Статья "Становление ребенка как субъекта деятельности посредством музыкально – культурных практик"
статья

Королёва Юлия Юрьевна

В статье анализируется и характеризуется процесс музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста с позиций целостного развития ребенка и становления субъектности дошкольника в музыкальной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stanovlenie_rebenka_kak_subekta_deyatelnosti.doc45.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Становление ребенка как субъекта деятельности

посредством музыкально – культурных практик

         Дошкольный возраст самоценен тем, что он позволяет ребенку осуществлять разные виды свободной деятельности – играть, рисовать, музицировать, слушать сказки и рассказы, конструировать, помогать взрослым по дому и саду. Эти виды деятельности ребенок осуществляет по собственному желанию, сам процесс их выполнения и их итоги, прежде всего, радуют самих детей и окружающих взрослых, не имея при этом каких-либо жестких правил и норм. Но вместе с тем многообразие этих видов деятельности дает детям достаточно много знаний, умений и навыков, а главное – развивает их чувства, мышление, воображение, память, внимание, волю, личностные качества, тягу к общению со сверстниками и взрослыми. Вместе с тем, исследования последних лет доказывают, что очень важно, чтобы в детской деятельности у дошкольника формировались субъектные проявления, чтобы он мог занять позицию субъекта деятельности.

          Кто такой субъект? Субъект — это носитель активности. Основным признаком субъекта деятельности выступает свобода. Именно свобода выбора цели, способа и средств действия.

         Дошкольника смело можно назвать практиком, познание им мира идет исключительно чувственно-практическим путем.

          Но всегда ли дошкольник может освоить субъектную позицию в деятельности? С чем это связано?

         Нет, для этого требуются определенные условия организации педагогического процесса. Освоение ребенком позиции субъекта деятельности требует специальной педагогической технологии. Другое важнейшее условие связано с развитием самостоятельности и творчества детей при выборе содержания деятельности и средств ее реализации. Условием такой организации деятельности будет эмоционально- положительная направленность в общении с дошкольниками, развитие стремления к взаимодействию и сотрудничеству.

          К основным культурным практикам, осваиваемым дошкольниками относятся:

  • Игра (сюжетная и с правилами)
  • Продуктивная деятельность (утренники, развлечения, концерты)
  • Познавательно-исследовательская деятельность (опыты, коллекционирование, путешествие по карте)
  • Чтение художественной литературы
  • Практическая деятельность (трудовое воспитание)
  • Результативные физические упражнения
  • Коммуникативный тренинг (общение, развитие речи)
  • Музицирование

         Все культурные практики представляют собой элемент детского творчества. В процессе творческой деятельности изменяется и сам ребенок – формы и способы его мышления, личностные качества, - сам ребенок становится творческой личностью.

         Важность такого подхода подчеркивают следующие целевые ориентиры согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования на этапе завершения дошкольного образования:

- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности;

- проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и других;

- способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.

         Современный педагог осознает, что развитие детской самостоятельности и инициативы во многом зависят от него, особенно от признания, что ребенок – это свободная личность. Он имеет право выражать себя соответственно только его пониманию и теми способами, которые он считает подходящими. Авторитарный стиль педагогики, который долгое время «царствовал» в нашей стране, не позволял развивать инициативу и самостоятельность ребенка дошкольного возраста. Поменять мышление необходимо, прежде всего, педагогу.

Список литературы:

1. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Психология и педагогика обучения дошкольников: Учебное пособие. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013. – 264с.

2. Микляева Н.В. Дошкольная педагогика. Теория воспитания: учеб. пособие для студ. Учрежд. высш. проф. Образования М.: Издательский центр «Академия», 20013. – 208с.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 96с.

Приложение

Примерные виды и формы культурных практик

Возраст детей

Культурная практика

Виды и формы работы

Младший дошкольный возраст

Совместная игра воспитателя с детьми

- Сюжетно-ролевая игра - Режиссерская игра - Игра-инсценировка; игра – драматизация; - Игра-экспериментирование

Старший дошкольный возраст

Совместная игра воспитателя с детьми

В старшем дошкольном возрасте добавляются: Игры – экспериментирования могут перерастать в режиссерскую или сюжетно- ролевую игру. Театрализованные игры (кукольный театр, настольный театр, театр теней, театр марионеток и т.д.)

Младший дошкольный возраст

Творческая мастерская

проектная деятельность - мини-коллекционирование - образовательные ситуации с единым названием «Веселая ярмарка»

Старший дошкольный возраст

Творческая мастерская

В старшем дошкольном возрасте добавляются: - студийная, кружковая работа - творческие проекты - коллекционирование -образовательные ситуации с единым название «Город мастеров» (проведение ежемесячных проектов «От ложки до матрешки», «Игрушечных дел мастера» и т.д. В подготовительных группах образовательная ситуация «Школа дизайна» серия дизайн проектов в форме арт-салонов «Друг детства» (дизайн игрушек), «Золотой ключик» (театральный дизайн), «Золушка» (дизайн одежды) и т.д.Все

Все возрастные группы

Досуги

 «Песенные посиделки» - пение в кругу знакомых песен; театрализованное обыгрывание песен.                                     «Сам себе костюмер» (ряженье) - примеривание различных костюмов, создание при помощи деталей костюмов и атрибутов игровых образов, спонтанные костюмированные игры и диалоги.                          «Мы играем и поем» – игры с пением (по показу, без предварительного разучивания!). Аттракционы, «Танцевальное «ассорти» свободное движение детей под музыку, образно- танцевальные импровизации, коммуникативные танцы-игры;  «Кукольный театр» – всевозможные варианты кукольных представлений от показа взрослыми до спектакля, который показывают старшие дети малышам;  «Кинофестиваль» – просмотр любимых мультфильмов по известным сказкам и т.д.

Старший дошкольный возраст

Чтение художественной литературы

- группировка произведений по темам - длительное чтение - циклы рассказов - чтение периодической печати (на примере ознакомления с детскими журналами)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование сказки в деятельности детей младшего дошкольного возраста для социализации посредством организации культурных практик

Цели: исползование сказки в деятельности детей младшего дошкольного возраста посредством организации культурных практик.Задачи: 1 пробуждать интерес к сказкам;- 2 разнообразить приёмы и мето...

Выступление из опыта работы «Формирование первичных навыков взаимодействия детей посредством организации культурных практик по теме «Игрушки»

Выступление из опыта работы «Формирование первичных навыков взаимодействия детей посредством организации культурных практик по теме «Игрушки»...

Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста посредством организации культурных практик

Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста посредством организации культурных практик...

Формирование звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста посредством организации культурных практик

Звуковая культура речи -это устное оформление слов.Звуковая культура речи включает в себя сообственно произносительные качества характерезующие звучащую речь....

Целостное описание актуального педагогического опыта воспитателя Фесенко С.И. - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИК.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕУсловия возникновения и становления опыта.  Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад № «88 Центр развития ребенка «Улыбка&ra...

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИК.

Изучение коммуникативных умений детей проводилось путем свободного наблюдения за свободным общением. В процессе наблюдения обращалось внимание на характер общения, инициативность, умени...