Рабочая программа воспитания подготовительной группы "Колокольчик" на 2022 - 2023 учебный год
рабочая программа

Крикунова Ольга Николаевна

Рабочая программа воспитания  подготовительной группы «Колокольчик»

на 2022 – 2023 учебный год

Главная цель Программы воспитания МБДОУ «Беллыкский детский сад» – личностное развитие ребенка дошкольного возраста и создание условий для его позитивной социализации на основе базовых ценностей российского общества через:

  • Формирование ценностного отношения к окружающему миру, другим людям, себе.
  • Овладение первичными представлениями о базовых ценностях, а так же выработанных обществом нормах и правилах поведения.
  • Приобретение первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с базовыми национальными ценностями, нормами и правилами, принятыми в обществе.

Принимая во внимание цель и деятельностный характер воспитания, определяются конкретные задачи:

 

  • Поддерживать традиции дошкольного учреждения в проведении социально значимых образовательных и досуговых мероприятий.
  • Реализовать воспитательные возможности детско-взрослых сообществ, основанных на коллективной практической деятельности.
  • Использовать в воспитании детей возможности непосредственно образовательной деятельности (НОД).
  • Приобщать к традициям, истории и культуре своей Родины, своего народа и родного края на основе музейной педагогики.
  • Расширить воспитательный потенциал ДОУ посредством разнообразия форм дополнительного образования: кружков, творческих студий, лабораторий, спортивных секций и др.
  • Организовать раннюю профориентационную работу с детьми дошкольного возраста.
  • Использовать воспитательный ресурс развивающей предметно-пространственной среды ДОУ.
  • Организовать конструктивное взаимодействие педагогов детского сада и семьи по воспитанию ребенка дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ КРАСНОТУРАНСКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«БЕЛЛЫКСКИЙ ДЕТСКИЙ САД»

662664, Красноярский край, Краснотуранский район, село Беллык, улица  Ленина, дом 47, тел (3913) 474290,

E-mail: ugleva.ol@yandex.ru

     Принято                                                                                                                      Утверждаю:

     на педагогическом Совете                                                                                        Заведующий МБДОУ Беллыкский Д\С

     № ____  от  «__» _________2022                                                                              _________ Углева О.А.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ

 ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ «КОЛОКОЛЬЧИК»

НА 2022 – 2023 УЧЕБНЫЙ ГОД

                                                                                   

                                                                                      Автор программы:

Крикунова Ольга Николаевна – воспитатель

Беллык 2022

Содержание

Страницы

I.  ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

3

Пояснительная записка

3

 1.1. Цель  и задачи Программы воспитания

4

     1.2. Методологические основы и принципы построения Программы воспитания

5

     1.3.Требования к планируемым результатам освоения Программы воспитания

6

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

7

     2.1. Содержание воспитательной работы по направлениям воспитания

7

     2.1.1. Патриотическое направление воспитания

8

     2.1.2. Социально направление воспитания

10

     2.1.3. Познавательно направление воспитания

12

     2.1.4. Физическое и оздоровительное направление воспитания

13

     2.1.5. Трудовое направление воспитания

15

     2.1.6. Этико – эстетическое направление воспитания

17

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

18

     3.1 Общие требования к условиям реализации Программы воспитания

18

     3.2. Взаимодействие взрослого с детьми. События ОО

19

     3.3. Организация предметно – пространственной среды

20

     3.4. Календарный план воспитательной работы в младшей группе

22

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

Пояснительная записка

Рабочая программа воспитания (далее - Программа) определяет содержание и организацию воспитательной работы на уровне дошкольного образования в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Беллыкский  детский сад»  Краснотуранского района (далее – ДОУ).

Содержание Программы разработано на основе следующих нормативно-правовых документов:

  • Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020).
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013
  • № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  • Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
  • Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р).
  • Государственная программа РФ «Развитие образования» (2018 - 2025 годы). Утверждена постановлением  Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642.
  • Национальный проект «Образование» (утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. N 16).
  • Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г. № 1726-р.
  • СанПин 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»

Программа учитывает: «Примерную рабочую программу воспитания для образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования» (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от «01» июля 2021 № 2/21)

Программа направлена на решение вопросов гармоничного социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста. В центре программы воспитания в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) находится одна из ключевых задач: формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности (1.6. п.6 ФГОС ДО).

Программа строится на целеполагании, ожидаемых результатах, видах деятельности, условиях формирования воспитывающей, личностно развивающей среды, отражает интересы и запросы участников образовательных отношений в лице:

  • Ребенка, признавая приоритетную роль его личностного развития на основе возрастных и индивидуальных особенностей, интересов и запросов;
  • Родителей ребенка (законных представителей) и членов его семьи;
  • Государства и общества.

В программе описана система возможных форм и методов работы с воспитанниками.

Программа воспитания учитывает условия, существующие в ДОУ, индивидуальные особенности, интересы, потребности воспитанников и их родителей.

Программа воспитания реализуется в течение всего времени нахождения ребенка в детском саду: в процессе ООД, режимных моментах, совместной деятельности с детьми и индивидуальной работы.

Реализация Программы воспитания предполагает социальное партнерство с другими организациями

К программе воспитания прилагается календарный план воспитательной работы с указанием конкретных мероприятий и примерных сроков их проведения.

1.1. Цель  и задачи Программы воспитания

Главная цель Программы воспитания МБДОУ «Беллыкский детский сад» – личностное развитие ребенка дошкольного возраста и создание условий для его позитивной социализации на основе базовых ценностей российского общества через:

  • Формирование ценностного отношения к окружающему миру, другим людям, себе.
  • Овладение первичными представлениями о базовых ценностях, а так же выработанных обществом нормах и правилах поведения.
  • Приобретение первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с базовыми национальными ценностями, нормами и правилами, принятыми в обществе.

Принимая во внимание цель и деятельностный характер воспитания, определяются конкретные задачи:

  • Поддерживать традиции дошкольного учреждения в проведении социально значимых образовательных и досуговых мероприятий.
  • Реализовать воспитательные возможности детско-взрослых сообществ, основанных на коллективной практической деятельности.
  • Использовать в воспитании детей возможности непосредственно образовательной деятельности (НОД).
  • Приобщать к традициям, истории и культуре своей Родины, своего народа и родного края на основе музейной педагогики.
  • Расширить воспитательный потенциал ДОУ посредством разнообразия форм дополнительного образования: кружков, творческих студий, лабораторий, спортивных секций и др.
  • Организовать раннюю профориентационную работу с детьми дошкольного возраста.
  • Использовать воспитательный ресурс развивающей предметно-пространственной среды ДОУ.
  • Организовать конструктивное взаимодействие педагогов детского сада и семьи по воспитанию ребенка дошкольного возраста.

Цель и конкретные задачи воспитания позволяют выделить целевые приоритеты. В воспитании детей дошкольного возраста таким целевым приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения детьми социально значимых знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут.

К наиболее важным из них относятся следующие:  

  • Быть вежливым, послушным, доброжелательным, отзывчивым;
  • Уважать старших и заботиться о младших;
  • Стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми;
  • Быть трудолюбивым, доводить начатое дело до конца;
  • Любить своих родителей, свой родной край и свое Отчество;
  • Беречь и охранять окружающую природу;
  • Соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни.

