РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВТИИ КОГНИТИВНЫХ ФУНКЦИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Никанова Юлия Сергеевна

Для современного общества все более актуальным становится развитие личности, которая способна быстро ориентироваться и находить нужную для решения поставленной задачи, адаптироваться в ситуации стремительного развития информационных технологий. Учитывая важность дошкольного образования в развитии ребенка, появляется необходимость массового внедрения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ).

 

На данный момент целенаправленное обучение детей в ДОУ с использованием ИКТ не является обязательным. Не разработана методическая база, как правило, этот процесс осуществляется педагогами на интуитивном уровне. Многие ДОУ не имеют материальной базы для обучения детей с применением ИКТ. Между тем, исследования в области дошкольной педагогики и психологии К.Н. Моторина, С.П. Первина, М.А. Холодной, С.А. Шапкина и др. [1] говорят о возможности использования ИКТ детьми в возрасте от 3 до 6 лет. ИКТ сегодня становятся основными средствами познавательной деятельности детей.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВТИИ КОГНИТИВНЫХ ФУНКЦИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Ю.С. Никанова

Воспитатель ГБДОУ детский сад №78 комбинированного вида Фрунзенского района г. Санкт – Петербурга

Для современного общества все более актуальным становится развитие личности, которая способна быстро ориентироваться и находить нужную для решения поставленной задачи, адаптироваться в ситуации стремительного развития информационных технологий. Учитывая важность дошкольного образования в развитии ребенка, появляется необходимость массового внедрения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ).

На данный момент целенаправленное обучение детей в ДОУ с использованием ИКТ не является обязательным. Не разработана методическая база, как правило, этот процесс осуществляется педагогами на интуитивном уровне. Многие ДОУ не имеют материальной базы для обучения детей с применением ИКТ. Между тем, исследования в области дошкольной педагогики и психологии К.Н. Моторина, С.П. Первина, М.А. Холодной, С.А. Шапкина и др. [1] говорят о возможности использования ИКТ детьми в возрасте от 3 до 6 лет. ИКТ сегодня становятся основными средствами познавательной деятельности детей.

Дошкольный возраст – это период, когда происходят значительные изменения в когнитивной сфере ребенка. Особое значение развитие когнитивных функций приобретает в связи с подготовкой к школе. Несомненно, каждый родитель мечтает, чтобы его ребенок был успешен в жизни, а это напрямую связано с уровнем развития когнитивных функций. Их формирование неотделимо от общего развития, от расширения объема знаний и навыков.

Когнитивные (познавательные) функции – это взаимосвязь процессов в головном мозге, с помощью которых осуществляется познание человеком окружающего мира и взаимодействие с ним: восприятие информации; ее обработка и анализ; запоминание и хранение; обмен информацией. К психическим познавательным процессам относятся восприятие, мышление, память, ощущение, внимание, воображение и речь. Гармоничное взаимодействие этих процессов необходимо для адекватной оценки человеком действительности и ответной реакции на воздействия среды. Благодаря этому человек может адаптироваться к различным ситуациям. Когнитивные функции нашего мозга координируют эти процессы. Однако несмотря на то, что познавательные процессы взаимосвязаны и взаимодействуют между собой, они могут проходить и по отдельности. Например, дети с нарушениями речи могут воспринимать, запоминать, сосредоточивать внимание. Каждый период психического развития ребенка обладает своими существенными особенностями. Возрастные новообразования, т.е. такие свойства, которых не было раньше, возникают на определенном этапе развития, но при этом подготавливаются всем предшествующим развитием.

