Статья на тему: «Условия организации и требования к проведению подвижных игр на свежем воздухе с детьми дошкольного возраста»
статья (средняя группа)

Гафиатуллина Светлана Юрьевна

Статья

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 20 Центрального района г. Санкт-Петербурга

Статья на тему:

«Условия организации и требования к проведению подвижных игр на свежем воздухе с детьми дошкольного возраста»

Воспитатель: Гафиатуллина С.Ю

Санкт – Петербург

2021 г.


 «Человек только тогда и человек, когда он играет» писал Ф.Шиллер. Игра занимает важнейшее место в жизни дошкольника. С её помощью, воспитатель может лучше изучить ребенка, ведь именно в ней ребёнок непосредственен, и его индивидуальные особенности выявляются лучше. Поэтому активная игра рассматривается педагогами как одно из главных средств воспитания. Она способствует развитию воображения, формирует личность, являются средством, способным оказать положительное влияние на взаимоотношения со сверстниками, воспитывает чувство коллективизма, активность, инициативу, волю, обогащается эмоциональное состояние. По своему содержанию и организации подвижные игры разнообразны. Одни имеют сюжет, роли и правила тесно связанные с сюжетом. В них игровые действия производятся в соответствии с требованиями, заданной ролью и правилами. В других предложены только двигательные задания, регулируемые правилами определяющими последовательность, быстроту и ловкость их выполнения. В – третьих, сюжет и действия играющих обусловлены текстом, определяющим характер движений и их последовательность.

Педагоги широко используют игры ролевые, дидактические, подвижные, и др. Наиболее целесообразны, организованные подвижные игры с определенными правилами и зафиксированным содержанием, в которых все играющие вовлекаются в активные двигательные действия. Такие игры удобны для проведения в свободное время или на занятиях с группами детей под руководством воспитателя.

При отборе игр, способствующих физическому воспитанию детей дошкольного возраста, целесообразно ориентироваться на особенности их содержания, под которыми понимается сюжет, тема игры, ее правила и двигательные действия. Именно содержание игры определяет ее образовательную и воспитательную значимость. Своеобразие организации и характер выполнения двигательных заданий также зависит от содержания.

Основные условия, которые необходимо соблюдать при организации подвижных игр:

  • цель;
  • правила;
  • свобода движений;
  • состязательность;
  • стремление к победе;
  • коллективные действия;
  • временной интервал (зависит от возраста и времени года).
  • учет индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Игры построенные на движении, можно разделить на:

  • подвижные игры с правилами (разные по содержанию, по организации детей, сложности правил и своеобразию двигательных заданий): сюжетные (имеют сюжет и зафиксированные правила, которые обязаны выполнять все); бессюжетные (связаны с выполнением конкретного двигательного задания, требующие от детей самостоятельности, быстроты, ловкости, ориентировки в пространстве); игры-забавы, аттракционы (двигательные задания выполняются в необычных условиях, содержат элемент соревнования).
  • спортивные игры (применяют с упрощёнными правилами): городки, бадминтон, баскетбол, настольный теннис, футбол, хоккей.

Игры отличаются по двигательному содержанию:

  • игры с ходьбой;
  • игры с бегом;
  • игры с лазанием;
  • игры с прыжками;
  • игры с метанием.

Подвижные игры отличаются по интенсивности физической нагрузки:

  • с высокой
  • средней
  • малой.

Игры малой подвижности рекомендуются для снятия интенсивной физической нагрузки, статической утомленности,  тревоги, напряженности. Это игры со спокойными перемещениями, в спокойном и умеренном темпе, движения по амплитуде не большие (спокойная ходьба, ходьба с заданиями, движения руками, движения по кругу, повороты туловища и т.п., «Золотые ворота», «Ниточка - иголочка», «Третий лишний», «Съедобное - несъедобное», «Рыбак и рыбки», «Картошка», «Летает – не летает», «Найди где спрятано», «Море волнуется»).

Игры средней подвижности. Двигательная нагрузка достигается за счет: интенсивной ходьбы, частой и быстрой смены движений, спокойных перебежек; приседаний, подпрыгиваний; действий с предметами; имитации движений животных («Мышеловка», «Кошки - мышки», «Лохматый пёс», «Гуси - лебеди», «Зайка беленький сидит», «Воробьи и вороны», «Хитрая лиса»).

Игры большой подвижности. Двигательная нагрузка достигается за счет интенсивного бега, подпрыгиваний, быстрой смене движений («Пятнашки», «Выше  ноги  от земли», «Ловишки с ленточкой» «Волк во рву»).

