Статья на тему: "Адаптация ребенка к школе"
статья (подготовительная группа)

Баркарь Наталия Григорьевна

Статья на тему "Адаптация ребенка к школе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx31.92 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 119

Статья на тему:

«Адаптация ребенка к школе»

                                                                                     

 Подготовила:

Баркарь Н. Г.

                                                                                               

                                 Санкт- Петербург 2022

Адаптация ребенка к школе: особенности

 Когда возраст ребенка достигает шести-семи лет, многие родители озабочены вопросами, связанными с его поступлением в школу. Родителей волнует вопрос:  готов ли их ребенок к школе, будет хорошо учиться, будет с удовольствием ходить в школу или нет? Как пройти этот путь с минимальными затратами для здоровья ваших детей и для нервной системы родителей?  Седьмой год жизни — продолжение очень важного целостного периода в развитии детей, который начинается в пять лет и завершается к семи годам. На седьмом году продолжается становление новых психических образований, появившихся в пять лет. Вместе с тем дальнейшее развертывание этих образований создает психологические условия для появления новых линий и направлений развития Психологическое состояние первоклассника, его физическое самочувствие и желание посещать школу в первый год обучения во многом определяется способностью к адаптации. В широком смысле слова адаптация – это приспособление к окружающим условиям. Адаптация к школе – это привыкание к систематическому обучению и новым условиям школы. Термин "адаптация" имеет латинское происхождение и обозначает приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды. По данным психологов, адаптация может длиться от 6-8 недель до шести месяцев, Сроки адаптации связаны со многими факторами: это «атмосфера» в семье, личностные особенности ребёнка, уровень его знаний и умений, тип образовательного учреждения, уровень сложности программы и т.д. У некоторых детей она происходит с определёнными трудностями, на которые нужно вовремя обратить внимание. Своевременная работа со специалистом поможет избежать проблем в будущем.

        Адаптационные периоды; виды адаптации; дезадаптация и критерии успешной адаптации к школе

           Так, А.Л. Венгер рассматривает адаптированность как систему качеств личности, умений и навыков, обеспечивающих успешность последующей жизнедеятельности и выделяет три уровня адаптированности первоклассников:

1.Высокий уровень адаптации 

            Ребёнок положительно относится к школе, предъявляемые требования воспринимает адекватно, учебный материал воспринимает легко, глубоко и полно овладевает программным материалом, решает усложненные задачи. Прилежен, внимательно слушает указания и объяснения учителя, выполняет поручения без внешнего контроля, проявляет большой интерес к самостоятельной работе. Всегда готовится ко всем урокам, общественные поручения выполняет охотно и добросовестно. Занимает в классе благоприятное статусное положение.

2. Средний уровень адаптации

            Первоклассник положительно относится к школе, её посещение не вызывает отрицательных переживаний. Понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно, усваивает основное содержание

учебных программ, самостоятельно решает типовые учебные задачи,

сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний

взрослого, но при его контроле и тогда, когда занят чем-то интересным для себя.

3. Низкий уровень адаптации

            Ребёнок отрицательно  относится к школе, нередки жалобы на нездоровье, доминирует подавленное настроение. Наблюдаются нарушения дисциплины, объясняемый учителем материал усваивается фрагментарно, самостоятельная работа с учебным материалом затруднена, к урокам готовится нерегулярно, необходим постоянный контроль, систематическое напоминание и побуждение со стороны взрослого.  Сохраняет работоспособность и внимание при удлинённых паузах для отдыха, для понимания нового и решения задач по образцу требуется значительная помощь учителей и родителей. Общественные поручения выполняет под контролем, без особого желания, близких друзей не имеет.

        По статистике - половина детей в классе адаптируется за первое полугодие, для  второй половины требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Многое зависит от индивидуальных особенностей ребенка, был ли он психологически готов к школьному обучению, так же это зависит от состояния здоровья ребенка и уровня его физиологического развития.

             

Физиологическая адаптация

            Привыкая к новым условиям и требованиям, организм ребенка проходит через несколько этапов:

   1) Первые 2-3 недели обучения получили название "физиологической бури". В этот период на все новые воздействия организм ребенка отвечает значительным напряжением практически всех своих систем, то есть дети тратят значительную часть ресурсов своего организма. Это объясняет тот факт, что в сентябре многие первоклассники болеют.

  2)Следующий этап адаптации - неустойчивое приспособление. Организм ребенка находит приемлемые, близкие к оптимальным варианты реакций на новые условия.

  3)После этого наступает период относительно устойчивого приспособления. Организм реагирует на нагрузки с меньшим напряжением.

            Продолжительность всех трех этапов адаптации – приблизительно 5–6 недель, а наиболее сложным является первый месяц.