1.2. Методологические основы и принципы построения Программы воспитания

Методологической основой Программы воспитания являются антропологический, культурно-исторический и практичные подходы. Концепция Программы основывается на базовых ценностях воспитания, заложенных в определении воспитания, содержащемся в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Методологическими ориентирами воспитания также выступают следующие идеи отечественной педагогики и психологии: развитие личного субъективного мнения и личности ребенка в деятельности; духовно-нравственное, ценностное и смысловое содержание воспитания; идея о сущности детства как сенситивного периода воспитания; амплификация (обогащение) развития ребёнка средствами разных «специфически детских видов деятельности».

Программа воспитания руководствуется принципами ДО, определенными ФГОС ДО, и построена на основе ценностного подхода, предполагающего присвоение ребенком дошкольного возраста базовых ценностей и опирается на следующие принципы:

Принцип гуманизма. Приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности; воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования.

Принцип ценностного единства и совместности. Единство ценностей и смыслов воспитания, разделяемых всеми участниками образовательных отношений, содействие, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение.

Принцип общего культурного образования. Воспитание основывается на культуре и традициях России, включая культурные особенности региона.

Принцип следования нравственному примеру. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребенка, побудить его к открытому внутреннему диалогу, пробудить в нем нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребенку реальную возможность следования идеалу в жизни.

Принцип совместной деятельности ребенка и взрослого. Значимость совместной деятельности взрослого и ребенка на основе приобщения к культурным ценностям и их освоения.

Принцип инклюзивности. Организация образовательного процесса, при котором все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования.

1.3.Требования к планируемым результатам освоения Программы воспитания

Планируемые результаты воспитания носят отсроченный характер, но деятельность воспитателя нацелена на перспективу развития и становления личности ребенка. Поэтому результаты достижения цели воспитания даны в виде целевых ориентиров, представленных в виде обобщенных портретов ребенка к концу раннего и дошкольного возрастов. Основы личности закладываются в дошкольном детстве, и, если какие-либо линии развития не получат своего становления в детстве, это может отрицательно сказаться на гармоничном развитии человека в будущем.

На уровне ДО не осуществляется оценка результатов воспитательной работы в соответствии с ФГОС ДО, так как «целевые ориентиры основной образовательной программы дошкольного образования не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей».

Целевые ориентиры воспитательной работы для детей младенческого и раннего возраста (до 3 лет)

Направление воспитания

Ценности

Показатели

Патриотическое

Родина, природа

Проявляющий привязанность, любовь к семье, близким, окружающему миру.

Социальное

Человек, семья,

дружба,

сотрудничество

Способный понять и принять, что такое «хорошо» и «плохо». Проявляющий интерес к другим детям и способный бесконфликтно играть рядом с ними. Проявляющий позицию «Я сам!». Доброжелательный, проявляющий сочувствие, доброту. Испытывающий чувство удовольствия в случае одобрения и чувство огорчения в случае неодобрения со стороны взрослых. Способный к самостоятельным (свободным) активным действиям в общении. Способный общаться с другими людьми с помощью вербальных и невербальных средств общения.

Познавательное

Знание

Проявляющий интерес к окружающему миру и активность в поведении и деятельности.

Физическое и

оздоровительное

Здоровье

Выполняющий действия по самообслуживанию: моет руки, самостоятельно ест, ложится спать и т. д. Стремящийся быть опрятным. Проявляющий интерес к физической активности. Соблюдающий элементарные правила безопасности в быту, в обществе, на природе.

Трудовое

Труд

Поддерживающий элементарный порядок в окружающей обстановке. Стремящийся помогать взрослому в доступных действиях. Стремящийся к самостоятельности в самообслуживании, в быту, в игре, в продуктивных видах деятельности.

Этико -эстетическое

Культура и

красота

Эмоционально отзывчивый к красоте. Проявляющий интерес и желание заниматься продуктивными видами деятельности.

Целевые ориентиры воспитательной работы для детей дошкольного возраста (до 8 лет)

Направление воспитания

Ценности

Показатели

Патриотическое

Родина, природа

Любящий свою малую родину и имеющий представление о своей стране, испытывающий чувство привязанности к родному дому, семье, близким людям.

Социальное

Человек, семья,

дружба,

сотрудничество

Различающий основные проявления добра и зла, принимающий и уважающий ценности семьи и общества, правдивый, искренний, способный к сочувствию и заботе, к нравственному поступку, проявляющий задатки чувства долга: ответственность за свои действия и поведение; принимающий и уважающий различия между людьми. Освоивший основы речевой культуры.

Дружелюбный и доброжелательный, умеющий слушать и слышать  собеседника, способный взаимодействовать со взрослыми и сверстниками на основе общих интересов и дел.

Познавательное

Знание

Любознательный, наблюдательный, испытывающий потребность в самовыражении, в том числе творческом, проявляющий активность, самостоятельность, инициативу в познавательной, игровой, коммуникативной и продуктивных видах деятельности и в самообслуживании, обладающий первичной картиной мира на основе традиционных ценностей российского общества.

Физическое и

оздоровительное

Здоровье

Владеющий основными навыками личной и общественной гигиены, стремящийся соблюдать правила безопасного поведения в быту, социуме (в том числе в цифровой среде), природе.

Трудовое

Труд

Понимающий ценность труда в семье и в обществе на основе уважения к людям труда, результатам их деятельности, проявляющий трудолюбие при выполнении поручений и в самостоятельной деятельности.

Этико-

эстетическое

Культура и

красота

Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, поступках, искусстве, стремящийся к отображению прекрасного в продуктивных видах деятельности, обладающий зачатками художественно- эстетического вкуса.

II. Содержательный раздел

2.1. Содержание воспитательной работы по направлениям воспитания

Содержание Программы воспитания реализуется в ходе освоения детьми дошкольного возраста всех образовательных областей, обозначенных во ФГОС ДО, одной из задач которого является объединение воспитания и обучения в целостный образовательный процесс на основе духовно нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества:

  • Социально-коммуникативное развитие
  • Познавательное развитие
  • Речевое развитие
  • Художественно-эстетическое развитие
  • Физическое развитие

Дошкольное образование – процесс непрерывный (ежеминутный) и реализуемый во всех режимных моментах (повседневная бытовая деятельность, игры,занятия, прогулки и т.д.).

В соответствии со спецификой работы ДОУ, воспитанники пребывают в учреждении на протяжении 10,5 часов. Именно поэтому воспитательный процесс должен осуществляться постоянно, выполняя поставленные задачи рабочей Программы воспитания.

Процесс воспитания – это процесс формирования морального сознания, нравственных чувств и привычек, нравственного поведения с первых лет жизни ребенка. Реализация цели и задач данной Программы осуществляется в рамках нескольких направлений воспитательной работы ДОУ, формирование которых в совокупности обеспечит полноценное и гармоничное развитие личности детей от 2 до 7 лет:

  • Патриотическое направление воспитания
  • Социальное направление воспитания
  • Познавательное направление воспитания
  • Физическое и оздоровительное направление воспитания
  • Трудовое направление воспитания
  • Этико-эстетическое направление воспитания

В каждом из перечисленных направлений воспитания существуют свои подразделы, которые тесно взаимосвязаны между собой и обеспечивают интеграцию воспитательной деятельности во все образовательные области и во все виды детской деятельности в образовательном процессе, согласно ООП МБДОУ «Беллыкский детский сад»

2.1.1. Патриотическое направление воспитания

Ценности Родина и природа лежат в основе патриотического направления воспитания. Патриотизм – это воспитание в ребенке нравственных качеств, чувства любви, интереса к своей стране – России, своему краю, малой родине, своему народу и народу России в целом (гражданский патриотизм), ответственности, трудолюбия; ощущения принадлежности к своему народу.

