Проект "Я-мальчик, я-девочка"
проект (старшая группа)

Проект по гендерному воспитанию детей дошкольноговозраста "Я-мальчик, я-девочка".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nedelnyy_proekt_ya_malchik_ya_devochka.doc147 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ОСНОВНАЯ ШКОЛА № 9»

ПРОЕКТ

 «Я - мальчик, я - девочка»

по гендерному воспитанию детей

в старшей разновозрастной группе

Составила: воспитатель

Дильман Лэйла Салмановна

Ачинск 2019

Продолжительность проекта: 1 неделя.

Тип проекта: познавательный.

Авторы проекта:

Участники проекта: дети, педагоги, родители.

Возраст детей: 4 – 7 лет.

Актуальность проекта. На наш взгляд, проект «Я – мальчик, я – девочка» является первым шагом в воспитании поло ролевой идентичности ребенка дошкольного возраста, так как формирует первоначальное прочувствованное восприятие детьми ближайшей социокультурной среды, которой является он, противоположный пол, его семья и деятельности в ней человека, развивает осознанное понимание значимости себя по отношению к окружающей действительности. А с понимания своей роли в своей семье начинается понимание образа я мальчика (девочки).

Гендерный подход в воспитании детей имеет право на существование в качестве альтернативной, причем здоровьесберегающей формы организации обучения, создает реальные условия для формирования у дошкольников значимых для общества гендерных ролей. Без повышения престижа матери и отца-главы большого семейства, без воспитания в семье и дошкольном учреждении настоящих женщин и мужчин, невозможно представить будущее нашей страны. По словам В.Ф.Базарного «на основе гендерного подхода формируются все духовно - психические способности».

Учет гендерных особенностей детей является важнейшим аспектом здоровьесбережения.

Цель проекта. Формирование представлений об образе своего «Я».  Я – мальчик, я – девочка, обеспечить и мальчикам, и девочкам оптимальные, комфортные условия для их развития.

Задачи проекта:

Для детей:

Образовательные:

  • продолжать знакомство детей с различиями полов, с внешним строением тела человека, с возможностями его организма, с отличительными особенностями мальчиков от девочек;
  • расширять детские представления   о предметах, событиях и явлениях окружающего мира, которые потом могут быть отражены в игре;
  • формирование представлений о «женских» и «мужских» видах деятельности, профессиях, эталонах мужественности и женственности;
  • продолжать способствовать укреплению своего здоровья, прививать гигиенические навыки.

Развивающие:

  • развивать способы взаимодействий, характерных для мужского и женского типов поведения;
  • развивать умения отражать свои чувства в художественно-творческой деятельности.

Воспитательные:

  • воспитывать нравственные качества, характерные для мальчиков и девочек посредством игровой и художественно-продуктивной деятельности;
  • воспитывать потребность заботиться о своем здоровье (на доступном возрасту уровне), внешнем виде, чистоте.

Для педагогов:

  • формировать проектную культуру.

Для родителей:

  • вовлекать родителей в воспитательно-образовательный процесс.

Продукты проекта:

- для детей

  • выставка детского творчества;
  • создание фотоколлажа «Моя семья» (совместная работа детей и родителей).

- для педагогов

  • презентация проекта.

- для родителей

  • лэпбук по гендерному воспитанию «Я – мальчик, я - девочка»;
  • создание фотовыставки по результатам проекта.

Ожидаемые результаты проекта

У детей

  • определение гендерной позиции по отношению к окружающему миру и людям через игровую деятельность;
  • осознание собственного «Я – мальчика (девочки)» и пробуждение чувства мужественности (женственности);
  • осознанное отношение детей к своему здоровью.
  • овладение детьми необходимыми умениями и навыками взаимодействия со взрослыми и детьми.

У родителей

  • активизация участия совместно с детьми в жизнедеятельности ДОУ, в игровой и художественно-творческой деятельности;
  • проявление позиции активных участников воспитательно-образовательного процесса, выход на позиции партнеров.

У педагогов

  • разработка комплекса занятий и праздников для дошкольников по теме: «Я – мальчик, я – девочка»;
  • разработка консультативно-практического материала для родителей «В семье растет девочка», «У вас растет сын», «Что нужно знать родителям о девочке», «Что нужно знать родителям о девочке»; «Гендерное воспитание детей дошкольного возраста»;
  • формирование проектной культуры.

Этапы реализации проекта

«Я - мальчик, я - девочка»

I этап – подготовительный

Участники проекта

Задачи этапа

Средства решения, мероприятия

Дети

Выявить уровень представления детей

о  внешнем строении человека, о возможностях его тела, о семье и взаимоотношениях в семье.

Обсуждение проблемы, вживание в игровую ситуацию.

Проблемная ситуация – метод 3-х вопросов.

Что мы знаем? 

Что мы дети;

У нас есть папа;

У нас есть мама;

Есть братья, сёстры.

Мы мальчики и девочки.

Что мы хотим узнать?

Чем отличаются мальчики от девочек?

Какие мальчики?

Какие девочки?

Что для этого необходимо сделать?