 Таким образом, каждый период психического развития является подготовкой к переходу на следующий этап и закладывает основу для успешного развития в дальнейшем. Следовательно, важно на каждом этапе вовремя выявить отклонение в развитии психических функций, и суметь оказать ребенку психологическую помощь и поддержку. Необходимо также выбрать адекватную возрасту форму работы с детьми. В дошкольном возрасте все когнитивные функции развиваются преимущественно в процессе игры. Игровая деятельность является ведущей деятельностью в детском возрасте. Согласно исследованиям Л.С. Выготского [2, 3], М.И. Лисиной [4], Ж. Пиаже [5, 6], С.Л. Рубинштейна [7] и др., на этом этапе происходят значительные изменения в развитии когнитивных функций. У ребенка уже сформированы ощущение, активная речь, непроизвольное внимание, предметное восприятие. Продолжают интенсивно развиваться память, мышление, речь, внимание, восприятие, воображение, формируется такое качество психических процессов как произвольность. Охарактеризуем особенности когнитивных функций в дошкольном возрасте.

Речь

Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста – один из главных компонентов их готовности к обучению в школе. У детей значительно увеличивается словарный запас, развивается звуковая сторона речи (к 7 годам завершается процесс фонематического развития – ребенок говорит правильно), развивается ее грамматический строй. Ребенок овладевает всеми формами устной речи – сообщениями (монологи, рассказы), диалогической речью (способствует согласованию действий, особенно в игре со сверстниками), эгоцентрической речью (помогает ребенку планировать и регулировать свои действия). Речь ребенка становится связной, в ней отчетливо видна тесная связь его речевого и умственного развития. Мыслительная деятельность ребенка развивается благодаря улучшению качества разговорной речи, а речь, в свою очередь, совершенствуется в процессе мыслительной деятельности [8].

 Мышление

В дошкольном возрасте дети очень любознательны, и поэтому открыты для новых знаний: они задают много вопросов и пытаются самостоятельно изучать окружающий мир. На основе этого происходит развитие мышления, переход от наглядно-действенного (характерного для 3-4-летнего возраста) к наглядно-образному мышлению (характерного для 5-6-летнего возраста), а к концу данного возрастного периода – к словесному. Однако взрослая логика в рассуждениях дошкольника еще отсутствует, он мыслит образно. При определенных условиях дети уже могут правильно рассуждать и решать довольно сложные задачи. Для этого им нужно запомнить саму задачу, представить себе ее условия и понять их. Наиболее успешно дети справляются с задачами, при решении которых они опираются на собственный опыт, например, опыт наблюдения. В этом случае логика их рассуждений чаще бывает правильной. В дошкольном возрасте развивается понятийное мышление, причем, содержательно понятия все больше соответствуют тому, что в них вкладывают взрослые. Важными для последующего интеллектуального развития являются попытки устанавливать связи, обобщать. Еще одна характерная особенность мышления старших дошкольников – развитие его гибкости. Этому способствует формирование комплексных представлений, отражающих предмет в совокупности его признаков [9].

Память

Л.С. Выготский обращал внимание на то, что разные психические функции развиваются неравномерно. Если в раннем возрасте доминирующим психическим процессом является восприятие, то в дошкольном возрасте наиболее интенсивно развивается память. По словам И.Ю. Кулагиной, «каждый возрастной период связан с перестройкой межфункциональных связей – сменой доминирующей функции, зависимостью от нее остальных функций, установлений новых отношений между ними. … По мере продвижения от одного возраста к другому возрастает сложность межфункциональных связей. Перестройка старой системы и перерастание ее в новую становится основным путем развития психических функций». Именно в дошкольном возрасте ребенок легко запоминает самую разнообразную информацию, особенно когда она вызывает у него эмоциональный отклик. Но если в младшем дошкольном возрасте дети запоминают или вспоминают, не ставя перед собой такой цели, т.е. непроизвольно, то в среднем дошкольном возрасте начинает формироваться произвольная память. Целенаправленные запоминание и припоминание включены в различные виды деятельности ребенка (игру, помощь взрослым, во время занятий в детском саду и т.д.), причем, в процессе игры ребенок запоминает гораздо больший объем информации. С формированием произвольной памяти связано развитие и других когнитивных функций, например, ассоциативного мышления, способности к обобщениям. Необходимость что-то запомнить становится толчком для возникновения мнемических действий, т.е. создания собственных способов запоминания.

