Кружок "Моя Хакасия"
материал (подготовительная группа)

Борчикова Дарья Евгеньевна

Любой народ по – своему велик,

Бесценен вклад его в наследство вековое.

Так сбережём свою культуру и родной язык,

Как самое на свете дорогое.

Приобщение нового поколения к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности. Так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.

Особенности развития детей дошкольного возраста, проявляющиеся, прежде всего в интенсивном развитии мышления и других интеллектуальных процессов, в существенном изменении мотивационной сферы, ориентации на социальные отношения в мире взрослых дают основание утверждать, что дошкольный возраст является наиболее оптимальным для начала целенаправленного воспитания средствами этнографической культуры.

Формирование основ народной культуры носит комплексный характер, пронизывает все виды деятельности дошкольников, осуществляется в повседневной жизни и в организованной образовательной деятельности, на мероприятиях, организованных в дошкольном учреждении и дома.

Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой мы живём, отсюда вытекает важная проблема: пробудить в ребёнке те нравственные чувства и желания, которые помогут ему в дальнейшем приобщиться к народной культуре и быть эстетически развитой личностью.

Отношение к человеку другой национальности начинает формироваться у детей примерно с четырёх лет, когда они узнают о многонациональном население нашей планеты. Причём у старших дошкольников, воспитывающихся в многонациональных коллективах, преобладает положительное отношение к представителям разных народов, что чаще всего проявляется в интересе к их жизни, культуре, желании дружить, выучить язык, на котором они говорят.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_moya_hakasiya.docx29.27 КБ

Предварительный просмотр:

                    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                                                города Абакана « Детский сад «Тополёк»

 

                                                                                                                 

ПРИНЯТО:        УТВЕРЖДЕНО ПРИКАЗОМ

На педагогическом совете        МБДОУ  «Д/с «Тополёк» №60

Протокол № 1 от 31.08.22                                                                 от 31.08.2022г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

"МОЯ ХАКАСИЯ"

 (Подготовительная группа, 6-7 лет)

                      Руководитель:

Борчикова Дарья Евгеньевна

Абакан,2022.

1.Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка…………………………………………………………………………… 3

1.2. Цели и задачи реалезации программы ……………………………………………….…………..4

1.3. Планируемые результаты …………..……………………………………………………………..4

2. Содержательный раздел

2.1. Описание образовательной деятельности…………………………………………………………5

2.2. Тематический план …………………………………………………………………………………5

3.Организационный раздел

3.1. Нормативно-правовое обеспечение…………….………………………………………………....6

3.2. Материально-техническое обеспечение..…………………………………………………………6

Приложение

1.Перспективное планирование ……………………………………………………………………….7

2. Список литературы …………………..………………………………..……………………………10

  1. Целевой раздел

  1. Пояснительная записка

Любой народ по – своему велик,

Бесценен вклад его в наследство вековое.

Так сбережём свою культуру и родной язык,

Как самое на свете дорогое.

Приобщение нового поколения к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности. Так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.

Особенности развития детей дошкольного возраста, проявляющиеся, прежде всего в интенсивном развитии мышления и других интеллектуальных процессов, в существенном изменении мотивационной сферы, ориентации на социальные отношения в мире взрослых дают основание утверждать, что дошкольный возраст является наиболее оптимальным для начала целенаправленного воспитания средствами этнографической культуры.

Формирование основ народной культуры носит комплексный характер, пронизывает все виды деятельности дошкольников, осуществляется в повседневной жизни и в организованной образовательной деятельности, на мероприятиях, организованных в дошкольном учреждении и дома.

Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой мы живём, отсюда вытекает важная проблема: пробудить в ребёнке те нравственные чувства и желания, которые помогут ему в дальнейшем приобщиться к народной культуре и быть эстетически развитой личностью.

Отношение к человеку другой национальности начинает формироваться у детей примерно с четырёх лет, когда они узнают о многонациональном население нашей планеты. Причём у старших дошкольников, воспитывающихся в многонациональных коллективах, преобладает положительное отношение к представителям разных народов, что чаще всего проявляется в интересе к их жизни, культуре, желании дружить, выучить язык, на котором они говорят.

                       1.2.Цель и задачи реализации программы

Цель: Создание социальной ситуации развития дошкольников через формирование у дошкольников интереса к культуре и к традициям хакасского народа, формирование знаний о хакасских праздниках, о народном фольклоре, играх.

