Проект "Общаемся, играя"
методическая разработка (средняя группа)

Нарбекова Галия Харисовна

Необходимо научить ребенка правильно общаться со своими сверстниками, со взрослыми, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект "Общаемся, играя"31.55 КБ

Предварительный просмотр:

                    ПРОЕКТ «Общаемся, играя»

                                 Проблема:

        Снижение уровня речевого развития детей в последнее время. Подвести детей к выводу, что они сами, их собственные действия, чувства, способность оценивать других, понять и выразить себя через общение является путем к налаживанию отношений со сверстниками и взрослыми, а в дальнейшем к успеху в жизни.

                             Цель проекта:

       Облегчить детям вхождение в мир социальных отношений. Укрепление нервно- психологического здоровья, коррекция у детей нежелательных черт характера и поведения.

                                     Задачи:

- Помочь  детям  находить общий язык и  взаимопонимание  с окружающими.

-  Помочь  детям  избавиться от психологических проблем – чрезмерной застенчивости, агрессивности, замкнутости, чувства страха.

- Воспитывать интерес к окружающим людям, развивать потребность в общении со взрослыми и сверстниками.

                                Тип проекта:

- по доминирующей в проекте деятельности – творческий,  игровой, познавательный.

- по времени проведения:  среднесрочный.

                     

                      Участники проекта: 

дети 4 – 5 лет, педагоги, родители воспитанников.

           

             Основные формы реализации проекта:

- занятия,

- оснащение предметно-развивающей среды,

- работа с родителями.

                   

                          Методы  проекта:

-Познавательно-игровая  деятельность, игры, беседы, совместные игры.

                             Актуальность проекта:

       Малыш учится всему в общении со взрослыми, ранний опыт общения ребенка создает тот фон, который ведет к развитию речи, умению слушать и думать. Закладываемое в первые пять лет жизни ребенка эмоциональное отношение к жизни, людям оставляет неизгладимый отпечаток на всем дальнейшем поведении и образе мыслей человека.

     Каждый человек должен уметь слушать другого, воспринимать и стремиться его понять. От того, как человек чувствует другого, может повлиять на него, зависит его будущий успех в межличностном общении. Необходимо помочь ребенку в нелегком труде по получению навыков общения. Ведь общение ребенка – это не только способность вступать в контакт и вести разговор с собеседником, но и умение внимательно и активно слушать, использование мимики и жестов для более эффективного выражения своих мыслей, а также осознание особенностей себя и других людей и умение учитывать их в ходе общения.

     Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя отвергнутым. Это может привести к снижению самооценки, к замкнутости. Необходимо помочь ребенку наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития личности. Ведь если не научить ребенка грамотно общаться с дошкольного возраста, эта проблема будет сопровождать его всю жизнь.

        Обеспечение:

Методическое

1. Александрова А.В. Развитие речи для малышей. - М.: Экема, 2011.- 48с.

2. Антонова Л.Г. Развитие речи. Уроки риторики. - Ярославль: Академия развития, 1997. - 223 с.

3. Бавина Т.В., Агаркова Е.И. Детские страхи: решение проблемы в условиях детского сада. – М.: Аркти, 2008. – 63 с.

4. Ельцова О.М. Риторика для дошкольников. - СПб:  Детство-Пресс, 2009. - 208 с.

5. Картушина  М. Ю. Логоритмика  для малышей. - М.: ТЦ Сфера, 2004. -144 с.

6. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Общение. Характер, коммуникабельность. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 240 с.

7. Клюева Н.В., Филиппова Ю.В. Учим детей общению. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 160 с.

8. Кряжева Н.А. Мир детских эмоций. - М.: Ярославль: Академия развития, 2001. – 160 с.

9. Колератова  Н.Г.Учимся говорить правильно. - М.: ТЦ Сфера,2004. - 208 с.

10. Максаков А.Н. Правильно ли говорит ваш ребенок? – М.: Просвещение¸ 1982. - 159 с.

11. Максаков А.Н., Тумакова  Г.А. Учите, играя. – М.: Просвещение¸ 1982. - 159 с.

12. Храмова С.А. Психологические игры для  детей. – М.: ИД РИТОЛ - Классик¸ 2008. - 189 с.

13.Шипицына Л.М., Защиринская О.В. и др. Азбука общения. – СПб: Детство-Пресс, 2000. – 384 с.

Материально-техническое:

- Игрушки,

- Картинки,

- Картины и иллюстрации,

- Магнитофон,

- Аудиозаписи,

- Песочница с песком

Предполагаемый результат:

- Обогащение представлений об окружающем мире, о ближайшем окружении, о себе;

-  Сформированность  умения находить общий язык и взаимопонимание с окружающими;

- Повышение уровня познавательной активности, коммуникативных способностей;

- Повышение интереса к окружающим людям;

- Избавление от психологических проблем – чрезмерной застенчивости, агрессивности, замкнутости, чувства страха;

-У детей развивается потребность в общении со взрослыми и сверстниками.

- Дети учатся лучше понимать себя и других.

        Ход проекта:

1 этап, подготовительный (разработка проекта)

Срок:   с 14 октября по 26 октября.

Деятельность педагога:  

- определение проблемы, постановка цели и задач,

-  определение методов работы,

- подбор методической и художественной литературы, иллюстративного

   материала,

- составление перспективного плана мероприятий,

- анкетирование родителей,

- подбор материалов, игрушек, атрибутов для занятий и игровой деятельности;

- создание условий, необходимых для реализации проекта.

Совместная деятельность с детьми:

- формирование интереса к тематике проекта,

- определение круга актуальных и посильных задач.

