Словесное творчество дошкольников: учимся сочинять стихи
материал (подготовительная группа)

Кудряшева Вероника Петровна

Тема самообразования «Словесное творчество дошкольников: учимся сочинять стихи» старшего воспитателя Кудряшевой В.П.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lit_tvorchestvo.docx21.85 КБ

Предварительный просмотр:

Тема самообразования «Словесное творчество дошкольников: учимся сочинять стихи» старшего воспитателя Кудряшевой В.П.

 Этапы:

1.Теоретический этап: изучить методическую литературу по данной теме.

2.Практическое решение проблемы: применить на практике приемы и  дидактические игры, направленные на развитие творческих способностей детей (сочинение собственных стихотворений).

3. Оценочный этап: периодически  анализировать работу по теме самообразования.

4.Перспективы: в качестве руководителя принять участие в конкурсе детских стихов собственного сочинения с воспитанниками детского сада.

      1. Дошкольный возраст  - период  интенсивного развития творческих возможностей. Именно в дошкольном возрасте возникают все виды художественной деятельности, первые их оценки, первые попытки самостоятельного сочинения. Наиболее сложный вид творческой деятельности ребёнка – словесное творчество.

Общественно-педагогическая ценность творчества детей  очевидна, так как ребёнок выявляет своё понимание окружающего, своё отношение к нему и помогает раскрыть его внутренний мир, особенности представлений, интересов. В своём творчестве ребёнок открывает что-то новое для себя, а для окружающих новое о себе.

Словесное творчество выражается в разных формах:

                 - в словотворчестве (придумывание новых слов и оборотов);

                 - в сочинение загадок, небылиц, собственных рассказов, сказок;

                 - в сочинение стихотворений;

                 - в творческих пересказах.

Психологи подчёркивают, что далеко не все дети овладевают умениями создавать собственные сочинения. Трудности объясняются следующими причинами:

1.Недостаточной  сформированностью  психических процессов: мышления, восприятия, воображения.

2.Малым жизненным опытом.

3.Неразвитой языковой способностью.

 Условия развития словесного творчества:

1.Общепедагогические:

             - развитие наблюдательности, фантазии, воображения;

             - воспитание самостоятельности, инициативности, трудолюбия;

             - личность самого педагога (творческая);

             - характер взаимоотношения педагога с детьми;

             - оценка взрослым личности ребёнка и его результатов.

2. Специальные

            - комплексное решение задач развития речи на занятиях по обучению родному языку;

            - обучение детей структуре и композиции текста;

            - развитие поэтического слуха (умение воспринимать художественное слово и умение использовать его в собственной словесной деятельности);

            - использование творческих заданий (в т.ч. рассказы-этюды – краткая словесная зарисовка);

             - использование народного фольклора (особенно для придумывания сказок).

      Особая роль отводится педагогу, насколько он сам творческая личность и от того какие задания он даёт детям.

Б.В. Афанасьев писал: «Ребёнок, испытавший радость творчества, даже в самой минимальной степени, становится другим. Воспитание не будет успешным, если не вызывать у детей творческого инстинкта и не воспитывать их творческие навыки»

Очень важно воспитывать у детей духовную потребность к стихам.

Прежде, чем учить ребёнка рассказывать стихи, надо научить детей слушать, видеть и наблюдать красоту мира.

При анализе стихов обращаем внимание на художественные приёмы, значения слов и словосочетаний.

Как следствие у детей начинают формироваться поэтические представления, происходит накопление поэтического словаря.

- Художественное произведение (проза, поэзия) дает пищу воображению, дает возможность детям увидеть образы и картины, а не только понять смысл. Необходимо объяснить детям, что автор, чтобы описать живо, красиво и интересно, специально подбирает слова, что писатель и поэт словами рисуют так же, как художник красками.

- Слушание и запоминание стихов способствует воспитанию чувства ритма, что очень важно для развития литературных способностей.

Начиная с четырёх лет, дети вполне могут освоить такие понятия, как рифма, сравнение и сопоставление, которые уже интересны детям этого возраста. Такой приём, как анимизм – одушевление, наделение качествами и свойствами человека всего, что окружает ребёнка, очень рано используется детьми. Закреплению этих понятий способствует сама литература. Так, понятие рифмы можно ввести, читая детям главу из произведения Н.Носова («Как Незнайка сочинял стихи), Стихотворение Д.Чиарди «Рифмы», сказку Б.Шергина  «Рифмы». Работа над рифмой совершенствует фонематический слух, способствует творческому развитию ребёнка.