Патриотическое направление воспитания строится на идее патриотизма как нравственного чувства, которое вырастает из культуры человеческого бытия, особенностей образа жизни и ее уклада, народных и семейных традиций.

Воспитательная работа в данном направлении связана со структурой самого понятия «патриотизм» и определяется через следующие взаимосвязанные компоненты:

  • Когнитивно-смысловой, связанный со знаниями об истории России, своего края, духовных и культурных традиций и достижений многонационального народа России;
  • Эмоционально-ценностный, характеризующийся любовью к Родине –России, уважением к своему народу, народу России в целом;
  • Регуляторно-волевой, обеспечивающий укоренение знаний в духовных культурных традициях своего народа, деятельность на основе понимания ответственности за настоящее и будущее своего народа, России.

Задачи патриотического воспитания:

  • Формирование любви к родному краю, родной природе, родному языку, культурному наследию своего народа;
  • Воспитание любви, уважения к своим национальным особенностям и чувства собственного достоинства как представителя своего народа;
  • Воспитание уважительного отношения к гражданам России в целом, своим соотечественникам и согражданам, представителям всех народов России, к ровесникам, родителям, соседям, старшим, другим людям вне зависимости от их этнической принадлежности;
  • Воспитание любви к родной природе, природе своего края, России понимания единства природы и людей и бережного ответственного отношения к природе.

При реализации указанных задач воспитатель ДОУ должен сосредоточить свое внимание на нескольких основных направлениях воспитательной работы:

  • Ознакомление детей с историей, героями, культурой, традициями России и своего народа;
  • Организации коллективных творческих проектов, направленных на приобщение детей к российским общенациональным традициям;
  • Формировании правильного и безопасного поведения в природе, осознанного отношения к растениям, животным, к последствиям хозяйственной деятельности человека.

Содержание воспитательной деятельности по Патриотическому направлению в интеграции

с содержанием образовательных областей

Направление

Патриотическое направление воспитания. Формирование уважительного отношения к истории своей страны и любви к Родине.

Интеграция в образовательные

области

Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое  развитие, физическое развитие.

Интеграция в детскую

деятельность

Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Возрастная специфика

подготовительная группа

Родная страна:

  • развивать интерес к родному краю, расширять представления о малой родине;
  • продолжать знакомить с достопримечательностями региона, в котором живут дети;
  • продолжать знакомить с профессиями, связанными со спецификой родного поселка;
  • на основе расширения знаний об окружающем воспитывать патриотические и интернациональные чувства, любовь к Родине. Углублять и уточнять представления о Родине — России;
  • развивать представления о том, что Российская Федерация (Россия) — огромная многонациональная страна; воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям;
  • расширять представления о Москве — главном городе, столице России;
  • поощрять интерес детей к событиям, происходящим в стране, воспитывать чувство гордости за ее достижения;
  • закреплять знания о флаге, гербе и гимне России, республики (гимн исполняется во время праздника или другого торжественного события; когда звучит гимн, все встают, а мужчины и мальчики снимают головные уборы).
  • расширять знания о государственных и региональных праздниках;
  • рассказывать детям о Ю. А. Гагарине и других героях космоса;
  • углублять знания о Российской армии. Воспитывать уважение к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов (возлагать с детьми цветы к обелискам, памятникам и т. д.);

Наша планета:

  • формировать элементарные представления об эволюции Земли (возникновение Земли, эволюция растительного и животного мира), месте человека в природном и социальном мире, происхождении и биологической обоснованности различных рас;
  • рассказывать детям о том, что Земля — наш общий дом, на Земле много разных стран; о том, как важно жить в мире со всеми народами, знать и уважать их культуру, обычаи и традиции;
  • учить пользоваться картой: показывать на карте, на глобусе континенты и страны, заинтересовавшие детей;
  • расширять представления о своей принадлежности к человеческому сообществу, о детстве ребят в других странах, о правах детей в мире (Декларация прав ребенка);
  • формировать элементарные представления о свободе личности как достижении человечества.

Семья; формирование уважительного отношения к своей семье и обществу:

  • продолжать воспитывать уважение к традиционным семейным ценностям;
  • уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье, любовь и уважение к родителям;
  • учить проявлять заботу о близких людях, с благодарностью принимать заботу о себе;
  • развивать интерес к профессиям родителей и месту их работы;
  • расширять представления детей об истории семьи в контексте истории родной страны (роль каждого поколения в разные периоды истории страны);
  • рассказывать детям о воинских наградах дедушек, бабушек, родителей.

Формирование уважительного отношения к своей семье и обществу. Детский сад:

  • способствовать формированию уважительного отношения и чувства принадлежности к сообществу детей и взрослых в детском саду, продолжать воспитывать чувство коллективизма;
  • привлекать детей к созданию развивающей среды дошкольного учреждения (мини музеев, выставок, библиотеки, конструкторских мастерских и др.);
  • обращать внимание детей на эстетику окружающего пространства (оформление помещений, участка детского сада, парка, сквера). Учить выделять радующие глаз компоненты окружающей среды (окраска стен, мебель, оформление участка и т. п.);
  • формировать умение эстетически оценивать окружающую среду, высказывать оценочные суждения, обосновывать свое мнение;
  • формировать у детей представления о себе как об активном члене коллектива: через участие в проектной деятельности, охватывающей детей младших возрастных групп и родителей; посильном участии в жизни дошкольного учреждения (адаптация младших дошкольников, подготовка к праздникам, выступлениям, соревнованиям в детском саду и за его пределами и др.)

2.1.2. Социальное направление воспитания

Ценности семья, дружба, человек и сотрудничество лежат в основе социального направления воспитания.

В дошкольном детстве ребенок открывает Личность другого человека и  значение собственной жизни и жизни людей. Он начинает осваивать все многообразие социальных отношений и социальных ролей. Он учится действовать сообща, подчиняться правилам, нести ответственность за свои поступки, действовать в интересах семьи, группы.

Формирование правильного ценностно-смыслового отношения ребенка к социальному окружению невозможно без грамотно выстроенного воспитательного процесса, в котором обязательно должна быть личная социальная инициатива ребенка в детско-взрослых и детских общностях. Важным аспектом является формирование у дошкольника представления о мире профессий взрослых, появление к моменту подготовки к школе положительной установки к обучению в школе как важному шагу взросления.

Основная цель социального направления воспитания дошкольника заключается в формировании ценностного отношения детей к семье, другому человеку, развитии дружелюбия, создания условий для реализации в обществе.

Выделяются основные задачи социального направления воспитания.

  • Формирование у ребенка представлений о добре и зле, позитивного образа семьи с детьми, ознакомление с распределением ролей в семье, образами дружбы в фольклоре и детской литературе, примерами сотрудничества и взаимопомощи людей в различных видах деятельности (на материале истории России, ее героев), милосердия и заботы. Анализ поступков самих детей в группе в различных ситуациях.
  • Формирование навыков, необходимых для полноценного существования в обществе: эмпатии (сопереживания), коммуникабельности, заботы, ответственности, сотрудничества, умения договариваться, умения соблюдать правила.
  • Развитие способности поставить себя на место другого как проявление личностной зрелости и преодоление детского эгоизма.

