Картотека игр
картотека

Рустамова Светлана Абумуслимовна

Картотека игр

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr.docx719.77 КБ

Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА Подвижные игры для детей 3-4 летПОДВИЖНЫХ ИГР

https://i.mycdn.me/i?r=AzEPZsRbOZEKgBhR0XGMT1RkljTfymUDFdIP9nHgxfHwr6aKTM5SRkZCeTgDn6uOyic

Подвижные игры для детей 3-5 лет

1. «Горячая картошка»

Инвентарь:  1 мяч среднего размера.

Цель игры: закреплять передачу мяча по кругу.

        Игроки строятся в круг, один из игроков держит в руках мяч. Под музыку или звуки бубна дети предают мяч друг другу по кругу. Как только музыка остановится, игрок, у которого оказался в руках мяч, выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется 2 игрока – победителя.

!!! При передаче мяча не бросать мяч; игроки, уронившие мяч, выбывают из игры.

2. «Лягушки и цапля»

Инвентарь: не требуется.

Цель игры: укреплять мышцы ног.

        Игроки – «лягушки» стоят на возвышении на одной стороне площадки, водящий – «цапля» стоит в гнезде на другой стороне площадки на одной ноге. По команде «Лягушки – на болото!» лягушки спрыгивают с возвышения, прыгают по «болоту» в приседе и «квакают». По команде «Цапля!» лягушки убегают в домик, а цапля их догоняет и пятнает.

!!!Спрыгивать, мягко приземляясь с носков на пятки.

3. «Пингвины и медведь»

Инвентарь: набивные мешочки по количеству игроков (можно использовать теннисные мячи или мелкие предметы)

Цель игры: укреплять мышцы ног.

        Игроки – «пингвины» находятся в «домике» на одной стороне площадки, водящий – «медведь» находится на противоположной стороне.

        По команде «Пингвины, пошли гулять!» дети прыгают по площадке, удерживая мешочек коленями. По команде «Медведь!» берут мешочки в руки и убегают в домик. Медведь догоняет и пятнает пингвинов.

!!!Можно прыгать с мешочков в руках.

4. «Птенчики и орел»

Инвентарь: разноцветные кольца по количеству игроков (можно нарисовать мелками на асфальте или палкой на земле).

Цель игры: улучшать пространственную и зрительную ориентацию.

        Игроки – «птенчики» свободно расположены на площадке в «гнездах» - кольцах, водящий – «орел»  находится в стороне от игроков. По команде «Птенчики, полетели гулять!» птенчики вылетают из своих домиков, бегают по площадке, «машут крыльями». По команде «Орел!» прячутся в свои гнезда, а орел старается их догнать и запятнать.

!!!Во время бега не наступать на гнезда, прятаться только в свое гнездо.

5. «Лесные звери»

Инвентарь: кегли

Цель игры: совершенствовать координационные способности и ловкость.

        На площадке в свободном порядке расставлены кегли – «деревья». Игроки – «звери» бегают по «лесу» врассыпную, обегают деревья и стараются их не задеть. По окончании игры отмечаются дети, которые не сбили кегли.

!!! Беговые упражнения чередуются с ходьбой.

6. «Пчелки»

Инвентарь: 4-5 обручей большого диаметра (можно нарисовать мелками на асфальте или палкой на земле).

Цель игры: улучшать точность ориентировки в пространстве.

        На площадке в свободном порядке расположены обруч – «ульи». Игроки – «пчелки» занимают ульи по 4-5 человек. По команде «Пчелки, полетели за медом!» дети разбегаются по площадке врассыпную, имитируя руками взмахи «крыльев». По команде «В ульи!» бегут в свои домики. Игра повторяется 3-4 раз, отмечаются пчелки, которые собрались в своем домике быстрее других.

!!! Пчелки летают подальше от своих домиков.

7. «Вертолеты»

Инвентарь: разноцветные кольца по количеству игроков (можно нарисовать мелками на асфальте или палкой на земле).

Цель игры: закреплять бег врассыпную, развивать внимание и быстроту.

        На площадке в свободном порядке лежат кольца – «аэродромы». Дети – «вертолеты» с лентами в руках занимают любой аэродром. По команде «Вертолеты, заводим моторы!» игроки в приседе делают вращательные движения руками над головой, имитируя движения пропеллера. По команде «Полетели!» бегают по залу врассыпную, разведя руки в стороны. По команде «На посадку!» «приземляются» на свои  аэродромы. Игра повторяется 3-4 раза, отмечаются самые внимательные вертолеты.

!!! Не сталкиваться, приземляться на свои аэродромы.

8. «Найди свою пару»

Инвентарь: не требуется.

Цель игры: воспитывать внимательность и организованность.

        Игроки на площадке строятся парами лицом друг к другу. По команде «Разбежались!» дети бегают по площадке врассыпную, а по команде «Найди свою пару!» находят свою пару и берутся за руки.

!!! Отмечаются пары, которые быстро нашли друг друга.

9. «Отгадай, чей голосок»

Инвентарь:  не требуется.

Цель игры: повышать активность слухового анализатора.

        Игроки строятся в круг, в центре круга – водящий с закрытыми глазами. Дети идут по кругу, взявшись за руки, и говорят:

Мы немножко поиграли,

А теперь в кружок мы встали ,

Ты загадку отгадай,

Голосок чей угадай.

        Педагог выбирает одного из игроков, который произносит любое слово, стараясь сделать так, чтобы его голос не узнал водящий. Водящий открывает глаза и угадывает имя того, кто подал голос. Если водящий не узнал голос, то подавший его выбирается водящий.

