"Использование макетирования в работе с детьми дошкольного возраста"
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Создавая развивающую предметно-пространственную среду в группе необходимо предусмотреть возможность создания и использования игровых макетов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл makety.docx507.41 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Использование макетирования в работе с детьми дошкольного возраста»

 «Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира. …Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди нее ребенок будет жить – развиваться собственной жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы…»                                                                   Е. И. Тихеева.

Создавая развивающую предметно-пространственную среду в группе необходимо предусмотреть возможность создания и использования игровых макетов.  Рассмотрим, что же такое макетирование?

Макетирование — это творческая конструктивная деятельность детей, создание специального игрового пространства. Макеты могут быть использованы в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры, что способствует развитию творчества и воображения. Использование макетов в предметно-пространственной среде отвечает принципу интеграции образовательных областей. Через любой игровой макет решаются цели и задачи из различных областей: «Речевого развития», «Познавательного развития», «Социально-коммуникативного развития», «Художественно-эстетического развития». В образовательном пространстве макеты способствуют развитию творческого познавательного мышления, поисковой деятельности и бескорыстной познавательной активности каждого ребенка. Макетирование способствует развитию речи детей. При изготовлении макета дети описывают, сравнивают, повествует о различных явлениях и объектах природы, рассуждают, тем самым пополняют свой запас. В процессе макетирования развиваются интегративные качества личности:

‒ Эмоциональная отзывчивость

‒ Любознательность

‒ Активность

‒ Умение взаимодействовать с взрослыми и сверстниками.

Макет может быть готовый и использоваться больше как для наглядности, а может создаваться педагогом вместе с детьми в процессе образовательной работы. Тогда он будет являться эффективным средством развития, и помогать реализовывать задачи любой образовательной области.

Хорошо, если макет будет условно-обобщенным, многофункциональным.

Его ещё называют «универсальным». Он должен лишь наводить детей на воображаемую ситуацию, очерчивать границы игрового пространства. А в зависимости от замысла детей будет происходить его наполнение, изменение.

Макет может быть:

‒ Напольным (макет имеет более крупные конструкционные объемы);

‒ Настольным (размер ограничивается размером стола или его части);

‒ Подиумным (на специальных подставках-подиумах);

‒ Настенным (макеты в виде объемных предметных картин с передним предметным планом, а задний — картина.

По Н. А. Коротковой, макеты условно делятся на два типа: макеты- модели и макеты- карты. 

Макеты-модели, представляют собой уменьшенные целостные объекты, направляющие воображение ребенка в основном на события, происходящие «внутри» этих объектов на небольшой плоскости с закрепленным на ней устойчивым сооружением-зданиемМакетом – моделью, например, может быть «Кукольный домик»«Русская изба».

Макеты – карты, это плоскости с определенным планом – схемой, а также маркерами пространства, отделяющими определенную территорию, например, «Городские улицы»«Дорожное движение»

Для игры с макетами необходимы тематические фигурки-персонажи и различные мелкие предметы

Требования к макетам: 

Макеты могут быть изготовлены из тонкой фанеры, плотного картона, оклеенного цветной бумагой, другим материалом.

Они должны быть устойчивы и легко перемещаться с места на место; удобным в обращении, доступны дошкольникам для свободного выбора и игры; должны быть эстетически оформлены; служить длительное время и в любой момент быть доступны дошкольникам для игры. Макеты могут иметь разную тематику, но в процессе их реализации одновременно и параллельно решаются несколько задач.

Предложенные Н. А. Коротковой мозаичные макеты- карты создают в группе многофункциональный игровой комплекс, обеспечивающий как игровые запросы детских игровых объединений, так и отдельных детей. Ребенок имеет возможность при необходимости выйти из общей игры и развивать свой сюжет.

Что же они из себя представляют?

Это набор листов из плотного материала, на которые нанесены условные изображения. Материал должен быть достаточно прочным, жестким и легким, чтобы дети могли перенести уже «обустроенный» лист.  Можно использовать ДВП (на древесноволокнистую плиту толщиной 4 мм) Размер мозаичных макетов-карт обуславливается соразмерностью их детским столам, игрушкам- персонажам и предметам оперирования, обычно используемым в режиссерской игре.  Макеты должны быть совместимы по цвету и по графике.

Коротковой Н. А, предложены наиболее распространенные темы для игры- четыре макета-карты: город, порт, остров и река. Два макета с городским ландшафтом и два – с природным. Каждый макет разделен пополам, т. е. восемь макетных листов.

