Методическая разработка НОД в подготовительной гр «Вода. Круговорот воды в природе».
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)

Потапова Людмила Анатольевна

На занятии дети продолжают знакомиться с явлениями в природе, уточняют и закрепляют знания о круговороте воды в природе, о значении воды .

Скачать:


Предварительный просмотр:


Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №64 комбинированного вида Красносельского района

Санкт-Петербурга







Конспект

непосредственно-образовательной деятельности

с детьми старшего дошкольного возраста

Тема:

«Вода. Круговорот воды. Свойства воды».

с использованием здоровьесберегающих,

личностно-ориентированных и исследовательских технологий

                                                       Составила и провела:

                                                                     Потапова Людмила Анатольевна











Санкт-Петербург
2021г.


Ход занятия:

Цель:

Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.

Задачи:

Образовательные:
Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды.

Продолжать знакомить детей с явлениями природы, уточнить и закрепить знания детей о круговороте воды в природе, о значении воды.

Обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы.

Развивать связную речь детей, вовлекать в общую беседу, стимулировать проявление активности в беседе, формировать умение вести диалог с воспитателем.

Активизировать словарь детей за счет слов: модель, глобус, суша, материки, круговорот воды, пресная вода, течет, смачивает, испаряется, тает.

Развивающие задачи: Способствовать развитию любознательности.

Развивать внимание детей.

Способствовать развитию логического мышления: определять тему, проблему исследования, последовательность исследовательской деятельности, анализировать результаты.

Воспитательные задачи: Продолжать воспитывать культуру поведения в природе.

Воспитывать у детей уважительное отношение к окружающей среде.

Формировать понимание важности воды для всех объектов на планете.

Оборудование и материалы: Глобус, схемы: «Круговорот воды в природе», «Времена года», иллюстрации по теме. Раздаточный материал на каждого ребенка: лоток для раздаточного материала, одноразовые стаканчики с водой, салфетки, губка, цветные карандаши (синий, коричневый, желтый, зеленый) Для проведения опытов с водой: термос с кипятком, лед, трехлитровая банка, поднос


Предварительная работа:
Беседы с детьми о значении и свойствах воды, просмотр фильма «Урок чистой воды», сказки Н. А. Рыжовой «Как люди речку обидели», чтение стихотворений по теме, отгадывание загадок, рисование на тему: «Море и его обитатели», проведение отдельных опытов с водой,

Методы: практический, игровой, словесный, наглядный, слуховой.


Приемы: беседы, вопросы, загадки, сюрпризный момент, совместная деятельность педагога с детьми (опытническая деятельность).

Образовательные ресурсы: Программа «От рождения до школы»

Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Интернет ресурсы: https://infourok.ru/konspekt-nod-krugovorot-vodi-v-starshey-gruppe-2281427.html

Ход НОД:

Организационный момент:

Воспитатель:

О, земля, муравейник людской,

Дом родной без конца и без края.

Ты нас кормишь и поишь водой

Как тебя не беречь, дорогая?


Воспитатель предлагает собраться на ковре, образуя круг, взявшись за руки. В центре круга глобус скрыт большой салфеткой.

Педагог предлагает догадаться, что находится под салфеткой, отгадывая загадку.

На ноге стоит одной

Крутит вертит головой

Нам показывают страны

Реки. Горы океаны.

Дети отгадывают загадку. Снимают салфетку.

 Беседа о глобусе.

 Воспитатель: Что это такое? (глобус)

- А что такое глобус? (это модель земли)

- А какой формы наша планета Земля? (круглая)

- На глобусе много голубого цвета, что это? (это вода: моря, реки, океаны)

- А что обозначено желтым цветом? (это суша)

- Чего больше не Земле, воды или суши? (воды)

Воспитатель: правильно ребята, вода занимает большую часть на земле, окрашивает нашу планету в голубой цвет. Вода занимает три четверти всей поверхности   нашей планеты. Посмотрим, что это значит на примере яблока: разрезаю яблоко на четыре части, показываю детям 3 части – это вода, 1         часть –это суша. Рассмотрим на плоскостной модели: возьмем круг, вырезанный из бумаги, складываем пополам, затем еще раз пополам. Разворачиваем: лист разделили на четыре части, для наглядности закрашиваем синим карандашом три части, одну часть закрашиваем цветами, соответствующими цвету суши на глобусе.

 Вода – чудо природы. Почему? Благодаря своим волшебным свойствам. Ни одно существо не может обходиться без воды. Без пищи мы можем прожить 49 дней. А без воды – не больше 2-х суток. Воды на Земле много- 2/3 поверхности, плюс вода рек, озер, ледников – получается 3/4, но мы используем всего 2% от этой огромной массы, т.к. вся вода соленая, а пресной (не соленой, которую мы можем использовать) – всего 2 %.

