Проект в старшей группе «Основы безопасного поведения»
проект (старшая группа)

Жукова Елена Михайловна

Проект по безопасности в старшей группе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект в старшей группе «Основы безопасного поведения»

Актуальность:

Самое ценное в нашей жизни – дети.

Жизнь, здоровье и безопасность дошкольников полностью зависит от окружающих и взрослых.

Сегодня вопросы воспитания у детей навыков безопасного поведения, способности предвидеть опасные события и по возможности избегать их, а при необходимости действовать, очень актуальны.

Поэтому необходимо сформулировать у детей модель безопасного поведения, которая позволит действовать адекватно в конкретной сложной ситуации.

Задача взрослых – помочь детям научиться безопасному поведению, в первую очередь собственным примером.

Цель проекта:

Сформировать у детей навыки  поведения, научить адекватно вести себя в опасных ситуациях дома и на улице, в городском транспорте, при общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с пожароопасными и другими предметами, животными и ядовитыми растениями; способствовать становлению основ экологической культуры, приобщению к здоровому образу жизни.

Тип проекта: долгосрочный, информационный, практико-ориентированный.

Длительность проекта: 6 мес.

Участники проекта: воспитатель, дети и их родители.

Планируемый результат:

Дети старшего дошкольного возраста, знающие и соблюдающие правила безопасного поведения, умеют действовать в различных ситуациях.

Основные формы реализации проекта: беседы, непосредственно образовательная деятельность, детское художественное творчество, дидактические игры, режимные моменты, чтение художественной литературы, работа с родителями.

 

Этапы проекта:

I. Подготовительный.

Работа с родителями.

Цель: повышать грамотность родителей в формировании знаний у детей о правилах безопасного поведения в природе.

II. Реализация проекта.

Проект включает четыре раздела, каждый раздел с определенным названием, у раздела своя цель, задачи и методы реализации.

1. Ребенок и природа «Береги свою планету, ведь другой на свете нет»

2. Ребенок и другие люди «Берегись бед- пока их нет»

3. Ребенок дома «Мой дом, моя крепость»

4. Ребенок на улице «Когда держишь путь, осторожен будь».

Работа с детьми проводится на протяжении всего времени реализации проекта.

III. Результаты проекта.

Обобщение результатов работы, закрепление полученных знаний, формулировка выводов, итоговая выставка совместной работы родителей и детей по теме проекта, презентация проекта.

 

  1. Ребенок и природа

 «Береги свою планету, ведь другой на свете нету»

Цель:

Познакомить детей с элементарными правилами безопасного поведения в природе; сформировать умение самостоятельно применять их в жизни.

Задачи:

  • Формировать понятие взаимосвязи и взаимодействия всех природных объектов через знакомство дошкольников со значением природы в жизни людей.
  • Знакомить детей с проблемами загрязнения окружающей среды.
  • Формировать у дошкольников ответственное и бережное отношение к природе, сочетая с ознакомлением с опасными растениями; развивать умения различать лекарственные и ядовитые растения, съедобные и несъедобные грибы.
  • Формировать у дошкольников представление об опасностях, возникающих при контакте с насекомыми и животными и о правилах поведения при встрече с ними.

 

Темы основных направлений работы:

«Съедобные и несъедобные грибы. Съедобные ягоды и ядовитые растения».

  • Беседы: «Лес – богатство нашей Родины», «Съедобные и несъедобные грибы», «Что делать при отравлении грибами», «Лекарственные растения».
  • Рассматривание иллюстраций: «Грибы в лесу», «Съедобные и несъедобные грибы», «Ядовитые растения», рассматривание альбома «Лекарственные растения».
  • Дидактические игры: «Что будет если…», «Собери грибы в корзину», «Съедобные – несъедобные ягоды» и другие.
  • Отгадывание загадок на эту тему.
  • Чтение художественной литературы: Н. Сладков «Белкин мухомор», сказка В. Даля «Война грибов с ягодами», «На лесной тропинке», «Трава здоровья»; стихи В. Рождественского «Ромашки», «Подорожник».
  • Сюжетно-ролевая игра: «На пикнике».
  • Продуктивная деятельность: рисование «Пойду по дорожке, найду ягоду морошку» (лесные, лекарственные ягоды), рисование молоком «Грибы».
  • Разучивание физкульт минуток.