Обратиться за информацией к различным источникам.

Родители

Познакомить со структурой проекта, его образовательными задачами для детей и педагогическими задачами для родителей.

Оказание помощи в пополнении  предметно-развивающей среды.

II этап – основной

Понедельник

Дети

Расширить сведения о гендерном развитии и формировании образа «я» в своей жизни, пробуждение чувства осмысления себя, как представителя пола, как неповторимую личность.

Коммуникативная деятельность:

Беседа «Откуда я взялся?»

Игровая деятельность:

Сюжетно-ролевая игра «Родился малыш»

Музыкально-художественная деятельность: «Споем колыбельную для дочки (сына)».

Трудовая деятельность: «Чистота – залог здоровья»

Продуктивная деятельность:

«Портрет семьи глазами ребенка»

 

Восприятие художественной литературы: Загадывание загадок о частях тела.

Чтение М. Ефремова «Тело человека»

Двигательная деятельность:

«Найди свою пару»

Родители

Заинтересовать родителей, показать актуальность направления.

 

Консультации на информационном стенде   «Гендерное воспитание детей дошкольного возраста»  

Вторник

Дети

Коммуникативная деятельность:

Беседа «Я - расту»

Игровая деятельность:

«Что сначала, что потом»

Сюжетно-ролевая игра «Ждём гостей» (накрываем стол, полезные продукты)

Здоровье

Физкультминутка «Зарядка»

Познавательно-исследовательская деятельность:

Сравнение своего роста с ростом детей подготовительной группы.

Восприятие художественной литературы

Чтение А. Барто «Я расту»

Двигательная деятельность

Подвижная игра «Найди свою пару»

Родители

Консультации на информационном стенде   «В семье растет девочка»  

Среда

Дети

 Коммуникативная деятельность

Беседа «Я – девочка, будущая мама».

Здоровье

Виды спорта: художественная гимнастика, синхронное плавание.

Точечный массаж «Наряжаемся»

Продуктивная деятельность:

Изготовление символа материнства «Матрёшка» (рисование)

Игровая деятельность:

«Кто что носит?»

Работа перед зеркалом «Кто я»

Сюжетно-ролевая игра «Маленькая хозяйка»

Музыкально-художественная деятельность:

 «Пение песен про маму».

Трудовая деятельность:

Стирка кукольной одежды

Восприятие художественной литературы

Чтение р.н.сказки «Крошечка-Хаврошечка»

Двигательная деятельность

Подвижная игра «Хитрая лиса»;

«Голубки»

Родители

Консультация «Что нужно знать родителям о девочке»

Четверг

Дети

Коммуникативная деятельность

Беседа «Я – мальчик, будущий папа». 

Здоровье

Виды спорта: хоккей, футбол.

Физкультминутка «Богатыри»

Продуктивная деятельность:

Изготовление символа мужества «Щит и меч» (аппликация)

Игровая деятельность:

Дидактическая игра «Профессии», «Кем я буду и каким»

Музыкально-художественная деятельность:

 «Пение песен на военную тематику».

Трудовая деятельность:

Ремонт кукольной мебели

Продуктивная деятельность:

Изготовление символа мужества «Щит и меч» (аппликация, совместно с родителями)

Познавательная деятельность

 Рассказ о богатырях земли русской

Восприятие художественной литературы

Чтение С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое»

Двигательная деятельность

Подвижная игра «Зарядка»

«Мы весёлые ребята»

Родители

Консультация «У вас растет сын».

Пятница

Дети

Коммуникативная деятельность

Беседа «Хорошо быть девочкой, хорошо быть мальчиком». 

Игровая деятельность:

Дидактическая игра «Скажи комплимент»;  

Сюжетно-ролевая игра «Новоселье»

Музыкально-художественная деятельность:

Слушание песни «Из чего же, из чего же сделаны наши мальчишки…»

Трудовая деятельность:

Фотоколлаж «Я и моя семья»

Познавательная деятельность:

 Рассказ воспитателя о рыцарях

Восприятие художественной литературы

Чтение произведения Э. Успенского «Если был бы я девчонкой...»

Двигательная деятельность

Игра «Такси»

Родители

Консультация «Что нужно знать родителям о мальчике»

III этап – заключительный

Дети

Формировать доброжелательные отношения между мальчиками и девочками.

Родители

Привлекать родителей к активному участию в жизни группы  

 Оформление фотоколлажа по результатам проекта.

 Лэпбук по гендерному воспитанию «Я – мальчик, я - девочка».

         


                                                                     Приложение №1

Коммуникативная деятельность (понедельник)

Беседа «Откуда я взялся»

  Цели: познакомить детей с тем, что все дети рождаются, для рождения ребёнка необходимы мужчина и женщина; дать понятие о том, как создаётся семья, о чувстве Любви, Долга и Ответственности, познакомить с главным отличием мальчиков и девочек – существованием половых органов, воспитывать чистоту отношений между мальчиками и девочками, уважение к своим родителям.

   «Ты ведь знаешь, что на свете есть мальчики и девочки.