Организация и проведение подвижных игр в разных возрастных группах

В младших группах наибольшее применение имеют сюжетные подвижные игры, их применяют с упрощенными правилами, а также простейшие игры без сюжета типа «Ловишек» и игры-забавы. Бессюжетные игры с элементами соревнования, эстафеты, игры с предметами («Кольцеброс», «Кегли» и т.п.), спортивные игры в этом возрасте не проводят. Но широко применяются игровые упражнения, занимающие промежуточное место между гимнастическими упражнениями и подвижными играми.

Средняя группа. У детей 5-го года формируется умение играть и заниматься сообща в небольших коллективах. Наибольшее применение имеют подвижные игры с правилами, построенные на выполнении действий одновременно всеми играющими, игры с ловлей и увертыванием («У медведя во бору», «Зайцы и волк» «Гуси-лебеди», и т. п.). Большинство игр имеют развернутые сюжеты, определяющие содержание движений. Выделяется ведущая роль. Двигательная активность обусловлена запасом навыков и умений, хорошей пространственной ориентировкой, более координированными движениями. Усложняются условия проведения игры увеличением расстояния для бега, метания, высоты прыжков. Подбираются игры, упражняющие детей в ловкости, смелости, выдержке. («Кот и мыши», «Котята и щенята», «Мышеловка» и др., несюжетные игры — «Найди себе пару», «Чье звено скорее соберется?» и т.д.)

Подвижные игры, не имеющие сюжета и ролевого образа, предусматривают индивидуальные действия ребенка и направлены на достижение определенного результата. Правила определяют способ выполнения движения. В них можно внести элемент соревнования, стимулирующий качественное выполнение движения («Сбей булаву», «Школа мяча», «Подбрось поймай», «Кольцебросc», «Кегли»).

Старшая группа. В подвижных играх используются более сложные движения, так как движения детей старшей группы отличаются большей координированностью, точностью. Перед детьми ставится задача мгновенно реагировать на изменение игровой ситуации, проявлять выдержку, смелость, сообразительность, смекалку, сноровку.

Широко используются сюжетные и бессюжетные игры. Вводятся игры с элементами соревнования.

Подготовительная группа. Большинство детей хорошо владеют основными движениями. Дети быстро ориентируются в пространстве, проявляют выдержку, смелость, находчивость. В играх ставятся задачи для самостоятельного решения. Усложнение заданий требует от детей умения быстро переключаться от одной деятельности к другой (от активного бега к выполнению коллективного творческого задания).

Методика проведения подвижных игр

Разнообразные приемы методики проведения подвижных игр, направлены на формирование личности ребенка и только при умелом руководстве подвижной игрой, осуществляются воспитательные и образовательные функции. Подвижные игры – школа движений. Поэтому по мере накопления детьми двигательного опыта, игры нужно усложнять:

  • увеличивать повторность и продолжительность игры;
  • усложнять двигательное содержание (воробышки из домика не выбегают, а выпрыгивают);
  • изменять размещение играющих на площадке (ловишка не сбоку площадки, а в середине);
  • проводить игру в нестандартных условиях.
  • вносить элемент новизны: новый атрибут, изменения правил, требующих от ребенка выдержки, самообладания, новая считалочка и т.д.

Это вызовет эмоциональный отклик у детей, они будут качественнее выполнять движения, захотят самостоятельно организовать подвижную игру.

Усложняя игры, нельзя менять замысел и композицию.

Выбор игр.

При отборе игр необходимо учитывать форму проведения занятий (урок, перерыв, праздник, тренировка). Придерживаться правила постепенного перехода от легкого к сложному. Учитывать зависимость игры от общих задач образовательной деятельности, возрастными особенностями детей, их состоянием здоровья, подготовленностью, степенью организованности, количество занимающихся. Принимается во внимание также место игры в режиме дня, время года, погодные условия и место проведения.

Особенности проведения подвижных игр на прогулке

Дети, для занятий на участке, специально не переодеваются. Одежда на занятиях в условиях прогулки должна быть легкой и не стеснять движений и соответствовать гигиеническим нормам и требованиям. В зимнее время надо следить за тем, чтобы дети не были слишком тепло одеты, так как лишняя одежда приводит к перегреву.

Подготовка площадки. 

Форма площадки предпочтительно прямоугольная, размер не менее 50 (ширина – 8 метров, длина – 12 метров), ограниченная линиями. Также проводится линия делящая площадку пополам. По углам можно поставить флажки. Линии принято размечать меловой краской. В сухую теплую погоду ее необходимо хорошо подмести и полить водой. На площадке с травяным покрытием срезают дерн, чтоб получился 2 – 3 сантиметровый желобок. Площадку для зимних игр расчищают от излишнего снега, по краям сооружают снежный вал. При необходимости посыпают песком.

Подготовка инвентаря.

