Проект "Сундучок семейных ценностей"
проект (старшая группа)

Ниценко Евгения Викторовна

Пропаганда семейных традиций и ценностей в российской семье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_nitsenko.docx38.32 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект

по духовно - нравственному воспитанию дошкольников

«Сундучок семейных ценностей»

автор:

Ниценко Евгения Викторовна

Основная часть проекта.

Актуальность.

Что такое семейные ценности?

Семейные ценности – это фундамент, на котором строится семья, и зарождаются традиции, которые определяют наше отношение к жизни. Даже за пределами дома каждый человек будет поступать согласно установленными в его сердце ценностями. К сожалению, они могут быть не только положительными, так как далеко не в каждой семье царит достойная атмосфера. Но, ведь именно уклад жизни родителей оказывает сильное влияние на будущую жизнь ребёнка. Поэтому важно каждому родителю осознать ответственность перед своими детьми, создать обстановку любви и добра для воспитания социально активной личности.

Хотя семья и семейные ценности – это два разных понятия, они не могут существовать друг без друга. Без фундамента влюбленные люди не смогут достичь и основы единства в браке, поэтому семья без установленных принципов просто не может существовать. Семейные ценности позволяют сохранить духовное единство и целостность. Даже серьезные проблемы не смогут разрушить крепких и теплых взаимоотношений. Семья дает человеку истинное состояние благополучия, умиротворения и спокойствия.

Результаты анкетирования родителей определили проблемное поле: родители недооценивают значимость семейных традиций, многие просто не могут сориентироваться в семейных ценностях своей семьи. К сожалению, взрослые мало говорят со своими детьми, наблюдается распад преемственности поколений, А, ведь именно родители являются главными координаторами в формировании культурно – ценностных ориентаций детей.

Большинство ребят имеют элементарные представления о своей семье, знают, чем занимаются родители, но рассказать о своих бабушках и дедушках, не говоря уже о прадедах, дети не могут. Они затрудняются рассказать о семейных праздниках, традициях своей семьи. Представления детей о семье нечеткие и неясные.  

 Именно поэтому возникла необходимость организации совместной с родителями духовно-практической деятельности, направленной на формирование у детей определенных качеств, которые закладывает семейная микросреда и образ жизни семьи в целом.  Именно семья, в тандеме с детским садом, образуют межкультурное пространство,  в котором дети  приобретают опыт социального  взаимодействия, который играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного позиции ребёнка в социуме.

Целью проекта стала пропаганда семейных традиций и ценностей в российской семье.

Задачи.

Воспитательные: 

  • воспитывать у детей уважительное отношение к семье, старшему поколению;  
  • интерес к семейным традициям, чувство патриотизма;
  • воспитывать умение проявлять заботу о близких людях и оказывать им посильную помощь;  
  • формировать умение общаться на основе сотрудничества.

Образовательные:

  • обобщить знания детей о семье, близких и дальних родственниках, их взаимоотношениях;
  • систематизировать представления детей о семейных ценностях;
  • сформировать представления о генеалогическом древе семьи, гербе семьи;
  • вовлекать родителей в совместную деятельность с детьми.

Развивающие: 

  • развивать познавательные способности детей;
  • активно включать в познавательно-поисковую деятельность;
  • развивать чувства семейного сплочения.

Теоретическая значимость: разработка содержания проекта: использование новых форм, методов и подходов, по приобщению детей к семейным традициям. Оно предусматривает поэтапную организацию участия педагогов, детей и родителей в проектной деятельности по изучению истории семьи и рода способствующее формированию патриотизма, толерантности, культурно – ценностных ориентаций, духовно – нравственному развитию.

Практическая значимость:
- Повышение качества образовательного процесса в области духовно- нравственного воспитания.

- Укрепление связи детского сада и семьи, посредством организации совместной исследовательской деятельности.
- Пополнение методической базы по духовно- нравственному воспитанию.
- Пропаганда  возрождения и сохранения семейных ценностей в семьях воспитанников.
- Формирование у детей интереса к своей семье, семейным ценностям и традициям.