Вот ты – девочка или мальчик? Ну, конечно, мальчик. А когда ты вырастешь и будешь уже совсем большим, ты кем будешь – дядей или тётей? Мужчиной или женщиной? Мужем или женой? Папой или мамой? А кем будут девочки, когда вырастут?»

Здесь просто выясняем элементарные представления о постоянстве пола и при необходимости помогаем ребёнку уточнить их. Дальше пытаемся выяснить, что ему известно о различиях полов.

«А мальчики и девочки – это одинаково? Правильно, они разные. А чем они отличаются? Как ты узнаешь: кто – мальчик, а кто – девочка?»

        Ребёнок переберёт известные ему различия в одежде, длине волос, играх и т.д. Может быть, он сам укажет на известные ему анатомические различия (пусть даже на «домашнем» или «детском» языке). В таком случае похвалим его за знания. Может быть, придется помочь вопросом о том, как он различает голеньких мальчика и девочку. Если ответа не получим (не знает или стесняется сказать?), придётся разъяснить самим.

        «Да, ты верно говоришь - мальчики и девочки разные. У мальчика внизу животика есть такая трубочка, а у девочек не так: у них нет трубочки, а внизу животика есть дырочка».

        В зависимости о того, с мальчиком мы говорим или с девочкой, в соответствующем месте беседы хорошо добавить: «Вот как у тебя», а заодно и поясним, что это – то, что дома называют… (используем принятое в доме обозначение). Детям постарше и посмышлёнее можно сразу сказать, что орган – трубочка у мальчиков называется «половой член», а у девочек его нет, но есть влагалище. Если - же ребёнок ещё мал и кажется, что эти слова ему усвоить трудно, к ним можно будет вернуться в последующих беседах.  А пока подождём.

        «Ты ведь и сам замечал, что мальчики и девочки устроены по – разному, правда? Только ты просто не знал – как это называется. Когда мальчики вырастут и станут дядями, мужчинами, а девочки вырастут и станут тётями, женщинами, они тоже будут разными.

        Когда люди уже выросли и стали взрослыми, они могут стать мамами и папами. У женщин в животике есть специальные клеточки – семечки. Они похожи на маленькие - маленькие жёлтые клеточки. Называются они «яйцеклетки. А у мужчин другие клеточки – семечки: они называются «сперматозоиды». Чтобы появился ребёнок, эти клеточки – семечки – мамины и папины – должны встретиться и соединиться вместе. Это может быть только тогда, когда мальчики вырастают и становятся дядями – мужчинами, а девочки вырастают и становятся тётями – женщинами».

Рефрен этот, который ещё повториться, предохранит от немедленного экспериментирования. Ребёнок может спросить: «А почему дети бывают только у взрослых? Я тоже хочу, чтобы у меня был ребёночек!»

        «А вот - слушай! Когда мальчики и девочки вырастают и становятся взрослыми мужчинами и женщинами, они могут понравиться и полюбить друг друга. Им тогда хорошо и интересно вместе, они помогают и заботятся друг о друге. Им хочется, чтобы так было всегда – чтобы они всегда могли быть вместе. И тогда они женятся: женщина становится – женой, а мужчина – мужем. Вместе они – семья. Но в этой семье, что – то не хватает. Как ты думаешь, чего? Вот они живут вместе и у них всё общее: дом, вещи, друзья. Им хорошо. Но они любят друг друга так сильно, что им очень хочется, чтобы у них был собственный ребёночек или несколько детей.»

        Мы почти ничего ещё не сказали, а объяснили уже не так мало: что дети могут быть только у взрослых, что они – воплощение любви, что они – мамины и папины вместе.

        «Да, они хотят, чтобы у них были дети, похожие на них. Муж тогда ласкает жену, говорит ей нежные слова и при помощи своего органа – трубочки через дырочку внизу женского живота закладывает ей внутрь свою клеточку – семечко. А там уже ждёт женская клеточка. Так может быть только, когда люди уже совсем взрослые. И вот, женская и мужская клеточки – семечки встречаются, соединяются вместе, и из них начинает расти ребёночек. Сначала он очень – очень маленький, ну, как зёрнышко. Внутри женского животика есть специальное место для ребёночка. Оно называется «матка». В нём ребёночку тепло и уютно, как в гнёздышке, и он растет. Женщина делится с ним своими силами, и он становится сначала, как ягодка, потом как яблочко, потом ещё больше. Он растёт, ему нужно всё больше места. Поэтому женский живот растягивается, даёт ему место, становится большим. Когда ребёнок растёт у своей будущей мамы в животике, это называется «беременностью». Люди тогда говорят, что эта женщина, которая носит в животе ребёночка – беременная. О ней заботятся -  стараются помочь ей, уступить её место, порадовать её».

        Хорошо привести наглядный пример беременной женщины, которую ребёнок недавно видел или видит. Можно даже специально сходить в гости к знакомым, ждущим ребёнка. Можно показать ребёнку беременную женщину на улице.

