Совершенствование диалогической речи детей дошкольного возраста через сюжетно - ролевые игры
материал

Самообразование. Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межатестационный период

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx25.84 КБ

Предварительный просмотр:

«Согласовано»

 на педагогическом совете                            

 Протокол № 1

от « 5.» 09. 2022года

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №414 комбинированного вида»

Ново-Савиновского района г. Казани

Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период воспитателя

Миссалимовой Эльмиры Ильдаровны

Тема:

Совершенствование диалогической речи детей дошкольного возраста через сюжетно – ролевые игры.

  1. Актуальность темы – Овладение диалогической речью – это одна из главных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка и т.п.), которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного речевого воспитания.

           Опыт речевого общения со взрослым ребенок переносит в свои взаимоотношения со сверстниками. У дошкольника ярко выражено потребность во внимании сверстника, желание донести до партнера цели и содержание своих действий. 

          Игра – важная и существенная составляющая жизни детей в детском саду. Игры можно включать не только в занятия и в совместную деятельность воспитателя с детьми, но и в самостоятельную деятельность детей. В игре у детей формируются:

          Умения пользоваться в диалоге различными видами реплик (вопросами, сообщениями, побуждениями) и соответствующими им ответными реакциями.

Умения соблюдать элементарные правила поведения в диалоге: 

– соблюдать очередность в разговоре;
– выслушивать собеседника, не перебивая поддерживать общую тему разговора, не отвлекаться от нее;
– не говорить с полным ртом;
– говорить спокойно, доброжелательным тоном.

Поэтому необходимо:

1. Развивать у детей интерес к игре, воспитывать умение самостоятельно занять себя игрой (индивидуальной и совместной со сверстниками).

2. Развивать диалогическое общение в сюжетно – ролевой игре не прямо, а оказывая развивающее влияние на саму игру через создание предметно-игровой среды, через участие взрослого в детских играх в качестве партнера.

   3. Включать в игру по любой тематике эпизоды «телефонных разговоров»,   различных персонажей для активизации ролевого диалога.

            В Федеральных государственных требованиях к структуре Основной общеобразовательной программы дошкольного образования предъявлены требования к содержанию образовательных областей, так как содержание образовательной области «Коммуникация» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач: развитие свободного общения со взрослыми и детьми; развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных видах детской деятельности; практическое овладение воспитанниками нормами речи.

             Результаты практической деятельности по реализации технологии О.В. Бизиковой «Развитие диалогической речи дошкольников в игре» подтверждают необходимость ее реализации педагогами дошкольных образовательных учреждений в речевом развитии дошкольников, так как все занятия в данной технологии выстроены в игровой форме, а игра, как известно, является основным видом деятельности дошкольников. Проблема развития диалогической речи остается одной из актуальных тем, так как речь возникает и развивается в процессе общения. Общение является необходимым условием формирования личности, ее сознания и самосознания; это главнейший фактор психологического и речевого развития ребенка.

            Диалогическая речь – наиболее простая, естественная форма общения, которая к семи годам должна быть практически сформирована. Именно через диалоговое общение я стараюсь учить детей самоорганизации, самодеятельности, самоконтролю. Целенаправленное использование игровых приемов помогло повысить эффективность процесса формирования диалогических умений у дошкольников.

           Исходя из эффективности в реализации технологии О.В. Бизиковой «Развитие диалогической речи дошкольников в игре», я рекомендую педагогам дошкольных образовательных учреждений использовать в практической деятельности указанную технологию.

   7. Цель: изучить способы, методы и приёмы активизации речи детей дошкольного возраста, объединить усилия педагогов и родителей в работе по речевому развитию детей, развивать связную, выразительную речь детей через игру. Формирование умения последовательно и грамотно излагать свои мысли.

   8.  Задачи:

 - Содействовать развитию умений понимать разнообразные            инициативные обращения (сообщения, вопросы, побуждения) и реагировать на них в соответствии с функциональной задачей общения:   выражать в социально принятых формах отношение к полученной  информации, отвечать на вопросы и реагировать на побуждения в соответствии с установленными правилами поведения;                           —        учить детей вступать в речевое общение различными способами: сообщать о своих впечатлениях, переживаниях и т.п.; задавать вопросы; побуждать партнера по общению к совместной деятельности, действию и пр.;

—        формировать у детей умения целесообразно и уместно пользоваться интонацией, мимикой, жестами;

—        развивать умения следовать правилам ведения диалога.