     2. В своей работе я использую следующие приёмы, которые помогают научить детей сочинять собственные стихи:

      - вставить в стихотворную строчку пропущенное слово:

               «Мы не ляжем рано спать

                 Дочку надобно……(купать)

                 Тёплую водичку

                 Льём на нашу…….» ( птичку);

      - подобрать рифму к словам (например, пень-день, мороз-нос);

     - сочинить загадку (например, он колючий, но  не злой и питается мышой (ёж) – это сочинили дети);

     - вспомнить отрывок из стихотворения на заданную тему (дождь, осень, праздник, игрушка) Например, « дождь холодный льёт и льёт, погулять нам не даёт….);

     - по прочитанному отрывку стихотворения отгадать автора и название.

    Также я использую в работе дидактические игры, направленные на развитие творческих способностей детей.

     Игра «Продолжалки».

 Читаю стихотворную строку, а дети продолжают дальше в рифму.

-Что такое тишина?

- Где сейчас живёт она?

   Игра «Допиши две строчки».

  Придумываю первые две строчки, а дети две последние. Например:

«Я пришёл сегодня в сад,

Очень Слава мне был рад.

Я ему принёс лошадку,

Ну а он мне дал лопатку» (сочинили дети).

  Игра «Сочини стихотворение, используя 4 слова».

 Называю ребёнку по 2 слова, а ребёнок должен придумать с ними стихотворение.

(мороз – нос,  настала – стало)  Пример детского стихотворения:

Наконец зима настала,

Холоднее стало.

Щиплет Дедушка Мороз,

Красный стал у Васи нос.                          

 Игра «Угадай-ка».                                                                                        

Называю по два слова, а дети должны поднять фишку, если слова  рифмуются.

Игра «Что лишнее?»

Называю 4 слова, а дети определяют, какое слово не рифмуется с другими (например: пень, лень, день, лес)

Игра «Поймай рифму».

Бросаю  мяч ребенку, а тот  должен вернуть мячик и ответить рифмой: часы-весы, кошка – ложка.

Дети в процессе творческой деятельности получают возможность выразить свою индивидуальность, свой удивительный внутренний мир, а самое главное они получают огромное удовольствие от самого процесса творчества, от радости создания собственного стихотворения. Многие современные дети не любят читать и учить стихи, но зато они любят их сочинять!

Так давайте воспользуемся этим, чтобы воспитать из детей грамотных читателей!  

4. Участие воспитанниц детского сада (Китайчик София, Лалетина Полина группа «Лучики») в районном туре городского межведомственного конкурса детских творческих работ «Россия: прошлое, настоящее, будущее» (литературное творчество, стихотворение «Я рисую Россию!»        ).                                            

«Я рисую Россию!»

Краска синяя для неба,

Белой облако плывет.

Желтой солнышко сияет,

Птица серая поет.

Лес зеленой нарисую,

Море Черное шумит.

Рыбка в море золотая,

Красный хвост в воде горит.

Яркий красок пароход

По стране моей плывет.        

Участие воспитанницы детского сада (Китайчик София группа «Лучики») в городском конкурсе рисунков и стихов «Петербург при свете фонарей», организованном СПб ГУП «Ленсвет» в честь 85-летия предприятия (номинация «Лучшее стихотворение» в возрастной категории от 4 до 7 лет).                                            

Фонарики.

Яркие фонарики,

Желтенькие шарики,

Будто пчелки трудятся,

Освещают улицы.

Закружил пчелиный рой,

Стал светлее город мой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словесное творчество детей "Учимся сочинять стихи"

В работе раскрываются условия необходимые для формирования у детей словесного творчества. Также описываютя приёмы и дидактические игры, которые помогают детям сочинять собственные стихи, и...

Словесное творчество дошкольников

Творческая деятельность человека или коллектива людей характеризуется созданием качественно нового продукта, никогда ранее не существовавшего. Стимулом для творческой деятельности может послужить любо...

РАЗВИТИЕ СЛОВЕСНОГО ТВОРЧЕСТВА ДОШКОЛЬНИКОВ

Одним из наиболее доступных и педэффективных средств формирования у дошкольников творческих речевых умений называются фольклор, в частности, народная сказка.В дошкольном возрасте ребенок способен не т...

Педагогический проект для детей с ОВЗ "Учимся сочинять стихи и загадки"

В дошкольном возрасте возникают и начинают развиваться творческие способности.Поэтому развивать их надо как можно раньше.Развивая творческие способности у детей с ОВЗ, на основе малых фольклорных форм...

Пути, средства, методы и приемы развития словесного творчества дошкольников

В данной статье представлен материал по средствам, методам и приемам развития словесного творчества дошкольников различных возрастных групп....

Консультация для педагогов «Формирование словесного творчества дошкольников через ТРИЗ – технологию»

     Сегодня в дошкольные образовательные учреждения активно внедряются новые педагогические методы. Один из них – это технология ТРИЗ (теории решения изобретательских зада...

Консультация для родителей по речевому развитию на тему:" Учимся сочинять стихи"

Консультация для родителей по речевому развитию на тему :" Учимся сочинять стихи"...