        «Когда жена беременная, муж во всём помогает ей – ведь ребёночек хорошо растёт в животе, когда мама здоровая и весёлая. И муж, и жена очень ждут ребёночка. Они радуются, представляют себе, какой он будет, придумывают, как его назвать, воображают, как они его будут любить. Они даже начинают готовить для него кроватку, одежду, игрушки. Когда ребёнок там, у мамы в животике подрастает ещё, он начинает шевелиться – двигать ручками и ножками. Мама это чувствует своим животом. Они очень радуются тому, что ребёнок уже такой большой и может шевелиться».

        Если женщина, отвечая на вопросы первенца, ждёт второго ребёнка, хорошо дать первенцу почувствовать шевеление будущего брата или сестры. Первый раз малыш может удивиться, а то и испугаться, но потом станет регулярно проверять: а шевелиться ли?   Он будут ждать малыша вместе со взрослыми, волноваться и радоваться вместе с ними, т.е. на деле, а не на словах любить будущего младенца. Много лет советуя такую тактику, я ни разу не видел, чтобы применившие её сталкивались в последствии с проблемой «детской ревности».

        «Так вот, ребёнок растёт у мамы в животике и даже уже может шевелиться. Пройдёт немного времени, и он вырастет таким, что уже вскоре сможет сам дышать и кормиться молоком из маминой груди.

        Когда он так вырастет, то через дырочку внизу маминого живота выходит на свет. Ребеночек ещё не слишком большой, а дырочка может растягиваться, поэтому он выходит на свет. Это называется – «роды».

Роды проходят в специальном доме – называется «родильный дом». Там доктор следит за тем, чтобы у мамы и ребёночка всё было хорошо, а если надо в чем-то помочь, помогает. При родах, ребёночек сначала высовывает головку, а потом вылезает на свет весь. Тогда говорят: ребеночек родился. День, когда он родился – это его день рождения. Этот день - праздник для всей семьи: все рады тому, что ребёнок растёт, начинает сам разговаривать, ходить, играть…  Но это потом. А пока – пока ребёночек ещё только родился, мама ещё несколько дней побудет с ним в родильном доме. Надо ведь убедиться, что всё хорошо, что ребёнок здоров и может сам сосать молоко из маминой груди.

        А папа ждёт маму с ребёночком дома, готовит всё к их приходу, а в назначенный день, счастливый и радостный, идёт встречать маму и ребёночка из родильного дома. Теперь они будут жить втроём. И пока у ребёнка не появятся зубки, и он не сможет сам брать в руки чашку, ложку, не научиться жевать, он будет кормиться молоком  из маминой груди».

        Вот и всё! Мы рассказали ребёнку о различиях полов, о роли отца и матери в рождении детей, о развитии ребёнка в животе матери, его появлении на свет и питании после рождения.  

Это, по признанию всех ведущих сексологов и педагогов, тот минимум знаний, которым должен располагать ребёнок к концу дошкольного возраста. И это не «голая физиология», не «сексуальная техника», не отталкивающий ребёнка натурализм.

Это рассказ о любви, о человеческих отношениях, дающий ребёнку вместе с ответами на интересующий его вопрос ещё и представление о супружестве и родительстве. А также, что неоценимо важно, ещё и чувство успокаивающей, предупреждающей многие детские тревоги и страхи собственной ценности, своей нужности родителям и глубинной общности с ними.

Коммуникативная деятельность (вторник)

«Я – расту»

Цели:

- закреплять знания детей о внешнем строении тела человека

- подвести детей к пониманию того, как люди изменяются по мере роста,

- продолжать учить детей работать с «системным оператором» - «Волшебный экран»

- учить видеть противоречивость явлений через понятия «хорошо - плохо»

Оборудование: мольберт, «Волшебный экран»  - лист бумаги, поделенный на 9 частей; фломастеры, альбомы «Я расту», карточки или фотографии с изображением людей разного пола и возраста, кукла – перчатка «Незнайка»

Содержание:

В группе на стене висят изображения людей разного пола и возраста (дети рассматривают). Можно заменить иллюстрации фотографиями в альбомах.

В группу забегает Незнайка: Здравствуйте, ребята. Это, я, Незнайка, снова пришел к вам в гости (рассматривает детей). Вы знаете, ребята, мне кажется, что вы изменились - все стали чуть-чуть побольше, подросли.

Воспитатель: Незнайка, а ты разве не знаешь, что все люди растут, и наши детки тоже. Ребята, давайте вместе с Незнайкой отправимся в путешествие по волшебному экрану.

Незнайка: а почему экран волшебный?

Воспитатель: этот экран может показать, какими мы были раньше, какие мы сейчас и какими скоро станем.

Перед детьми ставится мольберт, с прикрепленным на него листом бумаги, который поделен на 9 частей.

 

1

 

 2

 3

 

4

 

 5

 6

 

7

 

 8

 9

Воспитатель: сегодня мы будем включать не все экраны, а начнем мы наше путешествие вот с этого экрана (экран 5), он показывает, какие мы сейчас (схематично зарисовывает ребенка, какой он сейчас) – давайте посмотрим, что у нас есть (ответы детей) – у нас есть ноги, руки, голова, туловище, глаза, нос и т.д. (делаются схематичные рисунки в экране 2).  Мы умеем делать очень много: физкультминутка - практические упражнения – прыгать, приседать, наклоняться и т.д.

