Инклюзивное образование
статья

Татьяна Александровна Зуева

Инклюзия. Главные понятия, содержание, задачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл inklyuzivnoe_obrazovanie.docx73.04 КБ

Предварительный просмотр:

К концу ХХ столетия во многих развитых странах мира (США, Великобритания, Швеция, Германия, Италия, Скандинавские страны) ведущей стратегией в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) стало интегрированное образование, которое предполагает создание коррекционных классов в массовых школах и групп в детских садах.

Однако выделение «особых» классов и групп часто ведет к исключению этих детей из социальной жизни школы и детского сада и создает определенные барьеры в общении и взаимодействии детей. Поэтому от интеграции перешли к инклюзии – совместному обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья.

Термин «инклюзия» введен в 1994 г. Саламанкской декларацией о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями.

Инклюзия (калька с англ. inclusion) – включение, добавление, прибавление, присоединение,

то есть:

• вовлечение в образовательный процесс каждого ученика с помощью образовательной программы, которая соответствует его способностям;

• удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей, обеспечение специальных условий 

        Инклюзивное образование позволяет оказывать системную комплексную помощь в социализации ребенка с особыми образовательными потребностями. Ресурс образовательного и социального развития связан не только с возможностями ребенка и его семьи, но, в первую очередь, с возможностями и ресурсами самой образовательной среды, включающей в себя различные субъекты. Включение ребенка с особыми образовательными потребностями в массовую образовательную среду значительно усиливает потенциал развития и самоопределения такого ребенка в условиях современного образования. Возможности образовательной среды в условиях реализации инклюзивного образования несравнимо выше возможностей традиционного психолого-педагогического сопровождения (психокоррекционного, психотерапевтического) детей с ОВЗ, детей-инвалидов  и их семей.

Законодательство Российской Федерации, в соответствии с основополагающими международными документами в области образования, предусматривает принцип равных прав на образование для детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Эти гарантии закреплены во многих законодательных актах Российской Федерации. В субъектах РФ разрабатываются нормативные документы, региональные целевые программы, направленные на поиск новых, эффективных форм оказания коррекционной психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям с особыми образовательными потребностями в условиях  перехода  к инклюзивному образованию и внедрению Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ОВЗ.  

        В соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка (1989), Конвенцией о правах инвалидов (2006), каждый ребенок имеет право на получение образования. Инклюзивное образование – единственный признанный  в мире инструмент реализации этого права детей с ОВЗ и детей-инвалидов. В Конвенции о правах инвалидов положения статьи 24  соотносят непосредственно право лиц с инвалидностью на образование с обязанностью государства обеспечить реализацию этого права через «инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни». Это означает, что государства-участники Конвенции (подписана Российской Федерацией в 2008 году), руководствуясь принципом недискриминации и на основе равенства возможностей, обязаны обеспечить инклюзивную вертикаль образования для лиц с инвалидностью на всех уровнях, начиная с дошкольного возраста, непосредственно в школах, и далее в средних профессиональных и высших учебных заведениях. В данной статье Конвенции инклюзивное образование признается не только как основное и главное средство реализации права на образование лиц с инвалидностью, но и подчёркивается антидискриминационный, развивающий и личностно-ориентированный, гуманистический характер такого образования.

(СЛАЙД) Нормативно-правовое обеспечение реализации инклюзивного образования:

1.        Конституция Российской Федерации.

2.        Конвенция о правах ребенка, 1989г.

3.        Конвенция о правах инвалидов, 2006г.

4.        «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» - Закон Российской Федерации  от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ с дополнениями и изменениями.

5.        «О порядке и условиях признания лица инвалидом» - Постановление правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 95 (в ред. Постановления Правительства РФ от 07.04.2008 № 247)

6.        «Индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемая федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы». Приложения №2 и №3 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 4.08.2008 г. № 379н

7.        «Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы» - Приказ министерства здравоохранения и социального развития РФ 22 августа 2005 г. № 535)

8.        «Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект» - Письмо Минобразования РФ от 03.04.2003 № 27/2722-6

9.        «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической ко-миссии» - Приказ Министерства образования и науки РФ от 20 сентября 2013 года № 1082.

11.        «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения) - Письмо Министерства образования Российской Федерации     от 27.03.2000 № 27/901-6).

12.        «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами» – Письмо Министерства образования и науки РФ  от 18.04.2008 № АФ-150/06.

13.        Приказ Министерства образования и науки РФ № ИР-535/07 от 07.06.2013 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей».

ТЕКСТ

Основополагающим законодательным актом, регулирующим процесс образования детей с ОВЗ в Российской Федерации, является Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - ФЗ № 273), регламентирующий право детей с ОВЗ и с инвалидностью на образование и обязывающий федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления создавать необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами названных категорий в целях коррекции нарушений развития и социальной адаптации.

В нескольких статьях ФЗ № 273 говорится об организации образования лиц с ОВЗ и лиц с инвалидностью, кроме того, предусмотрена отдельная статья 79, регламентирующая организацию получения образования лицами с ОВЗ.

Частью 16 статьи 2 ФЗ № 273 впервые в российской законодательной практике закреплено понятие "обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий". Таким образом, категория "обучающийся с ОВЗ" определена не с точки зрения ограничений по здоровью, а с точки зрения необходимости создания специальных условий получения образования, исходя из решения коллегиального органа — психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).

А теперь часто возникающий вопрос: «кого считать ребенком-инвалидом, а кто дети с ОВЗ?»

Обучающийся с ОВЗ – это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (ч. 16 ст. 2 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ).

По результатам обследования любого ребенка в возрасте от 0 до 18 лет специалистами ПМПК родителю (законному представителю) выдается заключение, содержащее описание состояния высших психических функций (речи, мышления, восприятия, воображения, памяти) ребенка и рекомендации, определяющие образовательную программу, форму обучения и направления работы специалистов сопровождения.

Предоставление заключения ПМПК в образовательные организации является добровольным решением родителя.

К обучающимся с ОВЗ могут быть отнесены дети:

•        с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие, кохлеарно имплантированные);

•        с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);

•        с тяжелыми нарушениями речи;

•        с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

•        с задержкой психического развития;

•        с расстройствами аутистического спектра;

•        со сложными дефектами (тяжелыми и множественными нарушениями развития);

•        с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Некоторые дети могут иметь и справку об инвалидности и заключение ПМПК (глухие, слепые, дети с тяжелыми и множественными нарушениями развития и т. д.).

Статус инвалида гражданам России присваивает Бюро медико-социальной экспертизы (п. 1 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 95). Получение справки об инвалидности и индивидуальной программы реабилитации или абилитации (ИПРА) не всегда требует изменений условий и программы образования ребенка. Например, дети с соматическими заболеваниями – заболеваниями сердца и сосудов, дыхательной системы, печени и почек, желудочно-кишечного тракта могут обучаться по основной образовательной программе и не посещать ПМПК.

Внимание: обучающийся с ОВЗ не всегда является инвалидом, а ребенок с инвалидность может не нуждаться в создании специальных условий обучения.

При принятии решения о реализации инклюзивной практики в образовательном учреждении учитывается следующее:

• наличие мотивации;

• психологическая готовность коллектива ДОУ к инклюзии, предполагающая знакомство с основными ценностями, целями, методиками организации инклюзивной практики и согласие с ними;

• наличие необходимых специалистов (учителей-дефектологов, педагогов-психологов, учителей-логопедов, тьюторов) или договора с психолого-педагогическими и медико-социальными центрами о психолого-педагогическом сопровождении детей с ОВЗ;

• наличие специальных условий для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе безбарьерной среды;

• возможность повышения квалификации педагогов.

Основная цель образовательного учреждения в процессе становления инклюзивной практики

– обеспечение условий для совместного воспитания и образования детей с разными образовательными потребностями.

Когда решение принято, происходит разворачивание инновационной педагогической деятельности, предполагающей ряд обязательных процедур (осознание ценностей, постановку целей, анализ условий, подбор и создание средств и методов, оценку результатов и коррекцию деятельности) и этапность их реализации в соответствии с решаемыми задачами.

