«Краеведческое ралли по Керженскому заповеднику»
проект (подготовительная группа)

В настоящее время отмечается возросший интерес к изучению природы родного края. Малая родина дает человеку гораздо больше, чем он в состоянии осознать.

Но современные дети практически не знают о заповедниках России. Информации они не получают ни от родителей, не из СМИ.

А заповедники - территории, которые находятся под особой охраной, под запретом, с целью сберечь редкие породы растений, животных и т. п. Поэтому решили рассказать детям нашей группы о заповеднике, который находится на территории нашего края «Керженский» и организовали познавательно-исследовательский проект по данной теме. Участие в проекте позволит расширить представления детей о заповеднике. Позволит выявить редкие и исчезающие виды животных, обитающих в заповеднике. Привить детям дошкольного возраста основы экологической культуры.

Для чего нужно изучать природу родного края?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_kerzhenskiy_zapovednik.doc116 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад №11 «Колосок» 

Педагогический коллективный  проект

«Краеведческое ралли по Керженскому заповеднику»

                                                                                                  Авторы проекта:

Верещагина Т.Т.,

                                                                                                           Колчина А.А.

                                                 

г.о. Семеновский 2022г.

Здравствуй, лес, дремучий лес, 
Полный сказок и чудес! 
Ты о чем шумишь листвою 
Ночью темной, грозовою? 
Что там шепчешь на заре, 
Весь в росе как в серебре? 
Кто в глуши твоей таится? 
Что за зверь? 
Какая птица? 
Все открой, не утаи: 
Ты же видишь — мы свои!

С. Погорельский

Паспорт проекта

Возраст участников

 Дети старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа).

Вид проекта

По количеству участников в проекте:

  • коллективный.

По продолжительности выполнения проекта:

  • краткосрочный  (с 07 февраля по 28 февраля).

По доминирующему виду деятельности:

  • познавательно- исследовательский проект.

Актуальность проекта

В настоящее время отмечается возросший интерес к изучению природы родного края. Малая родина дает человеку гораздо больше, чем он в состоянии осознать.

Но современные дети практически не знают о заповедниках России. Информации они не получают ни от родителей, не из СМИ.

А заповедники - территории, которые находятся под особой охраной, под запретом, с целью сберечь редкие породы растений, животных и т. п. Поэтому решили рассказать детям нашей группы о заповеднике, который находится на территории нашего края «Керженский» и организовали познавательно-исследовательский проект по данной теме. Участие в проекте позволит расширить представления детей о заповеднике. Позволит выявить редкие и исчезающие виды животных, обитающих в заповеднике. Привить детям дошкольного возраста основы экологической культуры.

Для чего нужно изучать природу родного края?

Рекомендация образования, начиная с дошкольного возраста, выполняет высокую созидательную миссию. Важно воспитывать способность у детей позитивно взаимодействовать с природой, руководствоваться гуманным и экологически грамотным отношением к окружающей природе.

Ознакомление детей с природой – способствует сознанию важности окружающего мира.

Использование лексического материала краеведческого содержания позволяет ребенку, не только научиться грамматически правильно и свободно излагать свои мысли, но пробудить в себе эмоционально - чувственное отношение к природе нашего края.

Через общение с природой, возможно, обогатить речь ребенка, сделать ее разнообразной, выразительной. У детей крепнет такое бесценное свойство человека, как любознательность, наблюдательность, что в свою очередь порождает массу вопросов, требующих ответов.

В данном проекте отражены актуальные вопросы, связанные с реализацией регионального компонента образования, начиная с дошкольного возраста. В старшем дошкольном возрасте ребенок сенситивен к восприятию системы знаний о природе. Сложившиеся система ценностей в воспитании подрастающего поколения требует совершенствования.  

Проект, направлен, на формирование экологического сознания и обогащения знаний детей старшего дошкольного возраста о природе Родного края, с учетом ведущих принципов краеведения и системности, с учетом регионального компонента позволит совершенствовать экологическую работу в старшем дошкольном возрасте. Знание детей приблизятся к системным. Дети проявят устойчивый, познавательный интерес к познанию природы нашего края. Смогут прогнозировать негативные воздействия человека. Проявят чувства гордости и восхищения малой Родиной. Данный проект решит задачи воспитания маленького гражданина не равнодушного к проблемам региона.

Направленность проекта – приобщение детей к природе родного края.

Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский придавал особое значение влиянию природы на нравственное развитие ребенка. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества. Он отмечал, что сама природа не воспитывает, а активно влияет на взаимодействие с ней и чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, это качество нужно прививать с раннего детства.

Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка – это период его бурного роста и интенсивного развития, начало становления личности. К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для умственного и словесного развития. Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.

Гипотеза:

ЕСЛИ:

ТО:

Создать систему экологического воспитания в ДОУ

Удастся дать необходимые экологические знания, представления и избежать перегрузи дошкольников

Осуществлять воспитательно- образовательный процесс с использованием здоровьесберегающих образовательных технологий      

Удастся дать необходимые экологические знания, представления и сохранить здоровье дошкольников

Применять на занятиях нестандандартные формы работы

Появиться возможность развивать творческие способности и иследовательские умения детей  

Предусмотреть в планах работы по проекту содружество: детский сад= семья, активные формы работы детского сада с семьей

Просвещенность родителей в вопросах экологии и их заинтересованность в экологическом просвещении детей возрастет

Цель проекта: 

  • Дать детям первоначальные знания о заповеднике, его истории и деятельности.
  • Способствовать формированию приобщения детей к природе родного края посредством поэтапного решения задач.

Задачи проекта:

  • Познакомить детей с разнообразием животного мира Керженского заповедника, ее экологией.
  • Познакомить детей с Красной книгой Керженского заповедника.
  • Развитие эмоционально – чувственного отношения у детей к окружающему, средствами регионального компонента.
  • Воспитание элементов экологической культуры, заботливого и бережного отношения к природе.
  • Формировать умение работать с информацией
  • Обсуждать проблемы, учитывая противоположные точки зрения.
  • Активизировать деятельность родителей в экологическом воспитании детей.
  • Развивать эстетическое восприятие окружающего мира, через продуктивную деятельность.

Новизна:

Использование модульного подхода к организации образовательного процесса,  на наш взгляд это: целостность, разносторонность, вариативность,  действуя  в рамках одной темы может дать комплексно-тематическое планирование. Форма организации образовательной работы при таком подходе помогает детям успешно и без переутомления осваивать необходимые для их возраста знания.

Практическая значимость:

Практическая значимость представленного проекта состоит в возможности его  реализации в условиях любого дошкольного образовательного учреждения. Всё зависит от фантазии педагога. Представленный опыт по организации предметно-развивающей среды,  как современный подход к проведению разных форм организации занятий позволит повысить интерес ребенка к заповеднику, заботливое и бережное отношение к природе, повысит интерес детей к ценностям родного края, а это уже почто 100% -ный результат успеха.  

Методы: Во время реализации проекта будут использованы такие методы как рассказ, беседа, объяснение, выставки детских и родительских рисунков животных, выпуск буклетов о «Керженском заповеднике»,  показ презентации на тему «Керженский заповедник», посещение библиотеки,   а также выполнение практических заданий совместно воспитателя и ребенка,  которые занимают большую часть. Так как проект, включает в себя различные задания, способствующие расширению и углублению знаний, умений и навыков, то занятия для каждого воспитанника дают больше возможностей для творческого развития личности.

Образовательная область

Содержание

 

Физическое развитие

Проведение подвижных игр на прогулке, физкультминутки и др.

Социально-коммуникативное развитие

Формировать основы экологической культуры.

Знакомить с отдельными представителями животного мира из Красной книги.

Продолжать знакомить с правилами поведения в природе.

Художественно-эстетическое развитие

Слушать звуки природы(пение птиц, крики животных, шум леса)

Передавать свое отношение к природе через продуктивную деятельность ( лепка, рисование, оформление альбомов и макетов).

Речевое развитие

 

Чтение русских народных сказок, сказок и рассказов русских писателей, заучивание с детьми стихов, загадок, считалок.

Закреплять умение детей передавать свое отношение к природе в рассказах.

Познавательное развитие

Дать детям более полное представление о диких животных и особенностях их приспособления к окружающей среде.

Уточнять и расширять  представление о заповеднике

Знакомство детей с дикими животными Керженского заповедника.

Форма работы:

  • изучение литературы по теме;
  • беседы;
  • занятия по теме;
  • изучение продукта детского творчества;
  • организация выставки работ детей;
  • оформление консультации, буклетов  для родителей о Керженском заповеднике;
  • посещение городской библиотеки;
  • создание презентации.

Этапы реализации проекта

Этап

Деятельность на этапе

Организационный этап

  • Изучение  литературы по организации предметно-развивающей среды в группе
  • Подбор наглядных и дидактических материалов (тематические картинки, эмблема Керженского заповедника, плакаты с дикими животными Керженского заповедника);
  •  Подбор произведений  русских писателей о животных;
  • Подготовка презентаций по ознакомлению детей с жизнью и обитанием диких животных родного края;
  • Подготовка картотеки подвижных народных игр, физкультминуток и пальчиковой гимнастики;
  • Подбор фото и иллюстраций для альбома «Красная книга Нижегородской области»;
  • Подготовка материалов для организации творческой деятельности детей.
  •  Изготовление макета «Дикие животные нашего края»
  • Обогащение РППС в группе.