При реализации данных задач воспитатель выстраивает свою работу с учетом основных направлениях воспитательной работы:

  • Организовывать сюжетно-ролевые игры (в семью, в команду и т. п.), игры с правилами, традиционные народные игры и пр.;
  • Воспитывать у детей навыки поведения в обществе;
  • Учить детей сотрудничать, организуя групповые формы в продуктивных видах деятельности;
  • Учить детей анализировать поступки и чувства – свои и других людей;
  • Организовывать коллективные проекты заботы и помощи;
  • Создавать доброжелательный психологический климат в группе.

Содержание воспитательной деятельности по социальному направлению воспитания в интеграции с содержанием образовательных областей

Направление

Социальное направление воспитания. Формирование личности ребенка, ценностного отношения детей к семье, другому человеку, развитии дружелюбия, создания условий для реализации в обществе.

Интеграция в образовательные

области

Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое  развитие, физическое развитие.

Интеграция в детскую

деятельность

Игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд, конструирование из различного материала, изобразительная, музыкальная, двигательная.

Возрастная специфика

подготовительная группа

Образ Я:

  • развивать представление о временной перспективе личности, об изменении позиции человека с возрастом (ребенок посещает детский сад, школьник учится, взрослый работает, пожилой человек передает свой опыт другим поколениям);
  • углублять представления ребенка о себе в прошлом, настоящем и будущем;
  • углублять представления детей о дальнейшем обучении, формировать элементарные
  • знания о специфике школы, колледжа, вуза (по возможности посетить школу, познакомиться с учителями и учениками и т. д.);
  • закреплять традиционные гендерные представления, продолжать развивать в мальчиках и девочках качества, свойственные их полу;
  • закреплять умение называть свое имя, фамилию, отчество, возраст, дату рождения, домашний адрес, телефон, имена и отчества родителей, их профессии.

Нравственное воспитание:

  • обеспечивать условия для нравственного воспитания детей;
  • способствовать усвоению морально-нравственных норм и ценностей, принятых в обществе;
  • воспитывать уважительное отношение к окружающим, заботливое отношение к малышам, пожилым людям; учить помогать им; воспитывать стремление в своих поступках следовать положительному примеру.

Формирование личности ребенка:

  • способствовать формированию личности ребенка;
  • продолжать воспитывать самоуважение, чувство собственного достоинства, уверенность в своих силах и возможностях;
  • развивать самостоятельность, целенаправленность и саморегуляцию своих действий;
  • расширять представления детей об их обязанностях, прежде всего в связи с подготовкой к школе; развивать интерес к школе, желание учиться;
  • формировать навыки учебной деятельности (умение внимательно слушать воспитателя, действовать по предложенному им плану, а также самостоятельно планировать свои действия, выполнять поставленную задачу, правильно оценивать результаты своей деятельности).

2.1.3. Познавательное направление воспитания

Ценность – знания.

Цель познавательного направления воспитания – формирование ценности познания. Значимым для воспитания ребенка является формирование целостной картины мира, в которой интегрировано ценностное, эмоционально окрашенное отношение к миру, людям, природе, деятельности человека.

Задачи познавательного направления воспитания:

  • Развитие любознательности, формирование опыта познавательной инициативы;
  • Формирование ценностного отношения к взрослому как источнику знаний;
  • Приобщение ребенка к культурным способам познания (книги, интернет - источники, дискуссии и др.).

Направления деятельности воспитателя:

  • Совместная деятельность воспитателя с детьми на основе наблюдения, сравнения, проведения опытов (экспериментирования), организации походов и экскурсий, просмотра доступных для восприятия ребенка познавательных фильмов, чтения и просмотра книг;
  • Организация конструкторской и продуктивной творческой деятельности, проектной и исследовательской деятельности детей совместно со взрослыми;
  • Организация насыщенной и структурированной образовательной среды, включающей иллюстрации, видеоматериалы, ориентированные на детскую аудиторию; различного типа конструкторы и наборы для экспериментирования.

Содержание воспитательной деятельности по познавательному направлению воспитания в интеграции с содержанием образовательных областей

Направление

Познавательное направление воспитания. Формирование ценности познания.

Интеграция в образовательные

области

Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое  развитие, физическое развитие.

Интеграция в детскую

деятельность

Игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд, конструирование из различного материала, изобразительная, музыкальная, двигательная.

Возрастная специфика

подготовительная группа

Первичные представления о сферах человеческой деятельности (знакомство с профессиями):

  • расширять осведомленность детей в сферах человеческой деятельности (наука, искусство, производство и сфера услуг, сельское хозяйство), представления об их значимости для жизни ребенка, его семьи, детского сада и общества в целом.
  • через экспериментирование и практическую деятельность дать детям возможность познакомиться с элементами профессиональной деятельности в каждой из перечисленных областей (провести и объяснить простейшие эксперименты с водой, воздухом, магнитом;
  • создать коллективное панно или рисунок, приготовить что-либо; помочь собрать на прогулку младшую группу; вырастить съедобное растение, ухаживать за домашними животными);
  • продолжать расширять представления о людях разных профессий;
  • представлять детям целостный взгляд на человека труда: ответственность, аккуратность, добросовестность, ручная умелость помогают создавать разные материальные и духовные ценности.

Формирование основ экологического сознания:

  • подвести к пониманию того, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды: чистые воздух, вода, лес, почва благоприятно сказываются на здоровье и жизни человека;
  • формировать понимание того, что человек — часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее, учить самостоятельно, делать элементарные выводы об охране окружающей среды;
  • воспитывать желание и умение правильно вести себя в природе (любоваться красотой природы, наблюдать за растениями и животными, не нанося им вред).

2.1.4. Физическое и оздоровительное направление воспитания

Ценность – здоровье.

Цель данного направления – сформировать навыки здорового образа жизни, где безопасность жизнедеятельности лежит в основе всего. Физическое развитие и освоение ребенком своего тела происходит в виде любой двигательной активности: выполнение бытовых обязанностей, игр, ритмики и танцев, творческой деятельности, спорта, прогулок.

Задачи по формированию здорового образа жизни:

обеспечение построения образовательного процесса физического воспитания детей (совместной и самостоятельной деятельности) на основе здоровье формирующих и здоровье сберегающих технологий, и обеспечение условий для гармоничного физического и эстетического развития ребенка;

  • Закаливание, повышение сопротивляемости к воздействию условий внешней среды;
  • Укрепление опорно-двигательного аппарата;
  • Развитие двигательных способностей, обучение двигательным навыкам и умениям;
  • Формирование элементарных представлений в области физической культуры, здоровья и безопасного образа жизни;
  • Организация сна, здорового питания, выстраивание правильного режима дня;
  • Воспитание экологической культуры, обучение безопасности жизнедеятельности.

Направления деятельности педагогов:

  • Организация подвижных, спортивных игр, в том числе традиционных народных игр, дворовых игр на территории детского сада;
  • Создание детско-взрослых проектов по здоровому образу жизни;
  • Введение оздоровительных традиций в ДОО.

Формирование у дошкольников культурно-гигиенических навыков является важной частью воспитания культуры здоровья. Воспитатель формирует у дошкольников понимание того, что чистота лица и тела, опрятность одежды отвечают не только гигиене и здоровью человека, но и социальным ожиданиям окружающих людей. Особенность культурно-гигиенических навыков заключается в том, что они формируются на протяжении всего пребывания ребенка в ДОО. В формировании культурно-гигиенических навыков режим дня играет одну из ключевых ролей. Привыкая выполнять серию гигиенических процедур с определенной периодичностью, ребенок вводит их в свое бытовое пространство, и постепенно они становятся для него привычкой.