На первом этапе планируются следующие мероприятия:

• руководитель принимает решение об организации инклюзивной практики в ДОУ;

• руководитель ДОУ проводит анализ квалификации специалистов, комплектации предметно-развивающей среды, образовательных программ и технологий, по которым работает ОУ на соответствие их условиям реализации инклюзивных целей;

• руководитель ОУ проводит встречи с педагогическим коллективом для обсуждения и проработки основных целей, ценностей и принципов инклюзии, перспективного и текущего плана действий коллектива, определения состава ПМПк и координатора по организации инклюзивной практики в ДОУ;

• происходит знакомство с детьми и семьями, а при наличии в ОУ консультативного пункта (КП) – проведение первичного приема детей с ОВЗ для диагностики и разработки рекомендаций;

• ПМПк на основе заключения ПМПК и результатов диагностики, проведенной внутренними специалистами, разрабатывает образовательный маршрут для детей с ОВЗ в ДОУ (консультативный пункт, лекотека, группа кратковременного пребывания, инклюзивная группа, дополнительные занятия со специалистами) и индивидуальную образовательную программу;

• определяются основные мероприятия по адаптации детей группы к новым условиям с приходом детей с ОВЗ;

• проводятся встречи с родителями;

• подписываются договоры с родителями;

• составляется расписание, и определяется распорядок дня.

При включении в образовательный процесс ребенка с особыми образовательными потребностями необходимо продумать, что нового внесет своим появлением тот или иной ребенок, каких изменений это потребует от учреждения. Приход такого ребенка в детский сад подразумевает составление индивидуального образовательного маршрута и изменения средовых условий с учетом его особенностей.

Например, если приходит ребенок с нарушениями опорно-двигательного аппарата, планируются весь маршрут передвижения ребенка по детскому саду, все режимные моменты и их обеспечение (посещение туалета, сидение за партой или за столом, прогулки, двигательные занятия), педагогические действия по организации обучения и взаимодействия ребенка с другими детьми.

Если приходит ребенок с особенностями эмоционально-волевой сферы – планируется деятельность воспитателя по включению этого ребенка в группу детей.

На втором этапе решаются следующие задачи:

• разработка концепции организации инклюзивной практики, включающей основные ценности и технологии их реализации;

• разработка образовательной программы, учитывающей государственные требования и особенности инклюзивного процесса;

• создание методического обеспечения образовательного процесса;

• создание вариативных форм для реализации инклюзивного образования;

• повышение профессиональной квалификации педагогов и специалистов;

• определение педагогов и специалистов, разрабатывающих индивидуальные

образовательные программы для детей с ОВЗ;

• создание предметно-развивающей среды;

• разработка новой структуры управления инклюзивным образовательным учреждением;

• выстраивание партнерских отношений со всеми участниками образовательного процесса;

• создание сетевого взаимодействия с организациями-партнерами.

Организационная модель инклюзивного ДОУ должна учитывать разнообразные условия, зависящие от комплектования детского сада, быть гибкой и вариативной.

Организация инклюзивной практики предполагает творческий подход и определенную гибкость образовательной системы, учитывающей потребности не только детей с ограниченными возможностями здоровья, но и разных этнических групп, пола, возраста, принадлежности к той или иной социальной группе.

Система обучения и воспитания подстраивается под индивидуальные образовательные потребности ребенка, используются новые подходы к обучению, применяются вариативные образовательные формы и методы обучения и воспитания. В самом инклюзивном подходе заложена необходимость изменять образовательную ситуацию, создавать новые формы и способы организации образовательного процесса с учетом индивидуальных различий детей. Для управления инклюзивными процессами необходимо вводить командные формы работы, проектные формы организации деятельности, диагностику и мониторинг инклюзивных процессов, формы согласования интересов разных участников образовательного процесса (дошкольников, родителей, педагогов, администрации).

Структурные подразделения ДОУ, реализующего инклюзивную практику

Вариативные организационные модели определяются ДОО самостоятельно в соответствии с ФГОС ДО и Приказом Минобрнауки России от 30.08.13 №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования» и предусматривают индивидуальное определение специальных образовательных условий, обеспечивающих эффективность обучения, воспитания и социальной адаптации обучающихся с ОВЗ:

•        Группа комбинированной направленности - инклюзивная группа. Обучающийся с ОВЗ зачисляется в группу общеразвивающей направленности с возможностью максимального включения в коллектив типично развивающихся обучающихся.

•        Группа комбинированной направленности - инклюзивная группа с использованием технологии «Ресурсная группа». Обучающийся с РАС зачисляется в группу общеразвивающей направленности, при этом должна быть обеспечена как возможность организации индивидуальной работы в специально оборудованной «Ресурсной зоне», так и включение в коллектив типично развивающихся обучающихся. «Ресурсная зона» должна быть оснащена техническими средствами обучения и оборудованием, ориентированным на удовлетворение особых образовательных потребностей воспитанника с ОВЗ, специальными УМК, специальными компьютерными инструментами для развития и коррекции, приложениями к ним, специальными дидактическими и диагностическими материалами, и включать пространство для индивидуальных и групповых занятий, помещение для отдыха и сенсорной разгрузки, автоматизированные рабочие места педагогических работников.

•        Группа компенсирующей направленности. В группу зачисляются обучающиеся с ОВЗ одной нозологической категории.

•        Группа компенсирующей направленности - интегрированная группа. Обучающиеся с ОВЗ различных нозологических категорий зачисляются в одну группу . Для обучающихся с РАС возможно использование технологии «Ресурсная группа».

•        Получение образования на дому (при наличии соответствующего заключения медицинской организации и письменного заявления родителей (законных представителей)). Обучающийся с ОВЗ в сопровождении родителей (законных представителей) посещает ДОО в режиме лекотеки или консультационного пункта.

        

Образовательная деятельность с использованием любой из указанных выше моделей должна быть организована в соответствии с индивидуальным для каждого обучающегося с ОВЗ режимом посещения, определяемым с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития, его готовности к нахождению в среде других обучающихся, рекомендаций ПМПК и психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) ДОО.

Инклюзивное образовательное пространство основано на предоставлении новых форм дошкольного образования для детей с разными стартовыми возможностями. Для детей, которые по каким-либо причинам не могут посещать дошкольную группу в режиме полного дня, создаются дополнительные структурные подразделения: Это могут быть: центры игровой поддержки развития (ЦИПР), консультативный пункт (КП), лекотека, служба ранней помощи (СРП), группа кратковременного пребывания, деятельность которых направлена на оказание вариативных образовательных услуг семьям детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет.

Открытие в детском саду новых структурных подразделений производится в соответствии с утвержденными организацией локальными актами: Положениями об организации деятельности лекотеки, службы ранней помощи, консультативного пункта, групп кратковременного пребывания.

При приеме ребенка с ОВЗ в каждом структурном подразделении проводится первичная консультация (у нас это командное консультирование), в ходе которой специалисты подразделений (педагог-психолог, учитель-логопед,

учитель-дефектолог, социальный педагог и др.) проводят диагностику и составляют первичные рекомендации по конкретизации индивидуального образовательного маршрута и условий для адаптации ребенка (для обсуждения на ПМПк[a]).

В каждом из подразделений образовательные услуги ребенку с ОВЗ предоставляются в соответствии с индивидуальным образовательным маршрутом. Одним из условий успешности образовательного процесса является включение семьи в образовательное пространство.

О способах включения родителей мы остановимся позже более подробно.

В структурных подразделениях ДОУ ребенок может находиться до школы или переходить по мере готовности в группу кратковременного пребывания, инклюзивную группу и др.

При необходимости возможно введение ставок тьюторов (сопровождающих) для детей с ОВЗ в пределах фонда оплаты труда. Нормативы рабочего времени, должностные обязанности, количество проводимых специалистами индивидуальных и фронтальных занятий регламентируются документами о рабочем времени учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога, воспитателя, локальными актами образовательного учреждения.

Наличие структурных подразделений позволяет ДОУ варьировать образовательные формы, предоставляя выбор образовательных услуг, соответствующих запросам родителей и рекомендациям психолого-медико-педагогической комиссии.

 Состав структурных подразделений в разных ДОУ может варьироваться.

(СЛАЙДЫ) Например:

Консультативный пункт организуется в образовательных учреждениях,

реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования, для родителей (законных представителей) и детей в возрасте от 1 года до 7 лет, не посещающих образовательные учреждения.

Цель создания консультативного пункта – обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания, оказание психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям), поддержка всестороннего развития личности

детей, не посещающих образовательные учреждения.

