Картотека игр по развитию эмоционально-волевой сферы детей 3-4 лет.
картотека (младшая группа)

Умение выражать свои эмоции и управлять ими — важный фактор при общении людей. Для того чтобы понять настроение и чувства другого человека, нужно научиться сопереживать, а поможет нам в этом метод эмпатии — умение прочувствовать внутреннее состояние собеседника. Дети хорошо владеют этим методом: они безошибочно чувствуют, кто их любит, а кто нет; кто хороший человек, а кто плохой. Но не всегда умеют правильно выражать свои эмоции и управлять ими. Существуют игры и упражнения, которые учат ребенка этому. Предлагаем некоторые из таких игр.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека игр

по развитию

эмоционально-волевой

сферы детей 3-4 лет.

№ 1 «МОЕ ИМЯ»

Цель: способствует созданию комфортной

 

обстановки для каждого участника.

Ход игры. Каждый участник говорит по кругу о том,

какое звучание его имени ему больше нравится

 

(Лена, Леночка, Алена, Елена., и как не нравится.

 

Как он хочет, чтобы его называли в группе.

После этого упражнения можно опять повторить,

кого как будут теперь звать в группе 

Лена или Леночка и т. д.)

№ 2 «КТО ТЕБЯ ПОЗВАЛ. УЗНАЙ»

Цель: развитие чувствования детьми друг друга

дифференцировка слухового восприятия,

соотнесение человека и его звукового образа, 

развитие эмпатии.

Ход игры. Дети, каждый по очереди,

становятся в конец комнаты и закрывают глаза - водят.

Два человека из группы по очереди зовут водящего по имени.

Задача водящего - отгадать, догадаться, кто его позвал.

Если дети хорошо знакомы друг с другом,

то можно усложнить задание,

предложив детям изменить голос.

№3 «ВЕЖЛИВЫЕ СЛОВА»

Цель: развитие уважения в общении,

привычки пользоваться вежливыми

словами.

Ход игры. Игра проводится с мячом в кругу.

 

Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова.

Затем упражнение усложняется:

надо называть только слова приветствия

(здравствуйте, добрый день, привет, благодарности

(спасибо, благодарю, пожалуйста, извинения.

№ 4 «КЛЕЕВОЙ ДОЖДИК

Цель: развитие чувства коллектива,

 

снятие эмоционального и физического напряжения,

обучение согласованности своих движений с окружающими.

Ход игры. Дети встают в одну линию,

ставят руки на пояс друг к другу и таким вот

 

«паровозиком» (склеившимися дождевыми капельками) 

начинают движение.

На пути им встречаются различные препятствия:

необходимо перешагнуть через коробки,

 

пройти по импровизированному мосту,

обогнуть большие валуны,

проползти под стулом и т. д.

№ 5 «КЛУБОЧЕК»

Цель: установление контакта, дружеских взаимоотношений.

Ход игры. Дети садятся в круг, ведущий,

держа в руках клубочек, обматывает нитку вокруг пальца,

 задает любой, интересующий его вопрос участнику игры.

Например: «Как тебя зовут, хочешь ли ты со мной дружить,

что ты любишь, чего ты боишься» и т д.,

тот ловит клубочек, обматывает нитку вокруг пальца,

отвечает на вопрос, а затем задает свой следующему игроку.

Таким образом, в конце клубочек возвращается ведущему.

Все видят нити, связывающие участников игры в одно целое,

определяют, на что фигура похожа, многое узнают друг о друге,

сплачиваются.

ЗАМЕЧАНИЕ: Если ведущий вынужден помогать

затрудняющемуся ребенку,

то он берет при этом клубочек себе назад,

подсказывает и опять кидает ребенку.

 В результате можно увидеть детей, 

испытывающих затруднения в общении, —

у ведущего с ними будут двойные, тройные связи.

№6 «Дружба начинаемся с улыбки»

Цель: учить детей взаимодействовать друг с другом,

             дарить эмоциональный заряд

             от совместной игры.