А теперь, подумайте, какими вы были раньше (ответы детей) – вы были малышами, посмотрите – показ фотографий из альбома «Я расту» (где дети маленькие) - (схематично зарисовывается малыш в коляске, экран 4). Когда вы были такими маленькими, были у вас ножки, ручки, туловище и т.д.? А какие они были (ответы детей) – правильно, они были маленькими (делаются схемы – рисунки, экран 1). Когда вы были малышами, вы умели ходить, бегать? (ответы детей).  А что могут делать маленькие детки (ответы детей): физкультминутка – практические упражнения – сидеть, ползать, играть с погремушкой и т.д.

А какими вы будете, когда вырастете? (ответы детей). Вы станете большими, как ваши папы и мамы (схематично зарисовывается взрослый человек, экран 6).  А какими, тогда станут ваши ножки, ручки и т.д. (ответы детей) – (делаются схемы – рисунки, экран 3).

Незнайка: ребята, а хорошо или плохо, что вы растете?

Воспитатель: если расти это плохо, то почему? (ответы детей) – одежда становится маленькая, не покататься на качелях и т.д.

А если расти это хорошо, то почему? (ответы детей) – можно одному ходить на улицу, не надо подставлять стул, чтобы достать что-нибудь с полки, становишься сильнее и т.д.

Незнайка: я тоже хочу вырасти, а что нужно делать, чтобы вырасти большими? (ответы детей)

Воспитатель: ребята, а вы как думаете, подскажите Незнайке (ответы детей).  Правильно, нужно хорошо кушать, спать, делать зарядку.

Незнайка: вот здорово, а я как раз знаю одну игру – игра «Зарядка»:

1-2-3-4-5!

Выходите поиграть!

Выходите по порядку

На веселую зарядку!

дети становятся в круг

1-2-3-4-5!

Будем прыгать и скакать!

прыжки на месте

Наклонился правый бок.

наклоны туловища влево

Раз, два, три.

Наклонился левый бок.

наклоны туловища вправо

Раз, два, три.

А сейчас поднимем ручки

руки вверх

И дотянемся до тучки.

Вот мы руки развели,

руки в стороны

Словно удивились.

И друг другу до земли

В пояс поклонились!

наклон вперед

Наклонились, выпрямились,

наклоны

Наклонились, выпрямились.

Ниже, ниже, не ленись,

Поклонись и улыбнусь

Ниже, ниже, не ленись,

Поклонись и улыбнусь

Ниже, ниже, не ленись

Поклонись и улыбнусь

В конце занятия Незнайка прощается с детьми и говорит. Что еще придет к ним в гости.

Дополнительный материал по теме

 Рассматривание иллюстраций с изображением людей разного пола и возраста, рассматривание альбомов «Я расту»

 Экскурсия в медицинский кабинет, проведение антропометрии

 Чтение: стихотворение А. Барто «Я расту», загадки на тему «Человек»

 Дидактические игры: «Узнай кто это» - по частям лица, головы угадать девочку, мальчика, дедушку, бабушку; «Что сначала, что потом» - расположить карточки с изображением людей разного возраста по порядку: от новорожденного до взрослого

 Наблюдения за детьми из других групп на прогулке

 Пригласить детей из других групп (несколько человек) – отметить, что чем старше ребенок, тем он выше, тем больше размер его рук, ног и т. д.

Коммуникативная деятельность (среда)

Беседа «Я – девочка, будущая мама»

Какой должна быть девочка?

Почему девочке нужно быть опрятной и аккуратной?

Хочешь ли ты быть мамой, когда вырастешь? И какой мамой ты хочешь стать?

Чем ты похожа и не похожа на свою маму?

Чему бы ты хотела научиться у своей мамы? Как это сделать?

Нужно ли маме и папе беречь друг друга?

Что должны делать мама и папа, чтобы не было ссор в семье?

Когда у тебя будут дети, как ты будешь к ним относиться?

Коммуникативная деятельность (четверг)

Беседа «Я – мальчик, будущий папа».

Каким должен быть мальчик?

Что должен уметь мальчик (мужчина)?

Почему нужно защищать слабых?

Хочешь ли ты быть папой, когда вырастешь? Почему?

Чем ты похож на своего папу?

Что ты больше всего любишь и ценишь в своих родителях?

За что тебя любят твои папа и мама?

Как папа должен относиться к маме, к другим женщинам?

Каким должен быть папа, чтобы его любили дети?

Каким папой будешь ты?

Коммуникативная деятельность (пятница)

«Хорошо быть девочкой,

хорошо быть мальчиком»

Чем похожи и чем отличаются мальчик и девочка?

Что любят и что не любят мальчики (девочки)?

Что ценного есть в мальчиках (девочках)?

Как мальчики могут узнать что-нибудь о девочках?

Как девочки могут узнать что-нибудь о мальчиках?

Почему мальчики и девочки должны жить дружно?

Что должны уметь мальчики и девочки, чтобы вырасти настоящими мужчинами и женщинами?

