Программа "Мой город - Смоленск"
рабочая программа (старшая группа)

Камзолова Екатерина Васильевна

Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем несравнимая красота Отечества.

Детство – ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_moy_gorod-smolensk.docx28.77 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная  записка.

Что мы Родиной зовем? 

Дом, где мы с тобой растем

И березки у дороги,

По которой мы идем

Что мы Родиной зовем?

Солнце в небе голубом.

И душистый, золотистый

Хлеб за праздничным столом

Что мы Родиной зовем?

Край, где мы с тобой живем.

В. Степанов

 

Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем несравнимая красота Отечества.

Детство – ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности.

 Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину.

 Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Дошкольный возраст, по утверждению психологов – лучший период для формирования любви к малой родине.

 Мы очень гордимся своей малой родиной и нашими земляками, знакомим детей с историей и культурой своего края, воспитываем к нему любовь и уважение.

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Чувство Родина… оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль, в становлении личности патриота.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомиться с детским садом, своей семьей, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.

Родной город. Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Программа   предназначена для работы  по нравственно-патриотическому воспитанию с детьми подготовительной группы.

Цель: Формировать у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного города.

Основные задачи патриотического воспитания:

-воспитание чувств  гражданственности и патриотизма в процессе разнообразной детской деятельности;

-активное вовлечение родителей в решение задач патриотического воспитания;

– воспитание у детей любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

– формирование бережного отношения к природе и всему живому;

– воспитание уважения к труду;

– способствовать установлению более тесных взаимоотношений детей и их родителей.

Возраст: подготовительная группа.

Кол-во детей: 20человек.

Реализация кружка – 1 год

Форма работы: групповая

Нравственно-патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у детей высокого патриотического сознания, чувства верности к своему Отечеству. Темы  направлены на социализацию личности дошкольника, формирование любви к малой Родине на основе приобщения к национальной культуре:

  1. Роль семьи в воспитании патриотических чувств дошкольников;
  2. Воспитание любви к родному краю через формирование патриотических чувств:  
    - к природе;
    - родному городу;
    - традициям и обычаям;
    - символике города.
  3.   Значение устного народного творчества в формировании патриотизма:   
    - пословицы и поговорки;
    - народные сказки;
    - народные подвижные, сюжетно-ролевые игры;

Значение декоративно-прикладного искусства в формировании нравственно-патриотических чувств. 
Главная цель патриотического воспитания может быть сформулирована следующим образом: возрождение в воспитании дошкольников патриотизма, как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности, посредством воспитания любви к родному краю.         Направленность кружка  (Социально - коммуникативное,  художественно-эстетическое) определяется в соответствии с социальным заказом родителей, воспитанников и общества.

Работа осуществляется  по программе «От рождения до школы» и пособию  «Патриотическое воспитание» Т.С.Комаровой.

 Образовательно-воспитательный минимум реализуется посредством пособия «Народное искусство в воспитании дошкольников» под редакцией док.педагогических наук Т.С. Комаровой, Т. С. Васильевой В.В.Гербовой.

 Ожидаемый результат по окончании программы.

1.Проявлять интерес к прошлому, настоящему, будущему родного города.

2.Проявлять гуманное отношение к растениям и животным родного края.

3.Знать историю своего города, района.

4.Знать название: родного города.

5. Уметь пользоваться картой, глобусом.

6.Знать некоторые культурные традиции   русского народа.

7.Уметь рассказать о себе, событиях своей жизни, о своих мечтах, планах на будущее.

   Организация кружковой работы

Организация кружковой работы регламентируется планом и расписанием, утвержденным руководителем дошкольного образовательного учреждения.

Кружок организует и проводит  воспитатель Иванова Екатерина Васильевна работающая с детьми  подготовительной группы.

Продолжительность занятий детей не превышает 30 минут.

Кружковая работа проводится в МБДОУ «Детский сад №35 «Василек» еженедельно, в вечернее время, с 16.00 до 16.30.

Руководитель кружка организовывают свою деятельность посредством следующих форм:

- Организованные занятия

- Индивидуальные занятия

- Развлечения, досуги

- Участие в  конкурсах

- Консультации, мастер- классы

- Консультации.

Руководитель  кружка предоставляют отчет о результатах деятельности кружка старшему воспитателю в конце года на заседании итого педагогического Совета.

Контроль за деятельностью кружка осуществляет заведующий и зам.зав. Фроленкова Н.В., Подлипаева В.И.

2019-2020 учебный год

Подготовительная группа

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ


Сроки 


Тема 


Содержание 


Мероприятие


Сентябрь 


«Знаешь ли ты свой город?»

- Как называется твой город, в котором ты живешь?

-  Почему он так называется?

-  Что является центром нашего города?


НОД. Познание: «История возникновения родного города».

НОД. Развитие речи. Обучение рассказыванию «Город, в котором я живу».


Октябрь 1-2 недели 


«Моя улица. Мой дом»


НОД . Рисование «Город, в котором я живу. Мой дом».


Октябрь 3-4 недели


« Наш  город» (путешествие по фотографиям и иллюстрациям)


Рассказ воспитателя об истории города

Смоленска (выгодное местоположение, боевое прошлое);
знакомство со знаменитыми людьми края;

НОД . Рисование «Город, в котором я живу. Мой дом».

НОД. Познание. «Визитная карточка города» (символы города: герб города,   площадь Победы, площадь Ленина, Успенский собор, парк Блонье)- беседа с иллюстрациями в группе.


Ноябрь 3-4 недели


«Природа родных мест»


- пробуждать интерес к природе края как части Отечества;

- формировать действенное отношение к окружению, природе в городе;

- показывать на конкретных примерах заботу жителей о природе;

- расширять представления об охране природы.