Формируя у детей культурно-гигиенические навыки, воспитатель обращает внимание на нескольких основных направлениях воспитательной работы:

  • Формировать у ребенка навыки поведения во время приема пищи;
  • Формировать у ребенка представления о ценности здоровья, красоте и чистоте тела;
  • Формировать у ребенка привычку следить за своим внешним видом;
  • Включать информацию о гигиене в повседневную жизнь ребенка, в игру.

Работа по формированию у ребенка культурно-гигиенических навыков ведется в тесном контакте с семьей.

Содержание воспитательной деятельности по физическому и оздоровительному направлению воспитания в интеграции с содержанием образовательных областей

Направление

Формирование основ безопасности.

Интеграция в образовательные

области

Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие.

Интеграция в детскую

деятельность

Игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд.

Возрастная специфика

подготовительная группа

Безопасное поведение в природе:

  • формировать основы экологической культуры;
  • продолжать знакомить с правилами поведения на природе;
  • знакомить с Красной книгой, с отдельными представителями животного и растительного мира, занесенными в нее;
  • уточнять и расширять представления о таких явлениях природы, как гроза, гром, молния, радуга, ураган, знакомить с правилами поведения человека в этих условиях.

Безопасное поведение на дорогах:

  • систематизировать знания детей об устройстве улицы, о дорожном движении;
  • знакомить с понятиями «площадь», «бульвар», «проспект»;
  • продолжать знакомить с дорожными знаками — предупреждающими, запрещающими и информационно-указательными;
  • подводить детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения;
  • расширять представления детей о работе ГИБДД;
  • воспитывать культуру поведения на улице и в общественном транспорте;
  • развивать свободную ориентировку в пределах ближайшей к детскому саду местности;
  • формировать умение находить дорогу из дома в детский сад на схеме местности.

Безопасность собственной жизнедеятельности:

  • формировать у детей представления о том, что полезные и необходимые бытовые предметы при неумелом обращении могут причинить вред и стать причиной беды (электроприборы, газовая плита, инструменты и бытовые предметы);

  • закреплять правила безопасного обращения с бытовыми предметами;

  • закреплять правила безопасного поведения во время игр в разное время года (купание в водоемах, катание на велосипеде, катание на санках, коньках, лыжах и др.);

  • подвести детей к пониманию необходимости соблюдать меры предосторожности, учить оценивать свои возможности по преодолению опасности;

  • формировать у детей навыки поведения в ситуациях: «Один дома», «Потерялся», «Заблудился»; формировать умение обращаться за помощью к взрослым;

  • расширять знания детей о работе МЧС, пожарной службы, службы скорой помощи;
  • уточнять знания о работе пожарных, правилах поведения при пожаре;
  • закреплять знания о том, что в случае необходимости взрослые звонят по телефонам
  • «101», «102», «103»;

  • закреплять умение называть свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес, телефон.

2.1.5.Трудовое направление воспитания

Ценность – труд.

С дошкольного возраста каждый ребенок обязательно должен принимать участие в труде, и те несложные обязанности, которые он выполняет в детском саду и в семье, должны стать повседневными. Только при этом условии труд оказывает на детей определенное воспитательное воздействие и подготавливает их к осознанию его нравственной стороны.

Основная цель трудового воспитания дошкольника заключается в формировании ценностного отношения детей к труду, трудолюбия, а также в приобщении ребенка к труду. Можно выделить основные задачи трудового воспитания:

Ознакомление с доступными детям видами труда взрослых и воспитание положительного отношения к их труду, познание явлений и свойств, связанных с преобразованием материалов и природной среды, которое является следствием трудовой деятельности взрослых и труда самих детей.

Формирование навыков, необходимых для трудовой деятельности детей, воспитание навыков организации своей работы, формирование элементарных навыков планирования.

Формирование трудового усилия (привычки к доступному дошкольнику напряжению физических, умственных и нравственных сил для решения трудовой задачи).

При реализации данных задач педагог выстраивает свою работу по нескольким направлениям воспитательной работы:

  • Показать детям необходимость постоянного труда в повседневной жизни, использовать его возможности для нравственного воспитания дошкольников;
  • Воспитывать у ребенка бережливость (беречь игрушки, одежду, труд и старания родителей, воспитателя, сверстников), так как данная черта непременно сопряжена с трудолюбием;
  • Предоставлять детям самостоятельность в выполнении работы, чтобы они почувствовали ответственность за свои действия;
  • Собственным примером трудолюбия и занятости создавать у детей соответствующее настроение, формировать стремление к полезной деятельности;
  • Связывать развитие трудолюбия с формированием общественных мотивов труда, желанием приносить пользу людям.

Содержание воспитательной деятельности по трудовому направлению воспитания в интеграции с содержанием образовательных областей

Направление

Трудовое направление воспитания. Формирование позитивных установок к труду и творчеству.

Интеграция в образовательные

области

Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Интеграция в детскую

деятельность

Игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд, конструирование из различного материала, изобразительная, музыкальная, двигательная.

Возрастная специфика

подготовительная группа

Развитие навыков самообслуживания:

  • закреплять умение детей правильно пользоваться столовыми приборами (ножом, ложкой, вилкой);

  • самостоятельно следить за чистотой одежды и обуви, замечать и устранять непорядок в своем внешнем виде, тактично сообщать товарищу о необходимости что-то поправить в костюме, прическе;

Приобщение к доступной трудовой деятельности:

  • развивать творческую инициативу, способность реализовывать себя в разных видах труда и творчества;
  • продолжать формировать осознанное отношение и интерес к трудовой деятельности, умение достигать запланированного результата;
  • продолжать формировать трудовые умения и навыки, воспитывать трудолюбие;
  • поощрять стремление детей старательно, аккуратно выполнять поручения, беречь материалы и предметы, убирать их на место после работы;
  • воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, стремление быть полезными окружающим, радоваться результатам коллективного труда;
  • развивать умение самостоятельно объединяться для совместной игры и труда, оказывать друг другу помощь;
  • закреплять умение планировать трудовую деятельность, отбирать необходимые материалы, делать несложные заготовки;
  • поощрять детей за желание поддерживать порядок в группе и на участке детского сада;
  • поддерживать инициативу детей добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой: сервировать стол, приводить его в порядок после еды;
  • поощрять желание выполнять обязанности дежурного в уголке природы (поливать комнатные растения; фиксировать необходимые данные в календаре природы - время года, месяц, день недели, время суток, температуру, результаты наблюдений; подбирать книги, соответствующие тематике наблюдений и занятий, и т. д.);
  • прививать интерес к труду в природе, привлекать к посильному участию: осенью - сбору семян, выкапыванию луковиц, клубней цветов, перекапыванию грядок, пересаживанию цветущих растений из грунта в уголок природы; зимой — к сгребанию снега к стволам деревьев и кустарникам, выращиванию с помощью воспитателя цветов к праздникам; весной — к перекапыванию земли на огороде и в цветнике, к посеву семян (цветов), высадке рассады; летом — к участию в рыхлении почвы, прополке и окучивании, поливе грядок и клумб;
  • расширять представления о труде взрослых, о значении их труда для общества. Воспитывать уважение к людям труда.

2.1.6. Этико-эстетическое направление воспитания

Ценности – культура и красота.