Социально-психологическая адаптация

            В период 6-7 лет происходят серьезные изменения в эмоциональной сфере ребенка. В период же кризиса 6-7 лет интеллектуальное развитие ребенка, его способность к обобщению влекут за собой и обобщение переживаний. Таким образом, цепь неудач (в учебе, в общении) может привести к формированию устойчивого комплекса неполноценности.  

Такое "приобретение" в 6-7 лет самым негативным образом влияет на развитие самооценки ребенка, уровня его притязаний.

            Эта особенность психики бывших дошкольников учтена в школьном обучении - первый год учебы является безоценочным, то есть при оценке работы учеников не используются отметки, делается больший акцент на качественный анализ их деятельности. Родители также должны учитывать обобщение переживаний при общении со своим сыном или дочерью: замечать все малейшие достижения ребенка, оценивать не ребенка, а его поступки, беседуя о неудачах, отмечать, что все это временно, поддерживать активность ребенка в преодолении различных трудностей.

            Для оптимизации адаптационного периода первоклассников им необходимо помочь познакомиться друг с другом, с учителями, с новой учебной ситуацией, со школой и школьными правилами.

Рассматривая цельную картину адаптации ребенка к школе, мы не можем не дотрагиваться до проблем возникающих при адаптации ребенка к школе, то есть дезадаптации.

Дезадаптации к школе

 - Ребенок не может контролировать свои эмоции и свое поведение. Появляются заикание, навязчивые движения, тики, частые отлучки в туалет, недержание мочи.

 - Ребенок не вовлечен в жизнь класса. Не может усвоить модель поведения на уроке, не пытается наладить контакт со сверстниками.

 - Не может проконтролировать правильность выполнения задания, детали оформления работы. Успеваемость снижается с каждым днем. Не может выполнить тесты, которые выполнял на вступительном тестировании или при прохождении медкомиссии.

 - Не способен найти разрешение из создавшихся учебных проблем. Не видит собственных ошибок. Не может самостоятельно решить проблемы отношений с одноклассниками.

– Тревожен на фоне хорошей успеваемости. Наблюдаются волнение, повышенное беспокойство в школе, ожидание плохого отношения к себе, боязнь низкой оценки своих способностей, навыков и умений.

6. Школьный невроз–тяжелые по форме проявления школьной дезадаптации.

            Затрагивая вопрос школьной дезадаптации, нельзя не упомянуть о физической и психологической готовности ребенка к школе. У не готовых детей школьная адаптация затягивается и может привести к развитию невроза, дистрофии, асоциальному поведению и даже спровоцировать развитие психического заболевания.

            Нарушения адаптации выражаются в виде активного протеста (враждебность), пассивного протеста (избегание), тревожности и неуверенности в себе и, так или иначе, влияют на все сферы деятельности ребенка в школе.

            Таким образом, можно сказать, что основным показателем благоприятной психологической адаптации ребенка являются: формирование адекватного поведения, установление контактов с учащимися, учителем, овладение навыками учебной деятельности. Совместные усилия учителей, педагогов, родителей,  врачей, психологов способны снизить риск возникновения у ребенка школьной дезадаптации и трудностей обучения. Трудности адаптации в школе в большинстве случаев вполне преодолимы, если своевременно обратить на них внимание. Подготовка малыша к учёбе должна начинаться задолго до его поступления в первый класс. Но и проблемы, возникшие в процессе учёбы, можно устранить.

Критерии успешной адаптации к школе - помочь ребенку вжиться в позицию школьника (поэтому важно показать различие: школьник – не школьник). Для этого нужно беседовать с ребенком о том, зачем нужно учиться, что такое школа, какие в школе существуют правила. Для младшего школьника очень важно почувствовать себя принятым в школьную семью. Для успешного школьного обучения,  ребенок должен быть достаточно уверен в себе, в своих силах, своих возможностях и способностях. Положительное представление  о себе как о школьнике, даст ему возможность лучше адаптироваться к изменившимся условиям жизни и твердо встать на позицию школьника, а так же  сформирует эмоционально-положительного отношение к школе

- простроить режим дня школьника. Составить режим школьного дня с обоснованием его последовательности.  

- ввести понятие оценки, самооценки и различные ее критерии: правильность, аккуратность, красота, старательность, интерес и выработать вместе с ребенком способы, как все это можно достичь.

- научить ребенка задавать вопрос (не столько в процедурном плане, сколько в смысле решимости);

- развивать у детей способность управлять своими эмоциями, т.е. развитие произвольности поведения. Школьник должен уметь сознательно подчинить свое действие правилу, внимательно слушать и точно выполнять задание,  предлагаемые в устной форме и  по зрительно воспринимаемому образцу. В этом ему могут помочь дидактические игры и игры по правилам. Многие дети только через игру могут прийти к пониманию многих школьных заданий.