- Создание в группе тематического уголка «Сундучок семейных ценностей».

Методы работы.

Информационно – рецептивный, репродуктивный, исследовательский, эвристический.

Тип проекта: информационный.        

Вид проекта: исследовательски – творческий.

Продолжительность проекта: средней продолжительности.

Участники проекта: воспитатели, дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет), родители.

Ожидаемые результаты. Дети.

  • Имеет представления о, семейных традициях, бережном отношение к ним;
  • Проявляет нравственные чувства, эмоционально-ценностное отношение к семье;
  • проявляет ценностное отношение к прошлому и будущему – своему, своей семьи, своей страны;
  • Проявляет уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;
  •  познавательный интерес к отношениям, поведению людей, стремление их   осмысливать, оценивать в соответствии с усвоенными нравственными нормами и ценностями;
  • Умеет слушать и уважать мнения других людей;
  • Задает вопросы взрослым;
  • Проявляет любознательность   и   интерес к поиску и открытию информации, способствующей осознанию и обретению своего места в семье и обществе.

Ожидаемые результаты. Родители.

  • - Родители – активные участники в пополнении предметно-развивающей среды;
  • - Окрепла заинтересованность родителей в сотрудничестве с ДОУ в вопросах духовно- нравственного воспитания;
  • - Развито чувство сплочения педагоги – родители – дети;
  • - Продуктивное сотворчество педагогов – родителей - детей.

План-график мероприятий

I этап

Предварительный

Мероприятие

Цель

Сроки проведения

Ответственный

Выход продукта

1.ООД (вводное) «Моя семья» Занятия по окр.миру О.В. Дыбина

2. Индивидуальные беседы.

Уточнить знания детей о семье, членах семьи. Побуждать называть имена, отчества членов семьи; рассказывать об их профессиях, о том, какие они, что любят делать дома, чем заняты на работе. Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям – членам семьи.

1 неделя сентября

Воспитатель

Анализ знаний детей о семье и семейных ценностях.

Анкетирование родителей

Выявление семейных традиций, ценностей, помощь родителям в осознании значимости семьи в жизни человека.

1 неделя сентября

Воспитатель

Анализ анкетирования родителей.

Изучение литературы

Обогащение педагогического опыта

1 -2 недели сентября

Воспитатель

Список используемой литературы

Подготовка материала

Организация работы по теме.

2 неделя сентября

Воспитатель

Конспекты планируемых мероприятий

II этап

Основной

Мероприятие

Цель

Сроки проведения

Ответственный

Выход продукта

 «Роль семьи в воспитании патриотических  чувств у дошкольников»

Акцентирование внимания родителей на роли семьи в воспитании нравственно-патриотических чувств у детей.

2 неделя сентября

Воспитатель

Консультация для родителей

Беседа с детьми: «Дерево держится корнями, а человек семьёй»

Шорыгина Т.А.: Моя семья

Воспитание патриотических чувств у детей, посредством расширения представлений об истории становления семьи и семейных отношений.

3 неделя сентября

Воспитатель, родители

Презентация «Семья и семейные ценности»

Рисование «Моя семья»

Создание условий для стимулирования и поддерживания самостоятельного определения замысла, стремление создать выразительный образ, умение самостоятельно отбирать впечатления, переживания для определения сюжета.

3 неделя сентября

Воспитатель, дети

Выставка рисунков

 «Основные ценности семьи»

Формирование у родителей представлений о семейных ценностях, отношения к семье как одной из главных жизненных ценностей.

3 неделя сентября

Воспитатель

Буклет для родителей

 «Как формировать

семейные

ценности»

Формирование ценностного отношения к семье в вопросах воспитания и развития ребёнка – дошкольника.

4 неделя сентября

воспитатель

Памятка для родителей

Беседа «Наш дом»

Шорыгина Т.А.: Моя семья: Методическое пособие.

Воспитание любви, чувства привязанности к родному дому, поселку; уважения к людям, проживающим рядом.

4 неделя сентября

Воспитатель, родители, дети.