 

«Контакты с животными и насекомыми».

  • Беседы: «Удивительные насекомые»; «Не дразните собак…», «Как вести себя при встрече с животными».
  • Рассматривание энциклопедии, иллюстраций: «Насекомые».
  • Чтение художественной литературы: сказка «Домашнее животное - пчела»; Б. Житков «Беспризорная кошка».
  • Проигрывание ситуации: «Осторожно! Я кусаюсь…».
  • Составление рассказов на тему: «Осторожно с пчёлами, змеями, клещами! ».
  • Продуктивная деятельность (рисование): «Опасные насекомые».

 

«Взаимосвязь и взаимодействие в природе (природные явления)».

  • Беседа: «Земля – наш общий дом», «Чем опасен водоем».
  • Просмотр тематического видеофильма «Вода на Земле», просмотр схем: «Что можно и что нельзя делать в природе».
  • Чтение художественной литературы: стихотворение М. Бородицкая «Разговор с пчелой», Б. Житкова «На льдине».
  • Рассказы воспитателя: «Гром и молния», «Тепловые удары», «Гололед».
  • Просмотр серий мультфильма «Аркадий Паровозов спешит на помощь», обсуждение.
  • Отгадывание загадок о лесе и его обитателях; природных явлениях.
  • Наблюдение: за деревьями, птицами, растительностью на участке.
  • Подвижная игра: «Птички в гнёздышках», «Тучи собираются, дождик начинается».
  • Конструирование: «Панамка из бумаги»; создание табличек - знаков: «Правила поведения в природе».
  • Экспериментальная деятельность: опыты и эксперименты.

 

Работа с родителями:

1.Папки-передвижки: «Дети и природа»; «Общение с природой – прекрасно или опасно?»;

«Растения могут быть опасными» и другие.

Консультация «Правила поведения вблизи водоемов».

2.Оформление памятки: «Что делать при отравлении грибами»; «Как вести себя при встрече с животными».

3.Индивидуальные беседы.

4.Совместное сотрудничество родителей и детей.


2. Ребенок и другие люди

«Берегись бед- пока их нет»

Цель:

Сформировать у ребенка навыки разумного поведения, научить адекватно вести себя при общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с пожароопасными и другими предметами.

Задачи:

  • Учить детей правильно вести себя в таких опасных ситуациях, как контакты с чужими людьми, подозрительными предметами.
  • Познакомить с ситуациями угрожающие здоровью.
  • Развивать взаимоотношения детей, умение действовать согласованно, развивать познавательную активность детей, обобщая представления о людях, предметах.

Темы основных направлений работы:

«Незнакомые предметы на улице»

  • Беседа «В мире опасных вещей».
  • Чтение художественной литературы: рассказа Л. Радзиевской «Считаем этажи».
  • Показ наглядных пособий "Опасные предметы"
  • Дидактические игры: «Не всякий клад - находка», «Опасно-не опасно», «Вопрос - ответ», и др.
  • Обыгрывание и обсуждение ситуаций: «Осторожно, незнакомый предмет на улице», «Что мы будем делать, если обнаружим посторонний предмет?».

 

«Свой - чужой»

  • Беседа «Внимание незнакомец».
  • Чтение художественной литературы: сказок «Красная шапочка», «Белоснежка», «Гуси-лебеди», «Лиса и заяц», Колобок», С. Михалков «Дядя Стёпа – милиционер», «Снежная Королева», Т.А. Шорыгина «Осторожные сказки».
  • Дидактические игры: работа с разрезанными картинками, «Можно - нельзя» «Помоги сказочным героям» «Доскажи словечко!», «Знакомый, свой, чужой».
  • Сюжетно-ролевая игра "Люди добрые, люди злые", «Шпионы», «Поездка на рынок».
  • Обыгрывание и обсуждение ситуаций: «Если я потерялся на улице», «Незнакомец предлагает игрушку», «Незнакомец зовет покататься на красивой машине», «Что делать, если тебя похитили на улице?», «Кому из взрослых можно доверять?». и т.д.
  • Обучение ориентированию по схемам: «Мой двор», «Улицы города».
  • Инсценировка сказки «Волк и семеро козлят».