Размер половины макета составляет 500 х 700 мм, а всего макета 1000 х 700 мм.

Основное требование к изображениям: они должны быть узнаваемы детьми, хотя и изображены условно, символично и не обладать множеством излишних деталей.

Очень важна совместимость макетов друг с другом. При развитии сюжета игры дети смогут объединить макеты и начать совместную игру. А также ребенок имеет возможность ограничить личное игровое пространство, используя отдельный макет или его половину.

Макеты хорошо вписываются в пространство группы. Листы макетов, расположенные вертикально у стены или в специальной стойке, компактны и удобны для хранения в ограниченном пространстве группового помещения.

К макету необходимы: игрушки- маркеры пространства, игрушки-персонажи, игрушки- предметы оперирования

Можно использовать реалистичные игрушки, а также условные (предметы-заместители) Главное, чтобы они соответствовали размеру макета, чтобы ими было удобно играть.

Объединению детей для игр с макетом способствует наличие игровых наборов по разным темам. Фигурки-персонажи оживят макет. Но для обыгрывания и реализации самых разных замыслов обязательно должен быть полифункциональный материал, который дети смогут выбрать самостоятельно.

Подключая для создания макета изобразительную деятельность, мы позволяем свободно развиваться детскому замыслу и творческой инициативе.

И маркеры пространства и персонажей дети могут создавать из пластилина, природного материала, из бумаги и т. п. Ребенок может один персонаж превратить в любой другой., создать свою сказочную страну, преобразовать один пейзаж в другой. Накапливающиеся наборы персонажей к макетам должны храниться в контейнерах и быть доступными для свободного выбора детей.

Как способствовать играм детей с макетами? Главное - надо поддерживать интерес и максимально развивать кругозор детей.

Следует читать детям произведения, содержание которых можно отображать в играх. Художественные тексты могут помочь детям определиться с темой игры, подбором персонажей. Хороши для этих целей и мультфильмы.

Два-три «универсальных» макета следует держать в группе постоянно, время от времени обновляя их наполнение. При этом важно придерживаться правила по предложению игрушек детям- вчера, сегодня, завтра.

Вывод:

Макеты – это формы организации образовательного пространства, способствующие развитию творческого познавательного мышления, поисковой деятельности и бескорыстной познавательной активности каждого ребенка, это настоящий кладезь для развития речетворчества как для самых маленьких, начиная с 2-3лет, так и для детей старшего возраста. Главное, чтобы «Прогулки» по улицам макетов не превращались в урок, не перегружались большим объемом информации, а стали бы веселой увлекательной игрой, продолжение которой дети бы ждали с нетерпением.

Виды макетов

https://prihodkolw.files.wordpress.com/2015/05/20150429_121922.jpg

Настольный

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-353910-1435891266.jpg

Настенный

https://1edumarket.ru/upload/iblock/fb0/fb08789eff80e80f23647f5fc56afbe8.jpg

Напольный

Мозаичные макеты-карты. Организация развивающей среды для сюжетно-ролевых игр

Мозаичный маке- карта


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование мультимедиа при работе с детьми дошкольного возраста

Конспект занятия по развитию речив подготовительной группе детского сада на тему: «Музей почтовых принадлежностей» (с использованием интерактивной доски)ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:1. Обобщить...

Опыт работы "Использование ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста" "Использования элементов степ-аэробики в дошкольной образовательной организации"

Опыт работы "Использование ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста"опыт работы "Использования элементов степ-аэробики в дошкольной образовательной организации" "Фестив...

Опыт работы по теме «Использование пуговиц в работе с детьми дошкольного возраста»

   «Использование пуговиц в работе с детьми дошкольного возраста»Современное образование направлено на ребенка и его потребности, а так же на создание в дошкольном учрежде...

Статья из опыта работы "Использование "Бизибордов" в работе с детьми дошкольного возраста".

Главное преимущество данной технологии заключается в том, что ребенок может решать любую познавательную задачу в своем собственном темпе, без авторитарного вмешательства со стороны взрослого. Э...

Опыт работы педагога дополнительного образования на тему: «Использование нейрогимнастики в работе с детьми дошкольного возраста»

Участие педагога в дошкольной образовательной организацииКаждое утро, приходя на работу, я вижу глаза своих детей. Какие они разные! У каждого свой особый мир, который нельзя разрушить, которому надо ...