Проведение экспериментирования в детском саду
опыты и эксперименты (подготовительная группа)

Рудская Ирина Николаевна

Если ребенку нравятся более сложные задания, то взрослый может предложить ему ряд экспериментов. Такое экспериментирование предполагает совместную работу взрослого и дошкольника, направленную на решение сложных задач, содержащих цепочку связей. Оно включает серию элементарных опытов, с помощью которых проверяется предположение (гипотеза эксперимента)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx18.25 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ.

          Если ребенку нравятся более сложные задания, то взрослый может предложить ему ряд экспериментов. Такое экспериментирование предполагает совместную работу взрослого и дошкольника, направленную на решение сложных задач, содержащих цепочку связей. Оно включает серию элементарных опытов, с помощью которых проверяется предположение (гипотеза эксперимента)

          В организации и проведении такого эксперимента можно выделить следующие этапы:

          1 этап. Начинается с анализа явления в связи с теми вопросами, которые возникают у ребенка в его разнообразной деятельности. В результате вопросов формируется познавательная проблемная задача, которая требует установления причин, связей и отношений между явлениями окружающего, т. е. ставится проблема.

          2 этап. В результате анализа жизненной проблемной ситуации и осознания познавательной задачи под руководством взрослого выдвигаются предположения о возможных причинах наблюдаемых явлений, т. е. идет поиск путей решения проблемы. И тут важно, чтобы ни одно высказывание ребенка не осталось без внимания, все его предположения должны быть обсуждены.

          3 этап. Возникшие высказывания способствуют проведению наблюдения, где проверяются предположения детей.

          4 этап. Ребенок вместе со взрослым обсуждают итоги, формируют выводы.

   

          «НАБЛЮДЕНИЯ ЗА РОСТОМ СЕМЯН В РАЗНЫХ УСЛОВИЯХ»

          1 этап. Взрослый предлагает ребенку вырастить кабачки. Необходимо ответить на вопросы: «Могут ли семена расти без света, влаги, тепла?», «В почве быстрее взойдут пророщенные или не пророщенные семена?»

         2 этап. Ребенок начинает высказывать предложения: «Для роста нужен свет», «Для роста нужна вода», «Когда холодно, растение расти не будет», «Пророщенные семена будут расти быстрее», «Быстрее будут расти не пророщенные семена» и т. д.

        3 этап. Для проверки всех предположений предлагается провести серию опытов. Для первой серии понадобятся: семена кабачка, стакан, бумажная салфетка, вода. Стакан необходимо обернуть изнутри влажной бумажной салфеткой. Между салфеткой и стаканом помещают семена. На дно наливается слой воды, глубиной около 2 мм.

           Первый стакан ставится в теплое помещение с достаточным количеством света и влаги (стакан пометим красным кружком). Второй стакан ставится в холодное помещение без доступа света, но с достаточным количеством влаги (стакан пометим синим кружком). Третий стакан поставим в теплое помещение с достаточным количеством света, но с недостатки влаги (стакан пометим серым кружком).

          Для второй серии опытов понадобятся: емкость с землей, пророщенные и не пророщенные семена кабачка. Семена высаживаются в землю.

          За ними ухаживают одинаково: поливают, рыхлят землю и т. д.

          4 этап. Результаты этого опыта заносятся в дневник. Ребенком делаются выводы:

- для прорастания семян необходимы: вода, тепло, свет;

- в холодном помещении семена не растут;

- без влаги семена не растут;

- пророщенные семена растут быстрее, чем не пророщенные и т. д.

          «ЗАГАДКИ КУКЛЫ МАШИ»

          1 этап. В гости приходит кукла Маша (картонная кукла с встроенным в нее магнитом и набором бумажных «нарядом», к каждому из которых прикреплен стальной кружок так, что его не видно, - он сверху заклеен бумажным кружком). Взрослый обращает внимание ребенка на то, что стоит только поднести к Маше ее наряд – и он держится. Почему это происходит? На нас ведь так не держится?

          2 этап. Дошкольник начинает высказывать предположения: «Может тут клеем клеится?», «Может это липкая лента?», «Может это магнит?» и т. д.

          3 этап. Для проверки всех предположений проводится серия опытов. Клеем склеиваются два листа бумаги, бумага держится, но назад плохо отнимается. С помощью липкой ленты бумага соединяется не так, как одежда у куклы. К  подвешенному на ниточке железному стержню взрослый подносит магнит. Ребенок видит, что стержень отклоняется в сторону магнита. Взрослый поочередно помещает между стержнем и магнитом различные предметы: лист бумаги, тонкое стекло, книгу. Таким образом детей подводят к пониманию того, что стержень притягивается через предметы на близком расстоянии, и если только они не толстые. Отмечается, что магнит притягивает только железные предметы.

          Кукла Маша предлагает решить следующую задачу: «Вынуть гвозди из стакана с водой, не замочив пальцы и магнит». Ребенок отвечает, что магнит может притягивать железные предметы через стекло, поэтому можно провести магнитом по стенке стакана и вытащить гвозди.