Работа с родителями:

1. Оформление папок-передвижек по теме: «Безопасность вашего ребенка», «Навыки личной безопасности», «Осторожно - терроризм».

2. Совместные рисунки родителей и детей на тему: «Контакты с незнакомыми людьми», «Злой и добрый человек».

3. Индивидуальные беседы.

 

3. Ребенок дома

«Мой дом, моя крепость»

Цель:

Формирование осознанного правильного поведения, позволяющего опасные избегать ситуации дома. Закрепление знаний о правилах безопасности при общении с бытовыми приборами, острыми предметами, способствовать осмотрительности в общении с незнакомыми людьми.

Задачи:

  • Формировать у дошкольников представление об опасных для жизни и здоровья предметах, которые встречаются в быту.
  • Научить соблюдать определенные правила поведения дома.
  • Стимулировать у дошкольников развитие самостоятельности и ответственности.
  • Развивать внимание, память, инстинкт самосохранения.

 

Темы основных направлений работы:

 

«Опасные предметы дома»

  • Беседа «Где живет электричество», «Кто придумал спички», «Чем опасны острые предметы».
  • Чтение рассказа Т. А. Шорыгиной «Неосторожная резвушка» обсуждение, Г. Блинов «Сто бед и непослушная розетка».
  • Рассказ детей по предметным картинкам «Бытовые приборы в доме».
  • Рассматривание сюжетных картинок о горючих веществах и опасных предметах.
  • Решение проблемной ситуации «Если рядом огонь».
  • Подвижная игра-эстафета «Лекарства - друзья или враги».
  • Выставка рисунков «Безопасность в быту».
  • Сюжетно- ролевая игра «Готовимся к приходу гостей» с использованием моделей бытовой техники, «Кукла заболела».
  • Экспериментирование «Дикое электричество», «Нагревание предметов», опыты с водой, объяснение свойств воды.

 

«Опасные ситуации в быту»

  • Беседа «Если случилась беда».
  • Чтение рассказа Т. А. Шорыгиной «Наводнение в кукольном домике»,
  • Театрализация «Один дома» с практическим решением детьми проблемных ситуаций.
  • Практическая работа «Вызываем спецслужбу по телефону».
  • Игра- ситуация «Если в дверь позвонили».
  • Рисование «Опасные места в моем доме».

 

Работа с родителями:

1. Консультации: «Безопасность в вашем доме», «Опасные ситуации в жизни детей», «Оставлять ли ребенка одного дома».

2. Беседы: «Как избежать неприятностей дома», и др.

 

4. Ребенок на улице

«Когда держишь путь, осторожен будь».

Цель:

Формировать систему знаний, умений и навыков детей по правилам дорожного движения. Повторить и закрепить знания о светофорах и сигналов, довести до детей важность сигналов светофора. Познакомить с правилами перехода проезжей части по регулируемому и нерегулируемому пешеходному переходу. Знать и уметь классифицировать дорожные знаки: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, знаки сервиса. Развивать наблюдательность, самостоятельность мышления, внимательность на дорогах.

 

Задачи:

 

  • Познакомить детей с правилами дорожного движения, строением улицы и дорожными знаками, предназначенными для водителей и пешеходов;
  • Научить детей предвидеть опасное событие, уметь по возможности его избегать, а при необходимости действовать;
  • Развивать осторожность, внимательность, самостоятельность, ответственность и осмотрительность на дороге;
  • Воспитывать навыки личной безопасности и чувство самосохранения;

 

Темы основных направлений работы:

«Светофор и его сигналы. Дорожные знаки»

  • Беседы «Как появился светофор. Виды светофоров», «Красный, жёлтый, зелёный…».
  • Чтение художественной литературы: Михалков С. «Бездельник светофор», Волков С. «Как пройти через дорогу?».
  • Рассматривание предметных картинок «Дорожные знаки».
  • Дидактические игры: «Светофорики», настольная игра «Участники дорожного движения», «Дорожные знаки».
  • Аппликация «Светофор».
  • Разбор ситуаций: «Какие знаки помогают пешеходу в пути?».