Внимание

Как и другие психические функции, внимание дошкольников до 6-7 лет непроизвольно, ребенок способен сосредоточивать внимание на объекте лишь до тех пор, пока он вызывает у него интерес. После 3 лет, отмечает С.Л. Рубинштейн, у ребенка заметно повышается устойчивость внимания и к 6 годам она достигает относительно высокого уровня, что является одним из показателей его готовности к школе [50]. М.А. Лебедева, В.А. Иванова отмечают, что «на протяжении дошкольного возраста постепенно развиваются все свойства внимания: увеличивается объем внимания, возрастает возможность распределения внимания в связи с автоматизацией многих действий ребенка, внимание становится более устойчивым, возрастает его произвольность. Развитие произвольного внимания тесно связано с развитием речи, волевых свойств личности дошкольника, с пониманием значения предстоящей деятельности, осознанием ее цели. Развитие свойств внимания находится в тесной связи  с общим умственным развитием ребенка». Развитию произвольности внимания способствует включение в деятельность, требующую сосредоточенности.

Восприятие

Развитие восприятия происходит на протяжении всего дошкольного периода. Первоначально восприятие носит исключительно эмоциональный характер. Постепенно оно становится осмысленным, целенаправленным. Такие произвольные действия, как наблюдение, рассматривание, поиск характерны для восприятия в старшем дошкольном возрасте. Перцептивная составляющая, т.е. целостный образ объекта, дополняется и обогащается его связями с другими предметами и явлениями. Изменение восприятия у детей дошкольного возраста происходит в связи с развитием различных видов деятельности детей (игровой, изобразительной, конструктивной и элементов трудовой и учебной). Это становится возможным благодаря собственному опыту ребенка. В этот период значительное влияние на развитие восприятия оказывает речь. Ребенок выделяет для себя определенные объекты, их свойства, состояния, связи с другими объектами, называя их.

Воображение

В дошкольном периоде воображение реализуется преимущественно в игровой форме. Изначально воображение детей носит подражательный, непроизвольный характер. Но в процессе развития оно приобретает целенаправленность, становится произвольным и переходит во внутренний план. Этому также способствует игровая деятельность. Принимая на себя определенную роль, ребенок должен соответствующим образом выстраивать свое поведение, а это требует активной работы воображения. Постепенно репродуктивное воображение, т.е. воссоздание образа в соответствии с определенным образцом, дополняется самостоятельным созданием новых, оригинальных образов. Воображение становится по-настоящему творческим процессом. Формируясь в игре, воображение постепенно проявляется и в других видах деятельности: рисовании, лепке, сочинении сказок. Характерным для детей данного возраста видом воображения являются фантазии, выступающие условием любой творческой деятельности. Но если фантазии, как правило, не соответствуют реальности, то мечты – особый вид воображения, направленный на будущее, который может способствовать развитию произвольности поведения ребенка в настоящем.

Исходя из вышеизложенного, следует, что в дошкольном возрасте закладывается фундамент для развития когнитивных функций. Возникает вопрос: как же в условиях современного общества способствовать их развитию? Ведь в мире, полном гаджетов, привлечь внимание ребенка, заинтересовать его, добиться от него эмоционального отклика становится с каждым днем все сложнее и сложнее. И тут к нам на помощь приходят информационно-коммуникационные технологии, которые отвечают всем требованиям и потребностям современных детей.

Использование ИКТ в образовательном процессе повышает интерес детей к получению новых знаний, способствует развитию у детей мотивации к обучению, позволяет повысить уровень усвоения нового материала и, как мы предполагаем, способствует развитию когнитивных функций. Таким образом, использование ИКТ повышает эффективность образовательного процесса.