Фотовыставка «Мой дом – моя крепость»

 Беседа: «У кого есть дед, тот не ведает бед»

Шорыгина Т.А.: Моя семья:

Знакомство с традицией празднования Дня пожилого человека.

Формирование чувства уважения и милосердия к пожилым людям.

1 неделя октября

Воспитатель, родители, дети

Фотовыставка

«Дед и я – лучшие друзья»

Беседа «Бабушка – душа семьи»

Шорыгина Т.А.: Моя семья:

Воспитание уважительного отношения к людям старшего поколения.

Воспитатель, родители, дети.

Фотовыставка «Нет вкусней оладушек, чем у наших бабушек»

Творческая деятельность «Букет заботы детских рук»

Создание эмоционально-положительного настроя и желания выполнить поделку для своих близких.

1 неделя октября

Воспитатель, дети

Открытки ко Дню пожилого человека

Беседа с детьми «Род и родословная. Генеалогическое древо»

Формирование представлений о семье и родственных отношениях.

2 неделя октября

Воспитатель, родители

Конспект

Творческое домашнее задание «Генеалогическое древо моей семьи»

Создание простейшего генеалогического древа, выстраивая цепочку родственных взаимоотношений.

2 неделя октября

Воспитатель, родители, дети

Выставка рисунков

 «Как создать герб семьи»

Содействие возрождению традиций семейного воспитания.

3 неделя октября

Воспитатель

Памятка для родителей

Творческое домашнее задание «Герб Семьи»

Расширение представлений детей о семье и её истории. Развитие творческих навыков ручного труда и изобразительной деятельности, чувства сопричастности к своей семье.

3 неделя октября

Воспитатель, родители, дети

Выставка рисунков «Герб моей семьи»

III этап

Заключительный

Мероприятие

Цель

Сроки проведения

Ответственный

Выход продукта

Квест – игра «Сундук семейных сокровищ»

Рефлексия

4 неделя октября

Воспитатель

Конспект

 Презентация проекта «Сундучок семейных ценностей»

4 неделя октября

Воспитатель

Мультимедиа презентация

Риски:

  • пассивное участие детей и родителей в проекте;
  • вспышка вирусных заболеваний в группе;
  • ограничения по COVID – 19 очного участия родителей в проекте.

Возможные пути решения вышеизложенных проблем:

  • Все события проекта должны быть эмоциональными, интересными, познавательными, чтобы избежать безразличия участников проекта;
  • Особо важные задания и поручения должны быть продублированы;
  • Профилактические мероприятия вирусных и простудных заболеваний;
  • Максимально задействовать в работу различные мобильные приложения и социальные сети.

Диагностика. 

С целью изучения сформированнности представлений о семейных ценностях в семьях воспитанников в рамках проекта использовались диагностические методики:

  • Анкета «Традиционные семейные ценности» (устный опрос), с целью определения уровня знаний старшими дошкольниками духовно-нравственных понятий традиционных семейных ценностей.
  • Анкета для родителей «Семейные традиции» (письменный опрос), с целью выявления семейных традиций, ценностей. Оказание помощи родителям в осознании значимости семьи в жизни человека.
  • Методика «Ситуации» (равноправный диалог), с целью диагностирования умения следовать в своем поведении традиционным семейным ценностям.
  • Методика И.Б. Дермановой «Закончи предложение» (интервью), с целью выявления у дошкольников эмоционального отношения к нравственным нормам поведения в семье.

Результаты вводной диагностики, показали, что у детей есть слабые представления о семейных ценностях, большая часть имеет средний уровень сформированной данных представлений и использует семейные ценности в своем поведении. Однако есть часть детей, у которых данные представления о семейных ценностях сформированы недостаточно, что актуализирует проведение дополнительной педагогической работы по формированию представлений о семейных ценностях у детей старшего дошкольного возраста посредствами проектной деятельности.

Вывод.

Формирование представлений о семейных ценностях у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности составляет педагогическую проблему, решение которой предусматривает: учет особенностей воспитания традиционных семейных ценностей в соответствии с возрастными особенностями дошкольного возраста; организацию взаимодействия семьи и ДОУ в процессе воспитания традиционных семейных ценностей у детей дошкольного возраста; обеспечение преемственности и комплексности воспитательного процесса.

