Экологический проект "Что мы знаем о муравьях"
проект (подготовительная группа)

Чегодаева Елена Анатольевна

Проблема

Нужны ли муравьи?Какую пользу приносят муравьи?

Бережное отношение к живой природе.

Актуальность:

Наверно  найдется немало людей, которые хоть раз не останавливались возле муравейника, завороженные таким далеким и в то же время близким нам миром этих удивительных насекомых.

Так и наши дети, во время прогулки  увидели муравьев. Реакция детей была неоднозначной. Некоторые дети выразили радость и интерес, другие – испугались. Были и такие дети, которые предложили уничтожить муравьев.  В ходе беседы с детьми, выяснилось, что знания о насекомых очень маленькие. Таким образом, возникла проблема «Нужны ли муравьи? Пользу или вред они приносят?».В наше время, данная проблема актуальна, так как сейчас очень много муравьев и муравейников уничтожаются людьми, не думающих о последствиях. Поэтому очень хотелось, чтобы смотря на муравьев, наши дети проявляли уважение, как  к насекомым, приносящим большую пользу природе и человеку.

Цель: создать условия для развития познавательных способностей у детей

Задачи:

расширять знания детей о насекомых (муравей, их строении, видах, что едят, где живут, чем занимаются, как общаются и т. д.);

воспитывать бережное отношение к живому;

развивать эмоциональную отзывчивость;

развивать коммуникативные навыки;

развитие творческих и исследовательских способностей детей;

организация совместной деятельности детей и родителей.

Гипотеза:

Если в работе с детьми использовать различные виды педагогических технологий по формированию ценностного отношения к природе, по развитию познавательной активности у детей через ознакомление с насекомыми, создавать специальные условия для этого, работать в определенной системе с родителями по проблеме, то это будет способствовать:

накоплению у детей представлений о многообразии насекомых, формированию интереса к насекомым и бережного отношения к ним, развитию речи у детей, активации словаря, развитию у них умения рассуждать, наблюдать, формированию у детей интереса к экспериментальной деятельности, а самое главное – формированию индивидуального эмоционального отношения к миру природы каждого ребенка.

Этапы проекта

Предварительный этап

Сбор информации

Подбор методической литературы

Изготовление атрибутов

Разработка плана по реализации проекта «Что мы знаем о муравьях?»

 

Организационно-исполнительный этап:

Систематизация информации

Беседы: «Кто такие муравьи», «Как устроено муравьиное сообщество», «Как устроен муравейник» и др.

Чтение и заучивание стихов о муравье.

Заучивание пословиц о муравьях.

Разучивание песни «Не обижайте муравья»

Чтение: Н. Романовой «В конце лета», В. Пескова «Лечебница под сосной, Н. Сладкой «Жалейки и муравей», Т. Собакин «Дом для муравьев», Сказка В. Бианки «Как муравьишка домой спешил», И. А. Крылов «Стрекоза и муравей».

Поиск муравейника; наблюдение за муравейником; наблюдение за муравьиной тропой,  дидактические игры «Что такое, кто такой?» «Похож, не похож»

Практическая деятельность детей

Рисование муравья, муравейника.

Изготовление масок.

Подвижные игры; «Стрекоза и муравей», «Летающие и ползающие»;

 

Контрольно-оценочный этап:

анализ и оценка результатов применения проектной деятельности

определение эффективности влияния выбранных педагогических технологий

Итоги работы: изготовление альбома "Что мы знаем о муравьях"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc390 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ "Детский сад №116

 комбинированного вида"

Экологический проект

"Что мы знаем о муравьях"

в подготовительной группе №1

Провела воспитатель группы №1

 Чегодаева Е.А.

Проблема

Нужны ли муравьи? Какую пользу приносят муравьи?

Бережное отношение к живой природе.

Актуальность:

Наверно  найдется немало людей, которые хоть раз не останавливались возле муравейника, завороженные таким далеким и в то же время близким нам миром этих удивительных насекомых.

Так и наши дети, во время прогулки  увидели муравьев. Реакция детей была неоднозначной. Некоторые дети выразили радость и интерес, другие – испугались. Были и такие дети, которые предложили уничтожить муравьев.  В ходе беседы с детьми, выяснилось, что знания о насекомых очень маленькие. Таким образом, возникла проблема «Нужны ли муравьи? Пользу или вред они приносят?».В наше время, данная проблема актуальна, так как сейчас очень много муравьев и муравейников уничтожаются людьми, не думающих о последствиях. Поэтому очень хотелось, чтобы смотря на муравьев, наши дети проявляли уважение, как  к насекомым, приносящим большую пользу природе и человеку.

Цель: создать условия для развития познавательных способностей у детей

Задачи:

расширять знания детей о насекомых (муравей, их строении, видах, что едят, где живут, чем занимаются, как общаются и т. д.);

воспитывать бережное отношение к живому;

развивать эмоциональную отзывчивость;

развивать коммуникативные навыки;

развитие творческих и исследовательских способностей детей;

организация совместной деятельности детей и родителей.

Гипотеза:

Если в работе с детьми использовать различные виды педагогических технологий по формированию ценностного отношения к природе, по развитию познавательной активности у детей через ознакомление с насекомыми, создавать специальные условия для этого, работать в определенной системе с родителями по проблеме, то это будет способствовать:

накоплению у детей представлений о многообразии насекомых, формированию интереса к насекомым и бережного отношения к ним, развитию речи у детей, активации словаря, развитию у них умения рассуждать, наблюдать, формированию у детей интереса к экспериментальной деятельности, а самое главное – формированию индивидуального эмоционального отношения к миру природы каждого ребенка.

Этапы проекта

Предварительный этап

Сбор информации

Подбор методической литературы

Изготовление атрибутов

Разработка плана по реализации проекта «Что мы знаем о муравьях?»