 Рассмотрим средства, используемые при ИКТ:

Дидактический материал. Естественно, используемый дидактический материал представлен в электронном варианте. В свою очередь он способствует повышению продуктивности работы, как воспитателя, так и детей; происходит повышение наглядности предоставляемого материала; сокращается время на подготовку к занятию.

Презентация. Для работы с презентацией используется программа PowerPoint. Детям более понятен материал, который они могут рассмотреть, услышать, с которым они могут взаимодействовать. Презентация отвечает всем этим требованиям, она включает в себя динамику, звук, картинки, которые способствуют восприятию и повышают интерес к предоставленной информации. Следовательно, использование данной программы позволяет увеличить наглядность занятия, повысить его эффективность и психологически облегчает усвоение нового материала. Презентацию можно сравнить с книгой. В ней так же используются большие, яркие картинки с каким-либо пояснением к ним, только вместо листания страниц мы пролистываем слайды. Она побуждает интерес к новой, еще неизвестной детям информации. Она как будто погружает детей в новый мир картинок, анимации, звука, видео. А способствует ей в этом новизна и нетрадиционное предоставление новых знаний, что увеличивает общий кругозор детей. И даже дети, которых было тяжело вовлечь в образовательный процесс, становятся более активными на занятиях. Презентация включает в себя не только меняющиеся картинки на доске, но и беседу с детьми, обсуждение нового материала. Это создает возможность для индивидуального подхода к каждому ребенку, и помогает увеличить эффективность психолого-педагогической деятельности.

 Интернет. Использование данной площадки позволяет создать базу дидактического материала, который будет применяться на занятиях. Позволяет оперативно получить дополнительную информацию по интересующей теме.

Аудиокниги. Используются для прослушивания детьми произведений художественной литературы. Это способствует формированию у них правильного произношения, интонации, дети обучаются выразительному чтению. Прививается любовь к литературе.

Видеоматериалы. С помощью демонстрации мультимедиа каждый сюжет как будто оживает и вызывает наибольший интерес у маленьких слушателей.

Виртуальный тур по музеям. Позволяет дистанционно посетить музеи разных городов. Но, к сожалению, данная площадка находится еще на этапе разработки и присутствует не на всех сайтах музеев. Виртуальные музеи позволяют разнообразить занятие, сделать их более живыми и интересными, что является очень эффективным для познания окружающего мира, получения новой информации и, следовательно, для развития когнитивных функций.

 Интерактивная доска. Ее использование позволяет управлять материалом без использования компьютера. Ребенок самостоятельно может передвигать изображения с одного конца доски на другой, таким образом, выполняя поставленную перед ним задачу. С помощью использования специальных маркеров он может вносить изменения в информацию, которая представлена на интерактивной доске так же, как делал бы то же самое на листе бумаги, но при этом он всегда может вернуть проделанное действие назад (при совершении ошибки) и произвести какую-либо манипуляцию заново. Использование программного обеспечения SMART Notebook позволяет воспитателю самостоятельно создавать познавательные игры для работы с интерактивной доской, что расширяет методические возможности. В программных играх, созданных воспитателем, ребенок может перемещать изображения, рисовать, раскрашивать и многое другое. Таким образом, использование интерактивной доски делает занятие более увлекательным для ребенка, он легко, быстро и непринужденно вовлекается в процесс, становится менее стеснительным и при этом происходит познавательный процесс, расширяющий его кругозор, что положительно сказывается на развитие его когнитивных функции.

Нэтбуки. Это маленькие компьютеры, которые ребенок использует самостоятельно на занятиях. В них установлены специальные развивающие и обучающие программы и игры. С их помощью дети легче усваивают новый материал, быстрее учатся ориентироваться в пространстве, развивается мелкая моторика, развивается воображение и т.д. В процессе обучения на нэтбуках создается так называемая «ситуация успеха». Наличие большой картотеки игр позволяет найти индивидуальный подход к каждому ребенку.