Что в семье делают мама и папа?

Нужно ли папе и маме помогать друг другу?                
Должны ли папа и мама беречь друг друга?

Какие вежливые слова ты знаешь?

Загадки о частях тела

Есть всегда у людей
Есть всегда у кораблей.
(Нос)

Брат с братом через дорожку живут,
А друг друга не видят.
(Глаза)

Стоят два кола,
На колах — бочка,
На бочке — кочка,
На кочке — лес дремучий.
(Человек)

Тридцать два молотят,
А один поворачивает.
(Язык и зубы)

Когда мы едим – они работают,
Когда мы не едим – они отдыхают.
(Зубы)

Между двух светил я в середине.
(Нос)

Красные двери
В пещере моей.
Белые звери
Сидят у дверей.
И мясо, и хлеб —
Всю добычу мою
Я с радостью
Белым зверям отдаю.
(Рот, зубы)

Белые силачи
Рубят калачи,
А красный говорун
Новые подкладывает.
(Зубы, язык)

Белые силачи
Рубят калачи,
А красный говорун
Новые подкладывает.
(Зубы, язык)

Всегда во рту,
А не проглотишь.
(Язык)

Пять братьев:
Годами равные, ростом разные.
(Пальцы)

Две соседки-красавицы
Встретиться пытаются,
Поболтать, посмеяться,
О своём пошептаться,
Но гора на их пути —
Не перелезть, не обойти.
(Щеки)

На лице цветёт,
От радости растёт.
Ответ: (Улыбка)

У двух матерей
По пяти сыновей,
И одно имя всем.
(Рука и пальцы)

Вот гора, а у горы –
Две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит:
То заходит, то выходит.
(Нос)

У Алешки – копной,
У Аленки – волной.
(Волосы)

Рассыпались песчинки
На щечках у Маринки.
(Веснушки)

Есть всегда у людей
Есть всегда у кораблей.
(Нос)

На ночь два оконца сами закрываются,
А с восходом солнца сами открываются.
(Веки и глаза)

Два близнеца — два братца,
На нос верхом садятся,
Сами верхом, а ноги — за ушами.
(Глаза)

Если б не было его,
Не сказал бы ничего.
(Язык)

Идут четыре брата навстречу старшему.
— Здравствуй, большак, — говорят.
— Здорово, Васька-указка,
Мишка-середка,
Гришка-сиротка
Да крошка Тимошка!
(Пальцы)

Полно корыто
Гусей-лебедей намыто.
(Зубы)

Тридцать два молотят,
А один поворачивает.
(Язык и зубы)

Один говорит, двое глядят, двое слушают.
(Язык, глаза и уши)

Не сеют, не сажают – сами вырастают.
(Волосы)

Пятерка братьев неразлучна,
Им вместе никогда не скучно.
Они работают пером,
Пилою, ложкой, топором.
(Пальцы)

В гнезде — яйцо,
На яйце — птица,
Птица яйцо
Крылом укрывает,
От ветра и дождя
Охраняет.
(Веки)

Всю жизнь друг друга догоняют,
а обогнать не могут.
(Ноги)

Полон хлев Белых овец.
(Рот и зубы)

Что за обедом всего нужнее?
(Рот)

День и ночь стучит оно,
Словно бы заведено.
Будет плохо, если вдруг
Прекратится этот стук.
(Сердце )

Полно корыто
Гусей-лебедей намыто.
(Зубы)

Ношу их много лет,
А счету им не знаю.
(Волосы)

Гладкое поле, белая полянка, ни травинки,
ни былинки, да посередке – ямка.
(Живот)

Две сестрёнки-подружки похожи друг на дружку,
рядышком бегут, одна – там, другая – тут.
(Ноги)

На красных холмах
Тридцать белых коней.
Друг другу навстречу
Помчаться скорей.
Ряды их сойдутся,
И смирным станут
До новых затей.
(Зубы)

Всегда во рту,
А не проглотишь.
(Язык)

Остёр, как бритва.
Сладок, как мёд.
И друга отыщет,
И врага обретёт.
(Язык)

Под горой — дыра,
А в дыре — отряд,
Воины смелые,
Ровные и белые.
(Рот)

Пятерка братьев неразлучна,
Им вместе никогда не скучно.
Они работают пером,
Пилою, ложкой, топором.
(Пальцы)

Солёная дождинка
Размыла тропинку,
С холма бежит,
Что это, скажи?
Ответ: (Слеза)

Солёная водица
Из огня родится.
(Слеза)

Огромные вилы
Пшеницу пленили,
Прошли по пшенице —
Пшеница в косицах.
(Волосы и расческа)

Рассыпались песчинки
На щечках у Маринки.
(Веснушки)

Поспорил Антип с Иваном,
Кто из них самый главный,
То один вперёд, то наоборот.
Пока идут, ссорятся,
А помирятся — остановятся.
(Ноги)

Одна другой касается —
Хлопок получается.
(Ладонь)

Два брата в разлуке
Скучают друг о друге,
А сойдутся вместе —
Сердятся и хмурятся.
(Брови)

Крутая скала
В косогоры вросла,
Над кручей лес
Возрос до небес.
Ответ: (Лоб)


Приложение №2

Продуктивная деятельность

Рисование

Символ материнства «Матрёшка»

И сегодня матрешка является символом материнства, плодородия, так как кукла с многочисленным семейством прекрасно выражает основу древнейшего символа русской культуры.