 

«Дорога-не место для игр. Я- велосипедист»

  • Беседа «Как появился велосипед».
  • Рассматривание и обсуждение сюжетных картин «Дети на дороге».
  • Чтение художественной литературы: Н.Кончаловская «Самокат».
  • Проблемная ситуация «Какой путь для велосипедиста верный».
  • Дидактические игры: «Опасно-неопасно», «Опасные ситуации», «Логическая цепочка».
  • Рисование «Велосипедист на улицах города».

 

«Правила дорожного движения»

 

  • Беседа о правилах и участниках дорожного движения. Беседа «Правила поведения в общественном транспорте»
  • Просмотр серий мультфильма «Смешарики (Уроки на дороге)».
  • Дидактические игры: «Исправь ошибку художника»,
  • Плоскостное конструирование «На улицах города».
  • Чтение и обсуждение рассказа Л. Н. Толстого «Девочка и грибы», Носов Н. «Автомобиль», Д.Хурманек «Перекресток», Иришин «Прогулка по городу».
  • Настольная игра «Железная дорога».
  • Викторина «Правила движения достойны уважения».
  • Подвижные игры «Дорожные знаки и автомобили», «Тише едешь-дальше будешь»,
  • Изготовление альбома «Знай и соблюдай правила дорожного движения».
  • Сюжетно-ролевая игра: «Мы пешеходы», «Я - водитель».

 

Работа с родителями:

1.Консультации: «Дисциплина на улице –залог безопасности пешеходов», «Учим детей правильно пользоваться пассажирским транспортом», «Обучаем детей правильно обходить транспорт», «Соблюдение правил поведения на улице – залог здоровья вашего ребёнка».

2. Выставка рисунков и поделок по теме: «Знай и соблюдай правила дорожного движения».

3. День открытых дверей “Как мы учим детей правилам дорожного движения”.

4. Изготовление дорожных знаков.

Список литературы:

1.Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. СПб «Детство-Пресс», 2002.

2.Баринова Е.В. Безопасность малышей: улица, транспорт, дорога. Ростов-на-Дону, Феликс, 2015.

3.Вдовиченко Л. А. Ребенок на улице. Цикл занятий для старших дошкольников.

4.Коган М.С. Правила дорожные знать каждому положено. Новосибирск, 2006.

5.С. -П. Детство-пресс. 2009.

6.Гарнышева Т. П. ОБЖ для дошкольников. С. -П. Детство-Пресс, 2010.

7.Полынова и др. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. С. -П. Детство-Пресс, 2010.

8.Фисенко М. А. ОБЖ. Подготовительная группа. Волгоград, ИТД «Корифей», 2010.

9.Шорыгина Т. А. Осторожные сказки М. Книголюб, 2004.

10.Шорыгина Т. А. Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет. М. ТЦ «Сфера», 2010.

9.Шорыгина Т. А. Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет. М. ТЦ «Сфера», 2011.

11.Радзиевская Л.И. Ты и дорога Азбука безопасности для дошкольного и младшего школьного возраста.

12.Черепанова С.Н. Правила дорожного движения.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Конспект НОД ПО ОБЖ «Безопасность детей на природе» 

Интеграция образовательных областей:

  • Социально-коммуникативное развитие.
  • Познавательное развитие.
  • Речевое развитие.
  • Продуктивная деятельность (аппликация с элементами рисования).

 

Цели: 

Расширение представления о правильном поведении на природе, во время грозы, о ядовитых растениях и грибах, насекомых.

Развитие лексико-грамматического строя речи: образование прилагательных от существительных. Развитие познавательного интереса к миру природы, развитие речи в беседе, логического мышления, внимания через дидактические игры, развитие фантазии, творчества.

Закрепление правил безопасного поведения в природе.

Воспитание чувства бережного отношения к природе и своему здоровью.