!!! Можно произносить не только слова, но и имитировать звуки животных.

10. «Слушай сигнал»

Инвентарь:  не требуется.

Цель игры: воспитывать внимание и организованность.

        Игроки шагают в колонне по одному. На быстрые удары в бубен (хлопки в ладоши или музыкальное сопровождение) выполняют ходьбу короткими семенящими шагами, на медленные удары – широкие свободные шаги.

!!! Игру можно изменить и выполнить ходьбу врассыпную или ходьбу в парах.

11. «Затейники»

Инвентарь:  не требуется.

Цель игры: формировать творческие способности.

        Игроки строятся в круг, берутся за руки, в центре круга – водящий. Дети идут по кругу и говорят:

Ровным шагом, друг за другом

Мы идем за шагом шаг,

Стой на месте!

        Останавливаются.

                        Дружно, вместе сделаем вот так!

        Водящий показывает любое движение, а дети его повторяют. Затем выбирается новый водящий.

12. «Медведи и пчелы»

Инвентарь:  не требуется.

Цель игры: воспитывать быстроту и ловкость.

        Участвуют 2 команды, одна команда – «медведи», другая – «пчелы». Пчелы стоят в «доме» - на возвышении. На расстоянии 3-4 м от «дома пчел» отмечается линия леса – «дом медведей». На противоположной стороне на расстоянии 7-8 м от дома пчел – «луг». По сигналу пчелы летят на луг за медом и жужжат. В это время медведи забираются в улей и «лакомятся медом». По сигналу «Медведи!» пчелы летят к своим ульям и пятнают («жалят») тех медведей, которые не успели убежать в лес. Пойманные медведи остаются в игре. Игра повторяется 2-3 раза, затем дети меняются ролями. Выигрывает команда, запятнавшая большее количество медведей.

!!! При повторении игры дети меняются ролями.

13. «Пятнашки»

Инвентарь:  не требуется.

Цель игры: воспитывать быстроту и ловкость.

        Дети – игроки находятся на площадке, а водящий – «пятнашка» в стороне. По команде «Лови!» дети разбегаются, а пятнашка догоняет их и пятнает. Пойманные игроки временно выбывают из игры. По сигналу игра останавливается, подсчитывается количество пойманных игроков и выбирается новый водящий. Отмечаются водящие, запятнавшие большее количество игроков.

!!! Водящим запрещается толкать и хватать игроков руками.

14. «Съедобное – несъедобное»

Инвентарь:  мяч.

Цель игры: воспитывать сообразительность и быстроту реакции.

        Игроки строятся в круг, в центре круга – водящий с мячом в руках. Водящий поочередно бросает мяч каждому игроку и произносит в момент броска любое слово (дерево, яблоко, стол, пуговица и др.). Если слово означает съедобное понятие (конфета, молоко, каша и др.), то игрок ловит мяч, если же слово означает несъедобное понятие (банка, ботинок, ложка и др.) – игрок отталкивает мяч. Тот, кто ошибается, получает штрафное очко. Нового водящего выбирают среди самых внимательных игроков.

!!! Если детей много, то можно ввести в игру двух водящих.

15. «Тишина»

Инвентарь:  не требуется.

Цель игры: тренировать статичное равновесие.

        Игроки шагают в колонне и говорят:

Тишина у пруда, не колышется вода,

Не шумят камыши. Засыпайте, малыши.

        С последними словами дети останавливаются и принимают любую статичную позу. В таком положении они находятся до тех пор, пока педагог не досчитает вслух до десяти. Игроки, которые пошевелились или не удержали равновесия, считаются проигравшими. Игра повторяется 3-4 раза.

!!! Проигравшие игроки временно выбывают из игры.

https://images.wbstatic.net/big/new/26030000/26034477-1.jpg

Подвижные игры для детей 4-6 лет

1. «Охота на зайцев»

Инвентарь: не требуется.

Цель игры: воспитывать быстроту и ловкость.

        На противоположных сторонах площадки проводятся 2 черты, за чертой – 2 «леса», между ними – «охотничья поляна». Игроки – «зайчата» находятся в одном лесу, а водящий – «охотничий пес» на поляне. По сигналу зайчата перебегают через поляну из одного леса в другой, а пес старается их догнать и запятнать. Пойманные игроки не выбывают из игры.

!!! Псу нельзя выбегать за границы охотничьей поляны.

2. «Поймай комара»

Инвентарь: гимнастическая палка или прут.

Цель игры:  совершенствовать скоростно-силовые способности.

        Игроки – «лягушки» строятся в круг, в центре круга педагог, который держит в руках гимнастическую палку или прут с привязанным к нему «комаром» из бумаги. Педагог вращает комара выше голов детей, а дети подпрыгивают, стараясь коснуться его двумя руками. Отмечаются самые ловкие игроки.

!!! Лягушки подпрыгивают только тогда, когда комар пролетает над головой; отталкиваться следует двумя ногами.

3. «Ловишка с мячом»

Инвентарь:  мяч среднего диаметра.

Цель игры: воспитывать быстроту и ловкость.

        Игроки строятся в круг, водящий – «ловишка» находится в центре круга с мячом  в руках. Ловишка выполняет бросок мяча, стоящему напротив игроку, называя его по имени. Игрок ловит мяч и перебрасывает его ловишке. После 3-4 передач ловишка подбрасывает мяч вверх, дети разбегаются по площадке, а водящий догоняет и пятнает игроков, бросая в них мяч. Игроки, которых запятнали, временно выбывают из игры. По сигналу игра  останавливается , подсчитываются запятнанные игроки, выбирается новый ведущий.

