методический материал
методическая разработка (старшая группа)

Гарифуллина Гульнара Раисовна

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Управление дошкольного образования»

Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района

 Республики Татарстан

МБДОУ «Детский сад №94»

Научно-исследовательский проект
"Удивительный космос"

Руководитель:     Гарифуллина Гульнара Раисовна, воспитатель

                       

Воспитанник:     Патмаев Матвей Владимирович

                             Старшая группа №3

г.Нижнекамск, 2020г

Содержание:

1. Введение

2. Постановка цели проекта.

3. Изучение соответствующей литературы

4.Проведение экспериментов для подтверждения полученных знаний:

1) Эксперимент «Лунные кратеры»;

2) Эксперимент «День-ночь»

5. Наблюдение ночного неба в телескоп.

6. Изготовление макета «Солнечная система».

7.Планеты «Солнечной системы».

8. Заключение.                  

9. Список литературы.

Введение

Проблема исследования: Я знаю, что на небе есть звездочки, солнце, луна. А еще очень далеко в небе разные планеты. Хочется узнать подробнее, что такое солнце, луна, планеты; какие они?

 Проблема исследования: Что такое солнце, луна, планеты. Какие они?

Объект исследования: Космическое пространство.

Цель: Систематизировать представление о космическом пространстве и солнечной системе, ее планетах.

Гипотеза: Предположим, что астрономия-это наука для взрослых. Могу ли я сам изучить неизведанный мир космоса.

Задачи: Прочитать литературу на данную тему. Познакомиться с понятиями «телескоп», «кратер», «орбита», «спутник». Расширить представление о космическом пространстве. Создать макет солнечной системы. Проанализировать полученные результаты и сделать выводы.     

Методы исследования: эксперимент, наблюдение.

 Ход исследования:

  1. Познакомиться с информацией по данному вопросу.
  2. Эксперимент образования лунных кратеров.
  3. Эксперимент образования времен суток на нашей планете.
  4. Наблюдение ночного неба в телескоп.
  5. Изготовление макета «Солнечная система»
  6. Обобщение по планетам солнечной системы.
  7. Вывод.
  8. Заключение. 


 

Недавно я задумался над таким вопросом: астрономия считается наукой для взрослых. А смогу ли я сам изучить неизведанный мир космоса? Я стал думать где же мне узнать про все это? Можно спросить у взрослых, посмотреть фильм о космосе. узнать информацию в интернете. Я попросил родителей купить мне книги о космосе. Мне очень понравилось узнавать много нового о космическом пространстве и рассматривать картинки с изображением солнца, луны и планет.

 


Вместе с моими воспитателями мы также в группе рассмотрели много картин с изображением космического пространства и узнали много нового.

Эксперимент 1. Образование лунных кратеров.

Меня заинтересовали неровности на изображениях луны. Они называются «кратеры». Чтобы понять, как они появились на поверхности луны мы вместе с воспитателями в саду, а потом и вместе с мамой дома провели эксперимент «Образование лунных кратеров». Мы насыпали в блюдо муку и с небольшой высоты бросили в нее камень, на месте падения камня образовалась ямка, также и на поверхности луны после падения метеоритов образовались кратеры.

   

Эксперимент 2. Образование времен суток на нашей планете.

Затем, я задумался, о том почему на нашей земле меняются времена суток. Ведь солнце светит всегда одинаково. Оказывается, наша планета крутится не только вокруг солнца, но и вокруг своей оси. Я провел эксперимент «день-ночь», взял обыкновенный фонарик и стал светить на глобус - он освещался только с одной стороны, другая сторона глобуса оставалась темной. Так и на нашей земле, с той стороны, где солнце-день, на противоположной стороне ночь.

 

Наблюдение ночного неба в телескоп.

Следующий этап моего исследования стало наблюдение ночного неба в телескоп. Я попросил в детском саду телескоп, чтобы посмотреть ночное небо из окна моей квартиры. После того как стало темно, я установил телескоп на подоконник и стал смотреть на звезды и луну. Звезды я так толком и не увидел, а луну увидел поближе и даже кратеры на ее поверхности. Но все равно так четко близко я рассмотреть не смог. Взрослые сказали, чтобы увидеть все поближе и четче, надо смотреть специальный телескоп, который находится в обсерватории.

