Способы активного включения воспитанников в планирование образовательной деятельности в ДОУ
методическая разработка

Костина Наталья Вячеславовна

Способы активного включения воспитанников в планирование образовательной деятельности в ДОУ

Костина Н.В., воспитатель МДОУ «Сланцевский детский сад №2»

 

Слайд 1

Современные требования обусловливают необходимость постоянного поиска педагогических инноваций, интенсифицирующих процесс качественного обучения. В связи с этим объективная реальность не позволяет нам работать по старому, приходится осваивать новые понятия, новый терминологический аппарат, новые возможности информационной среды, модернизировать проверенные временем дидактические принципы, реализуя их на качественно новом уровне.

Изучая методы активного включение детей в планирование образовательной деятельности, я познакомилась с методом совместного планирования деятельности с детьми «ментальная карта». Этот метод показался мне интересным, достаточно простым в использовании и идеальным для работы в детском саду и в группе.

     Слайд 2

Что же такое ментальные карты?

Понятие и основная цель создания карты представлены на слайде

Ментальные карты (интеллект‑карта) — это удобная и эффективная техника организации мышления и альтернативной записи.

Цель создания карты — навести порядок в голове, получить целостную картину и отыскать новые ассоциации. Это не очень традиционный, но очень естественный способ организации мышления, имеющий несколько неоспоримых преимуществ перед обычными способами записи.

Ментальные карты имеют ряд преимуществ.  Их вы можете увидеть на слайде

Слайд 3

Преимущества метода ментальная карт.

Наглядность. Вся проблема, в ее многогранном понимании отображается компактно.

Привлекательность. Ментальная карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.

Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета, информация, отображенная в ментальной карте, легко запоминается.

Информативность. Ментальная карта помогает выявить недостаток информации, понять, какой информации не достает.

Креативность. Ментальная карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи.

Инновационность. Ментальная карта побуждает к новым мыслям, новым идеям.

Использование ментальных карт педагогами  нашего детского сада происходит в работе с детьми, при планировании различных видов проектов. Создание ментальной карты будет интересно и при тематическом планировании в соответствии с лексическими темами.

Возможность вместе с воспитателем планировать свою деятельность в детском саду делает ребенка более активным участником образовательного процесса.

На первом этапе воспитатель предлагает детям рассмотреть готовую ментальную карту на известную им тему и вместе обсудить ее.

Не все дети увлекаются работой с картой, так как это требует от них концентрации внимания, умение и желание высказывать свои мысли, размышлять. Поэтому стараемся поддержать любую инициативу дошкольников. Когда дети стали ориентироваться в структуре, предложили вместе составлять ментальные карты, это был следующий этап на основе алгоритма. Его вы видите на слайде.

Слайд 4

Алгоритм совместного составления ментальной карты

  • Возьмите лист бумаги формата А4.
  • В центре листа разместите картинку с изображением– главная тема ментальной карты
  • Предложите детям провести от картинки несколько изогнутых цветных линий
  • Над каждой линией-ветвью напишите печатными буквами одно ключевое слово, которое ассоциативно связано с основной идеей карты
  • Затем попросите детей нарисовать от главных ветвей ветви второго, третьего порядка, продолжая цепочки ассоциаций.
  • Оформите ветви рисунками, картинками
  • Когда дети закончат работать с одной ветвью, переходите к следующей
  • В ходе работы с ментальной картой расскажите детям научные факты, загадайте загадки, прочитайте стихи.

С чего же начать планирование с детьми?

В группе организовывать небольшую выставку по теме. Дети с утра приходят, обращают внимание на новое, рассматривают, задают вопросы, начинают играть. Таким образом, дети аккуратно подводятся к теме нашей недели.

Затем собираемся на совместное планирование – утренний круг или детский совет, где используется модель трёх вопросов: что дети уже знают по данной теме, что хотят знать, и что будут делать.

Слайд 5

Например, тема недели «Овощи». В центре карты рисуется корзина с овощами. От нее отходят пять ветвей по дням недели, каждая имеет ветви, обозначающие вид деятельности, а те, в свою очередь, подразделяются на веточки, обозначающие материалы для организации данного вида деятельности. Готовая карта занимает центральное место в группе, где дети каждый день отслеживают запланированную на ближайшее время деятельность.

Такая карта подходит для детей младшего возраста. В планировании с детьми старшего дошкольного возраста, хорошо использовать схемы, которые означают тот или иной вид деятельности.

Слайд 6

Планируя работу вместе с детьми, мы получаем самостоятельно, а значит, осознанно и ответственно выбранные дела и действия – не нужно было придумывать мотивацию. Она уже была. Дети до начала действия уже знали, чем они могут заняться. Это придавало дню определенность и продуманность. Дети после утреннего круга или  детского совета сразу приступают к его выполнению.  