!!! Пятнать игроков аккуратно – бросать мяч в спину или в ноги.

4. «Совушка»

Инвентарь:  не требуется.

Цель игры: формировать творческое воображение.

        Игроки (жучки, паучки, пчелки, мышки, бабочки)  находятся на площадке, водящий – «совушка» сидит в гнезде. Со словами «День наступает – все оживает!» игроки передвигаются по площадке, выполняя имитационные действия. Со словами «Ночь наступает – все замирает!»  дети останавливаются и замирают в неподвижной позе. Совушка выходит на охоту и забирает с собой тех игроков, которые пошевелились.

!!! Совушке нельзя долго наблюдать за одним и тем же игроком.

5. «Линеечка»

Инвентарь:  не требуется.

Цель игры: воспитывать самоорганизацию.

        Игроки строятся в 2-3 шеренги по периметру площадки. По команде расходятся или разбегаются в разных направлениях, а по звуковому сигналу выполняют построение в шеренгу на своем месте. Отмечается команда, которая быстрее и ровнее построилась.

!!! Строиться только в своей команде, очередность в шеренге значения не имеет.

6. «Рыбаки и рыбки»

Инвентарь:  не требуется.

Цель игры: формировать согласованность двигательных действий.

        Игроки – «рыбки» находятся на площадке. Пара игроков – водящие, образуют «сеть» (берутся за руки – одна рука свободна). По сигналу рыбки бегают по площадке, а рыбаки догоняют рыбок и соединяют вокруг них руки. Рыбка, которая попалась в сеть, присоединяется к рыбакам. Игра продолжается до тех пор, пока сеть не разорвется или пока не будут пойманы все игроки.

!!! Нельзя тянуть сеть в разные стороны.

7. «Мы – веселые ребята»

Инвентарь:  не требуется.

Цель игры: воспитывать быстроту и ловкость.

        Игроки находятся на одной стороне площадки, водящий стоит в центре площадки лицом к игрокам. Дети хором говорят:

                Мы – веселые ребята,

                Любим бегать и скакать,

                Ну, попробуй нас догнать.

                Раз, два, три – беги!

        С последними словами игроки перебегают на противоположную сторону площадки, а водящий старается их запятнать.

!!! После двух перебежек выбирается новый водящий.

8. «Хитрая лиса»

Инвентарь:  не требуется.

Цель игры: воспитывать быстроту и ловкость.

        Игроки строятся в круг в центре площадки. По команде дети закрывают глаза, а педагог выбирает водящего – «хитрую лису», касаясь плеча одного из игроков. Хитрая лиса молчит и ничем себя не выдает. Дети открывают глаза и хором три раза спрашивают: «Хитрая лиса, где ты?». Хитрая лиса прыгает в центре круга и говорит: «Я тут!». Дети разбегаются , а хитрая лиса старается их догнать и запятнать. Игра повторяется 3-4 раза. В конце каждой игры подсчитывают пойманных игроков и выбирают нового водящего.

!!! Пойманные игроки временно выбывают из игры.

9. «Солнце и луна»

Инвентарь:  не требуется.

Цель игры: воспитывать быстроту и ловкость.

        На противоположных сторонах площадки проводятся 2 черты, за чертой – «дом» игроков. Команды «Солнце» и «Луна» строятся в шеренгу спиной друг к другу и лицом к своему «дому» в центре площадки на расстоянии 1,5 – 2 м одна от другой. Педагог называет то одну, то другую команду. По сигналу «Луна!»  игроки этой команды бегут в дом ,а игроки другой команды поворачиваются кругом, догоняют их и стараются запятнать. Затем подсчитывается количество пойманных игроков, и команды возвращаются на место. Перебежки повторяются 5-6 раз. Отмечается команда, которая запятнала больше игроков.

!!! Нельзя пятнать игроков в доме.

10. «К своим флажкам»

Инвентарь:  3-4 флажка разных цветов.

Цель игры: формировать пространственную и зрительную ориентацию.

        Игроки делятся на 3-4 команды и строятся в круг. В центре каждого круга  - водящий с флажком. По сигналу дети разбегаются по площадке врассыпную, а по команде «К своим флажкам!» бегут к флажку своего цвета и строятся в круг. Отмечается команда, которая построилась первой и выбираются новые водящие.

!!! Игра повторяется 3-4 раза, водящие меняют местоположение.

11. «Охотники и утки»

Инвентарь:  1 мяч среднего диметра.

Цель игры: воспитывать ловкость.

        Игроки – «утки» находятся на площадке. 2 водящих – «охотники», стоят на противоположных сторонах площадки лицом друг другу, один из охотников держит в руках мяч. Охотники бросают мяч, стараясь попасть им в уток. Утки перебегают с одной стороны площадки на другую, стараясь увернуться от мяча. Игроки, в которых попали мячом, временно выбывают из игры. Игра продолжается 1,5-2 минуты, затем подсчитываются пойманные утки и выбираются новые водящие.

!!! Мяч бросать в спину или в ноги игрокам.

12. «Волк во рву»

Инвентарь:  не требуется.

Цель игры: совершенствовать скоростно-силовые способности.