Интерактивный стол. Представляет собой обыкновенный стол, только вместо столешницы – сенсорный дисплей. Это своего рода большой планшет или интерактивная доска в горизонтальной плоскости. Данное устройство дает возможность работать за ним сразу нескольким детям. Оно применяется для коллективного обучения, что в свою очередь способствует решению множества задач, в том числе развитию когнитивных функций дошкольников.

Рассмотрев некоторые виды средств ИКТ можно сделать следующий вывод: занятия, основанные на ИКТ, преимущественно проходят в игровой форме. Игра – это ведущий вид деятельности дошкольников, с помощью которой ребенок может на практике применять свои знания, ранее полученный опыт. Игра становится некой базой, основой для возникновения психических новообразований, в том числе для развития когнитивных функций.

Если сравнить традиционную форму обучения с обучением с использованием ИКТ, можно выделить следующие преимущества:

− Информация, представленная с помощью ИКТ в игровой форме, вызывает наибольший интерес у детей по сравнению с традиционным методическим материалом.

− В ИКТ используется наглядно-образное предоставление информации, что является наиболее эффективным способом для усвоения новой информации.

− Использование в ИКТ мультимедиа, аудио способствует более длительному удержанию внимания дошкольника на новой информации. − При использовании ИКТ становится возможен индивидуальный подход к каждому ребенку.

−    У ребенка появляется возможность самостоятельного обучения. Он сам регулирует темп познания новой информации.

−  Появляется возможность приобретения нового жизненного опыта. А главная особенность заключается в том, что с помощью ИКТ ребенок может приобрести такой жизненный опыт, который он возможно никогда не встретит в повседневной жизни.

−   Дети приобретают умения и навыки самостоятельно ориентироваться в просторах сети; обмениваться информацией посредством ИКТ.

−  У детей повышается мотивация к познавательному процессу, и как следствие происходит развитие когнитивных функций.

−    У детей появляется навык исследовательской деятельности.

−    Происходит повышение качества образовательного процесса.

−    Увеличивается объем пройденного материала за одно занятие.

Во время использования ИКТ прослеживаются все принципы активизации познавательной деятельности, а именно: взаимообучаемость, доверительность, проблемность, обратная связь, самообучние, исследовательская позиция, индивидуализация.

Таким образом, в течение дошкольного периода происходит интенсивное развитие когнитивных функций ребенка, что является неотъемлемой частью подготовки детей к школе и успешной адаптации в современном обществе. Использование ИКТ в образовательном процессе в ДОУ способствуют этому, т.к. создает условия для повышения интереса ребенка и формирования у него мотивации к получению новых знаний.

Так же важно соблюдать требования СанПиН, при использовании ИКТ на занятиях в дошкольных образовательных учереждениях.

Требования СанПиН 2.4.1.2660-10.

6.11. Для показа диафильмов используют стандартные проекторы и экраны с коэффициентом отражения 0,8. Высота подвеса экрана над полом должна быть не менее 1 м и не более 1,3 м. Показ диафильмов непосредственно на стене не допускается. Соотношение расстояния проектора от экрана и расстояния зрителей первого ряда от экрана представлено в таблице 2. 

Таблица 1 

Требования к организации просмотра диафильмов

Расстояние проектора 
от экрана (м)

Ширина экранного 
изображения (м)

Расстояние 1-го ряда 
от экрана (м)

4,0

1,2

2,4

3,5

1,0

2,1

3,0

0,9

1,8

2,5

0,75

1,5

2,0

0,6

1,2

6.12. Для просмотра телевизионных передач и видеофильмов используют телевизоры с размером экрана по диагонали 59 - 69 см. Высота их установки должна составлять 1 - 1,3 м. При просмотре телепередач детей располагают на расстоянии не ближе 2 - 3 м и не дальше 5 - 5,5 м от экрана. Стулья устанавливают в 4 - 5 рядов (из расчета на одну группу); расстояние между рядами стульев должно быть 0,5 - 0,6 м. Детей рассаживают с учетом их роста.