Задачи:

Образовательные:

- Создать условия для  закрепления  и расширеия  знаний детей , полученные на ОД, изобразительного искусства, математики, чтение художественной литературы, музыки и т.д. и способствовать их систематизации

-Создать условия для  побуждения  детей экспериментировать с изобразительными материалами. Придумывать и создавать композиции, образы.  Поощрять и поддерживать детские творческие находки.

Развивающие:

- Создание условий для развития  у детей  творческих способностей, духовной культуры

- Создание условий для развития памяти, мышления с помощью хакасского фольклора

-Создание условий для  пробуждения  любознательности  в области народно – прикладного творчества.

Воспитательные:

- Создать условия для воспитания   любви  к своей малой родине, к традициям и культуре хакасского народа.

1.3 Планируемые результаты: осуществляется в виде конкурса рисунков.

      К концу учебного года ребёнок должен получить знания о:

1.  О традициях и культуре хакасского народа;

2.  О видах декоративно – прикладного искусства (лепка, роспись, аппликация и т.п.)

3.  Хакасские песенки, пословицы, поговорки, игры, праздники.

2.Содержательный раздел

2.1 Описание образовательной деятельности

Данная программа разработана для детей подготовительной к школе группы( 6-7 лет). Занятия в кружке проводятся в течение года (  с сентября по май), один раз в неделю- в пятницу по 25 минут.

Учебный план

 Программа «Моя Хакасия»

Количество ООД

Общее время ООД в мин.

Всего в неделю

1

25

Всего в месяц

4

100

Всего в год

36

1525

2.2. Тематический план

Название деятельности

Месяц

Количество ООД

Выход

1.Введение. Знакомство с особенностями хакасского орнамента

2.Изготовление элементов орнамента

3.Хакасская национальная одежда

сентябрь

3

1."Пого" – женское украшение

2. Знакомство с песней « Тадар Когенем

3. Подвижная игра «Киик-nÿÿpi»

4. Пословицы, поговорки

октябрь

                           

                             4

1. Хакасские орнаменты

2. Изготовление элементов орнамента

3. Сувенир «Пого»

4. Поделка «Подарок маме»

Ноябрь

                         

                              4

1. Сигедек (женская одежда)

2. Плат

3. Маймахтар (обувь)

4. Сыбычах (ёлочка)

декабрь

4

1. Подвижная игра Чуурана» (Чазынчах)

2. Хакасские народные сказки

3.Инсценировка сказки «Мелей»

январь

3

1. Юрта – жилище хакасов

2. Конструирование юрты

3. Хакасские музыкальные инструменты

4. Аппликация «Чатхан»

февраль

4

1. Хакасские композиторы

2. Знакомство с песней «Тыч-тач»

3. Народные праздники. Чыл пазы.

4. Настольная игра «Астрагалы»

март

4

1. Хакасские национальные блюда

2. Пальчиковая игра «Талган хоор-хоор»

3. Талган

4. Хакасские народные обычаи

апрель

4

1. Города нашей республики. Герб Абакана

2. Народные праздники «Тун пайрам»

3. Рисуем «Родной край»

4. Организация выставки работ для родителей

май

4

Организационный раздел

3.1. Нормативно-правовое обеспечение

Дополнительная программа «Моя Хакасия» составлена на основе следующих нормативных документов:

- Федеральный закон от 29.12.2012 №273 ФЗ «Об образование в Российской Федерации»;

- «Санитарно-эпидиологические правила и нормативы СанПин 2.4.1.3049-13 организация режима работы дошкольных образовательных учреждений»;

-Приказ министерство образования и науки РФ от 17.10.2013№1155 « Об утверждении федерального образовательного государственного стандарта дошкольного образования»

3.2 Материально-техническое обеспечение

Материалы и оборудование:

  1. Цветная бумага
  2. Цветной картон
  3. Ножницы
  4. Иллюстрации по теме

Приложение

1.Перспективное планирование

Сентябрь

Тема

Содержание

Выход

Введение. Знакомство с особенностями хакасского орнамента

Рассказ о особенностях хакасского орнамента( показ иллюстраций, беседа, рассматривание детьми)

Изготовление элементов орнамента

С помощью картона, цветной бумаги, клея, ножниц дети изготавливают элементы орнамента

Хакасская национальная одежда

Ознакомление с хакасской национальной одеждой.( показ иллюстраций, беседа, рассматривание детьми)

Октябрь

Тема

Содержание

Выход

"Пого" – женское украшение

Ознакомление с «Пого»-женское украшение. По образцу дети рисуют «Пого»-женское украшение.

Знакомство с песней « Тадар Когенем

Создаём условия для обучения детей песням.