        Игроки – «козы» находятся на одной стороне площадки. В центре площадки параллельными линиями обозначен «ров», шириною 70-100 см. Водящий – «волк» стоит во рву. По команде педагога «Козы – в поле, волк во рву!» козы перебегают на противоположную сторону, перепрыгивая через ров. Волк старается запятнать прыгающих коз. Игра повторяется  2 раза, затем выбирается новый водящий.

!!! В прыжке отталкиваться одной ногой; волку нельзя выходить за пределы рва.

13. «Попрыгунчики воробышки»

Инвентарь:  не требуется.

Цель игры: воспитывать быстроту и ловкость.

        На площадке начерчен круг, игроки – «воробьи» строятся по кругу. В центре круга стоит водящий – «ворона». Воробьи запрыгивают в круг, прыгают в кругу, выпрыгивают из него. Ворона старается запятнать воробьев в кругу. Пойманные игроки остаются в игре. Когда ворон поймает 3-4 воробья, выбирается новый водящий.

!!! Диаметр круга 4-6 метров.

14. «Белые медведи»

Инвентарь:  1 обруч среднего размера.

Цель игры: воспитывать быстроту и ловкость.

        Игроки – «пингвины» находятся на площадке, водящий – «белый медведь» стоит в стороне с обручем в руках. По сигналу пингвины разбегаются, а «белый медведь» старается догнать пингвинов и накинуть на них обруч. Пойманные пингвины временно выбывают из игры.

!!!Ловить пингвинов аккуратно, стараясь не ударить их обручем; роль водящего может выполнять педагог.

15. «Мышеловка»

Инвентарь:  не требуется.

Цель игры: совершенствовать координацию движений и ловкость.

        Игроки делятся на 2 группы. Одни образуют круг – «мышеловку». Другие – «мыши» - находятся вне круга. Дети, изображающие мышеловку, идут по кругу, подняв сцепленные руки вверх и говорят:

        Ах, как мыши надоели, развелось их просто страсть.

        Все погрызли, все поели, всюду лезут – вот напасть.

        Берегитесь же, плутовки, доберемся мы до вас.

Вот поставим мышеловки – переловим всех за раз.

В процессе произнесения слов дети – «мыши» вбегают в круг, подлезая под сцепленные руки детей, и выбегают из круга. По окончании слов мышеловка закрывается – дети опускают руки. Те, кто остался в кругу, считаются пойманными. Они встают в круг – мышеловка увеличивается.

!!! Отмечаются самые ловкие мыши.

16. «Космонавты»

Инвентарь:  не требуется.

Цель игры: воспитывать внимание и самостоятельность.

        На снегу или на земле рисуются ракеты, в которых находится по 4-5 кругов, - это места космонавтов. Игроки шагают в колонне по одному вокруг площадки и говорят.

                        Ждут нас быстрые ракеты

                        Для прогулок по планетам.

                        На какую захотим, на такую полетим.

Но в игре один секрет:

Опоздавшим  места нет! 

        По окончании слов игроки разбегаются по ракетодрому и занимают места в любой из ракет. Мест в ракетах на 2-3 меньше, чем космонавтов. Проигрывают космонавты, которым не хватило места.

!!! Занимать места в ракетах только по окончании слов. Игроки, нарушившие правила, считаются проигравшими.

17. «Горелки»

Инвентарь:  не требуется.

Цель игры: развивать быстроту и ловкость.

        Игроки строятся в колонну по два, держась за руки, впереди колонны – водящий. Дети хором говорят:

Гори, гори ясно, чтобы не погасло.

Глянь на небо, птички летят,

Колокольчики звенят!

Раз, два, три – беги!

        По окончании слов игроки последней пары опускают руки и бегут в начало колонны – один справа, другой слева от нее. Водящий пытается запятнать одного из игроков, прежде чем тот успеет взяться за руки со своей парой. Если водящий запятнал игрока, то он становится с ним в пару впереди колонны.

!!! Игрок, оставшийся без пары, становится водящим.

18.         «Ловля бабочек»

Инвентарь:  не требуется.

Цель игры: закреплять бег в парах.

        Игроки – «бабочки» находятся на площадке.  Две пары водящих – дети с «сачками» - держатся за руки. По команде «Летите!» бабочки разбегаются по площадке. По команде «Лови!» водящие ловят бабочек в сачок – соединяют руки вокруг бабочки и отводят ее в условленное место. По команде «Бабочки отдыхают – сели на цветок!», дети приседают (отдых). По команде «Летите!» игроки снова разбегаются. Игра продолжается до тех пор, пока не останется 4-5 бабочек. Затем выбираются новые водящие.

!!! Во время игры водящим нельзя отпускать руки.

19. «Жмурки»

Инвентарь:  повязка на глаза.

Цель игры: повышать эмоциональный фон занятий.

        Из числа игроков выбирается водящий – «жмурка», ему завязывают глаза и несколько раз поворачивают кругом. Дети разбегаются по площадке, а жмурка их ловит. Если жмурка приближается к границам площадки, то его предупреждают словом «Огонь!». Пойманные игроки временно выбывают из игры.

!!! Не выбегать за границы площадки, убрать с площадки лишние предметы. Если жмурка долго не может никого поймать, то его сменяет новый водящий.

20. «Усатый сом»

Инвентарь:  не требуется.

Цель игры: развивать быстроту и ловкость.

        Площадка линией делится на 2 части – «реку» и «берег».  Игроки – «рыбки»  находятся на одной стороне площадки (в реке), водящий – «сом» стоит в центре площадки на границе реки и берега (6-7 м от рыбок). Дети хором говорят:

Под камнями сом не спит,

Он ушами шевелит,

Рыбки, рыбки, не зевайте,

Все на берег выплывайте.