Изготовление макета «Солнечная система».

Мне так понравилась солнечная система, что я захотел, чтобы в моей комнате тоже была своя солнечная система. И мы с мамой решили сделать свой макет солнечной системы. Взяли коробку из под обуви , слепили шарики из пластилина, каждый соответствовал свой планете и расположили их по порядку  

Обобщение по планетам солнечной системы.

Я узнал многое о солнечной системе, о том, что наша Земля тоже входит в эту систему, как и планеты Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун и карликовая планета Плутон. Все эти планеты вращаются по кругу вокруг Солнца, их путь называется орбитой. Хоть и планеты притягиваются Солнцем, в космосе всё равно царит невесомость. Я решил поделиться своими знаниями с ребятами в детском саду и рассказал им о солнечной системе.Им очень понравилось и я решил рассказывать им о всём новом, что узнаю еще о космосе.

https://ab-news.ru/wp-content/uploads/2020/08/687875867897984.png

Вывод.

Оказывается, астрономия наука не только для взрослых, но интересна и для детей. И такие дети, как я вполне могут ее изучать самостоятельно и делиться полученными знаниями со сверстниками, чтобы потом мы могли открыть что-то новое в космическом пространстве.

Заключение

По окончанию исследования я увидел, что выполнил все поставленные перед собой задачи, открыл для себя много нового и интересного: узнал названия планет, которые входят в состав солнечной системы, откуда на Луне появились кратеры, почему на Земле меняется время суток, сделал модель солнечной системы и узнал много новых слов – орбита, спутник, кратер, скафандр, невесомость.

Очень много интересного про космос мне предстоит еще узнать, надеюсь, что мне представится возможность поделиться этой информацией с вами.

 

Список литературы

  1. В. И. Цветков «Звёздное небо», ЭКСМО, Москва, 2014 год.
  2. Е. П. Левитан «Малышам о звёздах и планетах», Москва, «Педагогика-Пресс», 1993 год.
  3. В. В. Владимиров «Что такое астрономия и как люди её используют?», Дом Издательства Печати и Книготорговли «Капитал», 2016 год.
  4. В. И. Цветков «Энциклопедия для детского сада: планета Земля», ЭКСМО, Москва, 2012 год.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

            «ДЕТСКИЙ САД № 94» 

ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

«КОСМОС»

                                      Автор:

                                             Воспитатель: Гарифуллина Г.Р

                             

     

              г. Нижнекамск

                2018 г

Пояснительная записка

         В целях повышения интереса дошкольников к изучению космоса и азов астрономии педагогами  МБДОУ “Детский сад  № 94” была разработано дидактическое пособие ”Космос”.  Наличие предметных, мобильных «мягких» картинок и игрушек позволяет активизировать речевую деятельность и мыслительные процессы ребенка, а значит повысить уровень усвоения предмета.

Данное пособие позволяет развивать у детей сенсорные способности, которое является основой успешного овладения любой деятельностью. Установлено, что большинство человеческих способностей имеет ярко выраженную сенсорную основу. Познание ребенком окружающей действительности, прежде всего, основывается на ощущениях и восприятиях. Ребенок узнает об окружающих предметах и явлениях при помощи зрения, слуха, осязания, и лишь в дальнейшем в процесс познания включаются речь, память, представления, мышление. Таким образом, восприятие составляет основу всей познавательной деятельности ребенка.

Данное пособие воспитатель может использовать для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми, а также предоставлять детям это пособие для индвидуальных игр.

               .

Паспорт дидактического пособия

“Космос”

Цель пособия

 Знакомство с космическим пространством и деятельностью человека в нём.

Задачи

Расширить и систематизировать знания детей о космосе: что такое космоскосмическое пространство.

• Формирование у детей умения получать информацию из различных источников.

• Формирование устойчивого интереса к конструктивной деятельности, желания творить, изобретать.

• Развитие конструктивных навыков детей.