Направления деятельности консультативного пункта:

– оказание всесторонней помощи родителям (законным представителям) и детям 5–6 лет, не посещающим образовательные учреждения, в обеспечении равных стартовых возможностей при поступлении в школу;

– оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) по различным вопросам воспитания, обучения и развития дошкольников;

– содействие социализации детей дошкольного возраста, не посещающих образовательные учреждения;

– проведение комплексной профилактики различных отклонений в физическом, психическом и социальном развитии детей, не посещающих образовательные учреждения;

– обеспечение взаимодействия между государственным образовательным учреждением, реализующим общеобразовательную программу дошкольного образования, и другими организациями социальной и медицинской поддержки детей и родителей (законных представителей).

Служба ранней помощи является структурным подразделением образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.

Служба ранней помощи реализует программу обучения и воспитания детей в возрасте от 2 месяцев до 4 лет. В условиях специально организованной развивающей среды специалисты (учитель-дефектолог, педагог-психолог, учитель-логопед) проводят индивидуальные и групповые занятия при участии родителей, консультируют родителей по проблемам развития и достижениям ребенка, по использованию игр и упражнений на домашних занятиях.

Целью деятельности службы является психолого-педагогическая и социальная поддержка семьи, имеющей ребенка с выявленными нарушениями развития (риском нарушения), не посещающего образовательное учреждение, подбор адекватных способов взаимодействия с ребенком, его воспитания и обучения, коррекция отклонений в развитии.

Содержание деятельности Службы ранней помощи:

– проведение психолого-педагогического обследования детей с нарушениями развития (риском нарушения) и их семей;

– оказание комплексной коррекционно-развивающей помощи детям с нарушениями развития (риском нарушения) и психолого-педагогической поддержки их семьям;

– осуществление работы по адаптации, социализации и интеграции детей с нарушениями развития (риском нарушения);

– включение родителей (законных представителей) в процесс воспитания и обучения ребенка;

– определение дальнейшего образовательного маршрута ребенка.

Лекотека является структурным подразделением образовательного учреждения, реализующего общеобразовательную программу дошкольного образования.

Лекотеки организуются для детей, которые не могут посещать государственные образовательные учреждения по состоянию здоровья или развития и нуждаются в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.

В деятельности лекотеки используются различные коррекционно-развивающие и игровые методы работы и осуществления психологической поддержки развития детей.

Целью деятельности лекотек является обеспечение психолого-педагогического сопровождения детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет с нарушениями развития для социализации, формирования предпосылок учебной деятельности, поддержки развития личности и оказания психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям).

В лекотеке проводятся индивидуальные и групповые занятия, направленные на развитие первичных социальных навыков, моторной, эмоционально-волевой, познавательной, речевой сфер. Содержание занятий определяется в зависимости от рекомендаций специалистов и в соответствии с программами обучения детей с различными нарушениями в развитии. Лекотека является одной из первых ступеней социализации ребенка. Впоследствии ребенок может быть переведен в инклюзивную группу или класс.

Содержание деятельности лекотеки:

– реализация образовательной программы, разрабатываемой с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей воспитанников, принимаемой и реализуемой лекотекой самостоятельно;

– проведение психокоррекции средствами игры у детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет с нарушениями развития;

– обучение родителей (законных представителей), специалистов государственных образовательных учреждений методам игрового взаимодействия с детьми, имеющими нарушения в развитии;

– проведение психопрофилактической работы с членами семей детей с нарушением развития;

– психолого-педагогическое обследование детей с нарушениями развития при наличии согласия родителей (законных представителей);

– помощь родителям (законным представителям) в подборе адекватных средств общения с ребенком;

– подбор индивидуальных техник формирования у детей предпосылок учебной деятельности;

– поддержка инициатив родителей (законных представителей) в организации программ взаимодействия семей.

Группа компенсирующей направленности[b] (с различным временем пребывания) создается для детей-инвалидов в возрасте от 3 месяцев до 7 лет с целью оказания им систематической психолого-медико-педагогической помощи, формирования предпосылок учебной деятельности, социальной адаптации, содействия родителям в организации воспитания и обучения детей. Группа создается для проведения коррекционно-развивающей работы специалистов различного профиля с детьми с ОВЗ, обеспечения первичной адаптации ребенка с ОВЗ в группе сверстников без индивидуального сопровождения взрослого, подготовки к посещению инклюзивной группы. С этой целью проводятся индивидуальные и групповые занятия учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога. На групповых занятиях вводятся музыкально-ритмические виды деятельности, фольклорные народные игры. В индивидуальной работе специалисты помимо основных коррекционных методов работы используют адекватные особенностям ребенка приемы телесно-ориентированной терапии, нестандартные методы изобразительной и игровой деятельности.

Содержание деятельности группы компенсирующей направленности:

– проведение коррекционно-развивающих групповых и индивидуальных занятий, направленных на развитие коммуникативной, познавательной и иных сфер с целью максимальной социально-эмоциональной адаптации ребенка в среде сверстников;

– подготовка ребенка с ОВЗ к включению в инклюзивную группу;

– проведение консультативной работы с родителями.

Инклюзивная группа (группа комбинированной направленности) ДОУ открывается для совместного воспитания и образования здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Содержание деятельности инклюзивной группы:

– осуществление развивающей деятельности (развитие речи и представлений об окружающем мире, развитие познавательной сферы, игровой, исследовательской, проектной, графической, конструктивной деятельности и т. Д.);

– социализация в условиях совместного обучения и воспитания детей с ОВЗ и обычно развивающихся сверстников;

– реализация коррекционной деятельности специалистов (учитель-логопед, учительдефектолог, педагог-психолог, массажист);

– реализация программ творческого развития детей (керамическая мастерская, хореография, музыкально-ритмические занятия, игротерапия и др.).

Основные направления работы педагогического коллектива в инклюзивной группе:

• диагностика индивидуальных особенностей развития каждого ребенка;

• комплексная оценка ресурсов и дефицитов ребенка для составления индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной образовательной программы;

• планирование образовательного процесса с учетом индивидуальных образовательных потребностей детей группы;

• организация совместной жизнедеятельности детей в условиях инклюзивной группы;

• мониторинг инклюзивного образовательного процесса.

Согласно части 3 статьи 79 ФЗ № 273 «Об Образовании» под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя:

- специальные образовательные программы и методы обучения и воспитания,

- специальные учебные пособия и дидактические материалы,

- специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования,

- предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь,

- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий,

- обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ.

Порядок зачисления и особенности режима пребывания обучающихся с ОВЗ в ДОО

Зачисление в ДОО обучающихся с ОВЗ регламентируется Порядком приема граждан на обучение по образовательной программе дошкольного образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 8 апреля 2014 г. № 293 и осуществляется на основании личного заявления родителя (законного представителя) и заключения ПМПК.

Заключение ПМПК обучающегося с ОВЗ, как и индивидуальная программа реабилитации-абилитации (ИПРА) ребенка с инвалидностью, для родителей (законных представителей) носит заявительный характер: они имеют право не предоставлять эти документы в образовательные и иные организации. Вместе с тем, только представленное в ДОО заключение ПМПК и/или ИПРА являются основанием для создания специальных образовательных условий.

Первичный прием обучающегося с ОВЗ осуществляется педагогами из состава ПМПк ДОО в специально оборудованных помещениях, например, в сенсорной комнате или кабинете педагога – психолога, с использованием ресурсного игрового пространства (при наличии). Так же в обязанности членов ПМПк ДОО входит проведение установочной беседы – консультации с родителями (законными представителями) с целью предоставления необходимой информации об организации психолого-педагогического сопровождения в ДОО и сбор данных об обучающемся с обязательной фиксацией в форме протоколов, анкет, опросников.

По результатам проведенных мероприятий членами ПМПк ДОО формируется лист адаптации обучающегося, в котором определяются условия адаптационного периода, в том числе устанавливается индивидуальный режим пребывания, который регламентирует объем нагрузки по реализации АООП и программы коррекционной работы, время отдыха обучающегося, режим питания, удовлетворения потребностей в двигательной активности, творческой деятельности.

Основной задачей педагогов в адаптационный период является создание наиболее благоприятных условий пребывания обучающегося в ДОО.  В этот же период должна быть сформирована информационная база об обучающемся, определены основные трудности в поведении и дефициты в навыках.

Для максимально точного определения уровня развития навыков с помощью тестирования необходимо соблюдение двух условий: использование утвержденной ПМПк ДОО системы тестирования и наличие у обучающегося навыков сотрудничества с незнакомыми (неблизкими) взрослыми. При отсутствии одного из данных условий проведение тестирования невозможно, в таком случае, педагоги для составления индивидуальной образовательной программы обучающегося должны использовать данные включенного наблюдения. Практический опыт дает основание полагать, что специалистам требуется не менее 15 часов очного наблюдения для сбора информации о ребенке, после чего должен быть сформирован лист адаптации.