Русскую деревянную разъемную куклу назвали матрешкой. В дореволюционной провинции имя Матрена, Матреша считалось одним из наиболее распространенных русских имен, в основе которого лежит латинское слово "mater", означающее мать. Это имя ассоциировалось с матерью многочисленного семейства, обладающей хорошим здоровьем и дородной фигурой. Впоследствии оно сделалось нарицательным и стало означать токарное разъемное красочно расписанное деревянное изделие. Но и по сей день, матрешка остается символом материнства, плодородием, поскольку кукла с многочисленным кукольным семейством прекрасно выражает образную основу этого древнейшего символа человеческой культуры.


  Приложение №3

Двигательная деятельность

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «ЗАРЯДКА»

        

Игроки становятся в круг. Выбирается водящий, который подает мяч кому-то из игроков, а сам закрывает глаза. Игроки стараются поскорее избавиться от мяча, перекидывая его из рук в руки друг другу. Если в процессе игры кто-то роняет мяч, то этот игрок получает фант. Затем водящий произносит: «Зарядка». И тот, у кого в данный момент оказался мяч – проиграл. «Наказание» ему назначает сам ведущий – это фант (упражнение, которое он делает на зарядке).

«Мы веселые ребята»

Дети стоят по кругу, взявшись за руки. «Ловишка», назначенный воспитателем, находится в центре круга. Играющие, двигаются по кругу вправо или влево (по указанию воспитателя), и говорят:

Мы веселые ребята,

Любим бегать и скакать,

Ну, попробуй нас догнать!

Раз, два, три — лови!

На последнем слове все разбегаются, а «ловишка» догоняет их. Пойманный, временно отходит в сторону. Игра продолжается, пока «ловишка» не поймает 2—3 детей.

По сигналу воспитателя «В круг!» все играющие становятся в круг. Игра возобновляется с новым «ловишкой».

Правила игры. Бежать можно только после слова «лови» Пойманным считается тот, кого коснулся «ловишка». Игру повторять 2-3 раза.

Хитрая лиса

Цель: упражнять в быстром беге, ориентировке в пространстве, развивать внимание, выдержку.

Дети становятся в круг плечом к плечу, руки у всех за спиной. Один ребенок выходит из круга. Ему дают игрушку лисичку. Обежав круг с внешней стороны, он незаметно кладет кому-нибудь в руки лисичку и становится в центр круга, говоря вместе с играющими:

«Хитрая лиса, где ты?»

Лиса сначала молчит, а после троекратного повторения вопроса прыгает в середину круга и кричит: «Вот я!» Дети разбегаются и занимают условленные «домики». Кто не успел, остается посреди площадки с лисой. Все играющие присоединяются к этим детям, образуя новый круг. Игрушка передается кому-нибудь другому. Игра повторяется несколько раз.

Подвижная игра «Такси»

Цель: приучать детей двигаться вдвоём, соразмерять движения друг с другом, менять направление движений, быть внимательным к партнёрам по игре.

Дети становятся внутрь небольшого обруча, держат его в опущенных руках: один – у одной стороны, другой за другом. Первый ребёнок – «водитель» такси, второй – «пассажир». Дети бегают по площадке (дорожке). Через некоторое время меняются ролями. Одновременно могут играть 2-3 пары детей, а если позволяет площадь – то больше. Когда дети научатся бегать в одном направлении, воспитатель может дать задание двигаться в разных направлениях, делать остановки. Можно место остановки обозначить флажком или знаком стоянки такси. На остановке «пассажиры» меняются, один выходит из такси, другой садится.

Подвижная игра «Найди себе пару».

 Для игры нужны цветные платочки по числу детей. Половина платочков одного цвета, остальные - другого цвета. Каждый ребенок получает один платочек. По сигналу воспитателя (удар в бубен или музыкальное сопровождение) дети разбегаются. На слова «Найди пару!» или начало звучания музыкального произведения дети, имеющие одинаковые платочки, встают парой. В случае если ребенок остается без пары, играющие говорят: «Ваня, Ваня (Коля, Оля) не зевай, быстро пару выбирай!». Игра повторяется.

Подвижная игра «Самолеты». 

Дети распределяются на три звена и размещаются в разных концах зала. В местах расположения ставят цветные флажки на подставках (или кубики). Играющие изображают летчиков.

По команде воспитателя «К полету готовься!» дети делают круговые движения руками — заводят моторы. «Летите!» — говорит педагог, они поднимают руки в стороны и бегут в разных направлениях по всему залу.

«Самолетики летят

И на землю не хотят

В небе весело несутся,

Но друг с другом не столкнуться.