Инвентарь, игрушки и атрибуты должны содержаться в порядке. Быть яркими, чистыми, красивыми. Их размер и масса – посильными для детей. Это флажки, цветные повязки, мячи разных размеров, кегли, обручи, скакалки и т.д. Все пособия и материалы, которые требуются для игры, должны быть приготовлены до ее начала, иногда их кладут на обусловленные места, и дети берут их по ходу игры. Количество должно соответствовать числу играющих, а качество быть одинаковым. Участники получают инвентарь после объяснения правил игры. Места хранения пособий устраиваются таким образом, чтобы детям было легко и удобно вынимать и убирать материалы.

Структура проведения подвижных игр

  • Сбор детей на игру
  • Создание интереса к игре
  • Организация, объяснение игры
  • Определение ведущего
  • Проведение игры и руководство ею
  • Окончание игры и подведение итогов

Сбор детей на игру. 

Подвижные игры проводятся ежедневно в разные периоды дня. Утром до завтрака, перед занятиями (игры со средней интенсивностью движений). Во время прогулки: в начале, в середине и в конце, в зависимости от того, какое занятие предшествовало прогулке и каков ее общий план. Для вечерней прогулки подходят любые подвижные игры.

Собрать детей на игру можно разными приемами. В младшей группе воспитатель звонит в колокольчик, ударяет в бубен, барабан, хлопает в ладоши или берет в руки игрушку (зайчика, мишку), привлекая внимание малышей и тут же вовлекая их в игру Команды и звуковые сигналы не должны быть слишком громкими: сильные удары, резкие свистки возбуждают маленьких детей.

С детьми старших групп заранее договаривается, где они соберутся, в какую игру будут играть и по какому сигналу ее начнут (слово, удар в бубен, колокольчик, взмах флажком и т.д.). Иногда воспитатель может поручить своим помощниками — наиболее активным детям собрать всех для игры. Также можно распределив детей по звеньям, предложить по сигналу собраться в установленных местах как можно быстрее (отметить, какое звено скорее собралось). Собирать детей надо быстро (1 — 2 мин). Всякая задержка снижает интерес к игре.

Создание интереса к игре.

Поддерживать интерес детей к игре необходимо на всем ее протяжении. Но особенно важно создать его в самом начале, чтобы придать целенаправленность игровым действиям. Дети, заинтересованные игрой лучше усваивают ее правила, более четко выполняют движения, испытывают эмоциональный подъем. С целью поддержания интереса к игре воспитатель может использовать различные приемы, такие как чтение стихов, коротких рассказов, прослушивание песенки, загадывание загадок, соответствующие игровой теме, рассматривание следов, знаков по которым необходимо найти спрятавшихся и др.

Интерес детей к играм с элементами соревнования повышается, если на них надевается форма, выбираются капитаны команд, судья и его помощник.

Организация, объяснение игры.

Перед объяснением игры важно правильно разместить детей. Детей младшей группы воспитатель чаще всего ставит так, как это нужно для игры (в круг). Объяснение происходит в том же круговом построении. Воспитатель занимаем место в ряду игроков. Старшую группу он может построить в шеренгу, полукругом или собрать около себя (стайкой). Воспитатель должен стоять так, чтобы его видели все (лицом к детям при построении в шеренгу, полукругом; рядом с ними, если дети собраны в круг) на видном месте боком или лицом к свету. Объясняя несюжетную игру, воспитатель знакомит с игровыми правилами и сигналом, раскрывает последовательность игровых действий. Указывает местоположения игровых атрибутов и играющих, используя пространственную терминологию (в младших группах с ориентиром на предмет, в старших — без них), сопровождая показом (как выезжает автомобиль, как прыгает зайчик).

В младшей группе все объяснения делаются, в ходе самой игры. Не прерывая ее, воспитатель размещает и перемещает детей, рассказывает, как нужно действовать.

В старших группах, до начала игры, детям сообщается название игры, раскрывается содержание и объясняются правила. Объяснение содержания и правил игры должно быть в течение 1,5—2 мин, кратким, точным и эмоциональным. Интонация при этом, имеет большое значение. При объяснении игры воспитатель не должен отвлекаться на замечания детям. Если игра сложная, то сначала разъясняется главное, а потом, в процессе игры, основной рассказ дополняется деталями. Движения показываются до начала или в ходе игры. С помощью вопросов проверяется, как дети поняли игру. Правильное выполнение движений доставляет детям удовольствие, чувство уверенности и стремление к совершенствованию.

Особенное внимание, воспитатель должен уделять выполнению детьми правил. Они имеют большое воспитательное значение. Не нарушая эмоциональности, правила ограничивают определенными рамками поведение участников игры, воспитывая дисциплину, волю, выдержку. Не следует вводить в игру правила, которые побуждают детей к проигрыванию (пойманный становится водящим, играющие начинают поддаваться).