Культура поведения в своей основе имеет глубоко социальное нравственное чувство – уважение к человеку, к законам человеческого общества. Культура отношений является делом не столько личным, сколько общественным. Конкретные представления о культуре поведения усваиваются ребенком вместе с опытом поведения, с накоплением нравственных представлений.

Можно выделить основные задачи этико-эстетического воспитания:

  • Формирование культуры общения, поведения, этических представлений;
  • Воспитание представлений о значении опрятности и красоты внешней, ее влиянии на внутренний мир человека;
  • Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, явлений жизни, отношений между людьми;
  • Воспитание любви к прекрасному, уважения к традициям и культуре родной страны и других народов;
  • Развитие творческого отношения к миру, природе, быту и к окружающей ребенка действительности;
  • Формирование у детей эстетического вкуса, стремления окружать себя прекрасным, создавать его.

Для формирования у детей культуры поведения, воспитатель ДОО должен сосредоточить свое внимание на нескольких основных направлениях воспитательной работы:

  • Учить детей уважительно относиться к окружающим людям, считаться с их делами, интересами, удобствами;
  • Воспитывать культуру общения ребенка, выражающуюся в общительности, этикет вежливости, предупредительности, сдержанности, умении вести себя в общественных местах;
  • Воспитывать культуру речи: называть взрослых на «вы» и по имени и отчеству; не перебивать говорящих и выслушивать других; говорить четко, разборчиво, владеть голосом;
  • Воспитывать культуру деятельности, что подразумевает умение обращаться с игрушками, книгами, личными вещами, имуществом ДОО; умение подготовиться к предстоящей деятельности, четко и последовательно выполнять и заканчивать ее, после завершения привести в порядок рабочее место

Цель эстетического воспитания – становление у ребенка ценностного отношения к красоте. Эстетическое воспитание происходит через обогащение чувственного опыта и развитие.

Мотивы поведения, формируемые в воспитании, закрепляются главным образом в процессе личного опыта, который приобретает дошкольник в повседневной жизни и деятельности, во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми. Чем более устойчивы  нравственно ценные мотивы, тем более устойчивыми и ценными оказываются чувства, привычки поведения и представления дошкольника, степень их осознанности эмоциональной сферы личности влияет на становление нравственной и духовной составляющей внутреннего мира ребенка.

Направления деятельности воспитателя по эстетическому воспитанию предполагают следующее:

  • Выстраивание взаимосвязи художественно-творческой деятельности самих детей с воспитательной работой через развитие восприятия, образных представлений, воображения и творчества;
  • Уважительное отношение к результатам творчества детей, широкое включение их произведений в жизнь ДОО;
  • Организацию выставок, концертов, создание эстетической развивающей среды и др.;
  • Формирование чувства прекрасного на основе восприятия художественного слова на русском и родном языке;
  • Реализация вариативности содержания, форм и методов работы с детьми по разным направлениям эстетического воспитания.

Содержание воспитательной деятельности по Этико-эстетическому направлению воспитания в интеграции с содержанием образовательных областей

Направление

Этико-эстетическое направление воспитания

Интеграция в образовательные

области

Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Интеграция в детскую

деятельность

Игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд, конструирование из различного материала, изобразительная, музыкальная, двигательная.

Возрастная специфика

подготовительная группа

Развитие социального и эмоционального интеллекта:

  • создавать условия для развития социального и эмоционального интеллекта детей, развивать стремление и умение справедливо оценивать свои поступки и поступки сверстников;
  • поощрять проявление таких качеств, как сочувствие, отзывчивость, справедливость, скромность.

Развитие общения:

  • воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, развивать умение самостоятельно объединяться для совместной игры и труда, заниматься самостоятельно выбранным делом, договариваться, помогать друг другу;
  • формировать умение слушать собеседника, не перебивать без надобности, умение спокойно отстаивать свое мнение.

Усвоение общепринятых норм поведения:

  • воспитывать организованность, дисциплинированность; развивать волевые качества умение ограничивать свои желания, выполнять установленные нормы поведения;
  • продолжать формировать основы культуры поведения и вежливого обращения;
  • напоминаний использовать в общении со сверстниками и взрослыми формулы словесной вежливости (приветствие, прощание, просьбы, извинения).

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Общие требования к условиям реализации Программы воспитания

Психолого-педагогические условия, обеспечивающие воспитание ребенка в сфере его личностного развития.

Рабочая программа воспитания предполагает создание следующих психолого-педагогических условий, обеспечивающих воспитание ребенка в сфере его личностного развития:

  • Построение образовательного процесса на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития. Создание таких ситуаций, в которых каждому ребенку предоставляется возможность выбора деятельности, партнера, средств и пр.; поддержка педагогами положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности, поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности, обеспечение опоры на его личный опыт при освоении новых знаний и жизненных навыков.
  • Использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям Формирование игры как важнейшего стимула воспитания ребенка в сфере его личностного развития.
  • Создание развивающей предметно-пространственной среды, способствующей воспитанию ребенка в сфере его личностного развития по образовательным областям: физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
  • Сбалансированность игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, изобразительной, музыкальной, двигательной деятельности, восприятия художественной литературы и фольклора, конструирования, самообслуживания и элементарного бытового труда, то есть гармоничное слияние совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм активности.
  • Участие семьи как необходимое условие для полноценного воспитания ребенка в сфере его личностного развития. Поддержка педагогами родителей (законных представителей) дошкольников в воспитании детей в сфере их личностного развития.
  • Профессиональное развитие педагогов, направленное на развитие профессиональных компетентностей, в том числе коммуникативной компетентности и мастерства мотивирования ребенка уважение педагогов к человеческому достоинству воспитанников, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях.
  • Оценка результатов освоения рабочей программы воспитания, то есть сравнение нынешних и предыдущих достижений ребенка, в вопросах его воспитания в сфере личностного развития, умение ребенком самостоятельно действовать, принимать решения, анализировать свои поступки.

3.2. Взаимодействия взрослого с детьми. События ДОО

Событие – это единица воспитания. Это форма совместной деятельности ребенка и взрослого, в которой активность взрослого приводит к приобретению ребенком собственного опыта переживания той или иной ценности. Для того чтобы стать значимой, каждая ценность воспитания должна быть понята, раскрыта и принята ребенком совместно с другими людьми в значимой для него общности. Этот процесс происходит стихийно, но для того, чтобы вести воспитательную работу, он должен быть направлен взрослым.

Подлинно воспитательное событие всегда есть спроектированная взрослым образовательная ситуация. В каждом воспитательном событии педагог продумывает смысл реальных и возможных действий детей и смысл своих действий в контексте задач воспитания. Событием может быть не только организованное мероприятие, но и спонтанно возникшая ситуация, и любой режимный момент, традиции утренней встречи детей, индивидуальная беседа, общие дела, совместно реализуемые проекты и пр. Планируемые и подготовленные педагогом воспитательные события проектируются в соответствии с календарным планом воспитательной работы ДОУ, группы, ситуацией развития конкретного ребенка.

Проектирование событий в ДОУ:

  • Разработка и реализация значимых событий в ведущих видах деятельности (детско-взрослый спектакль, построение эксперимента, совместное конструирование, спортивные игры и др.);
  • Проектирование встреч, общения детей со старшими, младшими, ровесниками, с взрослыми, с носителями воспитательно значимых культурных практик (искусство, литература, прикладное творчество и т. д.), профессий, культурных традиций народов России;
  • Создание творческих детско-взрослых проектов (празднование Дня Победы с приглашением ветеранов, «Театр в детском саду» – показ спектакля для детей из соседнего детского сада и т. д.).