- развивать учебную мотивацию. Учебная мотивация складывается из познавательных и социальных мотивов учения, а так же мотивов достижения. Н.И. Гуткина считает, что учебная мотивация обеспечивает необходимый уровень произвольности.

- развивать навыки общения. Навыки общения позволят адекватно действовать в условиях коллективной учебной деятельности. Усвоение способов учебной деятельности требует от учащихся умения взглянуть на себя и свои действия со стороны, объективно оценить себя и  других участников совместной коллективной деятельности. Не стоит удивляться, если через какое-то время родители детей, не имевших разнообразного опыта общения со сверстниками, столкнутся с их нежеланием ходить в школу, а также с жалобами на то, что их все обижают, никто не слушает, учитель не любит и т. п. Необходимо научится адекватно реагировать на такие жалобы. Прежде всего, показать ребенку, что его понимают, посочувствовать ему, никого при этом не обвиняя. Когда он успокоится, попробовать вместе проанализировать причины и последствия сложившейся ситуации, обсудить, как вести себя в будущем в подобном случае. Затем можно перейти к обсуждению того, как можно исправить положение теперь, какие шаги предпринять, чтобы завести друзей и завоевать симпатии одноклассников. Нужно поддержать ребенка в его попытках справиться с возникшими трудностями, продолжить ходить в школу, показать искреннюю веру в его возможности.

Состояние здоровья ребёнка является одним из факторов, препятствующих нормальной адаптации ребенка к школе. Первоклассники, имеющие те или иные отклонения в состоянии здоровья, перенесшие тяжелые инфекционные заболевания, получившие травматические повреждения на протяжении последнего перед учебой года, труднее приспосабливаются к требованиям школы. Они чаще пропускают занятия, жалуясь на повышенную утомляемость, головные боли, плохой сон. Нередко у них отмечаются повышенная раздражительность и плаксивость, а к концу года ухудшается здоровье. С выводами, однако, спешить не стоит: постепенно в процессе обучения отстающие функции совершенствуются, и ребенок догоняет в развитии своих сверстников. Но на это уходят месяцы, а иногда и весь первый год обучения. Поэтому задача взрослых - создать такие условия, в которых описанные трудности не будут неблагоприятно отражаться на успеваемости ребенка, вызывая нежелание учиться.

            Конечно, лучше всего - если родители позаботились об оздоровлении ребенка перед школой, облегчив ему тем самым адаптацию в первый год обучения. Ребенок в этом случае быстрее и с меньшим напряжением справляется с трудностями начала школьного обучения и может лучше учиться. (Г.С. Коротаева)

Список литературы:

1..Божович  Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л.И.Божович. – М., 1968.

2. Бугрименко Е. А., Венгер А. Л. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов. - Томск, "Пеленг", 1992.

3.Венгер Л.А. Готов ли Ваш ребёнок к школе? / Л.А.Венгер, А.Л.Венгер. – М., 1994.

4.Волков Б.С.,Волкова Н.В. Как подготовить ребёнка к школе.-М.,2004.

5. Нежнова Т.А. Динамика "внутренней позиции" при переходе от дошкольного к школьному возрасту. - М., 1988.

6.Петроченко Г.Г. "Развитие детей 6 - 7 летнего возраста и подготовка их к школе", М. 1978 - 291 с.

7.Развитие личности ребёнка от пяти до семи.- Екатеринбург:У-Фактория,2005.(Серия «Психология детства»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме: «Адаптация к детскому саду. Как помочь ребенку?»

Кажется, еще вчера ваш малыш делал свои первые шаги... Время летит незаметно, и вот уже маме пора выходить на работу — а это значит, что пришло время отдавать его в детский са...

Статья на тему Адаптация к детскому саду. Как помочь ребенку?

В данной статье рассматривается проблема адаптации детей к детскому саду....

Статья на тему :" Адаптация ребенка в условиях ДОУ"

Рекомендации родителям, которые собираются отдать ребенка в детский сад....

Статья на тему: «Адаптация ребенка к детскому саду»

Проблема адаптации приспособление к новым условиям среды остается актуальной темой в нынешнее время.Любой вид адаптации является сложным периодом для каждого человека....

Статья на тему: "Адаптация ребенка в детском саду"

Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке.Придя в детский сад ребёнок попадает в новую обстановку, проявляется новое оружие, строгий режим дня, отсутствие родителей, другой стиль общ...

Статья по теме: «Адаптация к детскому саду. Как помочь ребенку?»

Кажется, еще вчера ваш малыш делал свои первые шаги... Время летит незаметно, и вот уже маме пора выходить на работу — а это значит, что пришло время отдавать его в детс...

Статья на тему: "Адаптация ребенка к школе"

Статья на тему: "Адаптация ребенка к школе"...