Ознакомление детей дошкольного возраста с художественной литературой
статья

Петрова Юлия Юрьевна

Рекомендации для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekom._po_hud_lit_petrova_yu.yu_.docx18.34 КБ

Предварительный просмотр:

Петрова Ю.Ю.

Рекомендации для воспитателей детского сада по ознакомлению детей с художественной литературой.

   Художественная литература благодаря своей образности, выразительности и эмоциональности позволяет ребенку проникнуть в мир чувств и переживаний сказочных героев и литературных персонажей, вызывает в нем интерес к взаимоотношениям героев, побуждает к установлению причинно-следственных связей, учит видеть связь чувств и действий персонажей с образами природы.

   С первых дней пребывания ребенка в детском саду проводится работа над простым текстом параллельно с фольклорным материалом. Педагог учит детей сосредоточивать внимание на рассказываемом тексте, воспитывает умение соблюдать на занятии тишину, не мешать друг другу, дослушивать рассказ до конца. Первые тексты или стихотворения должны быть небольшими по объему, несложными по содержанию, с малоразвернутым сюжетом, в котором число действующих лиц ограничено. При работе над текстом педагог раскрывает детям смысл совершаемых персонажами действий и поступков, вызывает правильное отношение к положительному герою и отрицательному персонажу. Педагог показывает детям, как нал поступать правильно, постепенно воспитывая у них положительные нравственные представления и черты характера, одновременно учат детей правильно выражать свои мысли и оформлять высказывания.

Работа над художественным текстом строится в определённой последовательности:

  • рассказывание текста детям;
  • обыгрывание текста с использованием настольного, кукольного или пальчикового театра;
  • повторное рассказывание текста с использованием фланелеграфа художественных иллюстраций;
  • пересказ текста детьми по вопросам педагога;
  • пересказ текста детьми с опорой на игрушки или иллюстрации:
  • пересказ текста детьми без опоры на внешние стимулы;
  • беседа педагога по тексту и закрепление в сознании детей (на основе произведенных выводов) нравственных принципов, утверждаемых данным художественным произведением.

   Постепенно, по мере того как дети овладевают навыками слушания рассказывания, тексты усложняются. К концу первого года обучения детям предлагаются сказки, короткие истории и рассказы.

   В работе над текстами широко используются приемы драматизации игры-драматизации. Именно эти приемы играют огромную роль в усвоении детьми текста. Особое влияние оказывает игра-драматизация, в которой участвуют сами дети. В такой игре ребенок связывает слово с действием, образом, учится брать на себя определенную роль, действовать согласно замыслу. В процессе речевого общения в игре-драматизации дети овладевают особенностями родного языка, его звучанием, словесными формами — вопросом, ответом, диалогом, беседой, повествованием. В этих играх ребенок оказывается в различных условиях: то он должен спрашивать, то отвечать, то рассказывать от другого лица. Так практически усваивается нужная форма речи, формируются коммуникативные и языковые способности.

   Занятие на разучивание стихов и потешек наизусть строится по следующему плану:

  • чтение художественного произведения педагогом;
  • работа над пониманием текста;
  • повторение текста детьми одновременно с педагогом;
  • повторение текста ребенком с подсказками педагога (в ситуации визуально-тактильного контакта между ними);
  • повторение текста ребенком самостоятельно.

   Работа над восприятием художественного текста должна проводиться с детьми на протяжении всех лет их пребывания в группе специализированного дошкольного учреждения, охватывать как организованные, так и свободные формы деятельности, согласовываться с чтением ребенку в семье.

Роль иллюстраций в понимании детьми литературных произведений.

   Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Она оказывает огромное влияние на развитие речи ребенка, обогащает его эмоции, воспитывает воображение и дает ему прекрасные образцы русского литературного языка. По произведениям дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.

   Художественная книга для ребёнка – это могучее средство коммуникативного воспитания.

Это особенно важно в наше время, когда массовым явлением стал низкий уровень речевого развития детей.

   Иллюстрации – это рисунки, образно раскрывающие текст, подчиненные содержанию и стилю литературного произведения, одновременно украшающие книгу и обогащающие ее декоративный строй. Зачастую это не просто добавления к тексту, а художественные произведения.

В книгах для детей иллюстрация – важнейший элемент, во многом определяющий художественную ценность, характер эмоционального воздействия книги, возможности использования ее в процессе воспитания ребенка.

   Интерес к книге у ребёнка появляется рано. Вначале ему интересно перелистывать странички, слушать чтение взрослого, рассматривать рисунки. С появлением интереса к картинке начинает возникать интерес к тексту. Как показывают исследования, при соответствующей работе уже на третьем году жизни ребёнка можно вызвать у него интерес к судьбе героя повествования, заставить малыша следить за ходом события и переживать новые для него чувства.

   Детская книжная иллюстрация служит многим целям. Она способствует пониманию ребенком литературного текста, формирует представление о его теме, идее, персонажах, содержит в себе оценку событий и героев литературного действия. Она помогает ребенку в познании мира, освоении нравственных ценностей, эстетических идеалов, углубляет восприятие литературного произведения.

   Иллюстрация воплощает фантазии, оживляет воспоминания, помогает участвовать в приключениях, развивает ум, сердце и душу ребенка. Нередко с просмотра иллюстраций начинается процесс выбора ребенком книги для чтения.

   Литературное произведение и иллюстрация воспринимаются детьми в единстве.

Необходимость иллюстраций в книге для детей, их огромная важность ни у кого не вызывают сомнений. Именно стремление к синтезу всех возможностей слова и изображения определяет характерную черту современной детской книги. Иллюстрация помогает глубже и лучше воспринимать текст, быстрее запоминать содержание, дает знание об окружающем мире.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Способы ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой.

Процесс общения дошкольника с художественной литературой -это процесс становления в нем личности. О важнейшей роли художественной литературы в формировании личности человека с самых ранних...

Взаимодействие ДОУ и семьи при ознакомлении детей дошкольного возраста с художественной литературой

Материал содержит опыт работы - проект, смотр-конкурс книжных уголков в группах среди педагогов, детей и родителей. Также имеются рекомендации для родителей по развитию читательского интереса у д...

Необходимость ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой

Проблема необходимости приобщения к художественной литературе обусловлена тем, что мы живем в век развития электроники, поэтому , совершенно необходимо воспитать в детях любовь к книге уж...

Перспективное планирование ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой во 2 младшей группе.

Очень важно правильно спланировать на год работу с детьми по всем образовательным областям так, чтобы каждый вид детской деятельности закреплял знания и умения детей, полученные при предварительной ра...