Оборудование: 

Предметы: рюкзак, предметы для д/и «Что возьмём с собой в поход?»: коробок спичек, мешок для мусора, бутылка с водой, аптечка, лейкопластырь, ватные палочки, рогатка, топор, зажигалка.

Для аппликации: клей ПВА, кисточки по количеству детей, салфетки, листы бумаги в виде круга, цветная бумага, карандаши (фломастеры).

ХОД:

Звучит музыка. Дети становятся в круг, приветствуют друг друга.

Воспитатель: Дети, давайте поиграем. Приготовьте ладони и на мои слова поочерёдно будем касаться пальцами одной руки пальцев другой руки.

-Здравствуй, солнце золотое (касаются большие пальцы друг друга).

-Здравствуй, небо голубое (касаются указательные пальцы).

-Здравствуй, вольный ветерок (касаются средние пальцы).

-Здравствуй, синий ручеёк (касаются безымянные пальцы).

-Мы живём в одном краю, всех я вас приветствую!

(касаются мизинцы и ладони раскрываются).

Воспитатель: Ребята, давайте улыбнёмся друг другу и подарим свои лучезарные улыбки, чтобы у всех было хорошее настроение.

- Ребята, а в каком краю мы живём?

Дети: На Урале.

Воспитатель: А Урал богат лесами, полями, реками и озёрами. А что такое лес?

Дети: Растёт много деревьев, растений, грибов, ягод, и в нём живут животные.

Воспитатель: А зачем люди ходят в лес?

Дети: Отдохнуть, подышать свежим воздухом, собирать ягоды и грибы.

Воспитатель: А для чего нужен свежий воздух?

Дети: Чтобы не болеть.

Воспитатель: Сегодня вы также узнаете, какие опасности могут подстерегать вас в лесу, на природе.

Научимся оберегать себя в разных опасных ситуациях. Дети, а как вы понимаете слово безопасность?

Дети: Безопасность - это когда ведёшь себя так, чтобы не случилось беды, неприятности.

Воспитатель: Вот и мы сейчас отправимся в лес на прогулку. Нам нужно взять всё необходимое, что может пригодиться.

 

Д/И «Что возьмём с собой в поход?»

(рюкзак, аптечка, зажигалка, спички, рогатка, топор, детская косметика).

Воспитатель: Мы всё сложили в рюкзак и поехали на электричке. Друг за другом (чух-чух-чух).

Воспитатель: Станция ЛЕСНАЯ! Я предлагаю вам выйти и сесть на пенёчки.

Ребята, а в лесу не только много интересного, но и сказочного. В лесу живёт старичок Лесовичок, но он от нас прячется. Чтобы старичок Лесовичок вас не боялся, надо показать ему, что вы в лесу не посторонние. Давайте поговорим с ним на лесном языке. Я скажу слово, а вы добавьте к нему слово «лесной».

Воспитатель: Гриб, какой? (лесной).

(Дорога, ягоды, тропинка, воздух, листочек, дерево, запахи).

 

- Давайте его позовём!

(С разной интонацией: шёпотом, погромче, совсем громко).

 

Старичок - Лесовичок, выйди к нам!

Появляется лесовичок (можно игрушку) с корзинкой, в которой грибы, ягоды.

Здравствуйте, ребята!

Я весёлый старичок,

Старичок – Лесовичок.

Я люблю гулять по лесу

Знаю лес и лес люблю

В гости вас к себе зову!

Отгадайте загадку и вы узнаете, о чём мы будем говорить дальше.

«Под сосною у дорожки

Кто сидит среди травы,

Ножка есть, но нет сапожек,

Шляпка есть - нет головы».

Иллюстрации со съедобными грибами, немного информации.

Воспитатель: Дети, а все ли грибы съедобные? (Ответы детей.)

Воспитатель: Правильно, не все грибы съедобные, есть грибы, которые собирать нельзя! В несъедобных грибах есть яд. Если человек их ест, может возникнуть отравление. В этом случае, необходимо сразу обратиться к врачу.

Иллюстрации с несъедобными грибами.

Воспитатель: А чем они отличаются, съедобные и несъедобные грибы?