  1.  Форма самообразования – индивидуальная,  групповая.
  2.  Содержание работы по развитию диалогической речи детей:

Вопрос - ответ:

Умение задавать вопросы  различного содержания (познавательные и социально-личностные); вида (простые, двучастные, альтернативные); пользоваться вопросительными словами и местоимениями.

Умения отвечать на вопросы коммуникативно целесообразно в соответствии с темой и ситуацией общения.

Задавать вопросы адресно, не отвечать вопросом на вопрос, проявлять тактичность, не оставлять вопрос без внимания, в общей беседе говорить по очереди.

Побуждение – реакция на побуждение:

Умение вежливо выражать в общении со сверстниками и взрослыми: побуждение к какому-либо действию, просьбы, совета, предложения, приглашения.

Умения в социально принятых формах выражать готовность к выполнению побуждения или отказываться от выполнения.

Пользоваться средствами речевого этикета при выражении побуждений и реакций на побуждение.

Сообщение - реакция на сообщение:

Умения сообщать собеседникам о своем мнении, точке зрения, о новых фактах, впечатлениях, событиях, об изменившихся представлениях, о выполнении обещания, о сделанном, о желаниях, намерениях, о своих чувствах и переживаниях.

 Умения толерантно реагировать на сообщения, выражать вежливо согласие (несогласие), удивление, возражение, добавление, разъяснение и др.  

Этапы работы по самообразованию 2023-2027 годы

№ п/п

Раздел плана

Сроки

Форма работы

Практическая

деятельность

1.

Подготовительный.

Аналитико-

диагностический этап

2022 -

2023 уч.г.

 Изучение сформированности связной речи

Подбор и изучение литературы, сюжетно-ролевых игр дидактических игр и упражнений.

    Изучение научнометодической  и  учебно-методической литературы по данной теме.

     Знакомство с работами других  специалистов (просмотры сайтов, посещение открытых мероприятий  педагогов.)

    Изготовление атрибутов к сюжетно ролевым играм «Магазин», «Хозяюшка» , «Больница»

 

    Разработка конспектов НОД по теме самообразования.

Изучение нормативных документов ДО, методической литературы, отбор технологий, подбор диагностического материала.

Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта.

Изучение образовательных технологий (выбор одной или нескольких технологий для получения прогнозируемых результатов).

Определение цели и задач темы.

Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

Прогнозирование результатов.

Исследовательская работа в малых группах (внедрение элементов выбранных технологий, отслеживание результатов работы).

«Круглый стол» для родителей.

Разработка диагностического материала.

Проведение диагностики с целью отслеживания результата работы.

 

 

Курсы

повышения

квалификации.

Изучение ФГОС ДО.

Разработка перспективного плана на 2018-2019 учебный год.

Сообщение на ПС или МО.

Оформление конспектов НОД.Проведение мероприятий по плану.

Проведение

консультации,

семинара-

практикума для

педагогов,

родителей.

Оформление наглядноиллюстративного материала.

Оформление

методической

папки

материалов.

Оформление информационного стенда.    

                      Оформление выставки совместного творчества детей и родителей  по теме безопасность .

2.

Основной. Практический этап.

2024-2025уч. г.

Апробация различных технологий и методик организации работы с дошкольниками, составление перспективного плана работы с детьми и их родителями, подбор консультаций.

 

Составить картотеки игр и упражнений по теме, над которой работаю.

Разработать схемы, модели, алгоритмы по теме самообразования.

Разработка конспектов НОД Разработать и апробировать систему работы, составление перспективного плана и подбор методов, приемов в соответствии ФГОС ДО.

Разработать проект.

Создать фотоальбом или видеофильм по теме, над которой работаю.

Разработать мультимедийные игры для старшего дошкольного возраста .

Создать собственные методические пособия, атрибуты.

Участвовать в работе конференций, семинаров.

 

 

Распространение материала на уровне ДОУ и участие в неделях

открытых дверей (проведение открытых НОД, круглого стола для родителей).

Участие в конкурсах в интернете.