Временной режим пребывания в ДОО и распорядок дня обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом их повышенной утомляемости в соответствии с требованиями к здоровьесбережению и может быть пересмотрен ПМПк ДОО, в том числе по заявительному принципу  в случае обращения педагогов или  родителей (законных представителей) обучающегося.

Время включения обучающегося с ОВЗ в непрерывную непосредственную образовательную деятельность (НОД) не может превышать максимально допустимый объём образовательной нагрузки в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.3049:

Возрастная группа        Недельная нагрузка        Продолжительность НОД

До 3 лет                        1 ч. 40 мин.                                10 минут

От 3 до 4 лет                2 ч. 45 мин.                                15 минут

От 4 до 5 лет                4 ч.00 мин.                                20 минут

От 5 до 6 лет                6 ч. 25 мин.                                25 минут

От 6 до 7 лет                8 ч. 30 мин.                                30 минут

        

        Решение о возможности участия обучающегося с ОВЗ в совместной образовательной деятельности и режимных моментах с другими обучающимися, а также о ее продолжительности, принимается коллегиально ПМПк по согласованию с родителями (законными представителями) и с учетом рекомендаций эксперта (при наличии – куратора, методиста или супервизора), осуществляющего организационно-методическое сопровождение, на основе следующих критериев:

- отсутствие нежелательного поведения во время проведения групповых занятий в течение 15 минут;

- умение выражать социально приемлемым способом просьбу, отказ и согласие;

- умение ждать и следовать инструкции сопровождающего (воспитателя, педагога-психолога, тьютора).

Соответственно специфика работы учреждения в первую очередь находит свое отражение в образовательной программе.

Образовательная программа дошкольного образования (далее – Программа) является нормативно-организационным документом и отражает специфику организации образовательного процесса в МБДОУ в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155.

Чем АОП отличается от АООП

В группах комбинированной направленности организуют совместное обучение детей с ОВЗ и нормативно развивающихся детей. Нормативно развивающиеся дети обучаются по основной образовательной программе, а для ребенка с ОВЗ разрабатывают адаптированную образовательную программу (АОП) на год. Ее цель – обеспечить развитие, обучение, воспитание, коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию ребенка. На обучение по АОП принимают только с согласия родителей и на основании рекомендаций ПМПК. Родители не обязаны приносить рекомендации в детский сад, но если принесли, вы должны их учитывать. Заключение комиссии подскажет, какие приемы, методы и средства обучения использовать, чтобы учесть потребности и возможности конкретного ребенка. Каждого ребенка с ОВЗ рассматривают индивидуально и для каждого пишут адаптированную образовательную программу.

Для разработки АОП используйте примерные АООП ДО[c]. Ориентируйтесь на особенности психофизического развития ребенка, его индивидуальные возможности и образовательные потребности.

В группе компенсирующей направленности реализуют адаптированную основную образовательную программу дошкольного образования (АООП ДО), так как образовательные задачи для всех одинаковы. Разработано девять примерных АООП ДО для разных категорий детей:

глухих.

•        с амблиопией и косоглазием;

•        слабовидящих;

•        слепых;

•        с задержкой психического развития;

•        с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

•        с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

•        с тяжелыми нарушениями речи;

•        слабослышащих и позднооглохших;

Оговорюсь: Сейчас на базе нашего ДОУ проходит апробация АООП для детей с РАС под ред. Морозова Ю.А.

В каком порядке разрабатывать

Чтобы написать АОП, создайте рабочую группу. Включите в состав группы координатора по инклюзии, специалистов, воспитателей, педагогов дополнительного образования. Этапы разработки программы смотрите в таблице.(слайд)

Этапы разработки АОП

Этап

Что делать

1

Подготовительный

Соберите информацию о ребенке и его семье. Проанализируйте ее.

Определите, какие специалисты психолого-педагогического сопровождения войдут в междисциплинарную команду.

Привлеките дополнительные ресурсы, если в детском саду нет нужного специалиста

2

Нормативный

Издайте приказ о создании рабочей группы. Чтобы урегулировать процесс работы, пропишите его в локальном акте

3

Проектировочный

Поручите рабочей группе определить:

  • структурные составляющие АОП;
  • временные границы реализации программы;
  • цели программы (совместно с родителями);
  • круг задач в рамках реализации программы;
  • содержание программы (коррекционный, образовательный и воспитательный компоненты по пяти образовательным областям).

Утвердите АОП

особенностей развития ребенка с ОВЗ.

Нормативно-правовая база.

Структура, цели и задачи программы.

4

Практический

Контролируйте, как воспитатели и профильные специалисты (дефектолог, логопед, сурдопедагог, психолог) реализуют утвержденную АОП

5

Рефлексивный

Проведите оценку эффективности программы посредством фиксации достижений ребенка по ключевым параметрам психофизического развития

Как определить структуру

Контролируйте, чтобы АОП имела четкую структуру. Это поможет смоделировать работу специалистов, учесть возрастные и индивидуальные познавательные потребности ребенка по ключевым направлениям развития. Как должна выглядеть структура АОП, смотрите в таблице.(слайд)

Компонентный состав структуры АОП

Раздел

Подраздел

Содержание

Титульный лист

Наименование образовательной организации.

Гриф утверждения заведующим.

Назначение, адресность и срок реализации программы

Целевой

Пояснительная записка

Краткая характеристика

Принципы и подходы к формированию программы.

Планируемые результаты в виде целевых ориентиров освоения программы воспитанником

Содержательный

Образовательный компонент

План работы в пяти образовательных областях:

  • социально-коммуникативная;
  • познавательная;
  • речевая;
  • художественно-эстетическая;
  • физическое развитие.

Конкретное содержание образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей, образовательных потребностей воспитанника

Воспитательный компонент

Описание приемов, методов и форм работы

Коррекционный компонент

Программа коррекционной работы специалистов

сопровождения, рекомендованных ПМПК.

Формы, методы, приемы и условия коррекционной работы каждый специалист выбирает с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, особых образовательных потребностей воспитанника

Организационный

Материально-техническое обеспечение программы

Условия для диагностики и коррекции нарушений развития ребенка в рамках реализации АОП

Методическое сопровождение

Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения.

Методические и наглядно-дидактические пособия, которые используются в работе

Развивающая предметно-пространственная среда

Организация пространства и оснащение групповой комнаты, кабинетов, спальных помещений, музыкального и физкультурного залов, прогулочной и спортивной площадок (при необходимости)

Внимание

выбирайте и описывайте в АОП такие формы и методы работы, которые помогут ребенку с ОВЗ адаптироваться к детскому саду и обеспечат всестороннее развитие.

Так на примере Программы нашего учреждения

Программа обеспечивает разностороннее комплексное развитие детей в возрасте от 1,5 до 7-ми (8-ми) лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям (образовательным областям) – социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно- эстетическому и физическому с учетом интересов и потребностей семей воспитанников, а также с учетом сложившихся в МБДОУ физкультурно- оздоровительных и культурно-образовательных традиций. Программа обеспечивает развитие личности детей, в том числе с ОВЗ дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей. В программе отражены особенности реализации образовательной модели «Инклюзивный детский сад».

Были внесены изменения в содержательный раздел ООП ДО – в часть, формируемую участниками образовательных отношений, дополнив такими разделами, как:

Структурное подразделение «Лекотека» для детей с ОВЗ

Особенности организации деятельности адаптационной группы кратковременного пребывания для детей от 1,5 до 3 лет

Организация работы консультативного центра                                                                    

Специальный раздел. Инклюзивное образование.

Основными принципами формирования Программы являются:

- возможность включения ребенка в образовательную деятельность как полноценного его участника на разных этапах реализации Программы;

- ориентирование содержательных и организационных аспектов Программы на поддержку детской инициативы, а также формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

-  учет возрастной адекватности и персональных потребностей контингента воспитанников при выборе форм, методов, способов и средств реализации Программы;

- учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников при обеспечении спектра обязательных сопутствующих условий;

- построение образовательной деятельности на основе персонифицированного обучения и воспитания;

-реализация Программы с использованием ресурсов иных образовательных организаций и объектов социокультурного окружения;

- построение образовательной деятельности на основе комплексно-тематического планирования и индивидуально-ориентированных программ для детей с ОВЗ.