Какой вывод мы можем сделать? (воду нужно беречь). Примеры из жизни (закрывать кран, не засорять водоемы). Еще вода – самое удивительное вещество, потому что она бывает в природе одновременно в 3-х состояниях:

жидком, твердом и газообразном – это свойства воды.

Использование ИКТ:

Просмотр презентации «Вода в природе».

Воспитатель: А теперь скажите, кому нужна вода на Земле?
Дети: Всему живому на Земле ( животным, растениям, человеку).
В: Да, это правильно, для жизни всем нам необходима вода.

Воспитатель подходит  к столу, открывает салфетку и показывает детям в каких состояниях бывает вода: жидкость, если воду нагреть- получается пар. (открывает термос с кипятком. Подносит зеркало к горлышку, дети видят, как появляется пар), а если воду заморозить – получается лед. (показывает бутылку со льдом)

Здоровьесберегающая технология: 
Физкультминутка:


А сейчас мы немного отдохнем. Мы превратимся в капельки и тоже побываем в разных состояниях.
Когда вода находится в твердом состоянии, то ее молекулы- маленькие капельки, очень плотно прижимаются друг к другу, как будто им холодно – они замерзли.
Давайте и мы встанем близко друг к другу и станем плотным кусочком льда.
А когда вода находится в жидком состоянии, то ее молекулы берутся за ручки и могут двигаться и менять положение.
Мы тоже возьмемся за руки и попробуем походить по комнате по кругу и змейкой, как будто ручеек бежит весной.
Когда же вода находится в газообразном состоянии, то ее молекулы отпускают ручки друг друга и разлетаются. И мы разомкнем наши руки и свободно побегаем, как легкие капельки пара.

В: Ребята, свойства воды позволяют воде путешествовать – что это значит?

Использование ИКТ:
Просмотр презентации «История водяной капельки»

Д: Это круговорот воды в природе.

В: Послушайте сказку о путешествии капельки  «Путешествие капельки и ее волшебные превращения»
-Жила –была капелька. Как –то сидела она на тучке со своими подружками, но вдруг сверкнула молния и ударил гром. Капелька испугалась и, спрыгнув с тучки, полетела вниз вместе с другими капельками. Упав на землю, они образовали лужу. Теперь капелька со своими подружками стала купаться и веселиться в луже…

Продолжение каждый из вас может придумать сам, зарисовать на раскрасках, которые я вам раздам (раскраска Н.А. Рыжовой «Круговорот воды в природе») на каждого ребенка.

Технология «поисково-исследовательская»:
Опыт № 1

В: Давайте с вами с вами проведем эксперимент – как образуется туча и пойдет дождь.
Дети выливают воду в поднос, опускают губку в воду. Вода впитывается в губку, поднимаем губку над подносом, слегка сжимаем и наблюдаем: вода капает, пошел дождь.

Опыт № 2
В: А сейчас понаблюдаем как образуется облако. Поймаем облако в 3-х литровую банку и понаблюдаем за ним.
в 3-х литровую банку наливаем горячую воду из термоса (3-5см.), сверху вместо крышки положим металлический поднос со льдом. Банка запотела.
- Во что превратилось наше облако? (дождь)
- Как называется это явление? (круговорот воды в природе)

Слайд № 6 «Круговорот воды в природе».

Подведение итогов:
Для организации детей воспитатель предлагает собраться на ковре, образуя круг, взявшись за руки
Беседа по вопросам:
- Что интересного узнали?
-Что понравилось больше всего
-Что хотели бы рассказать?




 

 

4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ на тему «ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ»

В данном конспекте представлен метод детского экспериментирования. Детское экспериментирование – метод практического целеноправленного  действия, с помощью которого формируется собственный жизнен...

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ»

Программное содержаниеОбразовательные задачи:Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;Уточнить и закрепить знания детей о круговороте воды в пр...

Конспект ООД в подготовительной группе в разделе «Познавательно – исследовательская деятельность» по теме «Вода. Свойства воды. Круговорот воды в природе».

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе в разделе "Познавательно-исследовательская деятельность по теме "Вода. Свойства воды. Круговорот воды в природе". Н...

Конспект занятия в подготовительной группе в разделе «Познавательно – исследовательская деятельность» по теме «Вода. Свойства воды. Круговорот воды в природе».

Конспект занятия в подготовительной группев разделе «Познавательно – исследовательская деятельность»по теме «Вода. Свойства воды. Круговорот воды в природе»....

Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Вода. Круговорот воды в природе. Свойства воды."

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ на тему «ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ»...