Этап реализации

Познавательная деятельность:

  • ООД с использованием ИКТ «Знакомство с Керженским заповедником»
  • Экскурсия в библиотеку: беседа о Керженском заповеднике.
  • Оформление альбома «Красная кнтга Нижегородской области»

Речевая деятельность:

  • Чтение произведений о диких животных: 

И. Соколов – Микитов «Медвежья семья», «Белки», «Беляк», «Еж», «Лисья нора», «Рысь», «Медведи».

 Г. Скребицкий «На лесной полянке».

 В. Бианки «Купание медвежат», «Готовятся к зиме», «Прячутся»

 Е. Чарушин «Волчонок» (Волчишко,  «Морж»)

Н. Сладков «Как медведь сам себя напугал», «Отчаянный заяц».

 В. А. Сухомлинский. Как Ёжик готовился к зиме», «Как Хомяк к зиме готовится»

  • Разучивание стихотворений, загадок о диких животных
  • Чтение русских народных сказок. 

 Р. н. с. «Зимовье».

 Р. н. с. «Хвосты»

 Р. н. с. «Два медвежонка»

       Художественно  творческая деятельность:

  • Рассматривание альбомов и фото с дикими животными.
  • Лепка.
  • Рисование.
  • Оформление макета «Дикие животные нашего края»

Игровая деятельность:

  • Подвижные народные игры
  • Дидактические игры

Музыкально-фольклорная деятельность.

  • Слушание произведений музыкального фольклора: прослушивание аудиозаписи звуки леса

Работа с родителями.

Родителям предлагалось:

  • Консультации: «Берегите природу»;
  • «Духовно-нравственное воспитание дошкольников»  
  •  Изготовление альбома «Дикие животные нашего края» (совместное творчество детей и родителей)
  • Рекомендация в выходные дни посетить с детьми:  лесо- парковую зону нашего города.

Результативный этап

  • Выставка рисунков.
  • Презентация проекта.

Интересы участников проекта

Группа

Интересы участников проекта

Дети

  • Получат возможность  превратить процесс обучения и воспитания в настоящую увлекательное  путешествие по Керженскому заповеднику
  • Расширят знания о природе Родного края и проектной  деятельности
  • Получат возможность поучаствовать в творческой деятельности.
  • Получат  дополнительные знания о жизни и обитании диких животных Родного края

Педагоги

  • Повысить уровень профессионализма в вопросах организации опытно-исследовательской и проектной деятельности, а также в вопросах интеграции образовательных областей.

Получить возможность положительно влиять на нравственный рост ребенка, способствовать формированию навыков по познавательной     деятельности.

Родители

  • Получат возможность  принимать активное участие в организованной образовательной деятельности.
  • Получить дополнительную возможность положительно влиять на нравственный рост ребенка, способствовать формированию навыков по позновательной деятельности.

Здравствуй, лес, дремучий лес, 
Полный сказок и чудес! 
Ты о чем шумишь листвою 
Ночью темной, грозовою? 
Что там шепчешь на заре, 
Весь в росе как в серебре? 
Кто в глуши твоей таится? 
Что за зверь? 
Какая птица? 
Все открой, не утаи: 
Ты же видишь — мы свои!

                                                                                                                       С. Погорельский

Читая строки стихотворения С. Погорельского, сражу же, представляешь всю неповторимую и необычную красоту леса, его таинственность, и взрослые и дети любят гулять по лесу пытаясь разгадать загадки его. И мы с ребятами заинтересовались не только заповедником, но и захотели узнать, кто же, живет в заповеднике и кто охраняет покой заповедных мест. Дети задавали много вопросов в ходе рассмотрения различных альбомов, но самый частый вопрос это был, чем питаются животные в лесу зимой, как зимуют животные, где спят.

Вначале мы с детьми изучали историю и герб Керженского заповедника, рассматривали различные иллюстрации леса, проводилась беседа о правилах поведения в лесу, альбомы с дикими  животными  нашего края, читали стихи, сказки и рассказы о животных. Далее мы просмотрели презентацию о жизни диких животных в лесу,  как помогают работники заповедника животным пережить долгую холодную зиму в лесу.  Познакомились с животными нашего края.  