• Обогащение словарного запаса детей, развитие речи.

• Развитие мелкой моторики рук.

Возрастные группы детей

Вторая младшая, средняя, старшая, полготовительная к школе группы

Интеграция образовательных областей

Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие,  речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Вариативность

Пособие решает программные образовательные задачи в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей как в рамках ОД (развитие речи , ознакомление с окружающим миром, формирование элементарных математических представлений), так и при проведении режимных моментов, в частности при организации игровой деятельности дошкольников.

Актуальность

Дети всегда много задают вопросов о космосе, звездах, космонавтах, все неведомое, непонятное, недоступное глазу будоражит детскую фантазию. Ведь с самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Как же помочь ребенку узнавать много интересного и нового?

Автор

Воспитатель: Ахмедова Г.М.

Варианты игр.

Данное пособие помогает знакомить детей с увлекательным миром космоса и с первоначальными знаниями о астрономии. В игровой форме дети узнают, как человек начал изучать космос: какую технику изобрел человек для полета в космос, когда это произошло и кто первый полетел в околоземное пространство, дети знакомятся с солнечной системой и теорией существования других живых существ в галактике(инопланетяне). В пособие входят мобильный модуль, который можно разделить на 9 мелких основ, для индивидуальных игр детей, малый набор в коробке и мягкие фигурки ракет, планет и космонавтов, которые снабжены липкой лентой.

Вариант первый.

Мягкий модуль закреплен на стене на доступной для детей высоте.  Предложить детям выбрать любую ракету, посадить туда пассажиров-космонавтов и совершить полет в космос. Играть одновременно могут от 1 до 5 детей. Осуществляется развитие коммуникативных навыков, речевое развитие и знакомство с окружающим миром.

Вариант второй.

Модуль разбирается на 9 маленьких. Дети могут играть на горизонтальной поверхности. Играть может одновременно до 9 ребят. Они могут самостоятельно выбрать сюжет игры или же предложенный воспитателем: «Полет в космос», «Подготовка к полету», «Встреча с инопланетянами».

Вариант третий.

Игра с малым набором в коробке. Может играть одновременно от 1 до 2 детей. Дети из маленьких мягких фигурок составляют свой макет солнечной системы, проговаривая названия планет или же осуществить первый полет в околоземную орбиту. Дети развивают речь, творческие и конструктивные способности. Наличие липкой ленты сзади позволяет легко менять их расположение.

Вариант четвертый.

Используются большой и малый модули. Детям предлагается   посмотрев на собранную солнечную систему в малом наборе, собрать ее самостоятельно на большом модуле, потом сравнить и исправить, если есть ошибки. Развивать зрительную память детей, знакомиться с названиями планет солнечной системы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПРОЕКТ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРОФЕССИЕЙ АСТРОНОМА СРЕДНЯЯ ГРУППА №3 Гарифуллина Г.Р.

Слайд 2

ПАСПОРТ ПРОЕКТА Актуальность. Подготовка детей к будущему выбору профессии. Ознакомление с профессией астронома. Актуальность этой профессии в наше время и в нашей стране велика, т.к. космическая отрасль динамично развивается, расширяется, что способствует потребности общества в людях этой профессии. Развитие интереса к астрономии, знакомство со строением солнечной системы, названиями планет, с нашей планетой и ее расположением .

Слайд 3

Информационная карта проекта . Полное название проекта : «Ознакомление детей средней группы в детском саду с профессией астронома». Автор проекта: Гарифуллина Г.Р. воспитатель МБДОУ детского сада №94 «Соенеч» г. Нижнекамска. Продолжительность проекта: краткосрочный Тип проекта по количеству: групповой. Участники проекта: педагоги, дети, родители. Проблема: выбор профессии в будущем. Цель проекта: подготовить детей к осознанному выбору будущей профессии.

Слайд 4

Задачи проекта: Для детей: - формировать у детей представление о профессии астронома; - познакомить со строением солнечной системы; - учить использовать приобретенные знания на практике; - развивать творческие способности детей; - способствовать развитию уважения к людям данной профессии. Для родителей: - вовлечение родителей в профессиональное воспитание детей; - организация встречи с людьми интересующимися астрономией; - принятие участия родителей в итоговом мероприятии проекта: оформление выставки работ выполненных в рамках данного проекта.

