"Развитие диалогической речи дошкольников в сюжетно-ролевой игре"
статья

Сообщение

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 414 комбинированного вида»

Ново-Савиновского района города Казани

Сообщение

Развитие диалогической речи дошкольников в сюжетно – ролевой игре

                

Воспитатель:

Миссалимова Эльмира Ильдаровна

Казань 2020

         Овладение диалогической речью – это одна из главных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка и т.п.), которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного речевого воспитания.

         Хорошая речь образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями, диалог у детей младшего дошкольного возраста - явление очень редкое. А между тем, овладение диалогической речью в возрасте от 3 до 7 лет имеет ключевое значение, ведь этот период наиболее сензитивен к ее усвоению. Дети усваивают родной язык, подражая разговорной речи окружающих. К сожалению, вечно занятые родители в наше время частенько забывают об этом и пускают процесс развития речи крохи на самотек.            

       Ребенок проводит мало времени в обществе взрослых (все больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками, но один), редко слушает рассказы и сказки из уст мамы с папой, а уж сюжетно ролевые игры, планомерные развивающие занятия по освоению речи - вообще редкость. Вот и получается, что с речью ребенка к моменту поступления в школу возникает множество проблем. Чтобы не было проблем с речью у дошкольника с младшего возраста необходимо заниматься и играть с дошкольником.

           Сюжетно ролевая игра это лучший способ для развития диалогической речи. Диалог это общение, именно диалогическая речь присутствует, в игре ребенка он задает вопрос, ждет ответа, следовательно, развивается сюжет.

           Ребенку необходим пример в игре, когда ребенок только знакомится с сюжетно - ролевой игрой, основную роль на себя берет воспитатель. Развитию у ребенка способности принимать на себя роль помогают сюжетно - ролевые игры, в которых основная роль принадлежит животным. Ребенку с детства знакомы: кошка, собачка, лошадка и другие животные, часто можно увидеть картину, как мама спрашивает у малыша как говорит собачка, где ушки, у киски учитывая, что это первые знания малыша, следовательно, ему и легче принять эту роль на себя. Легче всего ребенку принять на себя роли, с которыми он знаком: папа, мама, врач, повар, воспитатель, шофер все эти роли доступны для ребенка. Мама готовит обед, папа везет на машине в детский сад, работу воспитателя ребенок наблюдает целый день. Также ребенок слышит все диалоги взрослых.

Основные проблемы, с которыми встречается дошкольник:

1. Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь (так называемая "ситуативная" речь). Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.

-Бедность речи. Недостаточный словарный запас.

-Замусоривание речи сленговыми словами (результат просмотров телевизионных передач), употребление нелитературных слов и выражений.

4. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно
сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, если это
необходимо и уместно.

- Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. (А ведь к школе приобрести это умение просто необходимо!)

- Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

- Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации,
регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

- Плохая дикция.

       Многие родители полагаются в решении проблемы развития речи на детский сад. Поэтому педагогу необходимо следить за развитием речи детей, но даже если повезло с садиком, и родной речи на занятиях отведено достойное место, все, же имеет смысл проследить: достаточно ли у крохи развивается дикция, словарный запас, умение использовать интонацию, строить диалог, развернутые ответы, содержащие обоснование (доказательство). Если нет - придется подумать, как разнообразить речевую практику дошколенка. Большим помощником в развитии у младшего дошкольника является сюжетно ролевая игра.

       Сюжетно - ролевая игра строится на межличностных отношениях, которые реализуются в процессе общения.

       Сюжетно - ролевую игру можно отнести к обучающим играм, поскольку она в значительной степени определяет выбор языковых средств, способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет моделировать общение учащихся в различных речевых ситуациях другими словами, ролевая игра представляет собой упражнение для овладения навыками и умениями диалогической речи в условиях межличностного общения. В этом плане ролевая игра обеспечивает обучающую функцию.

      Современный мир не стоит на месте, появляются все новые и новые профессии. Окружающий мир ребенка разнообразен и интересен малышу. Поэтому необходимо уделять больше времени игре с малышом, а не занятиям, которые он успешно освоит в школе, если его научить играть.                    Играть необходимо с интересом, и получением необходимой информации для младшего дошкольника. Сам ребенок не научится правильно играть, говорить: всему этому должны научить мы взрослые. Ведь для этого необходимо порой правильно, четко произнести слово, задать несложные вопрос и помочь построить ответ. Тогда у наших детей будет хорошо развита диалогическая речь, умственные способности и любовь, забота к ближнему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль сюжетно-ролевой игры в развитии диалогической речи дошкольника

Дошкольный возраст – возрастной этап, ведущим видом деятельности которого является сюжетно-ролевая игра. Дошкольник не может реально участвовать в производственной деятельности взрослых: водить машину...

Статья на тему «Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие диалогической речи дошкольников»

Дошкольное детство – это совершенно особенный период развития ребёнка. Именно в возрасте от 3 до 7 лет возникает внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведении. Эта внутренняя жиз...

Консультация для родителей «Развитие связной речи дошкольников посредством сюжетно – ролевой игры».

Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития реб...

План по самообразованию на 2020-2021 г. Тема: «Развитие связной речи дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры».

Игра – является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, а так же игра выступает как важное средство воспитания, а еще лучше этот процесс проходит в сюжетно-ролевой игре....

Консультация для родителей «Развитие связной речи дошкольников посредством сюжетно — ролевой игры»

Консультация для родителей «Развитие связной речи дошкольников посредством сюжетно — ролевой игры»...

Консультация для воспитателей «Развитие связной речи дошкольников посредством сюжетно - ролевой игры»

Консультация для воспитателей "Развитие связной речи дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры"...