 На втором этапе была организавана экскурсия в городскую библеотеку, где

сотрудники библеотеки рассакзали о природе нашего Родного края  и показали презентацию о Керженском заповеднике. Дети посмотрели выставку книг о животных нашего края, Красную книгу Нижегородской области. Такая экскурсия дала детям большой запас знаний о Керженском заповеднике  и незабываемые  впечатления.

На третьем этапе ребята занимались проектной деятельностью, рисовали, лепили, ребята вместе с воспитателем создавали макете  леса с дикими животными. И в свободное время у детей было желание самостоятельно рисовать, лепить  животных,  рассматривали журналы и иллюстрации с лесом и дикими животными. Дети старшей группы сделали не большой рассказ о правилах поведения в лесу для детей средней группы. Воспитатели в группе провели консультации для родителей, распостранили буклкты о Керженском заповеднике.

Родители вместе со своими детьми очень заинтересовались проектом и во многом нам помогали.

Заключение

Полученные в ходе реализации проекта результаты .    

Наиболее оказался интерес детей к данной форме работы. Дети в непринужденной, свободной обстановке значительно расширили свой кругозор, узнали много интересного и познавательного об охране окружающей природе, о Керженском заповеднике  и поделились своими знаниями с родителями; у детей появился интерес к жизни диких животных в природе. Дети владеют определенным уровнем знаний о заповеднике и обитателях заповедника, о работниках заповедника. Воспитывается нравственность и бережное отношение к природе. Формируется осознанное отношение к Родине, гуманное отношение к природе.

Вывод: Таким образом, данная тема очень интересна и многогранна, она помогает не только позитивно взаимодействовать  с природой,  но гуманным и экологически грамотным отношением к окружающей природе.

Развивать творческую личность, воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, к своей стране в целом.

Список используемой литературы:

  1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная образовательная программа дошкольного образования/ под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд. исправ. и допол. – М.:МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2016г.
  2. Примерное комплексно-тематическое планирование к программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» /В.В. Гербова, Н.Ф.Губанова, О.В.Дыбина и др. – М.: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2015г.
  3. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Н.Е.Веракса,  А.Н.Веракса. - М.:МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2016г.
  4. Н.Г.Зеленкова, Л.Е.Осипова «Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников(Подготовительная группа)-М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007 г.
  5. Т.С.Комарова Детское художественное творчество. Для занятий с детьми 2-7 лет. - М.:МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2016г.
  6. Т.С.Комарова Изобразительная деятельность в детском саду: Подготовительная к школе группа. - М.:МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2016г.
  7. Н.Е.Веракса, О.Р. Галимов Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет. М.:МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2016г.
  8. Л.Ю.Павлова Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром. Для занятий с детьми 4-7 лет.- М.:МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2015г.
  9. М.М.Борисова Малоподвижные игры игровые упражнения. Для занятий с детьми 3-7 лет – 2-е изд., испр. и доп. - М.:МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2016г.
  10. В.В.Гербова Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа. - М.:МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2016г.
  11. Т.С.Комарва Развитие художественных способностей дошкольников. Монография. - М.:МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2016г.
  12. О.В.Дыбина Ознакомление с предметным и социальным окружением. Подготовительная к школе группа. - М.:МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2016г.

 

Использованные интернет ресурсы:

  1. Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей». http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/
  2. Консультация для родителей «Мы друзья природы» 

http://nsportal.ru/detskiy-sad/

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Папка - передвижка "Керженский заповедник"

Информация о Керженском заповеднике (Семеновский округ Нижегородская область)...

Сценарий экологического развлечения «Керженский заповедник» в подготовительной группе

Цель: Формирование экологической культуры у дошкольников. Задачи:1. Расширить представления детей о Керженском заповеднике, и  его   обитателях, познакомить с исчезающими вида...

Сценарий экологического развлечения «Керженский заповедник» в подготовительной группе

Цель: Формирование экологической культуры у дошкольников. Задачи:  1. Расширить представления детей о Керженском заповеднике, и  его   обитателях, познакомить с исчезающими ви...

Конспект НОД «Путешествие в Керженский заповедник». Средняя группа.

laquo;Познавательное развитие»: «Ознакомление с окружающим миром»...

Проект "Красная книга Керженского заповедника"

формирование представления детей об особо охраняемой  природной территории Керженского заповедника и ценностное отношение к миру животных на этой территории...

Презентация для старших дошкольников "Керженский заповедник"

Презентация поможет воспитателю донести до понимания детей важность сохранения обитателей природы, красочно представить обитателей Нижегородской области, в том числе - исчезающие виды животных, растен...

Конспект занятия"День Заповедников и национальных парков. Керженский заповедник"

День заповедников и национальных парков — официальный праздник, который отмечается в Российской Федерации по инициативе ряда экологических организаций. Эта дата отмечает...