Организационно-исполнительный этап:

Систематизация информации

Беседы: «Кто такие муравьи», «Как устроено муравьиное сообщество», «Как устроен муравейник» и др.

Чтение и заучивание стихов о муравье.

Заучивание пословиц о муравьях.

Разучивание песни «Не обижайте муравья»

Чтение: Н. Романовой «В конце лета», В. Пескова «Лечебница под сосной, Н. Сладкой «Жалейки и муравей», Т. Собакин «Дом для муравьев», Сказка В. Бианки «Как муравьишка домой спешил», И. А. Крылов «Стрекоза и муравей».

Поиск муравейника; наблюдение за муравейником; наблюдение за муравьиной тропой,  дидактические игры «Что такое, кто такой?» «Похож, не похож»

Практическая деятельность детей

Рисование муравья, муравейника.

Изготовление масок.

Подвижные игры; «Стрекоза и муравей», «Летающие и ползающие»;

Контрольно-оценочный этап:

анализ и оценка результатов применения проектной деятельности

определение эффективности влияния выбранных педагогических технологий

Итоги работы: изготовление альбома "Что мы знаем о муравьях"

Приложение

Как устроено муравьиное общество

       Профессии муравьёв

      У муравьёв, также, как и у людей есть «профессии».

      Каждый взрослый человек имеет профессию и работу. Каждый муравей в семье тоже имеет свою профессию. Например, в муравейнике есть свой детский сад, в котором работают няньки и воспитатели. Они ухаживают за яйцами, личинками и куколками, а также регулярно выводят маленьких муравьишек на свежий воздух. Еще в муравейнике есть свои больницы, где работают врачи, например, хирурги. И в случае, если кто-то из жителей повредил себе конечность, то хирурги ампутируют (отгрызают) её.

      Есть муравьи, которые строят, чистят и защищают муравейник – это рабочие муравьи. Чистят муравейник санитары, а защищают от врагов солдаты. Они охраняют входы в муравейник от непрошенных гостей и при любой опасности готовы ринуться в бой с врагами. Самые смелые и оживленные муравьи становятся разведчиками и охотниками. Они и прокармливают все многотысячное семейство.

      Есть в жизни муравьев и «сельскохозяйственные» профессии. Многие виды освоили «скотоводство». Как и человек, муравьи, единственные из животного мира занимаются выращиванием домашних животных. В муравейнике есть специальный коровник. Конечно, в нем живут не настоящие коровы, а тли. Тля - тоже насекомое, которое, к радости муравьев, выделяет сладкое вещество. Муравьям оно очень нравится. Как люди разводят и ухаживают за коровами, так муравьи-пастухи заботятся о тлях. Весной они выводят из муравейника целые стада «муравьиных коров» и ведут их на «пастбища». Муравьи пасут тлей на близрастущих растениях, оберегают их. Есть среди муравьев фермеры. В своих муравейниках они выращивают грибы. Грибы являются их урожаем. Есть  муравьи – жнецы, которые запасаются урожаем, который потом сушат и хранят, а когда приходит время – перемалывают семена в муку и скармливают личинкам. Кроме этого, у муравьев есть еще одна очень интересная профессия. Сначала маленькое насекомое «загорает» на солнышке на протяжении десяти минут, после  чего бежит внутрь муравейника, чтобы передать ему свое тепло.

 Есть в муравейнике свои «пенсионеры». Пожилые мудрецы трудятся наверху своего домика в качестве наблюдателя.

      А еще муравьи – прекрасные строители. Какие прекрасные дома – муравейники они строят!

Как устроен муравейник

Муравейник – это многоэтажный дом с множеством квартир, теплый, уютный, с хорошей вентиляцией, с кладовочками, со спальнями, с детскими комнатами, с мусоросборником и туалетом. Есть специальная зимняя спальня. Взрослые муравьи проводят зиму в этом помещении. В хлебном складе муравьи хранят зерна. В мясную кладовку они приносят гусениц и другую добычу. муравейник фото

Муравьи содержат свои дома в идеальной чистоте. Все входы и выходы пропускают свежий воздух вглубь муравейника. Все эти входы и выходы охраняются муравьями-солдатами. Сверху муравьи делают на муравейнике покрытие из иголок и веточек. Оно защищает жилище от превратностей погоды, ремонтируется и обновляется рабочими муравьями


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект "Знай и люби свой город" (Эне-Сай - великая река Сибири).

В данной работе рассказывается о великой сибирской реке Енисей (Эне-Сай). Наш город Кызыл (столица Республики Тыва) был основан в 1914г у слияния двух притоков Енисея - Большой Енисей и Малый Енисей. ...

Экологический проект "Интересная жизнь муравья"

Знакомство детей с образом жизни муравья и устройством муравейника....

Экологический проект « Что мы знаем о рыбах»

Проявлять интерес к водным объектам местных водоемов;Формировать знания из жизни обитателей пресных водоемов (рыб, земноводных, водоплавающих, животных, насекомых, растений);Развивать связную речь, об...

Что мы знаем о муравьях

Наверно  найдется немало людей, которые хоть раз не останавливались возле муравейника, завороженные таким далеким и в то же время близким нам миром этих удивительных насекомых.Так и наши дети, во...

Экологический проект "Что мы знаем о первоцветах?"

Образовательная практика в дошкольном учреждении, оптимально поддерживающая образовательно-развивающий потенциал детей, большее значение придает совместным образовательным процессам, ориентированным н...

экологический проект "Муравьи"

Дети старшей группы  участвовали в  проекте  экологического содержания " Муравьи".  В рамках  проекта проводились беседы "Муравьишки", "Польза и вред ...