Также мы поддерживаем спонтанные игры детей. Например, мы не планировали что-то инсценировать, но после того как перед сном послушали сказку, детям захотелось её разыграть. Вечером дети подобрали атрибутику, необходимые материалы, выбрали себе роли и инсценировали.

Дети, вовлеченные в работу по своей инициативе, свободные в выборе средств, чувствуют уважение и имеют возможность выразить свою индивидуальность и проявить творчество.

В конце каждого дня на вечернем круге или вечернем детском совете мы возвращаемся к нашему плану, обсуждаем индивидуальные достижения и общие итоги дня; организовываем процесс рефлексии, обсуждаем, насколько полученный результат соответствует задуманному, что помогло и что помешало в достижении цели; намечаем последующие шаги.

Вместе с тем каждый день у детей должна быть возможность включиться в деятельность под руководством воспитателя. Могут быть предложены занятия, на которых все дети заняты одним обязательным делом – это музыкальные занятия, занятия по физкультуре, подготовка к празднику и т. д.

Возможность вместе с воспитателем проектировать свою деятельность в детском саду делает ребенка более активным участником образовательного процесса.

Таким образом,  метод ментальных карт это использование одного из принципов дошкольной педагогики:

Слайд 7

 «Обучение должно строится на обще характерных для дошкольного возраста видах деятельности. Ребенок развивается тогда, когда является активным участником, субъектом процесса планирования и обучения, занимается важным и интересным для него делом».

Слайд 8

Спасибо за внимание

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kostina_n.v._mdou_no2.pptx1.43 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Способы активного включения воспитанников в планирование образовательной деятельности в ДОУ» Костина Н.В., воспитатель МДОУ «Сланцевский детский сад №2»

Слайд 2

Понятие и основная цель создания карты Ментальные карты— это удобная и эффективная техника организации мышления и альтернативной записи. Цель создания карты — навести порядок в голове, получить целостную картину и отыскать новые ассоциации. Это не очень традиционный, но очень естественный способ организации мышления, имеющий несколько неоспоримых преимуществ перед обычными способами записи.

Слайд 3

Преимущества метода ментальная карт Наглядность. Вся проблема, в ее многогранном понимании отображается компактно. Привлекательность . Ментальная карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно. Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета, информация, отображенная в ментальной карте, легко запоминается. Информативность. Ментальная карта помогает выявить недостаток информации, понять, какой информации не достает. Креативность. Ментальная карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи. Инновационность. Ментальная карта побуждает к новым мыслям, новым идеям.

Слайд 4

Алгоритм совместного составления ментальной карты Возьмите лист бумаги формата А4. В центре листа разместите картинку с изображением– главная тема ментальной карты Предложите детям провести от картинки несколько изогнутых цветных линий Над каждой линией-ветвью напишите печатными буквами одно ключевое слово, которое ассоциативно связано с основной идеей карты Затем попросите детей нарисовать от главных ветвей ветви второго, третьего порядка, продолжая цепочки ассоциаций. Оформите ветви рисунками, картинками Когда дети закончат работать с одной ветвью, переходите к следующей В ходе работы с ментальной картой расскажите детям научные факты, загадайте загадки, прочитайте стихи.

Слайд 7

«Обучение должно строится на обще характерных для дошкольного возраста видах деятельности. Ребенок развивается тогда, когда является активным участником, субъектом процесса планирования и обучения, занимается важным и интересным для него делом».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективно-тематическое планирование образовательной деятельности с воспитанниками старшей группы в контексте программы "Детство" в рамках ФГТ

Перспективно-тематическое планирование составленно для воспитанников ДОУ старшего дошкольного возраста в контексте программы "Детство" в рамках ФГТ.  В планировании включены образовательные облас...

Система планирования образовательной деятельности воспитателя с учетом состояния здоровья, показателей физического развития и психофизиологических особенностей воспитанников ДОО

Система планирования образовательной деятельности воспитателя с учетом состояния здоровья, показателей физического развития и психофизиологических особенностей воспитанников ДОО осуществляется путем о...

Методическая разработка "Примерное недельное планирование образовательной деятельности по теме Я познаю мир"при работе в центрах активности на основе самоопределения детей старшего дошкольного возраста

Методическая разработка содержит краткую пояснительную записку, примерный план на неделю по теме "Я познаю мир" , таблицу по педагогическому насыщению центров активности по теме и наглядные ...

Аналитическая записка о включенности воспитанников в социально значимую деятельность

Аналитическая запискао включенности воспитанников  в социально значимую деятельность...

Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности на летний период (цикл тем для воспитанников группы раннего возраста)

Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности на летний период (цикл тем для воспитанников группы раннего возраста)...