                                                 

На основании требований ФГОС раздел III пункт 3.2.7. 3.2.7.:

Для коррекционной работы с детьми с ОВЗ, осваивающими Программу совместно с другими детьми в группах комбинированной направленности, должны создаваться условия в соответствии с перечнем и планом реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий. При создании условий для работы с детьми-инвалидами, осваивающими Программу, должна учитываться индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида.

Таким образом для получения общего образования детьми с ОВЗ в нашем ДОУ разработана соответствующая адаптированная основная образовательные программа в рамках основной образовательной программы (отдельным документом) с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей. Условия должны быть созданы в соответствии с Рекомендациями ПМПК (приказ Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»).

На основании АООП разрабатывается АОП, а затем специалисты детского сада – воспитатели, учитель-дефектолог, логопед, психолог – разрабатывают свои рабочие программы и документы календарно-тематического планирования, которые нужно корректировать и дополнять по мере необходимости, а так же программа коррекции. Оформляют их в качестве приложений к АОП.

Чтобы учесть особые образовательные потребности всех участников образовательного процесса мы разработали такой конструктор:

        планирование происходит вокруг одной центральной темы, близкой и наиболее интересной для ребенка,

        комплексно-тематический план расписан понедельно, обозначена тематика недель;

        цикличность тем способствует углублению знаний детей по темам в каждой возрастной группе от простого материала к более развернутому;

        тематический принцип построения образовательного процесса позволяет вводить региональные и культурные компоненты; выведено примерное содержание деятельности по всем возрастным группам;

Разработана модель планирования, которая носит смешанный характер, когда лексические темы, сочетаются с новыми событиями и праздниками по принципам событийности и креативности.

Организуемая таким образом образовательная деятельность позволяет быть успешными всем воспитанникам, в том числе с ОВЗ.

Что касается диагностики, то она представлена в программе следующим образом:

В методических рекомендациях каждого раздела программы указаны те основные умения, которыми ребенок может овладеть к концу учебного года. Педагогическая диагностика проводится в форме итоговых занятий индивидуально. Результаты фиксируются в сводных таблицах, служат для определения уровня развития умений и навыков ребенка, познавательных способностей. На основании результатов планируется индивидуальная работа с ребенком.

Диагностику развития основных психических процессов ребенка проводят педагоги-психологи по разработанным методикам для каждой категории детей отдельно.

Развитие речи отслеживает учитель-логопед. По результатам заполняются акты обследования. Параллельно с детьми работают воспитатели индивидуально, по заданиям узких специалистов.

Диагностика по всем разделам программ проводится три раза в год: в начале и конце учебного года (сентябрь, май) и промежуточная (январь). Диагностика может быть организована в следующих формах:

- индивидуальные занятия;

- специально организованное наблюдение за совместной деятельностью.

Мониторинг как способ систематической фиксации динамики развития состоит из следующих ключевых элементов:

- система фиксации динамики развития воспитанников

- система фиксации динамики профессионального развития персонала

- система фиксации динамики удовлетворенности потребителей услуг

Материально-техническое обеспечение

В соответствии с п.3.3. ФГОС ДО: развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы, а также территории, прилегающей к Организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы (далее - участок), материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей их развития. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

Материально-техническое обеспечение дошкольного образования обучающихся с ОВЗ должно отвечать не только общим требованиям, но и их особым образовательным потребностям.

        Специальная развивающая предметно-пространственная среда в ДОО формируется как на базе отдельных помещений (логопедический кабинет, кабинет дефектолога, кабинет психолога, ресурсная зона, методический кабинет и т.п.), так и с использованием разнообразных открытых пространств (рекреации, коридоры, фойе и т.п.).

 Для максимально эффективного использования пространства ДОО должно осуществляться зонирование с целью создания трансформируемых и мобильных игровых, коррекционно – развивающих пространств для развития крупной и мелкой моторики, двигательной и музыкальной деятельности, творческой деятельности, самовыражения. С учетом специфики реализуемых АООП может быть оборудована сенсорная комната, интерактивный кабинет, помещение с обедненной средой, центр цветотерапии, центр арт-терапии, центр воды и песка, спортивная полоса препятствий, экологическая площадка, мастерская-лаборатория, легопространство и т.д. Отдельные помещения («Ресурсная зона»), расположенные в шаговой доступности от санитарной комнаты, могут использоваться для специальной коррекционной работы с детьми со сложными формами дезадаптивного поведения.  

Наполняемость помещений и пространств устанавливается в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, ограничивается формами и видами деятельности, а также конструктивными особенностями помещений, их площадью.

        Материально-техническое оснащение образовательного процесса должно обеспечивать возможность: создания и использования информации (в том числе запись и обработка изображений и звука; выступления с аудио-, видеосопровождением, графическим сопровождением; общения в сети Интернет и др.); получения информации различными способами из разных источников (поиск информации в сети Интернет, работа в библиотеке и др.); проведения экспериментов, наблюдений; физического развития, участия в спортивных соревнованиях и играх; творческого развития; проведения массовых мероприятий; организации отдыха и питания.

СЛАЙД  ПРИМЕР

Условия, которые образовательная организация создает для обучающихся с определенными видами ОВЗ

Вид ОВЗ

Школа
(
Порядок, утвержденный приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015)

Детский сад
(
Порядок, утвержденный приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1014)

Нарушение зрения

Адаптировать сайт школы с учетом потребностей инвалидов по зрению. Привести сайт к международному стандарту доступности веб-контента и веб-сервисов (WCAG);

разместить расписание занятий в доступных для слепых или слабовидящих местах в адаптированной форме. Текст составляют крупным (высота прописных букв не менее 7,5 см) рельефно-контрастным шрифтом (на белом или желтом фоне) и дублируют шрифтом Брайля);

организовать присутствие ассистента, который оказывает учащемуся необходимую помощь;

выпустить альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт) или аудиофайлы;

обеспечить доступ слепого учащегося с собакой-поводырем к зданию школы и место для собаки-поводыря в часы обучения ребенка

Если рекомендовано ПМПК – организовать присутствие ассистента, который оказывает учащемуся необходимую помощь;

подготовить альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт) или аудиофайлы

Нарушение слуха

Воспроизводить информацию звуковыми средствами;

дублировать звуковую информацию о расписании занятий визуальной – установить мониторы для трансляции субтитров. Мониторы, их размеры и количество определяют с учетом размеров помещения;

передавать информацию с использованием русского жестового языка (сурдоперевода, тифлосурдоперевода)

Воспроизводить информацию звуковыми средствами

Нарушение опорно-двигательного аппарата

Обеспечить беспрепятственный доступ учащихся в учебные помещения, столовую, туалетные и другие помещения школы;

организовать:

– пандусы;

– поручни;

– расширенные дверные проемы;

– лифты;

– локальное понижение стоек-барьеров до высоты не более 0,8 м;

– специальные кресла и другие приспособления

Траектория качественных изменений предметно-пространственной среды нашего ДОУ представлена на слайде

В настоящее время мы стремимся к созданию такой развивающей предметно-пространственной среды, которая бы обеспечивала:

        реализацию различных образовательных программ;

        учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей.

Была бы содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Образовательное пространство учреждения оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).

С учетом всех изменений, происходящих в учреждении по всем направлениям деятельности, в том числе и представленным выше, необходимо вносить коррективы в основную образовательную программу либо в различные ее части, или в приложения, исходя из характера изменений.

И часто возникающий вопрос:

За счет каких средств создают условия для детей с ОВЗ и детей-инвалидов в образовательных организациях

Образовательная организация создает условия для обучения и воспитания детей с ОВЗ и детей-инвалидов за счет средств, которые выделены для:

•        выполнения государственного (муниципального) задания бюджетными или автономными учреждениями;

•        обеспечения деятельности казенного учреждения на основании бюджетной сметы;

•        реализации государственной программы «Доступная среда» учреждениями, которые включены в перечни Минобрнауки России от 22 апреля 2016 г., от 1 сентября 2016 г.

Так следует из пункта 5 части 1 статьи 8, пункта 5 части 1 статьи 9, части 2 статьи 99 Закона «Об образовании»  от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, постановления Правительства РФ от 1 декабря 2015 г. № 1297[d].

Обеспечение кадровых условий

Обеспечение кадровых условий - одно из основных направлений деятельности ДОО при организации комплекса специальных образовательных условий. Для  решения кадровых вопросов необходимо руководствоваться положениями приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 № 761 н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих" (раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования"), а также учитывать нормы приказа Минтруда России от 18 октября 2013 № 544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)".