Беседы об осенних приметах.

НОД. Рисование. «Деревья в родном городе».

НОД. Познание. «Природа в городе»


Декабрь 


«Игры, пляски, хороводы»


- Беседа о праздниках;

- Беседа о Новогодних символах;

- рассказ о новогодних обычаях


- Оформление группы к празднику;

-  развлечение «Дымка»;

- акция «Поможем птицам зимой»;

- новогодний праздник.


Январь  

2 неделя


«Рождество Христово»


- разучивание стихов, колядок;
- народные игры;

- просмотр презентации;


-Изготовление рождественских подарков;
- беседы о народных приметах;
- беседы о народных промыслах


Январь 3-4 недели


«Костюмы народов Смоленщины»



- работа над понятием «гражданин»;


- Рассматривание фотографий, предметов одежды людей;

- составление рассказов о будущем Смоленска;

- семейные национальные праздники «Посиделки»


Февраль 1-2 недели


«Город герой-Смоленск»


Рассматривание фотографий города с высоты;

- рассказ об основании Смоленска;

- обсуждение стихотворения о родном городе»;

- слушание песен о Смоленске.


- Рассказы детей из личного опыта (кто побывал в Москве);

- конструирование и аппликация «Успенский собор»; «Башня Громовая»

- оформление стенда


Февраль 3-4 недели


«Сильны и могучи богатыри славной Руси» (к Дню защитника Отечества)


Рассматривание картины «Богатыри» В.Васнецова;

- беседа о характере богатырей Руси и о защитниках Родины;

- объяснение пословиц о храбрости, героизме воинов («Смелость города берет», «Тот герой, кто за Родину горой»)


- Просмотр видеофильмов «Защитники Отечества»;

- изготовление подарков папам и дедушкам;


Март 


«Моя мама»


«Мама – самое прекрасное слово на земле» (обсуждение);

- рассматривание репродукций картин («Мать и дитя»);

- рассказы детей о своих мамах;

- чтение стихов и пение песен о маме


- Викторина «Что ты знаешь о своих родителях»;

- оформление семейных уголков;

- изготовление подарков для мам;

- рассматривание костюмов и деталей женской одежды на Смоленщине.


Апрель 1-2 недели


«Наши космонавты»


Беседа о космонавтах (рассматривание иллюстраций);

- пословицы и поговорки о космонавтах


- Спортивное развлечение «Мы – космонавты»;

- конструирование космического корабля


Апрель 3-4 недели


«Наше государство – Российская Федерация»


Беседа о государстве – «Российская Федерация»;
- знакомство с различными городами России;
- знакомство с флагом, гербом и гимном России»;
- слушание гимна


- Разукрашивание в альбомах Российского флага;

- оформление на карте Российской Федерации мест, где были дети»

 -изготовление поделок «Русь Христианская» к празднику Пасхи.


Май 


«Этот День Победы»


- беседа о подвигах солдат во время Великой Отечественной войны;

-просмотр фильмов о ВОВ


- изготовление праздничных открыток;
- высаживание цветов на аллею детского сада;
- оформление стенда

ЛИТЕРАТУРА 
«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» М.Д. Маханева

«Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» А.Я. Ветохина, З.С. Дмитриенко 

С чего начинается Родина?» под ред. Л.А. Кондрыкинской
«Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду» М.Ю. Новицкая

• Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. –М.:ЦГЛ,2005

• Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников.М:ЦГЛ,2005.

• Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание).-М.:УЦ «Перспектива»,2011.

• Горькова Л.Г., Обухова Л.А. Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников.-М.:ВАКО,2005.

• Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей / Авторы-составители: Антонов Ю.Е., Левина Л.В., Розова О.В., Щербакова И.А. – М.: АРКТИ, 2003.

• Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. Мир, в котором я живу. Методическое пособие по ознакомлению детей 3-7 лет с окружающим миром.-М.: ТЦ Сфера, 2005.

• Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ // авт. — сост. Натарова В.И. и др. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.

• Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий / авт.- сост. Александрова Е.Ю. и др.-Волгоград: Учитель, 2007.

• Скоролупова О.А. Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждений. –М.: ООО Издательство «Скрипторий 2003», 2006.

• ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия История возникновения города Смоленска. Символика родного города.

Конспект занятия История возникновения города Смоленска. Символика родного города....

История возникновения города Смоленска. Символика города.

Конспект занятия в подготовительной группе. История возникновения города Смоленска....

"ВОСПИТАНИЕ ГАРМОНИЧНО РАЗВИТОЙ И СОЦИАЛЬНО ОТВЕТСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ НА ОСНОВЕ ВОЗРОЖДЕНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ И ТРАДИЦИЙ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ В МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД №28 «НАДЕЖДА» ГОРОДА СМОЛЕНСКА"

quot;ВОСПИТАНИЕ ГАРМОНИЧНО РАЗВИТОЙ И СОЦИАЛЬНО ОТВЕТСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ НА ОСНОВЕ ВОЗРОЖДЕНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ И ТРАДИЦИЙ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ В МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД №28 «НА...

Методическая разработка по знакомству детей с городом Смоленском, его достопримечательностями и историей по реализации проекта «Смоленск - мой город»

Методическая разработка по знакомству детей с городом Смоленском, его достопримечательностями и историей по реализации проекта «Смоленск - мой город»...

Методическая разработка по знакомству детей с городом Смоленском, его достопримечательностями и историей (в рамках реализации проекта «Смоленск - мой город» в подготовительной к школе группе)

Паспорт проекта:Воспитатель, инструктор ФК, дети подготовительной группы №8«Веснушка», родители.Возраст участников проекта: дети 6-7 лет.Тип проекта: краткосрочный, групповой.Форма организ...