Вдруг летит большая туча

Стало темно вокруг

Самолетики – в свой круг»

 (строятся в звенья и опускаются на одно колено). Воспитатель отмечает, какое звено построилось быстрее. Ведущими звеньев при повторении игры назначаются другие дети.

«Голубки»

Играющие «голуби» (белые, сизые) имеют прикреплённые на поясе ленточки определённого цвета, обозначающие масть. Под текстовое сопровождение дети имитируют движение голубей:

Прилетели голуби на зелёные лужки,

Они пили, они ели, возле берега сидели. Шу!

На сигнал: «Шу!» - выбегают два птицелова и ловят голубок только своей масти (срывают ленточки с пояса убегающих). По сигналу воспитателя:

«Стоп!» - бег прекращается, и подсчитывается, сколько голубей поймал каждый птицелов. Победителем становится тот, кто сорвал больше лент своего цвета.

«Косари»

По считалке выбираются 3 водящих – косари, остальные играющие – цветы. Каждый играющий получает цветную ленту, обозначающую цветок: желтая лента – одуванчик, белая лента – ромашка, синяя – василёк. Ленты закрепляются у играющих сзади на поясе. Водящие заранее договариваются, кто какой цветок будет срывать. Играющие произносят текст и имитируют движение: цветы, стоя на месте, раскачиваются, двигают руками-листочками, растут. Косари делают энергичные движения руками в сторону -вперёд и ходят между цветами по полю.

Слова цветов:

Зелен, зелен луг, всё цветёт вокруг,

И роса блестит, и коса звенит.

Одуванчик, василёк и ромашка здесь растут.

Слова косарей:

Я косой траву скошу и букетик наберу.

Раз, два, три…

На слова: «Раз, два, три…» - цветы разбегаются, стараясь добежать до условленного места. Косари срывают с убегающих ленточки только своего цвета, так как по договору каждый косарь собирает или только одуванчики, или ромашки, или васильки. Побеждает тот, кто больше сорвал ленточек, соответствующих заданному цветку.


Приложение № 4

Игровая деятельность

Дидактическая игра «Что сначала, что потом».

 Форма проведения игры: подгрупповая.

 Цель: развивающая, познавательная, воспитательная.

 Задачи: закреплять знания детей о возрастных изменениях людей разного пола; развивать связную речь, внимание; воспитывать гендерную принадлежность.

 Игровой материал: 2 набора карточек. 1-й набор: карточки с избражением девочки, внешний вид которой изменяется с возрастом (девочка-младенец, девочка-дошкольник, девушка, женшина, бабушка). 2-й набор - карточки с изображением мальчиков, внешний видкоторых изменяется с возрастом (младенец, дошкольник, юноша, мужчина, дедушка) .

  Ход игры. Воспитатель раскладывает карточки на столе. К столу приглашает сначала девочек и предлагает им выбрать и разложить в правильной последовательности карточки с избражением девочек, изменяющимся с возрастом.

 После выполнения задания воспитатель приглашет мальчиков к столу, чтобы проверить правильность выполнения задания. Затем то же задание выполняют мальчики, а правильность выполнения контролируют девочки.

Игра «Мы – разные»

Дети встают в круг. Педагог, выступающий в роли ведущего, задаёт вопросы:

- Кто играет в машинки?

- Кто носит красивые платья?

- Болты, шурупы, шестерёнки найдёшь в кармане у ……

- Весной венки из одуванчиков плетут, конечно, только ….

Точечный массаж и пальчиковая гимнастика «Наряжаемся»

Крылья носа разотри – раз, два, три

И под носом себе утри – раз, два, три

Брови нужно расчесать – раз, два, три, четыре, пять

Вытри пот теперь со лба – раз, два

Серьги на уши повесь, если есть.

Заколкой волосы скрепи – раз, два, три

Сзади пуговку найди и застегни

Бусы надо примерять, примеряй и надевай.

А сюда повесим брошку, разноцветную матрёшку.

А сюда браслетики, красивые  манжетики.

Девочки и мальчики, приготовьте пальчики.

Вот как славно потрудились и красиво нарядились

Осталось ноги растереть и не будем мы болеть.

Физкультминутка «Богатыри»

 Богатырь - вот он каков:        (Показывают силача)

 Он силён, он здоров,

 Он из лука стрелял,                (Имитируют движения)  Метко палицу бросал,

 На границе стоял,

 Зорко - зорко наблюдал,

 Подрастём, мы и, смотри,         (Поднимаем руки высоко вверх)  

 Станем, как богатыри!

 Станем, как богатыри!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Мальчики и девочки".

Создание ситуаций для объединения детей, улучшения их взаимодействия....

Долгосрочный творческий проект : " Мальчики, девочки- модники и модницы"

Для создания условий для благоприятного протекания процесса полоролевой социализации мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста....

Проект "Мальчики и девочки-два разных мира игры"

Проект "Мальчики и девочки-два разных мира игры"...

ПРОЕКТ «Мальчики и девочки – чем они отличаются»

                 ПРОЕКТ  «Мальчики и девочки – чем они отличаются»...

Проект "Мальчики и девочки"

Гендерный проект по теме "Мальчики и девочки""...