По результатам контрольной диагностики уровня сформированности представлений о семейных ценностях мы пришли к следующим выводам:

  • Разработка и апробация комплекса мероприятий по пропаганде семейных традиций и ценностей в российской семье способствовала формированию представлений о семейных ценностях и традициях и бережном отношении к ним.
  • Дети стали проявлять эмоционально-ценностное отношение к семье, прошлому и будущему.
  • Проявляют уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим.
  • Проявляют любознательность   и   интерес к поиску и открытию информации, способствующей осознанию и обретению своего места в семье и обществе.
  • Родители стали активными участниками в воспитательно – образовательном процессе в вопросах духовно- нравственного воспитания детей.
  • Развито чувство сплочения педагоги – родители – дети;

После подведения итогов результатов исследования можно сделать вывод о том, что уровень сформированности представлений о семейных ценностях у старших дошкольников повысился как количественно, так и качественно. Следовательно, проведенная педагогическая работа оказалась эффективной, а разработанный комплекс мероприятий по пропаганде семейных традиций и ценностей в российской семье посредствам проектной деятельности может быть использован в работе педагогов ДОУ.

Список используемой литературы:

1.Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 232 с.

2.Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса Пространство детской реализации Проектная деятельность. Мозайка-Синтез Москва 2021

3.  Формирование семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста. ФГОС ДО. Методическое пособие Издательство: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании. Даусон А.Д., Утёмов В.В.2016

 Интернет- ресурсы:

4. https://multi-mama.ru/zagadki-pro-semyu/
5.
https://blog.dohcolonoc.ru/avtory/lena-kaplina-57-mail-ru.html

6.https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/prochee/beseda_s_detmi_starshego_doshkolnogo_vozrasta_chto_takoe_rodoslovnoe_drevo

7.https://nsportal.ru/sites/default/files/2019/10/17/rol_semi_v_vospitanii_patrioticheskih_chuvstv_u_doshkolnikov.docx

8. https://multiurok.ru/files/pamiatka-dlia-roditelei-formirovanie-semeinykh-tse.html

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Семейная гостиная, как форма совместной деятельности детей, родителей и педагогов, способствующая укреплению семейных ценностей."

"Семейная гостиная, как форма совместной деятельности детей, родителей и педагогов, способствующая укреплению семейных ценностей"...

Духовно-нравственное развитие и воспитание детей: формирование семейных ценностей и семейной культуры

Духовно-нравственное воспитание дошкольников - это прежде всего воспитание чувств по отношению к самым близким им людям: родителям, братьям, сестрам, воспитателям детского сада, детям группы, Родине....

Презентация "Аукцион семейных ценностей: признание ценностей и уникальности ее опыта"

Выступление на методическом объединении "Мать и дитя" "Аукцион семейных ценностей: признание ценностей и уникальности ее опыта"...

"Семейные ценности. Как формировать ценности семейной жизни."

Семейные ценности. Как формировать ценности семейной жизни.Семейные ценности – важнейшая составляющая, основой воспитания и становления личности. Крепкая, дружная семья – необходимое услов...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДОШКОЛЬНИКОВ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ И ТРАДИЦИЙ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ»

Программа направлена на:-  формирование традиционных семейных ценностей и традиций, утрата которых становится всё более заметной в современном обществе посредством проектной деятельности; - ...

Методическая разработка, посвященная семье и традиционным семейным ценностям, на тему: «Уроки семьи и семейные ценности» для детей подготовительной группы

Методическая разработка, посвященная семье и традиционным семейным ценностям, на тему: «Уроки семьи и семейные ценности» для детей подготовительной группы...

Результаты диагностического обследования детей по формированию семейных ценностей в рамках проектной деятельности «Сундучок семейных ценностей»

Результаты диагностического обследования детей по формированию семейных ценностей в рамках проектной деятельности  «Сундучок семейных ценностей»...