Презентация на тему: "Использование малых форм фольклора в экологическом воспитании старших дошкольников"
презентация к уроку (старшая группа)

Презентация по фольклору

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_folklor_v_ekologicheskom_vospitanii.pptx1.6 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование малых форм фольклора в экологическом воспитании старших дошкольников

Слайд 2

Проблема экологического образования сегодня волнует всех ученых, педагогов, методистов и практиков. Пути экологического воспитания у детей дошкольного и младшего школьного возраста рассматривали А.П . Симонова, Р.Х. Петросова, вопросами формирования экологической культуры занимались Н.С.Дежникова , Т.С . Иванова, И.Д. Валеев .

Слайд 3

Экологическое воспитание определяется исследователями как целенаправленное развитие у подрастающего поколения высокой экологической культуры, включающей в себя знания о природе; гуманное, ответственное отношение к ней; готовность к природоохранной деятельности.

Слайд 4

Задачи экологического воспитания: - учить понимать взаимосвязи в природе; понимать, что природа – не проходящая ценность, среда обитания и дом человека; - развивать потребности общаться с природой, наслаждаться ее красотой и величием; - овладевать практическими знаниями и умениями, позволяющими правильно строить свои взаимоотношения с природой.

Слайд 5

Фольклор - народное творчество, чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предания, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос) , народная музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы) , театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол) , танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство.

Слайд 6

Малые формы фольклора

Слайд 7

Пестушка — происходит от русского слова «пестовать», то есть нянчить, холить, лелеять. Это очень короткий напев нянюшек и мамушек в стихотворной форме, какими они сопровождают действия ребенка, которые он совершает в самом начале жизни. Например, когда ребенок учится ходить, то ему приговаривают: Большие ноги Шли по дороге: Топ, Топ, Топ, Топ, Топ, Топ. Маленькие ножки Бежали по дорожке: Топ, Топ, Топ, Топ, Топ, Топ.

Слайд 8

Потешка - это элемент педагогики, песенка-приговорка, обязательно сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребенка. Потешки , как и пестушки призваны развивать ребенка. Такие жанры фольклора подаются в своей игровой форме: они призваны пробудить ребенка к действию. В таком жанре детского фольклора заложены стимулы к обыгрыванию сюжета с помощью пальцев, ладошек, рук и мимики. Потешки помогают ребенку привить навыки гигиены, порядка, развить мелкую моторику рук и эмоциональную сферу. Самые известные из них: Ладушки , Сорока .

Слайд 9

Прибаутка (от слова баять - то есть рассказывать) - стихотворная, короткая, веселая история, которая рассказывает мама своему ребенку, Например Сова, совинька , сова, Большая голова, На колу сидела, В стороны глядела, Головой вертела. Пословицы - малые формы народного поэтического творчества, облаченные в краткие изречения, несущие обобщенную мысль, вывод, иносказание с дидактическим уклоном. Хлеб-всему голова. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Семеро одного не ждут. Сытый голодному не товарищ.

Слайд 10

Заклички . Один из видов закликательных песен. Такие песни имеют языческое происхождение. В них отражен крестьянский уклад. Например, через все песни проходит заклинание богатого урожая. Для себя дети и взрослые просили здоровья, счастья и богатства. Также это обращение к радуге, солнцу и дождю, другим явлениям природы. Часто обращались к животным и птицам. Птицы считались предвестниками весны. Силы природы почитались как живые. Обычно к весне обращались с просьбами, желают ее скорейшего прихода, тепла и солнца, на зиму сетуют и жалуются. Жаворонки, жавороночки ! Прилетите к нам, Принесите нам лето теплое, Унесите от нас зиму холодную. Нам холодная зима наскучила, Руки, ноги отморозила. Считалки - это одна из форм жеребьевки, небольшой стишок, с помощью которой определяют ведущего. Считалка - это очень важный элемент, который помогает детям избежать ссоры и установить согласие и уважение к принятым правилам. В организации считалок очень важен ритм. Аты-баты , шли солдаты, Аты-баты , на базар. Аты-баты , что купили? Аты-баты , самовар. Аты-баты , сколько стоит? Аты-баты , три рубля Аты-баты , он какой? Аты-баты , золотой. Аты-баты , шли солдаты, Аты-баты , на базар. Аты-баты , что купили? Аты-баты , самовар. Аты-баты , сколько стоит? Аты-баты , три рубля. Аты-баты , кто выходит? Аты-баты , это я!

Слайд 11

Скороговорки Фраза, построенная на сочетании звуков, которая затрудняет произношение слов. Скороговорки еще называют чистоговорками . Очень часто их используют для развития дикции и речи. Скороговорки бывают рифмованными и не рифмованными. От топота копыт пыль по полю летит. Загадки Роль загадок трудно переоценить. Загадки заставляют детей задуматься, поискать ассоциации. Как правило, в загадке один предмет описывается через другой на основе схожести черт: « Висит груша - нельзя скушать ». Загадка может представить собой и простое описание предмета, например, « Два конца-два кольца, а посередине гвоздик ». Загадка сочетает в себе черты и народной забавы, и испытание на смекалку, и сообразительность.

Слайд 12

Устное народное творчество существовало еще и в дописьменную эпоху. Произведения фольклора передавались устно. Запоминали их как правило со слуха. Малые жанры фольклора с самого рождения сопровождают нас, они способствуют развитию ребенка. ВЫВОД


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "Использование дидактических игр в формировании фонематических процессов у старших дошкольников с нарушениями речи"

Для того, чтобы занятия по формированию фонематических процессов у дошкольников стали привлекательными и интересными мы используем дидактические игры....

Использование малых форм фольклора в физическом воспитании с детьми младшего возраста

Одно из   задач    Федерального Государственного  Образовательного Стандарта Дошкольного Образования   является охрана и укрепления физического и психического з...

Доклад "Формы и методы экологического воспитания старших дошкольников"

Доклад из опыта работы. Являюсь руководителем кружка туристко-краеведческой направленности "Чудеса природы".С данным докладом выступила в 2017г на 18 научно-практической городской конференци...

Консультация для воспитателей на тему: "Использование экспериментальной и исследовательской деятельности в экологическом развитии старших дошкольников"

Консультация на тему:«Использование экспериментальной и исследовательской деятельности в экологическом развитии старших дошкольников» То, что я услышал, я забыл.То, что я увидел, я по...

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ПРИРОДОЙ

В статье описаны формы и методы работы  по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в процессе ООД по ознакомлению с природой....