Консультация для педагогов: Формирование коммуникативных способностей дошкольников через игровую деятельность.
статья по развитию речи

Коммуникация - это элемент общения, в ходе которого осуществляется обмен различными представлениями, идеями, интересами, чувствами.

Принято выделять два вида коммуникации, в зависимости от используемых знаковых систем: вербальная и невербальная.

         Вербальная коммуникация в качестве знаковой системы использует речь и предполагает усвоение языка. По мнению исследователей, речь является самым универсальным средством коммуникации.

         Невербальная коммуникация не предполагает использование звуковой речи в качестве средства общения.

         Невербальная коммуникация - это общение при помощи мимики, жестов, пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты. Это тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и другие ощущения и образы, получаемые от другого лица.

   Известно: уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее - от пальцев. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

   Умелыми пальцы становятся не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически - в д/саду, дома, во дворе, во время выездов на природу – с самого раннего возраста, помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из глины и пластилина, мастерить подарки своим близким, принося им и себе радость.

         Особое внимание следует уделять технике речи, т. е. правильному дыханию, дикции, умению управлять своим голосом и т. д. С этой целью можно использовать скороговорки, соревновательное и игровое начало которых очевидно и привлекательно для детей.

Игры и упражнения на развитие речевого дыхания без участия речи.

   Цель. Развитие длительного, плавного выдоха, активизация мышц губ.

«Цветочек», «Одуванчик», «Свеча», «Погрей руки», «Бурлящая вода», «Пускание мыльных пузырей».

   Дыхательно-голосовые игры и упражнения на материале гласных звуков.

   Цель. Отработка удлиненного выдоха через рот с одновременным произношением гласных звуков.

«Эхо», «Вьюга», «В лесу», «Ауканье».

   Дыхательно-голосовые игры и упражнения на материале согласных звуков.

   Цель. Отработка удлиненного выдоха через рот с одновременным произношением согласных звуков.

«Трубач», «Каша кипит», «Гуси шипят», «Шар лопнул», «Насос», «Лыжник».

   Дыхательно-голосовые игры и упражнения на материале слогов.

   Цель. Тренировка удлиненного выдоха через рот с одновременным проговариванием слогов.

«Часики», «Паровозик», «Дровосек», «Лови мяч», «Волшебная палочка».

Игра наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.

Особая роль отводиться художественной литературе. Заучивая литературные диалоги и передавая их в инсценировании стихотворений, дети заимствовали различные формы инициативных и ответных реплик.

Театрализованная деятельность – важнейшее средство развития у детей способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.

Игры-драматизации способствуют развитию речевой активности, вкуса и интереса к художественному слову, выразительности речи, художественно-речевой деятельности.

Дидактические и настольно-печатные игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, навыки быстрого выбора наиболее подходящего слова, изменения и образования слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь.

В процессе развития игры ребенок переходит от простых, элементарных, готовых сюжетов к сложным, самостоятельно придуманных, охватывающим практически все сферы действительности. Он учится играть не рядом с другими детьми, а вместе с ними, обходится без многочисленных игровых атрибутов, овладевает правилами игры и начинает следовать им, какими бы сложными они ни были.

Игровые задания подбираются по принципу от простого к сложному, короткие и доступные по содержанию. В качестве своеобразного отдыха предлагаются подвижные игры, позволяющие детям расслабиться.

К старшему дошкольному возрасту ребёнок уже должен овладеть коммуникативными навыками. Эту группу навыков составляют общеизвестные умения:

•сотрудничать;

•слушать и слышать;

•воспринимать и понимать информацию;

•говорить самому.

Помните: каждый человек, в том числе самый маленький, индивидуален, неповторим. Учитывайте это в общении с ним и всячески подчеркивайте. Научитесь не сравнивать одного ребенка с другим; не ставить никого никому в пример.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx15.29 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование коммуникативных способностей дошкольников

через игровую деятельность.

Коммуникация - это элемент общения, в ходе которого осуществляется обмен различными представлениями, идеями, интересами, чувствами.

Принято выделять два вида коммуникации, в зависимости от используемых знаковых систем: вербальная и невербальная.

