Методические рекомендации по использованию народной игрушки в работе по развитию речи
материал

Рогатина Наталья Владимировна

Методические рекомендации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii.docx18.14 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по использованию народной игрушки в работе по развитию речи

Учитывая полученные результаты констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы по проблеме использования народной игрушки на занятиях по развитию речи, была сформулирована цель формирующегоэтапа, которая заключалась в разработке и апробации систематизированной серии занятий по развитию речи, предполагающей использование народной игрушки. Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи исследования:

1. Определить художественные особенности и средства выразительности народной игрушки и керамики.

2. Провести серию занятий по развитию речи с использованием народной игрушки.

Опытно-экспериментальная работа проводилась в два этапа:

1 этап – подготовительный, который предполагал дальнейшее знакомство детей с разнообразными видами народной игрушки, приемами и способами композиционного и цветового оформления народных игрушек в процессе рассматривания и изучения.

На данном этапе осуществлялись следующие виды работ:

− беседа с детьми о разнообразии видов народного искусства, их художественных особенностях;

− рассматривание тематических альбомов по теме с целью закрепления материала предыдущей беседы;

− «зонирование» групповой комнаты произведениями народного искусства.

2 этап – основной. Он позволил провести серию занятий по развитию речи с использованием народной игрушки.

Процесс обучения на проведенных занятиях строился с опорой на мотивированную деятельность, эмоционально - волевую сферу личности ребенка и его творческое воображение.

При проведении занятий учитывались следующие методические принципы:

  1. Постепенное усложнение в ходе занятия речевого материала (от простых фраз к сложным, от фраз к рассказу).
  2. Постоянная активизация в ходе занятия.
  3. Определенная последовательность опроса детей при рассказывании (сначала вызываются дети из сильной подгруппы, затем из средней).
  4. Перенесение отработки связного рассказывания со слабыми детьми на индивидуальные занятия.

Проводимые занятия условно были распределены на три этапа. На занятиях подготовительного этапа у детей формировали навыки и умения выделять в наблюдаемом объекте его части и признаки, группировать их, описывать их предложениями, устанавливать связи между предложениями. Использовались приемы: вопросы, дидактические упражнения, показ способов соединения предложений. Все это позволяло преодолеть ряд трудностей, с которыми встречается ребенок при составлении самостоятельного описания.

На втором этапе у детей формировались элементарное осознание структуры описания, умение правильно отбирать признаки и располагать их в определенной последовательности, правильно завершать описание.

Третий этап проходит не по традиционной методике                                  Э. П. Коротковой, а по методике В. В. Гербовой [35], отвечающей требованиям, предъявляемым к занятиям с высоким результатом обучения. Это такие занятия-выставки, как «Хоровод - матрешек».

На первых занятиях главным было формирование у детей представления о структуре описания: в начале высказывания надо назвать объект описания и с учетом начала выделять его части. В игровых ситуациях дети учились называть объект, замечать несоответствие между начальной фразой и отобранными признаками; продолжать описании объекта по его началу с помощью педагога и других детей. Также детей знакомили с термином «описание», учили составлять высказывания - описание, формировали у них представление о функциональном назначении описания.

На последнем занятии особое внимание детей привлекалось, прежде всего, к концовке, завершению описания. В этих целях применялись объяснения и показ способов формирования завершающей части, в которой выражается отношение к описываемому объекту.

При описании игрушки раскрылись ее свойства, назначение, уточнялись форма, путем перечисления признаков предмета.

В процессе проведения формирующего эксперимента нами было отмечено, что на занятиях по обучению детей описанию народной игрушки возникают определенные трудности, поскольку основная часть занятия - самостоятельное составление рассказов детьми - утомительна как для детей, так и для воспитателей.

Анализ методической литературы привел нас к выводу о том, что трудности обучения младших дошкольников описательным рассказам связаны с недооценкой некоторых компонентов, составляющих учебную деятельность (цель, мотив, способы достижения поставленной цели).