В частности, в разделе 1 пункта 1 вышеуказанного приказа установлено:

"квалификационные характеристики должностей работников образования Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих предназначены для решения вопросов, связанных с регулированием трудовых отношений, обеспечением эффективной системы управления персоналом образовательных учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности».

Квалификационные характеристики применяются при перераспределении должностных обязанностей работников; при расширении, изменении, уточнении перечня работ, которые свойственны соответствующей должности; в целях совершенствования организации и повышения эффективности труда работников (раздел 1 пункты 3, 5, 6).

Лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе "Требования к квалификации", но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы (раздел 1 пункт 9).

Руководитель ДОО формирует и утверждает штатное расписание по итогам комплектования ДОО обучающимися, учитывая особенности предоставляемых специальных образовательных условий, реальную потребность в определенных работниках в соответствии с рекомендациями ПМПК, целесообразность и нормативную обоснованность для внесения изменений в штатное расписание как по категориям должностей, так и по количеству штатных единиц.

В штат работников ДОО, обеспечивающих психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ, должны входить руководящие, педагогические и иные работники, имеющие необходимый уровень образования и квалификации для каждой занимаемой должности, который должен соответствовать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах с учетом профиля ограниченных возможностей здоровья обучающихся, в том числе, воспитатель, педагог-психолог, социальный педагог, учитель-логопед, учитель-дефектолог (тифлопедагог, сурдопедагог, олигофренопедагог). При необходимости в процессе реализации АООП возможно временное или постоянное участие тьютора, рекомендуемого ПМПК для конкретного обучающегося или обучающихся, ассистента (помощника), рекомендуемого бюро МСЭ или ПМПК. Обязанности ассистента (помощника) при организации образовательного процесса обучающихся с ОВЗ описываются в ряде документов. В том числе в статье 79 ФЗ № 273-ФЗ оговаривается в качестве одного из специальных условий для получения образования детьми с ОВЗ предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь; в части III пункта 19 приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования" указывается на необходимость создания специальных условий для получения дошкольного образования, в том числе предоставление услуг ассистента (помощника). Кроме того, в штатное расписание могут быть введены штатные единицы помощника воспитателя или младшего воспитателя, на которых будут возложены функции ассистента (помощника).

Все педагогические работники ДОО должны пройти профессиональную переподготовку или курсы повышения квалификации по дополнительным профессиональным образовательным программам по направлениям «Инклюзивное образование», «Организация обучения детей с ОВЗ», подтвержденные дипломом о профессиональной переподготовке или удостоверением о повышении квалификации установленного образца.

Режим работы работников, обеспечивающих психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ, определяется ДОО самостоятельно в пределах норм, установленных трудовым законодательством Российской Федерации.

По согласованию с руководителем ДОО для данной категории работников могут устанавливаться методические часы или методический день в периоды времени, когда ДОО осуществляет свою деятельность, для повышения квалификации, самообразования, участия в методических объединениях, подготовки к экспертно-консультационной работе с педагогами и родителями (законными представителями) обучающихся.

        Вопрос обеспечения специалистами психолого-педагогического сопровождения может быть решен:

 - введением должности в штатное расписание;

 - расширением должностных обязанностей работников ДОО;

 - использованием ресурсов других организаций на основе договора о сетевом взаимодействии (статья 15 № 273-ФЗ).

        Таким образом, при необходимости образовательная организация может использовать сетевые формы реализации АООП, которые позволят привлечь специалистов других организаций к работе с обучающимися с ОВЗ для удовлетворения их особых образовательных потребностей. Для успешной реализации программы, в том числе и адаптированных образовательных программ большое значение принимает сетевое взаимодействие с различными социальными партнерами.

С одной стороны реализация программы в сетевой форме предоставляет возможность педагогам через использование дополнительных ресурсов вводить в свою практику новые подходы.  

С другой стороны сетевая форма, через организацию взаимодействия предоставляет возможность обучающимся доступ как минимум к качественному базовому уровню обучения, в том случае, если образовательная организация в условиях социально-экономического и политического положения не может самостоятельно обеспечить такое качество. Из этого следует, что сетевая форма не только обеспечивает индивидуализацию и вариативность обучения, но и гарантирует минимальные требования.

Применение сетевой формы при реализации образовательных программ решает  несколько задач современной системы образования, таких как:

- повышение качества образования через организацию доступа к использованию ресурсов (материально-технических, кадровых  и других) образовательных организаций и иных учреждений;

- эффективное использование финансовых средств за счет объединения нескольких организаций над решением общей цели и задачи, отвечающей интересам всех участников взаимодействия;

- повышение вариативности, реализуемых образовательных программ.

Современное сетевое взаимодействие – это система «горизонтальных и вертикальных связей»

«Вертикаль»    предполагает взаимосвязь содержания образования и методов работы с разными возрастными группами, объединение организаций вокруг базовой школы или детского сада, то есть формируется центр на основе потенциала учреждения основного образования. Такое сотрудничество подкрепляется концепцией, общей программой, положением и договором о совместной деятельности.

Примеры:  сотрудничество ДОУ с педагогическим колледжем, общеобразовательной школой и производственными предприятиями.

«Горизонталь» –  объединение образовательных организаций на основе интеллектуальных и методических ресурсов. Участники взаимодействия создают единое образовательное пространство с единым уставом, концепцией, программой и учредительным договором.

Примеры: партнёрство дошкольных организаций, объединённых по одной теме и использующих ресурсы друг друга, взаимодействие ДОУ с родителями, организациями дополнительного образования и социокультурными организациями.

На слайде представлена система сетевого взаимодействия нашей образовательной организации, которая в настоящий момент помогает нам наиболее эффективно реализовывать образовательную программу, в том числе и в части, касающейся воспитанников с ОВЗ (привлечение специалистов, получение консультативной помощи, повышение компетенции педагогов) Взаимодействие с данными организациями проявляется в части проведения совместных мероприятий по психолого-педагогическому сопровождению воспитанников с ОВЗ, организации и проведения совместных семинаров и мастер-классов.

Локальные нормативные акты ДОО

Документами, обеспечивающими внутреннюю организацию деятельности учреждения, фиксирующими функциональные обязанности и взаимодействие сотрудников, обосновывающими распределение средств, выделяемых на оплату труда, являются внутренние локальные акты учреждения. Для обеспечения процесса инклюзии локальные акты дошкольного учреждения требуют внесения определенных изменений:

При формировании перечня локальных нормативных актов ДОО должны быть учтены соответствующие статьи ФЗ № 273, а именно, статья 25 «Устав образовательной организации»; статья 27 «Структура образовательной организации»; статья 30 «Локальные нормативные акты», в которых указывается, что образовательная организация принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения, в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном ее уставом.

        При формировании и пересмотре пакета локальных нормативных актов, регламентирующих создание специальных образовательных условий в ДОО, особое внимание следует обратить на внесение изменений и дополнений в соответствующие разделы устава. Изменения в устав бюджетного или казенного учреждения вносятся с учетом норм Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».

В уставе ДОО должна содержаться, наряду с информацией, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в том числе Федеральным законом от 12.01.1996 №7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (статья 14), информация о видах реализуемых образовательных программ, в том числе адаптированных, с указанием уровня образования и направленности.

 • в уставе – в разделы, касающиеся целей и задач функционирования учреждения, режима работы, комплектования, контингента воспитанников, содержания и организации педагогического процесса, функционирования структурных подразделений, должны быть внесены соответствующие изменения (например, для обеспечения нормативного функционирования инклюзивного учреждения в уставе учреждения должна быть формулировка не только о всестороннем развитии и охране жизни и здоровья воспитанников, но и об осуществлении квалифицированной коррекции нарушений физического и психического развития);

Таким образом, корректировку локальных нормативных актов необходимо проводить в точном соответствии с изменениями, внесенными в устав. В то же время образовательная организация вправе создавать новые локальные нормативные акты, не противоречащие законодательству и отражающие специфику организации специальных образовательных условий в конкретном ДОО.