        После этих слов рыбки бегут в сторону берега, а сом старается догнать и запятнать. По окончании игры подсчитывается количество пойманных рыбок, затем игра повторяется с новым водящим.

!!! Сом не должен забегать за линию берега.

Подвижные игры для детей 5-7 лет

1. «Караси и щука»

Инвентарь:  не требуется.

Цель игры: воспитывать внимание и сообразительность.

        Участвуют 2 группы. Одна группа строится в круг – это «камешки», другая – «караси», которые «плавают» внутри круга. Водящий – «щука» находится в стороне от игроков. По команде «Щука!» водящий быстро вбегает в круг, а караси прячутся за камешки. Не успевших спрятаться карасей, щука пятнает. Пойманные караси временно выбывают из игры. Игра повторяется с участием другой щуки. По окончании игры отмечается лучший водящий.

!!! Карасям нельзя трогать камешки руками.

2. «Гуси – лебеди»

Инвентарь:  не требуется.

Цель игры: воспитывать ловкость и быстроту.

        Выбирают детей на роль «волка» и «пастуха», остальные игроки – «гуси». На одной стороне площадки (в «доме») находятся гуси, на противоположной стороне – «пастух». Сбоку «логово волка», остальное место – «луг». Пастух зовет гусей на луг.

Пастух: Гуси, гуси!

Гуси: Га! Га! Га!

Пастух: Есть хотите?

Гуси: Да! Да! Да!

Пастух: Так летите!

Гуси: Нам нельзя! Серый волк под горой не пускает нас домой!

Пастух: Так летите, как хотите, только крылья берегите!

        Гуси перебегают через луг домой, а волк выбежав из логова, старается их догнать и запятнать.

!!! Пойманные гуси остаются в игре, а пастух и волк – другие дети.

3. «Между двух огней»

Инвентарь:  3-4 мяча среднего диаметра.

Цель игры: формировать точность двигательных действий.

        Участвуют 2 команды, одна из команд делится на 2 группы, каждая из которых становится на противоположные стороны площадки, остальные игроки расположены между ними. Одна группа получает 3-4 мяча. По сигналу игроки прокатывают по полу мячи с одной стороны площадки на другую, а игроки в центре стараются увернуться от мячей. Дети, которых коснулся мяч, продолжают играть, а команде засчитывается штрафное очко. Затем игроки меняются ролями. Выигрывает команда, получившая меньше штрафных очков.

!!! Мячи нужно катать по полу, а не бросать.

4. «Плетень»

Инвентарь:  не требуется.

Цель игры: воспитывать самоорганизацию.

        Игроки двух команд строятся в 2 шеренги на противоположных сторонах площадки и образуют «плетень» (согнув руки крестно перед грудью, держат за разноименные руки соседей справа и слева). По сигналу дети опускают руки и разбегаются в разных направлениях, а по команде «Плетень» строятся на своих местах, образуя плетень. Отмечается команда, которая быстрее построится.

!!! Очередность игроков в шеренге можно не соблюдать.

5. «Щука в реке»

Инвентарь:  не требуется.

Цель игры: воспитывать взаимопомощь и товарищество.

        Площадка двумя линиями делится на 3 равные части. По бокам – «реки», в центре – «протока». Игроки – «караси» находятся в реках, а водящий – «щука» - в протоке. По команде «Караси, в реку!» караси перебегают из одной реки в другую, а щука старается, не выходя за границы протоки, их запятнать. Пойманные караси остаются в протоке. Они берутся за руки и образуют круг – безопасное место для других карасей, куда щука не может зайти. Теперь, пробегая через протоку, карасям можно забежать в круг и выбежать из него в другую реку. Игра продолжается, пока не останется 3-4 карася. Из их числа выбирается новый водящий.

!!! Щуке нельзя выходить за границы протоки.

6. «Пограничники и парашютисты»

Инвентарь:  не требуется.

Цель игры: воспитывать  самостоятельность и самоорганизацию.

        Участвуют 2 команды – «пограничники»  и «парашютисты». Парашютисты бегают по площадке в разных направлениях, а пограничники, взявшись за руки, образуют цепь. Задача пограничников – поймать парашютистов, сомкнув вокруг них цепь. За каждого пойманного парашютиста пограничники получают одно очко. Пойманные парашютисты остаются в игре. По сигналу команды меняются ролями. Выигрывает команда, набравшая большее количество очков.

!!! Парашютистам нельзя тянуть цепь в разные стороны. Им нужно договариваться и двигаться в определенном направлении; если разорвалась цепь – игра останавливается.

7. «Мячик кверху»

Инвентарь:  мяч.

Цель игры: воспитывать быстроту, тренировать меткость.

        Игроки строятся в круг, водящий находится в центре круга с мячом в руках. Со словами «Мяч кверху!»  водящий подбрасывает мяч вверх, а дети в это время разбегаются подальше от него. Водящий ловит мяч и кричит «Стой!». Дети останавливаются, а водящий, не сходя с места, бросает мяч в ноги ближайшего игрока. В случае меткого попадания он остается водящим на еще одну игру. В случае промаха игра повторяется с новым водящим.

!!! Если кто-то из игроков двигается после команды «Стой!», то он должен  сделать 3 шага в сторону водящего.

8. «Ловля парами»

Инвентарь:  не требуется.

Цель игры: закреплять бег в парах.