Слайд 5

Продукты проекта: Для детей: выполнение проекта различными видами материала. Для родителей: - совместное изучение литературы, касающейся астрономии. - посещение выставки работ выполненных в рамках проекта. Для педагогов: - разработка конспектов образовательной деятельности; - создание выставки работ, выполненных в рамках данного проекта.

Слайд 6

. Этапы работы над проектом: 1) Организационный. - определение целей и задач проекта. - составление плана основного этапа проектирования. - изучение профессии астронома. - подбор наглядного мате- риала, литературы. -организация встречи с людьми, интересующи- мися астрономией. -знакомство с профессией в различных видах образовательной деятельности

Слайд 7

2. Продуктивный Рисование: дети карандашами рисуют солнечную систему, закрепляя геометрическую форму «круг»,в процессе рисования упражняются в закрашивании готовых форм.

Слайд 8

Аппликация : готовый макет звездного неба, посередине наша планета Земля: «Ребята, как мы можем исследовать нашу планету из космоса?». Дети, рассмотрев макет, говорят, что надо полететь на ракете. Решаем проблему тем, что каждый ребёнок наклеивает свою ракету вокруг Земли. Тем самым проявляя свой творческий вкус.

Слайд 9

Конструирование: после вводной беседы о том, что космонавты, изучая космос, долгое время живут на космических станциях. Предложить детям построить свои космические станции при помощи конструктора «лего».

Слайд 10

Работа с родителями: изготовление и выставление в приемной лепбуков на темы: «Первый человек в космосе», «Солнечная система».

Слайд 11

Знакомство с окружающим миром: знакомство с профессией астронома. Рассказать детям о том, какое значение эта профессии имеет в нашем обществе. Показать наглядно какие инструменты используют в своей работе(телескоп). Вызвать интерес к профессии.

Слайд 12

Завершающий этап 3. Организация встречи с учеником гимназии№2 Гарифуллиным И., победителем городской олимпиады по астрономии в Нижнекамском районе среди 7классов.

Слайд 13

Оценка результатов проектной деятельности: - действенность и эффективность в рамках проекта. - создание условий и предпосылок для подготовки детей к будущему профессиональному выбору. - вызывание интереса к профессии астронома. - творческая активность и применение фантазии во время создания творческих работ. - ознакомление со значимостью выбора данной профессии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический материал к презентации"Мастер класс конструирование из бытового материала" для детей подготовительной группы.

Поделиться идеей создания игрушки. Предложить коллегам как вариант художественного конструирования совместной деятельности с детьми. Развивать творческие способности  у детей, совершенствовать ум...

Методическая разработка - Методический материал - Презентация "Малышам о транспорте"

Этом материал помогает расширить и закрепить представления детей о транспорте, классифицировать транспорт на воздушный, наземный, водный....

Представлена разработка учебно-методического материала экологической направленности "Волшебница вода". Материал адресован педагогам дошкольных учреждений и используется для работы с детьми дошкольного возраста (с нарушениями зрения) вне занятий.

ПОНЕДЕЛЬНИКОсновные задачи: познавательные мотивы, интересы об окружающей среде, о значении воды в нашей жизни; самостоятельность мышления, умение делать выводы.УТРО Цель: поднять ...

Учебно-методический материал для старшей группы по теме: "Досуг ко Дню Матери".

Данный материал содержит интересные стихи и пословицы о маме, бабушке,подвижные игры, интеллектуальные,аттракционы, песни....

Методический материал для родителей и методические рекомендации для домашнего выполнения для родителей и их детей по теме "Посуда".

В данной разработке представлены материалы для усвоения и закрепления знаний по лексической теме "Посуда". Задания помогут усвоить детям основные понятия по лексической теме, расширить актив...

Выступление в районном конкурсе "Лучший учебно-методический материал". Методические пособие "Увлекательная математика"

Методическое пособие для развития детей в познавательной области (математика)...