Ход игры. Сидящие в кругу берутся за руки,

смотрят соседу в глаза и

дарят ему молча самую добрую,

какая есть, улыбку по очереди.

№7 «Доброе животное»

Цель: учить повторять за взрослым, внимательно его слушать.

Ход игры. Участники встают в круг и берутся за руки.

Ведущий тихим голосом говорит

«Мы — одно большое, доброе животное

Давайте послушаем, как оно дышит!»

Все прислушиваются к своему дыханию,

дыханию соседей. «А теперь подышим вместе!»

Вдох — все делают шаг вперед.

Выдох — все делают шаг назад.

Вдох — все делают 2 шага вперед,

выдох — все делают 2 шага назад.

Вдох — 2 шага вперед, выдох — 2 шага назад.

«Так не только дышит животное,

так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце.

Стук — шаг вперед, стук — шаг назад и т. д.

Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».

№8 "Потягушечки"

Цель: развивать умение внимательно слушать воспитателя,

            повторять за ним, уважать друг друга.

Ход игры. Дети собираются вокруг педагога,

садятся на корточки и закрывают глаза.

Воспитатель говорит: " Вот мы и проснулись,

 

сладко потянулись". Дети открывают глаза,

 

медленно встают, вытягивают руки вперёд,

 

затем поднимают их вверх,

 

отводят за голову и поднимаются на носочки.

Воспитатель говорит: "Сладко потянулись,

друг другу улыбнулись". Дети встают на ступни,

отпускают руки вниз.

Упражнение повторяется несколько раз.

№9 "Я умею"

Цель: учить взаимодействовать в коллективе.

Ход игры. Дети садятся в круг.

Воспитатель просит каждого закрыть глаза

и вспомнить о том, как много он уже умеет делать сам.

Это может быть любое умение,

а не только самое важное и полезное.

Затем педагог просит открыть глаза и начать игру.

По кругу каждый ребёнок называет,

а по желанию показывает, своё умение.

Например: " Я умею быстро бегать

 

(забивать гвозди, поливать цветы, прыгать и т. д.)"

Дети должны слушать друг друга,

 потому что каждое умение

 

может быть упомянуто только один раз.

№10 "Кричалки, шепталки и молчалки"

Цель: развивать умение ориентироваться в пространстве,

быть внимательными.

Ход игры. Воспитатель говорит:

 "Ребята, внимательно следите за квадратами,

которые я буду показывать.

 

Если увидите красный квадрат –

можно прыгать, бегать, кричать.

 

Если жёлтый - можно только шептаться,

а если синий - нужно замереть на месте и замолчать".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека народных игр «Дружат дети всей Планеты, дружат дети всей Земли»

Веселые подвижные игры – это наше детство. Народные игры являются неотъемлемой частью национального и физического воспитания дошкольников.Детский досуг… Каким он должен быть, чтобы доставлять радость ...

Картотека утренней гимнастики для детей раннего возраста (дети 2-3 лет).

Картотека утренней гимнастики для детей раннего возраста (дети 2-3 лет)....

Картотека подвижных игр для детей младшей группы ( дети 3-4 лет)

Картотека подвижных игр для детей младшей группы ( дети 3-4 лет)...

Картотека. Пальчиковая гимнастика для детей старшей группы комбинированной направленности для детей с ОНР по лексическим темам.

Предлагаемая Вашему вниманию картотека комплексов пальчиковой гимнастики может быть использована  в старшей группе комбинированной направленности для детей с ОНР для развития речи, улучшения прои...

Картотека. Пальчиковая гимнастика для детей подготовительной к школе группы комбинированной направленности для детей с ОНР по лексическим темам.

Предлагаемая Вашему вниманию картотека комплексов пальчиковой гимнастики может быть использована  в подготовительной к школе группе комбинированной направленности для детей с ОНР для развития реч...

Картотека игрпо развитию речи

Расширение словарного запаса...