Образовательное событие

Выступает как новый формат совместной детско-взрослой деятельности.

Событие – это захватывающая, достаточно длительная (от нескольких  дней до нескольких недель) игра, где участвуют все – дети, и взрослые, при этом «руководят» всем дети. В данной деятельности взрослый находит и вводит в детское сообщество такую проблемную ситуацию, которая заинтересует детей и подтолкнёт их к поиску решения. Развитие ситуации будет зависеть в первую очередь от творческой фантазии детей.

Проектная деятельность

Один из важнейших элементов пространства детской реализации. Главное условие эффективности проектной деятельности – чтобы проект был действительно детским, то есть был задуман и реализован детьми, при этом взрослый создаёт условия для самореализации.

Свободная игра

Предполагает свободную игровую деятельность детей, для которой созданы необходимые условия (время, место, материал) и взрослый проявляет невмешательство, за исключением помощи при взаимодействии детей и в целях развития детской игры.

3.3. Организация предметно-пространственной среды

Цель создания развивающей предметно-пространственной среды в МБДОУ «Беллыкский детский сад» - обеспечить всестороннее развитие детей дошкольного возраста, в том числе и их нравственное развитие личности в социально-духовном плане, развития самостоятельности.

Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством  (помещениями МБДОУ, прилегающими и другими территориями, предназначенными для реализации Программы), материалами, оборудованием, электронными образовательными ресурсами и средствами обучения и воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, предоставляющими возможность учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

В соответствии со Стандартом РППС обеспечивает и гарантирует:

  • Охрану и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального благополучия детей, в том числе с учетом специфики информационной социализации и рисков Интернет-ресурсов, проявление уважения к их человеческому достоинству, чувствам и потребностям, формирование и поддержку положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях, в том числе при взаимодействии детей друг с другом и в коллективной работе;
  • Максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы и прилегающих территорий, приспособленных для реализации образовательной программы, а также материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с потребностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, возможностями учета особенностей и коррекции недостатков их развития;
  • Построение вариативного развивающего образования, ориентированного на возможность свободного выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения как с детьми разного возраста, так и со взрослыми, а также свободу в выражении своих чувств и мыслей;
  • Создание условий для ежедневной трудовой деятельности и мотивации непрерывного самосовершенствования и профессионального развития педагогических работников, а также содействие в определении собственных целей, личных и профессиональных потребностей и мотивов;
  • Открытость дошкольного образования и вовлечение родителей (законных представителей) в образовательную деятельность, осуществление их поддержки в деле образования и воспитания детей, охране и укреплении их здоровья, а также поддержки образовательных инициатив внутри семьи;
  • Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на уважение достоинства и личности, интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития и соответствующие возрастные и индивидуальные особенности (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
  • Создание равных условий, максимально способствующих реализации различных образовательных программ для детей, принадлежащих к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющих различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья. РППС обладает свойствами открытой системы и выполняет образовательную, воспитывающую, мотивирующую функции.

Среда не только развивающая, но и развивающаяся.

Обеспечивает возможность реализации разных видов детской активности, в том числе с учетом специфики информационной социализации детей и правил безопасного пользования Интернетом: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, двигательной, конструирования, восприятия произведений словесного, музыкального и изобразительного творчества, продуктивной деятельности и пр. в соответствии с потребностями каждого возрастного этапа детей, охраны и укрепления их здоровья, возможностями учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

Предметно-пространственная среда отражает федеральную, региональную специфику, а также специфику ОО и включает:

  • Оформление  помещений;
  • Оборудование;
  • Игрушки

Предметно – пространственная среда МБДОУ отражает ценности, на которых строится программа воспитания, и способствует их принятию и раскрытию ребенком.

  • Включает знаки и символы государства, региона, района и организации;
  • Отражает региональные, этнографические, конфессиональные и другие особенности социокультурных условий, в которой находится организация;
  • Экологична, природосообразна и безопасна;
  • Обеспечивает ребенку возможность общения, игры и совместной деятельности;
  • Отражает ценность семьи, людей разных поколений, радость общения с семьей;
  • Обеспечивает ребенку возможность познавательного развития, экспериментирования, освоения новых технологий, раскрывает красоту знаний, необходимость научного познания, формирует научную картину мира;
  • Обеспечивает ребенку возможность посильного труда, а также отражает ценности труда в жизни человека и государства (портреты членов семей воспитанников, героев труда, представителей профессий и пр.). Результаты труда ребенка могут быть отражены и сохранены в среде;
  • Обеспечивает ребенку возможности для укрепления здоровья, раскрывает смысл здорового образа жизни, физической культуры и спорта;
  • Предоставляет ребенку возможность погружения в культуру России, знакомства с особенностями региональной культурной традиции.

Материально-техническое оснащение развивающей предметно- пространственной среды изменяется и дополняется в соответствии с возрастом воспитанников и календарным планом воспитательной работы на текущий учебный год.

3.4. Календарный план воспитательной работы в подготовительной группе

Сентябрь

Направление деятельности

Название мероприятия

Ответственные

Традиции детского сада

Тематическое мероприятие «Море знаний».

Тематическое мероприятие «Осенние краски».

Воспитатель,

муз. работник

Оформление группы (приемной) «Осень золотая».

НОД

НОД «Знакомство детей с новой группой и игрушками, имеющимися в групповой комнате».

Воспитатель

Детско-взрослые сообщества

Проведение практического занятия «Настольные игры».

Воспитатель

Музейная педагогика

Мини-музей   «Полевые цветы» Красноярского края.

Воспитатель

Дополнительное образование

Разработка программы кружка по пластилинографии «Сказочные пальчики».

Воспитатель

Ранняя профориентация

Беседа «Профессии родителей» - знакомство с трудом взрослых, чем занимаются родители детей.

Воспитатель

РППС

Оформление помещений и интерьеров групп.

Благоустройство территории ДОУ.

Воспитатель

Работа с родителями

Родительское собрание «Знакомство родителей с программными задачами на учебный год».

Выставка поделок «Осенние фантазии».

Воспитатель

Октябрь

Направление деятельности

Название мероприятия

Ответственные

Традиции детского сада

Тематическое мероприятие «Будь внимателен на дороге!»

Воспитатель

Творческая мастерская «Поздравляем бабушку».

Воспитатель

НОД

Презентация «Достопримечательности моего села» - знакомство детей с родным селом его названием, названием главной улицы, его достопримечательностями.

Воспитатель

Детско-взрослые сообщества

Проведение практического занятия «Любимые игрушки».

Воспитатель

Музейная педагогика

Мини-музей «Овощи и фрукты».

Воспитатель

Дополнительное образование

Кружок «Сказочные пальчики».

Выставка детских работ.

Воспитатель

Ранняя профориентация

Сюжетно – ролевая игра «На приеме у врача» - знакомство с профессией врача, с правилами поведения на приеме у врача.

Воспитатель

РППС

Смотр по подготовке РППС к новому учебному году «Воспитательный потенциал предметно-пространственной среды группы».

Воспитатель

Работа с родителями

Выставка рисунков  «Мой дом, мое село».

Воспитатель

Ноябрь

Направление деятельности

Название мероприятия

Ответственные

Традиции детского сада

 Тематический праздник «День Матери».

Воспитатель, муз. руководитель

Творческая мастерская ко Дню Матери «Для любимой мамочки небольшой подарочек».