        Пара ловцов, взявшись за руки, ловят игроков, бегающих по площадке. Игрок считается пойманным, если ловцы сомкнули вокруг него руки. Когда пойманы 2 игрока, то они составляют новую пару ловцов и продолжают ловить остальных игроков. Пойманные игроки образуют новые пары и также участвуют в ловле. Игра заканчивается, когда на площадке остается 2 игрока, которые считаются победителями.

!!! Ловцам запрещается хватать игроков руками, игрокам не разрешается выбегать за границу площадки.

9. «Пять шагов»

Инвентарь:  не требуется.

Цель игры: воспитывать сообразительность и быстроту мышления.

        Участвуют поочередно несколько игроков. Детям нужно сделать  5 шагов в быстром темпе и на каждый шаг без пауз  и остановок произносить любое имя (Женское или мужское в зависимости от задания). Отмечаются игроки, которые справились с заданием.

!!! Игру можно усложнить, предлагая детям называть не имена, а, например, зверей, птиц, рыб и т.д.

10. «У кого мяч»

Инвентарь:  мяч малого диаметра.

Цель игры: воспитывать внимание и сообразительность.

        Игроки строятся в круг, вплотную друг к другу, руки за спиной. В центре круга – водящий с закрытыми глазами. Игроки выполняют передачу мяча по кругу за спиной. По сигналу водящий открывает глаза и старается угадать, у кого мяч. Если водящий угадал, то он становится в круг, а тот, у кого был найден мяч, становится водящим. Игра повторяется 3-4 раза.

!!! Игрок, уронивший мяч при передаче, временно выбывает из игры.

11. «Поймай палку»

Инвентарь:  гимнастическая палка.

Цель игры: тренировать быстроту реакции на сигнал.

        Игроки строятся в круг, в центре круга – водящий, который         руками удерживает гимнастическую палку на полу вертикально за верхний конец. Водящий называет по имени одного из игроков, отпускает палку, а названный игрок должен поймать палку, не давая ей упасть.

!!! В средней группе роль водящего выполняет педагог, диаметр круга можно увеличить.

12. «Воротца»

Инвентарь:  не требуется.

Цель игры: закреплять ходьбу парами, воспитывать организованность и коллективизм.

        Игроки шагают по площадке в колонне по два. По команде «Стоп!» останавливаются, поднимают сцепленные руки вверх, образуя воротца. Первая пара поворачивается кругом, пробегает под воротцами, становится последней, говоря «Готово!»По этому сигналу дети опускают руки и продолжают ходьбу.

!!! Игру можно усложнить, изменив направление движения колонны.

13. «Летучий мяч»

Инвентарь:  мяч среднего размера.

Цель игры: закреплять перебрасывание и ловлю мяча.

        Игроки строятся в круг, в центре круга – водящий. По сигналу игроки перебрасывают мяч через центр круга, а водящий старается поймать мяч или коснуться его рукой. Если ему это удалось, то водящий становится в круг, а игрок, которому выполнялась передача, становится водящим.

!!! Диаметр круга 4-5 м, мяч бросать одной рукой от плеча.

14. «Не зевай!»

Инвентарь:  не требуется.

Цель игры: воспитывать внимательность и сообразительность.

        Игроки находятся на площадке, водящий стоит к ним лицом. Он называет любую часть тела и касается ее рукой. Например, произносит «Ухо!» и касается уха, говорит «Нос!» - касается носа и т. д.  Игроки должны коснуться той части тела, которую называет водящий. Далее водящий начинает путать детей. Например, говорит «Шея!», а рукой касается лба. Задача детей – не сбиться, кто ошибается – выбывает из игры. Победителем становится самый внимательный игрок.

!!! Роль водящего может выполнять как педагог, так и ребенок.

15. «Повтори наоборот»

Инвентарь:  не требуется.

Цель игры: развивать пространственную координацию.

        Игроки находятся на площадке, водящий стоит к ним лицом. Он показывает детям различные движения, которые они должны повторить наоборот. Например, водящий выпрямляет руки вперед – дети должны отвести их назад, поднимает голову вверх – дети опускают голову вниз, поворачивается в одну сторону – дети в другую и т.д. отмечаются самые внимательные игроки.

!!! Игру можно проводить в разных исходных положениях – стоя, сидя, лежа.

16. «Зеркало»

Инвентарь:  не требуется.

Цель игры: воспитывать артистичность и выразительность движений.

        Игроки находятся на площадке, водящий стоит к ним лицом. Дети – это отражение водящего в зеркале. Водящий «перед зеркалом» выполняет различные имитационные действия (расчесывается, поправляет одежду, строит рожицу и т.д.). Игроки одновременно с водящим копируют все его действия, стараясь точно передать не только жесты, но и мимику.

!!! Роль водящего может выполнять как педагог, так и ребенок.

17. «Штандер»

Инвентарь: один резиновый мячик средних размеров, детские цветные мелки (можно рисовать палкой на земле).

Цель игры: развитие двигательных и коммуникативных способностей, ловкости, быстроты реакций и координации движений, образного мышления.