• в коллективном договоре – в разделы, отражающие особенности графиков работы сотрудников, учета рабочего времени, положения об оплате труда и т. п., должны быть внесены изменения, отражающие новую специфику работы учреждения (например, в положение об оплате труда в учреждении, являющееся обычно разделом коллективного договора, может быть внесен пункт о доплате сотруднику, выполняющему функции координатора инклюзии, указан ее размер);

• в правилах внутреннего трудового распорядка;

• в должностных инструкциях работников – особенности организации инклюзивного образовательного процесса требуют внесения изменений в функциональные обязанности многих сотрудников. Так, выполнение функции ведущего специалиста-куратора ребенка с ОВЗ может рассматриваться как дополнительный функционал и требовать дополнительной оплаты, а может

быть внесено в должностную инструкцию специалиста. При изменении должностной инструкции (в случае, если не идет замена в рамках заключения нового коллективного договора) работник должен быть уведомлен об этом за 2 месяца до изменения;

• в инструкции по технике безопасности – эти внутренние локальные акты требуют значительных изменений (например, порядок действий сотрудников при передаче ребенка от воспитателя к специалисту: кто ведет, куда ведет, что делать в том или ином случае);

• в положениях о структурных подразделениях, методическом объединении, ПМПк и др., несмотря на имеющиеся примерные положения о разных структурных подразделениях дошкольного учреждения, каждое ДОУ издает свои положения (так, в положении о группе кратковременного пребывания необходимо предусмотреть возможность функционирования в режиме включения ребенка с ОВЗ, а в положении о структурном подразделении лекотека предусмотреть сопровождение ребенка с ОВЗ педагогом-психологом при организации гостевых визитов);

• в договорах с родителями (законными представителями) имеет смысл разработать на основе Типового договора с родителями (законными представителями) воспитанника несколько форм договоров, отражающих особенности посещения ребенком различных структурных подразделений и групп различной направленности;

• в программе развития учреждения вводится раздел, отражающий концепцию развития инклюзивного образования в дошкольном учреждении, проект предположительных результатов в этом направлении, непосредственный план действий педагогического коллектива и администрации, направленный на достижение этого результата, а также предусматриваются конкретные сроки и ответственные, возможности финансирования;

• в основной образовательной программе, разрабатываемой на основе ФГОС, отражаются все особенности педагогического процесса;

• в годовом плане особенности инклюзивного образовательного процесса могут быть отражены во всех разделах годового плана или выделены в раздел;

• в приказах руководителя для обеспечения функционирования учреждения как инклюзивного руководитель издает в течение учебного года несколько групп приказов: 1) об открытии и комплектовании структурных подразделений и групп различной направленности (в течение года приказы о зачислении, отчислении и переводе воспитанников внутри учреждения);

2) об утверждении положений, планов, инструкций, графиков, циклограмм, работы персонала и структурных подразделений; 3) об установлении нагрузки педагогам и специалистам, возложении обязанностей, установлении доплат и надбавок.

Важным вопросом функционирования учреждения в правовом поле является наличие лицензии которая не является локальным актом учреждения, а разрешительным документом. Для осуществления инклюзивного образования

дошкольное учреждение должно иметь лицензию на реализацию общеобразовательных программ. В случае, если в коррекционном процессе предоставляются медицинские услуги (например, массаж, ЛФК, физиотерапия и др.), учреждение должно получить лицензию на осуществление медицинской деятельности по предоставляемым услугам

 

Перечень локальных нормативных актов, регламентирующих деятельность образовательной организации в части обучения и воспитания детей с ОВЗ, должен включать: АООП или ООП с разделом «Коррекционная работа»/«Инклюзивное образование», Положение о разработке АООП/АОП с указанием порядка внесения изменений, Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме ДОО, Положение о психолого-педагогическом сопровождении.

В локальных нормативных актах ДОО должны быть отражены процедуры выявления и фиксирования запросов родителей (законных представителей) по вопросам обучения, воспитания и развития их детей.

Работа с родителями

В нашем современном мире особо важное значение занимает привлечение родительского сообщества к решению проблем образовательного и воспитательного процесса. Чтобы родители стали помощниками педагога, стали активными участниками образовательных событий, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем стать на один уровень с ребёнком, понять его, помогать ему во всём, быть терпеливыми и деликатными.

Основной целью дошкольной организации в соответствии с ФГОС ДО является повышение социального статуса дошкольного образования. Это достигается решением следующих задач:

-планирование совместных мероприятий.

-выявление и решение проблем, существующих у детей.

-включение родителей в образовательную деятельность ДОУ,

-установление отношений сотрудничества между родителями и детьми.

-привлечение родителей к формированию у детей навыков здорового образа жизни.

Немного расскажу опираясь на опыт нашей работы:

Для решения поставленных задач в детском саду ведется работа по нескольким направлениям.

1.Одним их главных направлений работы в ДОУ является организация системы работы по проведению еженедельных мастер-классов с родителями в коворкинг-центрах - центрах совместного творчества.

Коворкинг-центры позволяют поставить общение ребенка и родителя на новый уровень. Родитель, как правило, посещает детский сад только ради того, чтобы привести и забрать ребенка из ДОУ. Идея создания «коворкинг зоны» возникла после того, как детский сад стал победителем регионального конкурса по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО. Для создания в нашем детском саду данного центра было выделено отдельное помещение- развивающий интерактивный комплекс. Это пространство наполнили разнообразным оборудованием для реализации различных форм активности, т.е. выделили несколько зон:

1.Зона «Кулинарная история».

Имеется библиотека кулинарных рецептов, оборудование для обучения в игровой форме кулинарным шедеврам. Родители организуют совместные кулинарные мастер-классы для детей в доступной форме, знакомят с любимыми блюдами своей семьи, своих прадедов и прабабушек.

2.Зона «Театральная». Данная зона оснащена театральной ширмой и разными видами театра, а также масками и куклами. Дети совместно с родителями могут разыграть знакомый сюжет, мастерить маски для домашнего театра, подружиться в процессе всего этого действа с новыми людьми. Воспитанники с ОВЗ выступают в роли артистов и в роли зрителей.

Кроме того, в этой зоне работает кукольная мастерская. Дети совместно с родителями изготавливают ростовые куклы для дальнейшего использования в театрализованных постановках: делают головы из папье-маше, шьют из ткани платковые костюмы для героев, раскрашивают.

3.Зона «Интерактивная» оснащена компьютером, музыкальным центром, интерактивной доской, интерактивным полом, документ-камерой, доступом к интернету. Данная зона предназначена для просмотра детских обучающих мультфильмом и передач. Также возможности данной зоны используются для проведения музыкальных пауз и физминуток.

Также, в данной зоне папы и мамы могут знакомить детей со своими профессиями, приглашая в виртуальное путешествие по своей работе, завершая его проведением мастер-класса с превращением в свою профессию детей. Необходимый реквизит готовит родитель, при помощи воспитателя организуется зона с набором атрибутов по каждой профессии.

Идея участия родителей в совместной деятельности с детьми в коворкинг-центрах находит свое продолжение в проведении образовательной деятельности с участием родителей. Каждый родитель имеет право прийти на любую образовательную деятельность в течение недели и стать активным участником события: организовать конструирование, аппликацию, познакомить с новым произведением, организовать игру и т.д. Такая форма взаимодействия позволяет включить родителей в образовательное пространство детского сада. 

 Важное место занимает организация совместных мероприятий с родителями детей с ОВЗ и их детьми. Т.к. детский сад посещают 18 воспитанников с аутизмом, то особое значение имеет создание условий для успешной социализации ребенка с ОВЗ. Построению взаимоотношений между родителями и детьми способствуют совместные праздники и развлечения, построенные в форме квестов. Детям с РАС очень сложно находиться долгое время в неподвижном положении, поэтому педагоги придумали такую форму проведения праздников, как квест путешествия, во время которых дети постоянно двигаются по различным станциям или объектам, где их встречают родители-герои или педагоги-затейники. Так, положительный опыт совместного взаимодействия имели такие развлечения, как праздник «Новогоднее путешествие», «Скоро в школу», спортивный праздник «Дом, в котором я живу», посвященный всемирному дню распространения информации об аутизме, «Праздник для любимой мамочки», «Осенняя сказка», театрализованное инклюзивное представление «Репка на новый лад». Во время увлекательных игр дети и родители знакомятся с традициями семьи, вместе творчески выполняют задания, исполняют песни, танцуют.

2. Вторым направлением работы с родителями детского сада в соответствии с ФГОС ДО является проектная деятельность. Данная работа ведется через реализацию таких проектов: «Лица Победы», «Цветы моего края», «Семейные традиции», «Профессии моих родителей», «Азбука здоровья», «Времена года в Воронежской области», «Весенние цветы», «Птички-невелички», «Наши путешествия», «Воронежские игрушки», «Этот загадочный космос», «День здоровья в моей семье», «Когда моя мама была маленькой», «Мой любимый край», «У масленицы в гостях». Итогом реализации каждого проекта становилось совместное мероприятие с привлечением родителей в качестве участников, помощников, героев.  