Воспитатель 

НОД

НОД «Мамин труд» - знакомство детей с трудом мамы дома, вызывать желание у детей оказывать посильную помощь маме.

Воспитатель

Детско-взрослые сообщества

Проведение практического занятия «Книжкина больница».

Воспитатель

Музейная педагогика

Мини-музей «Бабочки Красноярского края».

Воспитатель

Дополнительное образование

Кружок «Сказочные пальчики».

Выставка детских работ.

Воспитатель

Ранняя профориентация

Сюжетно – ролевая игра «В салоне красоты» - знакомство с профессией парикмахера, соблюдение этических правил в салоне красоты.

Воспитатель

РППС

Защита дизайна воспитательной предметно-пространственной среды группы: «Гибкое зонирование помещения группы».

Воспитатель 

Работа с родителями

Фотовыставка «Вместе с мамой».

Воспитатель

Декабрь

Направление деятельности

Название мероприятия

Ответственные

Традиции детского сада

Тематический  праздник «С Новым годом!».

Воспитатель

НОД

НОД «Безопасное поведение дошкольника» - ознакомление детей с правилами безопасного поведения в различных непредвиденных ситуациях.

Воспитатель

Детско-взрослые сообщества

Проведение практического занятия «Вот сломался карандаш…»

Воспитатель

Музейная педагогика

Мини-музей Деда Мороза.

Воспитатель 

Дополнительное образование

Кружок «Сказочные пальчики».

Выставка детских работ.

Воспитатель

Ранняя профориентация

Дидактическая игра «Все профессии нужны».

Воспитатель

РППС

Новогоднее оформление группы и приемной «Зимние чудеса».

Воспитатель

Работа с родителями

Совместное изготовление костюмов для новогоднего праздника.

Воспитатель

Выставка поделок «Зимняя сказка».

Воспитатель

Январь

Направление деятельности

Название мероприятия

Ответственные

Традиции детского сада

Спортивное мероприятие «Мы спортивны и активны».

Воспитатель

НОД

НОД «Спорт – это здоровье» - формирование здорового образа жизни, прививать любовь к физическим упражнениям, к спорту.

Воспитатель

Детско-взрослые сообщества

Проведение практического занятия «Комнатные растения».

Воспитатель

Музейная педагогика

Мини-музей «Россия – моя Родина».

Воспитатель

Дополнительное образование

Кружок «Сказочные пальчики».

Выставка детских работ.

Воспитатель

Ранняя профориентация

Сюжетно – ролевая игра «В столовой» - знакомство с профессией повара, кондитера.

Воспитатель

РППС

Конкурс кормушек для птиц «Птичья столовая».

Воспитатель

Работа с родителями

Родительское собрание «Формирование духовно-нравственных и патриотических представлений у дошкольников».

Воспитатель

Февраль

Направление деятельности

Название мероприятия

Ответственные

Традиции детского сада

Тематический праздник «День защитника Отечества».

Воспитатель

Творческая мастерская ко Дню защитника Отечества.

Воспитатель

НОД

НОД «Мы поздравляем наших пап» - знакомство детей с государственным праздником – Днем защитника Отечества.

Воспитатель

Детско-взрослые сообщества

Проведение практического занятия «Настольные игры».

Воспитатель

Музейная педагогика

Мини- музей «Наша армия».

Воспитатель

Дополнительное образование

Кружок «Сказочные пальчики».

Выставка детских работ.

Воспитатель

Ранняя профориентация

Сюжетные картинки «Профессии».

Воспитатель

РППС

Обогащение уголков группы «Воспитание в сюжетной игре».

Воспитатель

Работа с родителями

Фотовыставка «Хочу похожим быть на папу».

Воспитатель

Март

Направление деятельности

Название мероприятия

Ответственные

Традиции детского сада

Тематический  праздник «С весенним праздником».

Воспитатель

Творческая мастерская «Подарок для мамочки».

Воспитатель

НОД

НОД «Народные умельцы» - знакомство детей с народными промыслами и традициями.

Воспитатель

Детско-взрослые сообщества

Проведение практического занятия «Любимые игрушки».

Воспитатель

Музейная педагогика

Посещение мини-музея в ДОУ «Русская изба».

Воспитатель

Дополнительное образование

Кружок «Сказочные пальчики».

Выставка детских работ.

Воспитатель

Ранняя профориентация

Дидактическая игра «Кому, что нужно».

Воспитатель

РППС

Гибкое зонирование помещения группы.

Воспитатель

Работа с родителями

Выставка рисунков «Русская матрешка».

Воспитатель

Апрель

Направление деятельности

Название мероприятия

Ответственные

Традиции детского сада

Тематическое мероприятие «День здоровья».

Игра – викторина «Огонь друг или враг».

Воспитатель

НОД

НОД «Здоровье — главная ценность человеческой жизни» - формирование элементарных представлений детей о здоровье и здоровом образе жизни.

Воспитатель

Детско-взрослые сообщества

Проведение практического занятия «Книжкина больница».

Воспитатель

Музейная педагогика

Мини-музей «Чудеса из дерева».

Воспитатель

Дополнительное образование

Кружок «Сказочные пальчики».

Выставка детских работ.

Воспитатель

Ранняя профориентация

Сюжетно – ролевая игра «Мы шоферы» - знакомство с профессией шофера, с правилами поведения в общественном транспорте.

Воспитатель

РППС

Гибкое зонирование помещения группы.

Воспитатель

Работа с родителями

Выставка рисунков «Ни ночью, ни днем не балуйся с огнем!»

Воспитатель

Май

Направление деятельности

Название мероприятия

Ответственные

Традиции детского сада

Тематический праздник «До свиданья детский сад!»

Воспитатель

Социальная акция «Бессмертный полк».

Воспитатель

НОД

НОД «День Победы» - формирование элементарных представлений детей о нравственно – патриотическом празднике «День Победы».

Воспитатель

Детско-взрослые сообщества

Проведение практического занятия «Комнатные растения».

Воспитатель

Музейная педагогика

Мини-музей «День Победы».

Воспитатель

Дополнительное образование

Кружок «Сказочные пальчики».

Выставка детских работ.

Воспитатель

Ранняя профориентация

Сюжетно – ролевая игра «Пожарный» - знакомство детей с трудной и опасной  профессией пожарного.

Воспитатель

РППС

Акция «Зеленый сад» (озеленение территории детского сада, группы).

Воспитатель

Работа с родителями

Родительское собрание «Вот и стали мы на год взрослей».

Воспитатель

Оформление приемной «С Днем Победы!».

Воспитатель


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учителя-логопеда на 2022-2023 учебный год

Планирование работы при оказании логопедической помощи...

Основная рабочая программа педагога-психолога на 2022-2023 учебный год

Аннотацияк рабочей образовательной программе педагога – психолога             Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с...

Рабочая программа музыкального руководителя на 2022 - 2023 учебный год

Рабочая программа музыкального руководителя...

Рабочая программа педагога-психолога на 2022-2023 учебный год.

Рабочая программа педагога-психолога на 2022-2023 учебный год....

Рабочая программа педагога-психолога на 2022-2023 учебный год

Рабочая программа педагога-психолога...

Рабочая программа педагога-психолога на 2022-2023 учебный год

Программа разработана на период 2022-2023 учебный год, позволяет построить систему психологического сопровождения в группе компенсирующей направленности на основе комплексного взаимодействия и преемст...