Публикация «Из опыта работы» (статья, доклад).

3

Заключительный этап. Обобщение.

2026-2027 уч. г.

Диагностика. Мониторинг.

Обобщение опыта работы по теме самообразования.

Разработка методического пособия для работы с детьми старшего дошкольного возраста инклюзивной группы детского сада в соответствии ФГОС ДО.

 

Планирование индивидуальной работы с детьми групп компенсирующей направленности по развитию мелкой моторики рук в процессе продуктивной деятельности на 2022-2023 уч. год.

Разработать рекомендации, памятки для педагогов и родителей.

Подготовить консультации для родителей.

Экспериментальная работа.

Разработка конспектов НОД по теме самообразования.

Консультация на тему «  (для воспитателей, родителей).

Показ открытого мероприятия для родителей.

Самоанализ педагогической деятельности по теме самообразования.

Умение оказать практическую помощь коллегам.

Участие в семинарах, консультациях, конференциях.

Активное участие в работе методического объединения района, города.

Участие в

конкурсах

педагогического

мастерства.

Определение

целей и задач

темы.

Исследовательская работа в малых группах (внедрение

элементов

выбранных

технологий,

отслеживание

результатов

работы).

Самоанализ и самооценка своих занятий.

Представление материалов на педсовете.

Самоанализ.

Подведение

итогов.

Оформление результатов работы по теме самообразования.

Внедрение опыта работы.

Разработка и проведение открытых занятий, мастер- классов, общение опыта по исследуемой теме.

Доклады, выступления на заседаниях педагогических советов, участие в конкурсах и конференциях с обобщением опыта работы.

   Список литературы:

   Арушанова А. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками // Дошкольное воспитание. – 2001. №5. – с. 51-61.

Арушанова А., Рычагова Е., Дурова Н. Истоки диалога // Дошкольное воспитание. – 2002. №10. – с. 82-90.

Бизикова О. Развитие речи дошкольников в игре. М: издательство «Скрипторий 2003», 2008. – 136с.

Горшкова Е. Учите детей общаться // Дошкольное воспитание. – 2000. №12. – с. 91-93.

Крылова Н. М. Влияние беседы на умственное и речевое развитие детей // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева. М.: Академия, 1999. – с.204-208.

Колодяжная Т.П., Колунова Л. А. Речевое развитие ребенка в детском саду: новые подходы. Методические рекомендации для руководителей и воспитателей ДОУ. Ростов – н/Д: ТЦ «Учитель», 2002. – 32с.

Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников. М.: Изд-во ин-та психотерапии, 2001. – 223с.

Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:

  • изучение литературы по теме
  • посещение НОД у воспитателей своего ДОУ и района;
  • посещение педсоветов, семинаров, конференций;
  • самоанализ и самооценка НОД в своей группе;
  • Практический выход: доклад на педсовете.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Социально-личностное воспитание детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры".

В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для него – основной вид деятельности, форма организации жизни детей, средство всестороннего развития.Перед каждым воспитат...

Методическая разработка "Развитие социально-коммуникативных компетенций у детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры"

Обострение  проблемы  взаимодействия дошкольников со сверстниками   диктует  необходимость интенсивной работы  по формированию у детей социально-коммуникативной компетенц...

Методические рекомендации по теме «Выявление одарённости у детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру»

      Ранее выявление одарённости в детском возрасте требует пристального внимания со стороны родителей и педагогов. Желательно, чтобы обучение одарённых детей строилось на основ...

Опыт работы « СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ СЮЖЕТНО - РОЛЕВУЮ ИГРУ»

Слово «игра» - магическое. Оно притягивает, завораживает и увлекает в мир нового, ещё не познанного ребёнком окружающего пространства. Когда произносишь слова «давайте играть», сразу устанавливается т...

Опыт работы « СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ СЮЖЕТНО - РОЛЕВУЮ ИГРУ»

Слово «игра» - магическое. Оно притягивает, завораживает и увлекает в мир нового, ещё не познанного ребёнком окружающего пространства. Когда произносишь слова «давайте играть», сразу устанавливается т...

развитие речи детей младшего возраста через сюжетно-ролевые игры

Методика развития речи детей младшей группы через сюжетно-ролевые игры...