3. Третьим направлением по включению родителей в жизнь детского сада является организация и проведение конкурсов совместного творчества, которые требуют умственных усилий, творческого подхода, инициативы и самостоятельности, а главное тесного взаимодействия ребенка и родителя. К таким конкурсам относятся «Природа в объективе», «Бумажная радуга ремесел», «Осенняя ярмарка», «Такие разные ткани», «Волшебное панно», «Неделя театра», Конкурс макетов «Мой Воронеж», «Новогодняя игрушка». «Лучшее украшение группы к новому году» и т.д. Данная традиция детско-родительских мероприятий способствует созданию в ДОУ атмосферы общности интересов в отношениях между родителями и детьми.

4. Взаимодействие и сотрудничество с родителями позволяет создать особое культурно-образовательное пространство в ДОУ-еще одно из направлений работы ДОУ. Так, в детском саду был создан музей «Русская изба». С помощью родителей мы наполнили музей предметами быта русской избы, элементами русского народного костюма, предметами мебели. Это послужило началом к организации традиционных народных праздников с помощью родителей. Созданный музей стал замечательным помощником для тех мам и пап, которые хотят расширить кругозор ребенка. А ребенок после увлекательных занятий с родителями в музее ребенок понимает, что музей – это дом, в котором интересно, необычно и красиво, и хочется вернуться туда еще раз.

Помимо знакомства с экспонатами, различными историческими событиями, предметами искусства и быта новые элементы создаются детьми совместно с родителями. Это могут быть мастер-классы по изготовлению глиняных изделий (игрушки), деревянных изделий (резьба, роспись, игрушки), знакомство с текстильными промыслами (шитьё, вышивка, тряпичные куклы, костюмы), изготовление подносов, шкатулок в технике папье-маше, плетение из бересты или лозы коробов и туесков, корзин. Помимо приобщения к русским традициям с большим интересом проводится знакомство с культурой разных этнических рас. Так, дети могут изготовить китайские маски, маски индейцев, африканские игрушки.

Т.к. детский сад посещают дети разных национальностей, то мы создаем условия для совместной творческой и художественной деятельности детей и родителей, учитывающих национальные особенности. Пространство музея наполняется интеркультурными компонентами. Благодаря такой работе дети знакомятся к социокультурными нормам каждого из этносов, представленных в группе, к традициями семей, общества и государства, особенностями этнокультуры.

5. Оздоровительное направление работы ДОУ связано с организацией традиционных спортивных праздников вместе с семьями. Такие мероприятия имеют огромное значение для укрепления здоровья детей и развития их физической подготовки, для воспитания чувств патриотизма. Спортивные праздники: «Наша спортивная семья», «День защитника Отечества», «А ну-ка мамы» способствуют объединению и сплочению детей и родителей. У них проявляется спортивный характер, радость, умение «поболеть» друг за друга. За счёт создания условий соревнования повышается эмоциональная значимость результата. Удачное сочетание интенсивности физической нагрузки, участие детей и родителей в процессе выполнения и доступность правил игры позволяют не только увеличить резервные возможности организма, но и снять психоэмоциональное напряжение.

6. Поддержка детской инициативы является одним из основных принципов дошкольного образования. Сотрудничество с семьей для реализации данного принципа выросло в традицию ведения календарей событий каждой группой. Календарь событий-эффективная форма взаимодействия с родителями воспитанников в условиях современного детского сада, которая создает условия для вовлечения родителей в единое образовательное пространство, устанавливает партнерские взаимоотношения. В каждой группе в приемной располагается календарь, на котором все родители вместе с ребенком по очереди фиксируют самые яркие события прошедшего дня в группе или выходного дня в виде рисунков, аппликаций, фотографий и т.д. Данная традиция позволяет родителям всегда быть в курсе всего происходящего в детском саду и способствует тесному общению со своим ребенком.

7. Не остается без внимания работа с родителями адаптационной группы. В детском саду функционирует игровой клуб «В детский сад с улыбкой!» Т.к. проблема адаптации не только ребенка, но и родителей к условиям ДОО в современном обществе очень актуальна и значима, педагог-психолог ДОУ для удовлетворения образовательных потребностей родителей детей, не посещающих детский сад организует игровые сеансы. Такие занятия помогают родителям лучше узнать своего ребенка, понять в чем он успешен и какие у него трудности. Подобная организация работы позволяет успешно строить сотрудничество с родителями, учитывать индивидуальные особенности семьи, повышать психолого-педагогическую грамотность родителей.

8. Мы организуем содействие и сотрудничество детей и взрослых в летний период на территории ДОУ. Любой родитель может помочь своей группе в организации зеленой зоны на участке и огорода. Дети вместе с родителями ежедневно ухаживают за овощными культурами, сажают цветы. Данная деятельность совершенствуют трудовые навыки детей, формирует культуру труда, учит аккуратности. Не случайно это направление деятельности было выбрано детским садом. Гарденотерапия положительно влияет на психологическое и физическое состояние не только детей с ОВЗ, но и нормотипичных сверстников. Легкая физическая нагрузка, нахождение на свежем воздухе улучшает координацию движений, концентрирует внимание, зрительные образы, запахи, звуки, тактильные ощущения и другие виды чувственной стимуляции способствуют восстановлению сенсорной интеграции, а установка эмоционального контакта с природой, ответственность за растения, эмпатия способствуют уменьшению агрессии и стрессового напряжения. Совместная деятельность детей разных возрастных групп и родителей создает условия для успешной социализации и адаптации вновь поступающих воспитанников.

Благодаря включению родителей в образовательную деятельность ДОУ по различным направлениям достигаются следующие позитивные изменения в вопросах воспитания и обучения детей:

1.        Повышается социальный статус дошкольного образования, т.к. через познавательную, исследовательскую, творческую деятельность с родителями ребенок учится общаться, взаимодействовать, познает мир.

2.        Повышается уровень доверия родителей к организации образовательной деятельности в ДОУ

3.        Планирование совместных мероприятий способствует установлению более тесного взаимопонимания между родителями и детьми

4.        Прививается культура здорового образа жизни в семье[e].

[a]Про ПМПК или ППК нужно подробно рассказать, т.к. это своего рода защита педагогов о непомерных запросов сложных родтелей

[b]Можно напомнить наполняемость этой группы в зависимости от нозологий

[c]Можно дать ссылку на реестр утверждённых адаптированных программ

[d]Можно дать расчёты Капустиной по количеству денег, которые идут на каждую нозологию. У меня есть за 2018 год

[e]Можно несколько слов об этике отношений с родителями детей с ОВЗ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Инклюзивное образование в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»

В статье рассматривается  понятие инклюзивного образования в контексте Федеральных Государственных Образовательных Стандартов дошкольного образования . Задачи ФГОС ДО в отношении детей с ограниче...

Публикация статьи в сборнике материалов IV Международной научно-практической конференции "Инклюзивное образование: преемственность инклюзивной культуры и практики"

Представляю вашему вниманию статью, написанную в соовторстве с учителем дефектологм Ивановой Е.В., опубликованную в сборнике материалов IV Международной научно-практической конференции "Инклюзивн...

Презентация опыта работы в третьем этапе Краевого фестиваля лучших инклюзивных практик по теме: « Модель инклюзивного образования в ДОУ» г.Красноярск

Цель - создание целостной, эффективно действующей системы, обеспечивающей оптимальные условия для воспитания и развития детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья и детей-ивалидов, напр...

Итоговое задание по курсу «Инклюзивное образование детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС». Проект инклюзивной среды в ДОУ

При инклюзивном подходе каждый ребенок с ОВЗ включен в повседневную жизнь группы, ведь целью инклюзии является организация пространства группы для успешной реализации индивидуальной образовательной пр...

Статьи. Общество. 26 марта 2021, Воронеж. «Раствориться в коллективе». В Воронеже обсудили проблемы инклюзивного образования По инклюзивной модели в регионе обучается более 6 тыс детей.

Инклюзивное образование – это не отдельное специализированное образовательное учреждение, в котором учится ученик с инвалидностью, а широкое социально-культурное пространство – с...

"Инклюзивное образование как современная модель образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Реализация инклюзивного образования в ДОУ"

Информация посвящена процессу внедрения инклюзивного образования в ДОУ.Раскрыты основные моменты при организации работы с детьми с ОВЗ. Раскрыты основные понятия инклюзивного образования, содержание, ...