2 этап, основной (выполнение проекта)

Срок:   с 27 октября  по 7 декабря.

Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта

      Раздел программы

Формы и методы работы

            Музыкально–

театрализованная

 деятельность

Игры-инсценировки «Заяц», «Лиса», Мы – обезьянки».

Игра-драматизация «Сказка-сон».

Этюды на имитацию выразительных движений и различных эмоциональных состояний («Поссорились – помирились», «Раздумье» и т.д.). Танцы под веселую музыку («Веселый танец», «Делай, как я».

Обыгрывание ситуаций.

        Эти занятия помогают лучше понимать и различать эмоции, это один из методов коррекции трудностей в общении и поведении, Они побуждают детей к сближению друг с другом, с окружающими людьми. Дети учатся лучше понимать себя и других, у них развиваются навыки общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками и взрослыми.

Художественная

 литература

Обыгрывание и инсценирование любимых произведений.

Игровые упражнения «Расскажи стихи руками». Психологические этюды по стихотворениям (Е. Юдин «Вот такой малыш», Н. Помаренцева «Разное настроение», А. Костицкий Г. «Утреннее фото»). Чтение стихотворения Г. Остера «Советы непослушным детям».

        Эти  игровые упражнения и  этюды очень хорошо помогают раскрепоститься, почувствовать себя уверенным, налаживанию отношений с воспитателем и детей друг с другом, учат выразительным движениям и жестам.

Художественно-

творческая

деятельность

Рисование на песке.  

Рисование пальцами ног на ковре, на песке

Рисование придуманного рассказа.

Рисование «Мой портрет».

 Рисование  на ладошке.

 Рисуночная игра «Чего я уже не боюсь?» .

      Всем известно, как полезны для развития речи пальчиковые игры, а на ногах тоже есть пальчики. Использование упражнений с ногами делают занятия еще более эффективными, занимательными и вызывают у детей восторг.

        Рисование на ладошке помогает детям прислушиваться к своим ощущениям, когда карандаш касается ладони («Как будто ручейки бегут куда-то…»)

Познавательно-

 речевое развитие,

 социально-

 нравственное

 воспитание

Занятия «Путешествие с Солнечным Человечком», «Город на песке», «Ладошки  на песке»,  

Беседы «Это я?», «Как быть послушным?», «Волшебные слова», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Мы разные».

      В результате дети получают представление о чувстве собственного достоинства, о своей индивидуальности, об умении оценивать свои поступки и поступки своих товарищей.

       Оформление «семейного» альбома группы. Дети очень любят рассматривать этот альбом, это снижает психоэмоциональное напряжение и создает положительный эмоциональный настрой у детей.

Математика

 Дидактические игры

    - «Кто выше?»,

    - «Кто больше заметит»,

    - «На что похоже»,

     - «Магазин».

          Дети учатся соотносить свои действия с действиями своих товарищей, учатся речевому общению в модельной ситуации, учатся описывать предмет и его существенные признаки.

       Занятие «Путешествие по городу».

        На занятии дети знакомятся с правилами поведения на улице, в транспорте и общественных местах

Конструирование

Обыгрывание построек.

Обыгрывание ситуаций с помощью конструктора.

Конструирование на песке.

Плоскостное моделирование.

        Дети учатся располагать фигуры по образцу, развивается навык ориентировки на плоскости, мелкая моторика пальцев. Воспитывается умение работать в коллективе, навыки сотрудничества, умения взаимодействовать.

       Важно не только научить детей сооружать постройки, но и обыгрывать их.

  Игровая  деятельность

Оформление картотеки игр и упражнений для различных типов темперамента.

Игры-имитации и игры инсценировки – «Кто лучше?», «Заяц», «Лиса» и т.д.

Игровые упражнения с пальчиками ног.

Игры с водой и песком.

Вода сама по себе обладает успокаивающими свойствами, а песок – прекрасный материал для работы с детьми практически по любой проблеме. Игры и занятия с песком благотворно влияют на психику, успокаивают, гасят негативные эмоции, развивают мелкую моторику, тактильные ощущения, координацию движений

Игры с воображаемым песком.

Игровые упражнения «Плаваем в речке», «Брызгаемся водой», «Загораем», «Солнечный зайчик».

    Используя эти упражнения, я обучаю детей игровым приемам произвольного расслабления. Предоставляю детям возможность почувствовать разницу между состоянием напряжения и покоя.

3 этап, заключительный (обобщающий)

Срок:   с 8 декабря по 22 декабря.

-Анализ достижения поставленный цели и полученных результатов.

- Обобщение результатов работы, формулировка выводов.

- Обработка методических и практических материалов, соотношение поставленных и прогнозируемых результатов с

 полученными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словесные игры. Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры.

Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам. Словесные игры.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры....

Игры на формирование чувства собственной безопасности . Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи. Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире

Игры  на формирование  чувства собственной  безопасностиИгры  на формирование правовой культурыИгры, знакомящие детей со службами экстренной помощиИгры, способствующие адаптации че...

Инициативные игры для детей. Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Традиционно-народные игры. Русские народные игры.

Самостоятельная работа "Картотека игр".  Игры первого класса.Инициативные игры для детей. Игры второго класса.Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Игры тр...

Картотека Игры на формирование чувства собственной безопасности. Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи. Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире

Игры  на формирование  чувства собственной  безопасности.Игры  на формирование правовой культуры.   Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи.Игры, способ...

Детские игры народов севера. Традиционные игры и состязания народов манси. В какие игры играли ханты-мансийские дети

Подвижная игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Испокон веков в играх народов ханты ярко отражался образ жизни людей, их быт, т...