Ниже в Таблице 2.3 мы приводим примерную серию занятий по развитию речи на материале народной игрушки.

Таблица 2.3

Серия занятий по развитию речи на материале народной игрушки

№ п/п

Тематика занятий

Содержание

1.

«Сказочная птица»

Развивать у детей самостоятельность, живность в поисках способов описания сказочного образа.

2.

«Я люблю свою лошадку»

Знакомить с мордовской деревянной игрушкой села ПодлеснаяТавлаКочкуровского района Республики Мордовия. Учить описывать статичную фигуру, передавать характерное положение туловища, ног, рук.

3.

«Пава»

Рассмотреть глиняную игрушку-свистульку; учить передавать в рассказе характерную форму.

4.

«Образ мордовочки»

Учить рассматривать образ мордовочки, передавая ее выразительные особенности (форму головного убора, туловища и женского костюма), пропорциональные соотношения частей, положение рук, дополнительные детали.

5.

«Старичок с лукошком» (лепка по мотивам мордовской деревянной игрушки)

Продолжать знакомить с мордовской деревянной игрушкой села ПодлеснаяТавлаКочкуровского района Республики Мордовия. Учить описывать статичную фигуру, передавать характерное положение туловища, ног, рук, самостоятельно выбирать способ изложения.

Продолжение Таблицы 2.3

6.

«Барашек» (по мотивам мордовской игрушки)

Учить раскрывать образ барашка в динамике.

7.

Занятие-выставка «Мордовская игрушка в музее игрушек»

Учить детей правильно отвечать на вопросы и описывать игрушку; приобщать детей к национальной культуре мордовского народа.

8.

Занятия  «Русская матрешка»

Приобщать детей к восприятию декоративно-прикладного искусства средствами музыки и рисования. Развивать речь дошкольников. Закреплять умение использовать при росписи матрешек нетрадиционную технику рисования. Развивать эстетическое восприятие и воображение. Формировать творческие и креативные способности детей.

9.

Хоровод матрешек

Учить детей сравнивать и описывать аналогичные игрушки; приобщать ребенка к национальной культуре через народную игрушку

10.

Мордовская игрушка-свистулька в музее игрушек

Приобщать детей к народной культуре через игрушку; формировать связную речь через описание народной игрушки; формировать умение последовательного строить высказывания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по использованию народных игр в образовательном процессе ДОУ

Народная игра - одно из средств народной педагогики. Народные игры могут и должны занимать достойное место в педагогической работе с дошкольниками. Новые условия жизни и быта современных людей не позв...

Консультация "Методические рекомендации по использованию народных игр в образовательном процессе ДОУ"

    Воспитание с помощью народных игр в дошкольных организациях реализуется через воспитательный процесс, т.е. взаимодействия педагогов и детей с целью их ориентации на саморазвитие, ...

Методическая разработка "Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников"

Данная методическая разработка нацелена на развитие интеллектуальных и творческих способностей детей, в ней обоснована целесообразность и эффективность использования технологии «синквейн» ...

Методические рекомендации по использованию народных игр в образовательном процессе ДОУ

Народная игра - одно из средств народной педагогики. Народные игры могут и должны занимать достойное место в педагогической работе с дошкольниками. Новые условия жизни и быта современных людей не позв...

Консультация для педагогов МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ С ФФН и ОНР

Кинезеология - это наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения...

Методические рекомендации по использованию пособия-игрушки «Солнце примирения»

Пособие «Солнце примирения» ориентировано на детей 3-7 летВедущая цель: развитие социально - коммуникативных навыков, через технологии     конструктивного общения.Задач...

Практические рекомендации для педагогов «Использование «Кругов Луллия» в работе над развитием речи детей»

Практические рекомендации для педагогов «Использование «Кругов Луллия» в работе над развитием речи детей»...