12.20. Непрерывная длительность просмотра телепередач и диафильмов в младшей и средней группах - не более 20 мин., в старшей и подготовительной - не более 30 мин. Просмотр телепередач для детей дошкольного возраста допускается не чаще 2 раз в день (в первую и вторую половину дня). Экран телевизора должен быть на уровне глаз сидящего ребенка или чуть ниже. Если ребенок носит очки, то во время передачи их следует обязательно надеть.

Просмотр телепередач в вечернее время проводят при искусственном освещении групповой верхним светом или местным источником света (бра или настольная лампа), размещенным вне поля зрения детей. Во избежание отражения солнечных бликов на экране в дневные часы окна следует закрывать легкими светлыми шторами.

12.21. Непосредственно образовательную деятельность с использованием компьютеров для детей 5 - 7 лет следует проводить не более одного в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, в среду и в четверг. После работы с компьютером с детьми проводят гимнастику для глаз. Непрерывная продолжительность работы с компьютером в форме развивающих игр для детей 5 лет не должна превышать 10 минут и для детей 6 - 7 лет - 15 минут. Для детей, имеющих хроническую патологию, частоболеющих (более 4 раз в год), после перенесенных заболеваний в течение 2 недель продолжительность непосредственно образовательной деятельности с использованием компьютера должна быть сокращена для детей 5 лет до 7 минут, для детей 6 лет - до 10 мин.

Список литературы:

  1. Бардашова Г.А. Опыт внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательную среду ДОУ / Г.А. Бардашова, М.В. Кормильцева // [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/opyt-vnedreniya-informatsionno kommunikatsionnyh-tehnologiy-v-obrazovatelnuyu-sredu-dou
  2. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М: Мартис, 2005. – 320 с.
  3. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. М: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2004. – 512 с.
  4. Лисина М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками // «Вопросы психологии». 1982. № 4. С. 18–35.
  5. Пиаже Ж. Речь и мышление ребёнка. М., 1994.
  6. Пиаже Ж. Психология интеллекта. Питер, 2004.
  7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2000. – 448 с.
  8. Мухина B.C. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность. Хрестоматия: учебное пособие для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям. М.: Изд-во Академия, 1999. – 624 с.
  9. Веракса Н.Е. История возрастной психологии: детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса // М.: «Академия», 2008. – 304 с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Роль современных музыкальных технологий в музыкально – эстетическом развитии детей дошкольного возраста»

Специфика эстетического воспитания состоит в том, что оно включает в сферу педагогического воздействия, прежде всего чувства ребёнка. обогащает их, способствует развитию эмоциональной отзывчивости...В...

Обобщение педагогического опыта "Использование современных информационно-коммуникационных технологий в развитии музыкальных способностей детей дошкольного возраста"

Название: «Использование  современных информационно-коммуникационных технологий в развитии музыкальных способностей детей дошкольного возраста»Тип материала: обобщение педагогического опытаОбразо...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

публикация из опыта работы в материалах Международной научно-образовательной конференции "Инновационные технологии в образовании"...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

публикация из опыта работы в материалах Международной научно-образовательной конференции "Инновационные технологии в образовании"...

Совет педагогов «Роль инновационно -педагогических технологий в логико – математическом развитии детей дошкольного возраста»

Совет педагогов  «Роль инновационно -педагогических технологий в логико – математическом развитии детей дошкольного возраста»...

Использование информационно коммуникационных технологий в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста

Изобразительное искусство – одно из средств художественно-эстетическом развитии  детей дошкольного возраста.Изобразительная деятельность является для детей одним из любимых занятий, если он...

Использование потенциала информационно-коммуникационных технологий в процессе экологического воспитания детей дошкольного возраста

Целесообразное и интегрированное использование компьютерных прикладных программ, наряду с традиционными методами системы педагогического воздействия, при работе с детьми дошкольного возраста, повышает...