Консультация для педагогов «Формирование словесного творчества дошкольников через ТРИЗ – технологию»
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Васина Елена Евгеньевна

       Сегодня в дошкольные образовательные учреждения активно внедряются новые педагогические методы. Один из них – это технология ТРИЗ (теории решения изобретательских задач).

Основной целью использования ТРИЗ - технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой — поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

 «Формирование словесного творчества дошкольников через ТРИЗ – технологию» 

       Сегодня в дошкольные образовательные учреждения активно внедряются новые педагогические методы. Один из них – это технология ТРИЗ (теории решения изобретательских задач).

Основной целью использования ТРИЗ - технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой — поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.

Элементы ТРИЗ - технологии содержат в себе значительный потенциал, позволяющий качественно изменить процесс речевого развития детей дошкольного возраста. Используя в работе по развитию речи с дошкольниками элементы ТРИЗ, важно учитывать следующие дидактические принципы:

Принцип свободы выбора — в любом обучающем или управляющем действии предоставить ребенку право выбора.

Принцип открытости — предоставлять ребенку возможность работать с открытыми задачами (не имеющими единственно правильного решения). В условие творческого задания необходимо закладывать разные варианты решения.

Принцип деятельности — в любое творческое задание нужно включать практическую деятельность.

Принцип обратной связи —регулярно контролировать процесс освоения детьми мыслительных операций, так как в новых творческих заданиях есть элементы предыдущих.

Принцип идеальности — творческие задания не требуют специального оборудования и могут быть частью любого занятия, что позволяет максимально использовать возможности, знания и интересы детей.

       В нашем детском саду мы  используем следующие методы ТРИЗ – технологии:

- обучение детей творческому рассказыванию по картине;

- составлению логических рассказов по серии картинок;

- методика формирования у дошкольников классификационных навыков;

- обучение детей сочинительству и словотворчеству;

- обучение детей приемам фантазирования.

В работе по развитию речи детей целесообразно, на мой взгляд, применять следующие специальные ТРИЗ-игры:

Игра «Паровоз»

Воспитатель раздает картинки поровну между участниками игры. В центр стола выкладывается большая картинка паровоза. Первый участник кладет  рядом с паровозом свою картинку и говорит: «В паровозе едет лошадь, потому что…». Далее ему необходимо придумать причину, по которой «лошадь» поехала на паровозе. Второй ребенок берет свою картинку и прикладывает к «лошади» и говорит… : «Лампа едет с «лошадью» на паровозе, потому что…». Допустим, что лошади стало темно, и она взяла лампочку, чтобы включить свет. Следующий ребенок берет свою картинку,  прикладывает ее к последней («лампа»), и объясняет,  почему она едет в паровозе с ней, и т.д. Если ребенок не называет причину, по которой две картинки собрались в паровозе, то он пропускает ход. Победителем становиться тот, кто первым избавился от всех своих картинок.

Игра «Пароль»

Воспитатель говорит: «Я возьму с собой того, кто назовет мне сказку в названии которой есть число».

Возможные варианты детей:

• Три медведя

• Три толстяка

• Волк и семеро козлят

• Белоснежка и семь гномов

• Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях

• Дочь семилетка

• Семь Симеонов

• Три калача и одна баранка

• Мудрая девица и семь разбойников

• Али Баба и сорок разбойников

Игра "Хорошо- плохо" (Метод контрольных вопросов)

— Ребята, вы рады, что весна наступила?

— А что хорошо весной? (Ярко светит солнце, тает снег, можно пускать кораблики, птички прилетают, звери просыпаются и т.д.)

— Что плохо весной? ( Грязно, кругом большие лужи; можно промочить ноги и заболеть; можно упасть в лужу, испачкаться, мама будет ругать и т.д.)

     Перед детьми предметные картинки: роза, мороженое, велосипед, воздушный шарик, компьютер и др. Педагог поочередно показывает детям картинки. Рассмотрев их, дети высказывают свои мнения по каждому объекту, что в нем хорошего, и что плохого. Например:

- В розе хорошо то, что она красивая и вкусно пахнет.

- Ее можно дарить в подарок, и это доставит людям радость.

- А плохо в розе то, что у нее шипы. Можно больно уколоть руку.

  Вопросы к детям:

• Дети, а это хорошо или плохо, что шарик легкий?

• Что в этом хорошего?

• А что плохого в том, что шарик легкий

 Игра «Да-нетка» (линейная)  (Метод контрольных вопросов)

Воспитатель предлагает детям  среди 9 картинок угадать объект, который находится в сундучке. Напоминает, что вопросы задаются такие, на которые можно ответить либо «нет», либо «да». Задавайте умные, интересные вопросы.
— Это живое? – Да.
— Живет в воде? – Нет.
— Живет на земле? – Да.
— Живет в лесу? – Нет.
— Живет дома? – Да.
— Это мама? – Нет.
— Это мальчик? – Да.