В игре может принимать участие неограниченное количество человек, взятое произвольно. Предварительно на полу спортивного зала в самом центре его чертится при помощи мела круг, по линии которого выстраиваются все участники, из числа которых выбирается водящий. Он высоко подбрасывает мяч, и, пока ловит его, все остальные участники, стоявшие до этого в круге, быстро разбегаются в разные стороны как можно дальше, насколько позволяют границы игрового помещения.
Водящий, когда поймает мяч в руки, громко кричит: «Стоп!» В ответ на это все остальные ребята должны остановиться и замереть. Затем водящий выбирает по своему желанию любого из игроков, после чего произносит, называя имя избранного ребенка, например:
«Штандер,  Валера!» Мысленно измеряет расстояние, которое отделяет его от названного участника в шагах, и предположительно произносит: «Я думаю, что до тебя три гигантских, четыре обычных шага, два лилипутских и один зонтиком». Далее он проверяет свое высказывание, делая то количество шагов, которое было им названо.
Если до участника водящему осталось пройти еще значительное расстояние, то водящий может бросить в него мячом так, чтобы достать. Если же он угадал расстояние и подошел достаточно близко, то может просто дотронуться до него рукой. Если это получилось, то игрок
меняется местами с водящим, выполняя временно все его функции и обязанности до следующей замены, а также если водящий смог до него добросить мяч. Если же не попадает, водящий в игрока мячом, он заново становиться водящим.

https://preodoleemvmeste.gov35.ru/wp-content/uploads/2021/07/picts_2de9e1a4e7c275953c775bfa96a603a4.jpg

Игры со скакалкой

Змейка

(с 2 лет)

Игра подойдет малышам, которые ещё не научились перепрыгивать через скакалку. Скакалку кидаем впереди себя и проходим по получившейся фигуре. Задача – пройти всю «змейку» до конца, не сходя с неё.

Канатоходец

(с 3 лет)

В эту игру можно играть и дома. Прыгать здесь тоже не надо. Ребенок берет скакалку в руки и наступает на нее ногами. Затем поднимает руки, чтобы скакалка натянулась, и танцует под музыку. Главное условие – не сходить со скакалки.

Волны

(с 4 лет)

Для этой игры понадобится длинная скакалка (можно связать две) или толстая верёвка. Двое игроков раскачивают веревку (не крутят, а делают «волны»), а другие участники игры перепрыгивают.

Сначала скакалку качают низко над землей, потом начинают поднимать. Если кто-то из прыгающих заденет скакалку, то он выбывает из игры. Когда волны становятся выше, можно прыгать «под волной». Главное, чтобы не задело.

Я и моя тень

(с 4 лет)

Эта игра для нескольких игроков. Ведущий встает в центр круга, игроки вокруг него (но не рядом: все будут прыгать со скакалкой, поэтому надо не задеть друг друга).

Ведущий прыгает со скакалкой, постепенно изменяя способы прыжков и усложняя их: на одной ноге, на двух, перекрещивая ноги или руки. Он делает 5 прыжков одним способом, потом 5 другим. Игроки должны со второго прыжка повторить то, что делает ведущий. Если кто-то не сумел сориентироваться, он выбывает из игры. Побеждает тот, кто останется единственным, не совершившим ошибки. В случае повторения игры он становится новым ведущим.

Рыбаки и рыбки

(с 5 лет)

Одна из самых известных игр. Игроки образуют круг, ведущий встает в центр, держа сложенную скакалку. Затем начинает вращать ее в нескольких сантиметрах от земли. Задача игроков – подпрыгнуть в нужный момент, чтобы их не задело по ногам. Кого задели, тот выбывает из игры. Скорость вращения все время увеличивается. Другой вариант игры предусматривает смену водящего каждый раз, когда кто-либо из стоящих по кругу заденет ее ногой.

«Зеркало»

(с 6 лет)

Описание игры:
Выбирается один ведущий, за которым все остальные должны повторять прыжки.  Ведущий должен менять прыжки через каждые 10 (1 на одной или двух ногах, скрещивая руки, 2 прыжка за один оборот скакалки).

«Часы»

(с 6 лет)

Описание игры:
Участники игры хором произносят: «Тик-так, тик-так», а двое выбранных игроков в том же ритме вертят скакалку, остальные выстраиваются в очередь. Первый игрок прыгает через скакалку один раз и встает в конец очереди, второй - два и т.д. Сбившиеся меняются с одним из тех, кто держит скакалку.

«Лимбо»

(с 6 лет)

Описание игры:
Между двумя любыми объектами (столбами) ведущий натягивает скакалку на уровне груди игроков. Игроки должны пройти под веревкой, выгибаясь назад, не задевая её.
Каждый раз, когда игроки проходят под верёвкой, она опускается немного ниже. Участник, задевший веревку, выбывает из игры.
Правила игры:
1.Игроки должны пройти под веревкой, выгибаясь назад, не задев её.
2.Веревка опускается на ниже каждый раз, когда участники проходят под ней.
3.Задевший веревку выбывает из игры.
4.Выигрывает тот, кто остался последним.

«Имена»

(с 6 лет)

Дети по очереди прыгают через короткую или длинную скакалку одновременно, начиная с первого прыжка говоря:
«Я знаю имена мальчиков: Коля, Витя, Ваня, Гриша … и т. д.»
Или: «Я знаю имена девочек: Люда, Валя, Зина и т. д.».
Побеждает ребенок, назвавший больше имен без повторений.

«Кто больше?»

(с 5-6 лет)
Дети по очереди прыгают через короткую скакалку, а воспитатель считает прыжки до первой ошибки. Кроме количества прыжков, воспитатель оценивает качество прыжков.

«Кто дальше?»

(с 5-6 лет)
На игровой площадке проводится линия. По первому сигналу воспитателя дети начинают бег, прыгая через скакалку через каждый шаг, а по второму сигналу останавливаются. Побеждает ребенок, который оказался впереди.