           Вербальная коммуникация в качестве знаковой системы использует речь и предполагает усвоение языка. По мнению исследователей, речь является самым универсальным средством коммуникации.

           Невербальная коммуникация не предполагает использование звуковой речи в качестве средства общения.

           Невербальная коммуникация - это общение при помощи мимики, жестов, пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты. Это тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и другие ощущения и образы, получаемые от другого лица.

   Известно: уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее - от пальцев. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

   Умелыми пальцы становятся не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически - в д/саду, дома, во дворе, во время выездов на природу – с самого раннего возраста, помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из глины и пластилина, мастерить подарки своим близким, принося им и себе радость.

           Особое внимание следует уделять технике речи, т. е. правильному дыханию, дикции, умению управлять своим голосом и т. д. С этой целью можно использовать скороговорки, соревновательное и игровое начало которых очевидно и привлекательно для детей.

Игры и упражнения на развитие речевого дыхания без участия речи.

   Цель. Развитие длительного, плавного выдоха, активизация мышц губ.

«Цветочек», «Одуванчик», «Свеча», «Погрей руки», «Бурлящая вода», «Пускание мыльных пузырей».

   Дыхательно-голосовые игры и упражнения на материале гласных звуков.

   Цель. Отработка удлиненного выдоха через рот с одновременным произношением гласных звуков.

«Эхо», «Вьюга», «В лесу», «Ауканье».

   Дыхательно-голосовые игры и упражнения на материале согласных звуков.

   Цель. Отработка удлиненного выдоха через рот с одновременным произношением согласных звуков.

«Трубач», «Каша кипит», «Гуси шипят», «Шар лопнул», «Насос», «Лыжник».

   Дыхательно-голосовые игры и упражнения на материале слогов.

   Цель. Тренировка удлиненного выдоха через рот с одновременным проговариванием слогов.

«Часики», «Паровозик», «Дровосек», «Лови мяч», «Волшебная палочка».

Игра наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.

Особая роль отводиться художественной литературе. Заучивая литературные диалоги и передавая их в инсценировании стихотворений, дети заимствовали различные формы инициативных и ответных реплик.

Театрализованная деятельность – важнейшее средство развития у детей способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.

Игры-драматизации способствуют развитию речевой активности, вкуса и интереса к художественному слову, выразительности речи, художественно-речевой деятельности.

Дидактические и настольно-печатные игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, навыки быстрого выбора наиболее подходящего слова, изменения и образования слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь.

В процессе развития игры ребенок переходит от простых, элементарных, готовых сюжетов к сложным, самостоятельно придуманных, охватывающим практически все сферы действительности. Он учится играть не рядом с другими детьми, а вместе с ними, обходится без многочисленных игровых атрибутов, овладевает правилами игры и начинает следовать им, какими бы сложными они ни были.

Игровые задания подбираются по принципу от простого к сложному, короткие и доступные по содержанию. В качестве своеобразного отдыха предлагаются подвижные игры, позволяющие детям расслабиться.

К старшему дошкольному возрасту ребёнок уже должен овладеть коммуникативными навыками. Эту группу навыков составляют общеизвестные умения:

•сотрудничать;

•слушать и слышать;

•воспринимать и понимать информацию;

•говорить самому.

Помните: каждый человек, в том числе самый маленький, индивидуален, неповторим. Учитывайте это в общении с ним и всячески подчеркивайте. Научитесь не сравнивать одного ребенка с другим; не ставить никого никому в пример.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативных способностей дошкольников через игровую деятельность

В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Такие дети не умеют по собс...

Презентация на тему «Развитие социально-коммуникативных способностей дошкольников через игровую деятельность»

Презентация повествует о том, как развивать социальные и коммуникативные способности дошкольников через игры....

Консультация для педагогов Формирование математических способностей дошкольников через сказку.

Подготовке детей к основам математики отводится важное место. Это можно объяснить началом обучения с раннего возраста, избытком информации, получаемой ребёнком, повышенное внимание к ко...

Презентация «Формирование коммуникативных способностей дошкольников через игровую деятельность»

Презентация «Формирование коммуникативных способностей дошкольников через игровую деятельность»...

Мастер-класс для педагогов «Развитие коммуникативных способностей детей через игровую деятельность»

laquo;Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире»....