Особенности влияния использования небылиц и перевертышей на формирование словесного творчества дошкольников
консультация по развитию речи

Жижикина Марина Валерьевна

Особенности влияния использования небылиц и перевертышей на формирование словесного творчества дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация для педагогов19.43 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности влияния использования небылиц и перевертышей на формирование словесного творчества дошкольников

Малые формы фольклора понимаются в качестве небольших по объёму фольклорных произведений. В некоторых источниках встречается понятие детского фольклора, потому что подобные народные произведения входят в человеческую жизнь очень рано, задолго до овладения речью. Детский фольклор является частью народной педагогики, его жанры интуитивно основываются на учете физических и психических особенностей дошкольников [1; с. 79].

Рассуждая о детском фольклоре, необходимо, в главную очередь, говорить об произведениях устного народного творчества, которые специально предназначены для детей и не входят в «обычный» репертуар взрослых. Это подразумевает, что из детского фольклора исключается все то, что не создано взрослыми для детей, хотя им может быть и известно (любовные песни, частушки, солдатские песни, народные драматические сценки и т.п.).

Детский фольклор - это оригинальная и неповторимая страна поэтического творчества для детей и собственного детского творчества. Известный русский фольклорист М.Н.Мельников пишет: «В детском фольклоре находится ключ к пониманию возрастной психологии, детских художественных вкусов, детских творческих возможностей».

Являясь частью народной педагогики, детский фольклор имеет особое познавательное и воспитательное значение, несет в себе большой пласт текстов, обслуживающих проблемные ситуации общения или связанных с переживанием положительных чувств и эмоций.

Определяя место фольклора в общей системе воспитания, К.Д.Ушинский основными приоритетами устного народного творчества считал историзм и народность. По его мнению, прибаутки, потешки, небылицы, сказки, подчиняясь общим закономерностям произведений народного эпоса, несут в себе этнические характеристики, высвечивают эпоху, быт, колорит национальной культуры.

Развивая идеи К.Д.Ушинского, О.И.Соловьева, Е.И.Тихеева, А.П.Усова подчеркивали возможность использования произведений фольклора для ознакомления детей с окружающим миром, формирования обобщенных знаний о предметах и явлениях, воспитания уважительного отношения к труду [28; с. 99].

Особое значение в их работах приобретает проблема использования фольклорных произведений для развития речи дошкольников: обогащения и активизации словаря, овладения грамматическим строем, осознанного употребления образных слов и выражений, формирования словесного творчества.

Фольклорные произведения содержат множество художественных приемов (аллегория, диалог, повторения, олицетворение), привлекают своеобразным строением, художественной формой, стилем и языком. Тексты детского фольклора отличаются своей пластичностью, рифмой и звукописью.

Нелепицы, перевертыши являются видом прибаутки. Также такие произведения называются «поэзией парадокса». Смеясь над абсурдностью нелепицы, дети укрепляются в уже полученном ими правильном представлении о реальности. Нелепицы применяются в 6-7 лет, когда они уже начинают понимать юмор.

Одной из важнейших особенностей небыличного фольклора, как отмечает Е.М.Левина, является его традиционность, определяющая относительную устойчивость словесных текстов. Это обстоятельство позволяет лам выделить традиционные особенности небыличного фольклора.

Жанровое своеобразие произведений небыличного фольклора обусловлено влиянием на данный пласт устного народного поэтического творчества небылиц-перевертышей, которое обнаруживается в тематике содержании, системе образов, композиционных и изобразительных средствах и находится в прямой зависимости от основной функции данного жанра: насмешить несуразицей, удивить несуществующим.

Разнообразие тематики детских небылиц определяется кругозором ребенка, его представлениями об окружающем мире. «Предположим, пишет К.И.Чуковский, что ребенок окончательно усвоил координацию великости с силой и молодости со слабостью, установил для себя навсегда, что животное, чем больше, тем сильнее. Когда идея прямой зависимости между величиной и силой становится ясна окончательно, ребенок начинает играть ею» [30; с. 341].

Идея небыличного произведения определяется особенностями мировоззрения ребенка и зависит от функциональной направленности текста, мотивации обратной координации вещей. В одних небыличных ситуациях высмеивается трусость, в других - жадность, обжорство, лень.

Следует отметить, что в большинстве сочинений небыличного фольклора определить идею достаточно трудно, так как небылица для ребенка - это веселая умственная и речевая игра, в которой нет места морализированию.