«Подвижная игра «Киик-nÿÿpi»

Создаём условия для обучения детей играм.

Пословицы, поговорки

Создаём условия для обучения детей пословицам, поговоркам.

Ноябрь

Тема

Содержание

Выход

Хакасские орнаменты

Ознакомление с хакасскими орнаментами

Изготовление элементов орнамента

С помощью цветной бумаги, картона, клея, ножниц создаём хакасские орнаменты

Сувенир «Пого»

С помощью цветной бумаги, картона, клея, ножниц создаём сувенир

«Поделка «Подарок маме»

С помощью цветной бумаги, клея , ножниц создаём поделку.

        Декабрь

Тема

Содержание

Выход

Сигедек (женская одежда)

Ознакомление с Сигедек(женская одежда)

(Рассматривание иллюстраций, беседа с детьми)

Плат

Рассказ  о хакасской одежде.(рассматривание иллюстраций, беседа с детьми)

Маймахтар (обувь)

С помощью пластилина изготавливаем обувь.

«Сыбычах (ёлочка)

По представлению дети рисуют ёлочку. (гуашь, кисти)

Январь

Тема

Содержание

Выход

Подвижная игра Чуурана» (Чазынчах)

Создаём условия для обучения детей играм.

Хакасские народные сказки

Создаём условия для обучения детей сказкам.

Инсценировка сказки «Мелей»

Распределение ролей между детьми, обыгрывание сказки.

Февраль

Тема

Содержание

Выход

Юрта – жилище хакасов

Ознакомление с жилищем хакасского народа.

Конструирование юрты

С помощью картона содаём юрту.

Хакасские музыкальные инструменты

Ознакомление с хакассскими

инструментами

Аппликация «Чатхан»

С помощью цветной бумаги, клея, ножниц создаём «Чатхан».

Март

Тема

Содержание

Выход

Хакасские композиторы

Ознакомление с хакасскими композиторами.

Знакомство с песней «Тыч-тач»

Создаём условия для обучения детей песням.

Народные праздники. Чыл пазы.

Ознакомление с народными праздниками.

Настольная игра «Астрагалы»

Создаём условия для обучения детей  играм.

Апрель

Тема

Содержание

Выход

Хакасские национальные блюда

Ознакомление с хакасскими национальными блюдами

Пальчиковая игра «Талган хоор-хоор»

Создаём условия для обучения детей пальчиковым играм.

Талган

Ознакомление с блюдом  талган.

Хакасские народные обычаи

Ознакомление с хакаскими обычаями.

Май

Тема

Содержание

Выход

Города нашей республики. Герб Абакана

Ознакомление с городом республики, гербом Абакана.

Народные праздники «Тун пайрам»

Ознакомление с народными праздниками «Тун пайрам»

Рисуем «Родной край»

С помощью воспитателя дети рисуют «Родной край» (гуашь,кисти)

Организация выставки работ для родителей

Организуем выставку для родителей.

                                                       2.Список  литературы.

1.Учите детей петь: Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет: Кн. для воспитателя и муз. руководителя детского сада/ Сост. Т. М. Орлова, С. И. Бекина. – Москва.: Просвещение, 1987. – 144 с.

2. Балгазина А.Н. Моя Хакасия –Абакан,2001.

3. Рассказы для детей / Г.Г. Казачинова; перевод А. Китайник. – Абакан: Хакасское книжное издательство, 1991. – 112 с. – На хакасском и русском языках .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие средней группы:«Мы живём в Хакасии»

Знакомство с хакасской национальной одеждой, народыми загадками, сказками, играми детей средней группы...

Занятие средней группы:«Мы живём в Хакасии»

Знакомство с хакасской национальной одеждой, народыми загадками, сказками, играми детей средней группы...

Тема: "Путешествие по России и Хакасии "

Методическая разработка интегрированного занятия по патриотическому воспитанию дошкольников, для детей подготовительной группы....

"Животный мир Хакасии"

Презентация по лексико-грамматической теме "Дикие животные"...

Презентация "Природные зоны Хакасии"

Презентация к НОД по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста....

Развитие представлений дошкольников об искусстве Хакасии посредством проектной деятельности

В данной статье содержится информация о роли народно-прикладного искусства в эстетическом и патриотическом воспитании дошкольников. Представлен проект "Нет у народа ценнее даров, нежели руки его масте...

Настольная игра "Путешествие по хакасии"

Мы в детском саду проводили проэкт и для детей я сделала игру цель этой игры знакомство с картой Республики Хакасии ....