          4 этап. Дошкольник приходит к следующим выводам:

- в куклу вставлен магнит;

- в нарядах куклы находятся стальные кружки, которые и притягиваются к магниту.

          «ПОЧЕМУ ДВИЖЕТСЯ ЗАВОДНАЯ ИГРУШКА?»

          1 этап. Взрослый обращает внимание ребенка на то, что в группе есть заводные игрушки: машинки, самолеты и т. д. Все они заводятся с помощью ключа. Как ты думаешь, почему после того, как игрушку заводят, они начинает двигаться?

          2 этап. Дети делают предположения: «Внутри игрушки стоит батарейка», «Может там есть специальное колесико», «Внутри игрушки стоит пружина» и т. д.

         3 этап. Взрослый советует проверить все предположения. Он обращает внимание на то, что для предметов, работающих от батареек, ключ не нужен. Затем предлагает подумать, может ли простое колесико двигать самостоятельно предмет с места. Для этого у обычной игрушечной машинки раскручивает колеса, ставит ее на поверхность, но машинка или совсем не движется, или проезжает слишком маленькое расстояние.

          Рекомендуется посмотреть игрушку в разобранном виде. Ребенок видит, что там стоит специальное устройство – катушка, на которую наматывается стальная нить, когда поворачивается ключ. Если ключ вынимают из отверстия, нить начинает раскручиваться и предмет приходит в движение. Взрослый предлагает ребенку самому сделать похожее устройство, используя бумагу. С одной стороны полоски рисуется изображение лягушки. Противоположная сторона наматывается на карандаш, затем карандаш вынимается и лягушка «прыгает».

          4 этап. Делается вывод: внутри игрушки, которая заводится с помощью ключа, есть специальный механизм, который заставляет предмет двигаться.

          «ЧУДЕСА С ТЕНЬЮ»

          1 этап. Взрослый обращает внимание ребенка на то, что при свете все предметы отбрасывают тень, задает вопросы: «Тень от одного и того же предмета всегда одинакова?», «Может в какой – то промежуток времени она длиннее, короче?», «От чего зависит изменение ее длины?», «Можно ли с ее помощью измерить окружающие предметы, свой рост?»

          2 этап. Ребенок высказывает различные предложения: «Тень всегда одинаковая от одного и того же предмета», «Тень может быть длиннее», «Тень может быть короче», «Длина тени зависит от света», «Длина тени зависит от солнца, от того, какое оно яркое», «С помощью тени можно измерять окружающие предметы», «С помощью тени нельзя измерить окружающие предметы» и т. д.

          3 этап. Взрослый предлагает провести наблюдения за тенью дерева, растущего на участке детского сада. Он отмечает, что тень появляется только в солнечную погоду, в пасмурный день ее нет. Для этого проводится серия опытов. В первом опыте ребенок вместе со взрослым с помощью линейки измеряет длину тени утром, в полдень, после полудня. Все результаты фиксируются в дневнике. Во втором опыте дается задание измерить длину тени взрослого с помощью условной мерки – палочки. В третьем опыте нужно измерить рост с помощью тени, когда она почти равна их росту.

          4 этап. В результате такой деятельности ребенок делает следующие выводы:

- тень появляется только в солнечную погоду;

- утром тень длиннее;

- в полдень она почти равна длине предмета;

- после полудня тень короче;

- дети могут измерить свой рост с помощью тени в полдень.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему: "Детское экспериментирование в детском саду и дома"

Цель: показать, как опытная деятельность развивает в ребенке любознательность, познавательную деятельность, помогает ему углублять представления о живой и неживой природе, обобщать результаты опытов.Х...

Консультация для воспитателей детского сада на тему: "Экспериментирование в детском саду со старшими дошкольниками"

Цели, задачи, экспериментирования.Условия, методика проведения опытов и экспериментирования.Картотека опытов и экспериментов.Конспекты НОД....

«Детское экспериментирование в детском саду и в семье».

Показать родителям значение опытнической деятельности и экспериментирования в развитии ребенка, углублении его представлений о живой и неживой природе....

Консультация и интерактивная игра «Организация и проведение прогулки в детском саду» для воспитателей детского сада

Консультация проводится в интерактивной форме с использованием игровых приемов. Цель - обобщение знаний педагогов об организации и методике проведения прогулки с дошкольниками в разных возрастных груп...

Консультация для педагогов о создании уголка экспериментирования в детском саду «Уголок экспериментирования в детском саду»

laquo;Уголок экспериментирования в детском саду».На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка, в процессах социали...

Доклад «Значение детского экспериментирования для психического развития детей» с элементами мастер-класса для педагогов ДОУ «Экспериментирование в детском саду»

Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка. ( Н. Н. Поддьяков)...

Консультация для воспитателей детского сада «Организация проведения прогулки в детском саду»

Для физического развития детей большое значение имеют пребывание детей на свежем воздухе, прогулки  и активные игры. Педиатры рекомендуют проводить их при любой погоде, поскольку прогулка я...