К.И.Чуковский отмечал, что обратная координация в небылице часто мотивируется глупостью, так как ребенок чувствует свое умственное превосходство над теми, кто обнаруживает глубокое незнание окружающего мира.

Идея в текстах небыличного характера выражается всей художественной структурой произведения, единством и взаимодействием его формальных компонентов, содержанием.

Содержание небыличного произведения, его основной сюжет определяются существенной разницей внутри жанра. Если в небылице юмористическая ситуация возникает за счет перечисления внешних несоответствий, цепочки нехарактерных для персонажа действий, то в перевертыше, функция предмета «а» приписывается предмету «б», алогичны способы действия, причинно-следственные, временные связи, пространственные перемещения:

В небылицах, заимствованных из фольклора взрослых, главными персонажами выступают не только вещи, но и факты, явления, встречаются названия веществ, однородных масс (гнида щелок щелочила).

Важным организующим элементом художественной формы небыличных произведений и небылиц перевертышей является композиция.

Мотивированное расположение минимального количества композиционных элементов в небыличном тексте обусловлено его характером и назначением: удивить, рассмешить, позабавить.

Композиционное единство небыличных произведений часто нарушено, так как текст может состоять из двух-трех композиционных элементов, я которых сохраняется один способ изображения (описание внешнего вида, способ передвижения, диалог) [24; с. 21].

Положительные черты детского фольклора присущи текстам с небыличным содержанием. Изучение своеобразия небыличных текстов и небылиц-перевертышей позволяет считать их наиболее популярными в детской среде, демонстрируют большие возможности жанра в развитии детского словесного творчества (Е.МЛевина, С.М.Лойтер).

Характерной чертой небылиц-перевертышей является забавное, яркое звучание слова. Увлекаясь словесной игрой, дети усваивают семантические отношения между словами, постигают законы словообразования, овладевают творческими речевыми умениями.

Стремление детей к игре в небылицы-перевертыши вызвано желанием утвердиться в мире реальном, способствует интеллектуальному развитию. Дети правильно воспринимают нелепицы лишь в том случае, когда они хорошо понимают реальные вещи.

В ряде исследований авторами рассматривались вопросы использования в работе с детьми таких фольклорных жанров, как сказка (Л.М. Гурович, М.М.Конина, М.Л.Панкратова, А.Е.Шибицкая), народные песни (Р.П.Боша), загадка (Ю.Г.Илларионова, СШ.Сомкова). Вместе с тем влияние фольклорных произведений с небыличным содержанием на словесное творчество дошкольников не изучено [8; с. 405].

Таким образом, малые жанры фольклора, в частности небылицы и перевертыши, в совокупности с иными воспитательными средствами являются основой начальной стадии образования гармонически развитой личности, которая сочетает в себе духовное богатство, моральную частоту и физическое совершенство. Фольклорные произведения широко применяются в работе с дошкольниками. Прогуливаясь, играя, работая, занимаясь можно использовать эти произведения в качестве прекрасного дополнения к содержанию наблюдений, анализу и оценке определенного вида деятельности. Работая с ребятами, воспитателю необходимо помнить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в человеческой памяти, образующие фундамент для развития нравственных чувств, создания и дальнейшего проявления их в социально полезной и творческой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словесное творчество дошкольников

Творческая деятельность человека или коллектива людей характеризуется созданием качественно нового продукта, никогда ранее не существовавшего. Стимулом для творческой деятельности может послужить любо...

РАЗВИТИЕ СЛОВЕСНОГО ТВОРЧЕСТВА ДОШКОЛЬНИКОВ

Одним из наиболее доступных и педэффективных средств формирования у дошкольников творческих речевых умений называются фольклор, в частности, народная сказка.В дошкольном возрасте ребенок способен не т...

Пути, средства, методы и приемы развития словесного творчества дошкольников

В данной статье представлен материал по средствам, методам и приемам развития словесного творчества дошкольников различных возрастных групп....

Консультация для педагогов «Формирование словесного творчества дошкольников через ТРИЗ – технологию»

     Сегодня в дошкольные образовательные учреждения активно внедряются новые педагогические методы. Один из них – это технология ТРИЗ (теории решения изобретательских зада...

Формирование речевого творчества дошкольников через использование новых методов активизации речевой активности

Речь сопровождает практически каждую деятельность ребёнка, совершенствует её и обогащается сама. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, шире его возможности знать ...

Влияние художественной литературы и фольклора на детское словесное творчество

Художественная литература - средство умственного нравственного и эстетического воспитания детей, которое оказывает влияние на развитие и обогащение речи....