение разворота чистой книги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Путешествие в сказку"

Цель:1. Учить детей пересказывать текст сказки последовательно, без пропусков и повторений, выразительно передавая речь персонажей.2. Учить объяснять значение слов; упражнять в образовании слов с суфф...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе по теме «Сказки Г. Х. Андрсена»

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе по теме «Сказки Г. Х. Андрсена»...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Путешествие в сказку"________________________________________

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Путешествие в сказку"Цель:1.                 Учит...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Путешествие в сказку"

Цель:Учить детей пересказывать текст сказки последовательно, без пропусков и повторений, выразительно передавая речь персонажей.Учить объяснять значение слов; упражнять в образовании слов с суффиксами...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Путешествие в сказку"

Повторяем особенности жанра сказки. Обучение  пересказу....