(Из коробки на наборное полотно выставляется графический рисунок мальчика).  Это мальчик Вова.

 Игра «Угадай, чьи следы?»

Дети видят перед собой множество следов на «снежной дорожке». Воспитатель предлагает угадать, чьи следы они видят:

• След медведя – медвежий след

• След птицы – птичий след;

• След зайца – заячий след

• След волка – волчий след

Игра «Наоборот»

Игра с мячом, вы игроки, я – ведущая, я бросаю мяч и называю какое-нибудь слово, а вы, возвращая мяч, называете мне слово с противоположным значением.

Добрый – злой

Трудолюбивый - ленивый

Вежливый - грубый

Грустный - веселый

Радостный – печальный

Сытый – голодный

Трусливый – храбрый

Вредный – полезный

Щедрый – скупой

Упрямый – покорный

Игра «Объяснялки»

Перед детьми изображения яблони и ложки. Задача детей составить объяснение (цепочку-рассказ), как от яблони перейти к ложке. Педагог начинает цепочку, дети продолжают.

Возможный вариант развития причинно-следственной цепочки.

- В саду стояла яблонька, на которой …

- Висели вкусные и спелые яблочки.

- Яблочки были спелые и поэтому сами …

- Сами падали на землю.

- Так как яблочки падали, бабушка…

- Бабушка их собирала.

- Собрав яблоки, чтобы они не испортились, бабушка…

- Варила вкусное варенье.

- Варенье было вкусное, поэтому…

- Внуки ели его прямо ложками..

 «Что было – чем стало» 

  Можно предложить детям называть предметы, изготовленные из названного материала:
- Что изготовлено из дерева? (бумага, мебель, спички).
- Было зёрнышком, а стало…(деревом)
- Чего было много, а стало мало? (Звёзды, потому что днём их не видно; снег, потому что растаял и.т.д.
- Было зелёным, а стало жёлтым. Что это?
Вариант задания: называем предмет, а дети рассказывают, из чего он сделан.


«Коллаж из сказок»

« В чудесном лесу жили Незнайка, Колобок и Буратино. Однажды пошёл Колобок в лес за грибами и не вернулся. Пошли Незнайка и Буратино его искать. Видят, навстречу им Красная Шапочка идёт и горько плачет…»
Затем сказка продолжается совместно с ребёнком.


Круги Луллия. 

Цель данного пособия:  уточнять знания дошкольников в различных предметных областях; развивать вариативность воображаемых образов.

Пособие представляет собой несколько кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень. В верхней части стержня устанавливается стрелка. Все круги разделены на одинаковое количество секторов. Круги и стрелка подвижны. Свободное вращение всех частей приводит к тому, что под стрелкой оказываются определённые сектора на каждом из кругов.

 "Составь слово" - используется для составления слов.                             

  "Смешивание цветов" - закрепление получения цвета и его оттенков.   

 "Сочини сказку" - используется для составления различных вариантов сказок.

Таким образом, одним из результативных способов формирования познавательно-речевой активности для нас является метод ТРИЗ - теория решения изобретательских задач, так как применение технологии ТРИЗ позволяет достичь наиболее высоких результатов в работе по развитию словесного творчества детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов Формирование математических способностей дошкольников через сказку.

Подготовке детей к основам математики отводится важное место. Это можно объяснить началом обучения с раннего возраста, избытком информации, получаемой ребёнком, повышенное внимание к ко...

Особенности влияния использования небылиц и перевертышей на формирование словесного творчества дошкольников

Особенности влияния использования небылиц и перевертышей на формирование словесного творчества дошкольников...

Консультация для педагогов «Формирование физических качеств дошкольников через подвижные игры»

Консультация для педагогов «Формирование физических качеств  дошкольников через подвижные игры»...

Консультация для педагогов: Формирование коммуникативных способностей дошкольников через игровую деятельность.

Коммуникация - это элемент общения, в ходе которого осуществляется обмен различными представлениями, идеями, интересами, чувствами.Принято выделять два вида коммуникации, в зависимости от использ...

Индивидуальный образовательный маршрут педагога Гусейнова О.С по теме «Развитие системно - логического мышления дошкольников через ТРИЗ технологии»

Цель:     развитие системно - логического мышления детей  для раскрытия их творческого потенциала с дальнейшим применением полученных знаний .Предполагаемый результат: - ...

Индивидуальный план профессионального развития педагога Гусейновой О.С. по теме «Развитие системно - логического мышления дошкольников через ТРИЗ технологии»

Цель:     развитие системно - логического мышления детей  для раскрытия их творческого потенциала с дальнейшим применением полученных знаний.Задачи:1.Педагогические:-  создать...