Салки в кольце

(с 5-6 лет)

Чертится большой квадрат, за границы которого выбегать нельзя. Скакалку завязывают в круг. Ведущий надевает его как обруч, придерживая одной рукой. Так он должен догнать кого-нибудь из участников. Пойманный игрок становится в круг к ведущему. Теперь вдвоем пытаются догнать еще одного. И так до последнего участника.

Школа

(с 6-7 лет)

Первый участник берет скакалку и начинает прыгать. При этом он говорит следующие слова: «Я знаю пять стран: Россия, Англия, Япония, Канада, Египет (страны любые)». Затем скакалку передают следующему участнику, и он делает то же самое, но не повторяется. Если все удалось сделать без ошибок, то игроки переходят в следующий «класс» и называют, например, пять имен девочек. Тот, кто совершил ошибку, остается «на второй год». В следующей раз, когда до него дойдет очередь, он будет опять называть страны. Всего «классов» десять, об их составе и очередности можно договориться, например: имена девочек, имена мальчиков, животные, птицы, цветы, фрукты, овощи, реки, города, страны. Выигрывает тот, кто первым пройдет все «классы».

Алфавит

(с 7-8 лет)

Игроки передают друг другу скакалку и прыгают по очереди. При каждом прыжке следует называть очередную букву алфавита: а, б, в, г, д. Способы прыжков постепенно усложняются. Сделавший ошибку при произношении очередной буквы должен сразу назвать растение на эту букву (животное, город — по договоренности заранее). Слово надо успеть произнести прежде, чем кто-либо из окружающих успеет громко сосчитать до трех. Если это удалось, можно прыгать сначала, если нет, очередь прыгать следующему.

Задача каждого участника игры — «пройти» весь алфавит.

Прыжки на скакалке вдвоем

(с 6-7 лет)

Игроки берутся за руки, концы скакалки в свободных руках. А теперь, наловчившись можно прыгать вдвоем, устроив гонку или соревнование. Другой способ – дети встают в затылок друг другу. Скакалку при этом крутит только один из участников пары. И третий вариант: игроки встают спина к спине, скакалку крутит один из партнеров.

В этой игре-упражнении нет ни четких правил, ни победителей. У какой пары лучше всех получилось, те и молодцы.

Прыжок за прыжком

(с 7-8 лет)

Это игра-эстафета. Команды встают в колонны по два, каждая пара держит за концы скакалку на высоте 50–60 см. По сигналу первая пара кладет скакалку, обегает свою колонну и перепрыгивает через все скакалки пар, стоящих в колонне. Достигнув своего места, они поднимают свою скакалку. После этого игроки второй пары кладут свою скакалку, перепрыгивают через первую, обегают свою колонну и прыгают через все скакалки до своего места. То же выполняют следующие пары. Побеждает команда, первой закончившая игру.

Десяточки

(с 7-8 лет)

Цель игры – пройти без ошибок все комбинации. Если ты ошибся – уступи место следующему, а когда очередь прыгать дойдет до тебя снова, начинай с того, на чем остановился. Выигрывает тот, кто первым прошел все туры.

1 тур: исходное положение – возьми в каждую руку ручку скакалки и крути ее в прямом направлении (сзади наперед).

  1.  Десяточки: стань в исходное положение и сделай 10 прыжков на двух ногах.
  2. Девяточки: сделай 9 прыжков «козликом» – чередуя ноги, как при беге.
  3. Восьмерочки: сделай 8 прыжков на правой ноге.
  4. Семерочки: сделай 7 прыжков на левой ноге.
  5. Шестерочки: скрести ноги и сделай 6 прыжков.
  6. Пятерочки: поменяй положение ног и сделай 5 прыжков.
  7. Четверочки: подними носки обеих ног и, пропустив под ними скакалку, подними пятки. Выполни эту позицию 4 раза.
  8. Троечки: возьми обе ручки скакалки в правую руку и, крутя скакалку близко от поверхности земли (горизонтально), перепрыгни через нее 3 раза.
  9. Двоечки: стань в исходное положение, затем присядь на корточки. Крутя скакалку в прямом направлении, сделай два прыжка – «лягушка».
  10. Единички: стань в исходное положение, подпрыгни и, перекрестив в этот момент руки, впрыгни в образовавшееся кольцо.
  11. Нолики: сделай один прыжок так, чтобы скакалка не касалась земли.

2 тур: проделай все вышеперечисленные комбинации, крутя скакалку в обратном направлении (спереди назад).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )

С раннего детства ребенок видит вокруг себя раз­личные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...

Методический материал для воспитателей старшей группы. Перспективное планирование сюжетно - ролевых игр. Картотека подвижных игр, приложение. Картотека сюжетно - ролевых игр.

Картотека подвижных игр. Картотека наблюдений на прогулке (на год) старшая  группа. картотека сюжетно - ролевых игр с приложением. Перспективное планирование сюжетно - ролевых и театрализованных ...

Картотека (младший возраст) по теме: Картотека театрализованных игр

Картотека включает в себя театрализованные игры, творческие упражнения, миниатюры, сценки, импровизации. Цель: развитие творческой активности Задачи: развитие творческого воображения, выразительности,...

Картотека игр по развитию речи для дошкольников и картотека с/р игр

Картотека игр по развитию речи для дошкольников и здесь же картотека с/р игр....

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики  после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе.

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе....

Картотека для детей средней и младшей группы. Картотека сюжетно-ролевых игр

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детейВыборгского рай...