 

Физкультминутка

Дети по лесу гуляли

За природой наблюдали

А сейчас мы отдохнём

Встанем, глубоко вздохнём

Вверх на солнышко посмотрим

А затем похлопаем,

Ногами мы потопаем,

Хорошо мы погуляли,

И нисколько не устали.

1, 2, 3, 4, 5 мы пойдём гулять!

 

Лесовичок: Природа таит в себе ещё много опасностей, в лесу, в котором вы не раз бывали с взрослыми, множество опасностей. Как вы думаете, что это за опасности? (Ответы детей.)

Лесовичок: Вспомните, в каких сказках герои заблудились в лесу? Как они находили дорогу? Как нужно было поступить в этой ситуации?

(Ответы детей.)

Лесовичок: Иногда приходится вызывать спасателей МЧС. Кто знает номер телефона? (01).

Воспитатель: А сейчас мы вместе погуляем по тропинкам и дорожкам! А почему нельзя ходить по траве? (Ответы детей.)

- В траве много насекомых, которых вы можете потревожить. Насекомые могут на вас напасть и покусать.

Иллюстрации опасных насекомых.

Игра «Назови опасных насекомых».

Воспитатель: Ой, ребята, что-то стало очень душно, влажно, подул сильный порывистый ветер. Неужели это начинается гроза? Даже насекомые спрятались.

Иллюстрации о грозе.

Воспитатель: Что опаснее, гром или молния? (Ответы детей.)

- Как нужно вести себя, если гроза застала вас на природе? Можно ли использовать зонт в грозу? (Ответы детей.)

Воспитатель: Вот и закончилась гроза, нам пора возвращаться в детский сад. Давайте осмотрим себя, нет ли на одежде клещей? А теперь пойдём в детский сад! До свидание лесовичок. Садимся на электричку (чух-чух-чух).

Воспитатель: Вот мы и вернулись в нашу группу. Давайте вспомним, чему нас научил Лесовичок.

Игра «Топай – хлопай».

  1. Собирай в корзину только те грибы, которые ты знаешь.
  2. Собирай в корзину мухоморы, ведь они такие красивые!
  3. Не трогайте ядовитые растения и не берите их в рот.
  4. В грозу нужно снять металлические вещи и спрятаться в овраге.
  5. А может быть в грозу нужно укрыться зонтом?

Воспитатель: Хорошо, ребята, правила безопасного поведения в лесу вы усвоили. Я предлагаю вам сделать для Лесовичка подарок (запрещающие знаки).

Дети выполняют работы и комментируют их.

Воспитатель: Молодцы, ребята, азбуку безопасности в природе вы знаете хорошо! Сегодня вы стали «Юными друзьями природы». Друг природы-человек, который любит, бережёт её и соблюдает правила безопасности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по обучению детей старшей дошкольной группы основам безопасного поведения на дорогах Тема: «Винни Пух в Стране дорожных знаков»

Конспект ООД по обучению  детей  смешанной дошкольной группы основам безопасного поведения на дорогахТема: «Винни Пух в Стране дорожных знаков»Цель: формировать у старших до...

Проект в средней группы "Основы безопасности"

Деятельность человека неразрывно связана с окружающей средой, которая, в свою очередь, таит в себе большое количество опасностей. Проблема безопасности жизнедеятельности признана во всем мире и считае...

Ежедневное планирование в старшей группе "Основы безопасности"

Ежедневное планирование в старшей группе "Основы безопасности"...

Проект мини-музея в старшей группе "Основы безопасности жизнедеятельности"

Проект мини-музея в старшей группе "Основы безопасности жизнедеятельности"...

Долгосрочный проект в средней группе "Основы безопасности"

 Вопрос о формировании основ безопасности жизнедеятельности является актуальным. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в социально адаптированной личности. Неопределенность со...

Занятия по развитию речи в старшей группе «Основы безопасности»

Цель: формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения, развитие способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватно...

Долгосрочный проект в средней группе «Основы безопасности»

 Вопрос о формировании основ безопасности жизнедеятельности является актуальным. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в социально адаптированной личности. Неопределенность со...