Определение ведущего

Успешное проведение игры во многом зависит от удачного распределения ролей, поэтому важно учитывать особенности детей. Нельзя поручать ответственные роли всегда одним и тем же детям, желательно, чтобы все умели выполнять эти роли. Застенчивых, малоподвижных детей необходимо постепенно учить справляться с ответственной ролью. Исполнение главной роли, в играх с детьми младшего возраста, воспитатель сначала берет на себя (кот в игре «Воробышки и кот»). Когда малыши освоятся с игрой, поручает эту роль самим детям. Для назначения водящего могут быть использованы считалки, жребий. В старшей группе, сначала объясняют игру, затем распределяют роли и размещают детей. Если игра проводится впервые, то это делает воспитатель, а потом сами играющие. В играх, где есть элемент соревнования («Мяч водящему», «Эстафета по кругу»), при разделении на команды, колонны, звенья, необходимо группировать сильных с более слабыми детьми. Распределение на команды можно проводить  с помощью расчета на первый – второй. Недостаток, команды при таком разделении не всегда получаются равными по силе.

Проведение игры и руководство ею.

Игровой деятельностью детей руководит воспитатель. Роль его зависит от характера игры, от численного и возрастного состава группы, от поведения участников: чем меньше возраст детей, тем активнее проявляет себя педагог, нередко выполняя главную роль.

В средней и старшей группе, вначале игры, воспитатель также сам выполняет главную роль, а затем передает ее детям. Когда не хватает пары, участвует в игре наравне с играющими. Непосредственное участие воспитателя в игре поднимает интерес к ней, делает ее эмоциональнее.

Воспитатель, оценивая действия и поведение детей во время игры, делает указания на неправильность выполнения движений, как в ходе игры, так и перед ее повторением. Для того, чтоб не снизить положительные эмоции, возникающие в процессе игры, лучше указания делать в положительной форме, поддерживая радостное настроение, поощряя решительность, ловкость, находчивость, инициативу. Подсказывая, как целесообразнее выполнять движение, ловить и увертываться (изменять направление, незаметно проскочить или пробежать мимо «ловишки», быстро остановиться).

Воспитателю также необходимо следит за действиями детей и не допускать длительных статических поз (сидение на корточках, стояние на одной ноге, поднятие рук вперед, вверх), вызывающих сужение грудной клетки и нарушение кровообращения. Наблюдать за общим состоянием и самочувствием каждого ребенка. Воспитатель регулирует физическую нагрузку, которая должна увеличиваться постепенно. При первом проведении игры детям разрешают бегать 10 с, при повторении нагрузка повышается достигая предельной нормы, затем снижается. Нагрузку можно увеличить изменением темпа выполнения движений. Игры большой подвижности повторяются 3 — 4 раза, более спокойные — 4 — 6 раз. Паузы между повторениями 0,3 — 0,5 мин. Во время паузы дети выполняют более легкие упражнения или произносят слова текста. Общая продолжительность подвижной игры постепенно увеличивается с 5 мин в младших группах до 15 мин в старших.

Окончание игры и подведение итогов. 

Воспитателю необходимо закончить игру, когда дети еще не переутомились и проявляют к ней интерес. Раннее и неожиданное завершение игры, влечет за собой утрату благоприятного впечатления о ней. Опоздание с завершением игры ведет к переутомлению и к потере интереса, особенно при ее повторении в будущем.

В младших группах воспитатель заканчивает игру предложением, перейти к каким – либо другим видам деятельности более спокойного характера.

В старших группах подводятся итоги игры: уточняются детали игры, улаживаются конфликты, отмечаются те, кто правильно выполнял движения, проявлял ловкость, быстроту, смекалку, сообразительность. Соблюдал правила, выручал товарищей. Называются и те, кто нарушал правила и мешал товарищам. Анализируется, как удалось достичь успеха в игре.

К обсуждению проведенной игры привлекаются все дети. Это приучает их к анализу своих поступков, вызывает более сознательное отношение к выполнению правил игры и движений.

Подведение итогов игры должно проходить в интересной и занимательной форме, чтобы вызвать желание в следующий раз добиться еще лучших результатов.

Подвижная игра – незаменимое средство пополнения ребёнком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально - волевых качеств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: « Методика проведения подвижных игр на свежем воздухе»

Ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста и младшего школьного возраста являются занятия подвижными иг­рами, которые предоставляют хорошую возможность нормализо­вать подвижность нервных проце...

Консультация для педагогов "Игры на свежем воздухе с детьми дошкольного возраста"

В данной консультации перечислены основные виды игровой деятельности, которые проводятся в нашем ДОУ в разных возрастных группах....