Логопедический досуг в форме душевного разговора «В гостях у самовара»
методическая разработка (подготовительная группа)

Майорова Светлана Леонидовна

Логопедический досуг в форме  душевного разговора

«В гостях у самовара»

 

Программное содержание:

  • Познакомить детей с русским самоваром, историей возникновения и появления самовара на Руси;
  • Уточнить общее представление о самоваре;
  • Расширить лексический запас детей словами «самовар», «баранки»;
  • Воспитывать у детей желание быть гостеприимными;
  • Развивать у детей творчество.

Ход нод:

 Здравствуйте, люди добрые. Милости просим. Если величать – так на пороге встречать. Просим вас садиться за столы. Мы гостей встречаем. Чаем, чаем, чаем! Первым делом угощаем. Чаем, чаем, чаем! А откуда и когда к нам пришел чай?

Однажды, пять тысяч лет назад, китайский император, отдыхал в лесу, приказал согреть воду для питья. неожиданно поднялся ветер, м в чашку попало несколько чайных листьев. Император выпил напиток и почувствовал себя бодрее. Так зародился обычай пить чай. В России первое чаепитие состоялось в 1638 году. А самовары появились в 1679 году.                           

Воспитатель: Всем известно, что самовар – это устройство для приготовления кипятка. «Сам варит» - отсюда и слово произошло. Самовар – это часть жизни и судьбы нашего народа. Где и когда появился первый самовар? Кто его изобрел? Неизвестно. Известно лишь, что отправляясь на Урал в 1701 году, тульский кузнец – промышленник Иван Демидов захватил с собой и искусных рабочих, медных дел мастеров. Возможно, что уже тогда в Туле изготавливались самовары. Вот тогда – то самовар могла себе позволить почти каждая семья. Чай на Руси очень любили пить. Люди говорили: «Чай пьешь – до ста лет проживешь» (заучивание пословицы). Проходят годы – самовар не стареет. Традиция чаепития продолжает жить. Далее детям была предложена  викторина.

«ЧАЙНАЯ»  ВИКТОРИНА

1.Был листок зеленым –

Черным стал, томленным,

Был листок зубчатым,

Стал листок трубчатым

Был он на лозине-

Стал он в магазине. (Чай)

2.Бел как снег.

В чести у всех,

В рот попал-

Там и пропал. (Сахар)

3.Под одной крыше

Четыре брата стоят (Стол)

4.Четыре ноги,

Два уха,

Один нос да брюхо. (Самовар)

5.Как начнёт

Говорить-разговаривать.

Надо чай

Поскорее заваривать. (Чайник)

6.Кольцо не простое,

Кольцо золотое,

Блестящее, хрустящее.

Всем на загляденье

Ну и объеденье. (Бублик)

Учитель - логопед: А еще на Руси любили пить чай с баранками, вареньем, сахаром. А вы любите варенье?

Дети: Да! Как только приходили гости, хозяева ставили самовар кипятиться. Накрывали стол разными угощениями. Русский стол был всегда щедр.               

Воспитатель: Сегодня мы поговорим ещё об одном предмете посуды, а вот о каком, отгадайте загадку.

Стоит толстячок

Подбоченивши бочок

 Шумит и кипит

Вам чай пить велит.

Дети: Самовар.

Учитель-логопед: Правильно. Сегодня  мы  с вами поговорим о самоваре.

Рассказ воспитателя о самоваре. В 18веке в России изобрели самовар. Его изготовили на Урале. Тогда же началось массовое производство самоваров. Особенно много их изготовляли в Туле. Их делали круглыми, цилиндрическими, квадратными. В качестве материалов использовали серебро, медь, железо и даже фарфор. В нутрии самовара находилась труба. В неё засыпали сосновые шишки или сухие чурки, древесный уголь. Их поджигали лучиной, раздували огонь и вода закипала. Сверху самовара имеется приспособление для установки заварного чайника. В наши дни самовар считается  таким же традиционным русским сувениром, как матрешки, балалайка.

 Много пословиц придумал русский народ про самовар, какие пословицы вы знаете?

Дети: Самовар кипит, уходить не велит

 - С самоваром-буяном чай важнее, беседа веселее.

 - В Тулу со своим самоваром не ездят.

 

Физминутка.

 

Вот большой стеклянный чайник.

Очень важный, как начальник.

Вот фарфоровые чашки,

Очень крупные, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца,

Только стукни – разобьются.

Вот серебряные ложки,

Голова на тонкой ножке.

Вот пластмассовый поднос.

Он посуду нам принес.

Дети надули животик,

Одну руку поставили на пояс, другую изогнули.

Присели, одну руку поставили на пояс.

Кружатся, «рисуя» руками круг.

Потянулись, сомкнули руки над головой.

Легли, вытянулись.

 

 

Воспитатель: Славная традиция на Руси – это самоварное чаепитие. Раньше это было особым ритуалом – на стол выставлялись чайные принадлежности: самовар, заварной чайник, чашки с блюдцами, розеточки с вареньем, сахарница. В центре стола выставлялась выпечка: пироги, ватрушки, пряники, баранки, редко – конфеты.  Многие художники изображали на своих картинах чаепитие.

Учитель-логопед: Какие пословицы о чае вы знаете?

Дети: - Чай пить – до ста лет жить.

-Чай крепче, если он с добрым другом разделён.

-Где есть чай, там под елью рай.

Учитель-логопед: Молодцы! Действительно чай пили на Руси очень давно.

Чай – это вкусный и полезный напиток, пришедший к нам  из далёких времен. Чай хорошо утоляет жажду, снимает усталость, придает бодрость, поднимает настроение. Для многих народов он также необходим и ничем не заменим, как и хлеб. Послушайте стихотворение о чае.

               Чай горячий, ароматный

               И на вкус весьма приятный,

               Он недуги исцеляет

               И усталость прогоняет.

               Силы новые даёт

               И друзей за стол зовёт.

               С благодарностью весь мир

               Славит чудо – эликсир.

На Руси издавна любили чай и умели его вкусно заваривать. А  для этого использовали особо душистые, целебные травы. Травяной чай  не только приятен на вкус – это бодрящий  тонизирующий напиток.                                                                              

По русской традиции чай - лучшее завершение праздничного обеда. К нему подают лимон, варенье, мёд, печенье, бублики, пряники. Угощайтесь, гости дорогие!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logopedicheskiy_dosug_v_forme_dushevnogo_razgovora_l.docx289.18 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедический досуг в форме  душевного разговора

«В гостях у самовара»

Программное содержание:

  • Познакомить детей с русским самоваром, историей возникновения и появления самовара на Руси;
  • Уточнить общее представление о самоваре;
  • Расширить лексический запас детей словами «самовар», «баранки»;
  • Воспитывать у детей желание быть гостеприимными;
  • Развивать у детей творчество.

Ход нод:

 Здравствуйте, люди добрые. Милости просим. Если величать – так на пороге встречать. Просим вас садиться за столы. Мы гостей встречаем. Чаем, чаем, чаем! Первым делом угощаем. Чаем, чаем, чаем! А откуда и когда к нам пришел чай?

Однажды, пять тысяч лет назад, китайский император, отдыхал в лесу, приказал согреть воду для питья. неожиданно поднялся ветер, м в чашку попало несколько чайных листьев. Император выпил напиток и почувствовал себя бодрее. Так зародился обычай пить чай. В России первое чаепитие состоялось в 1638 году. А самовары появились в 1679 году.

C:\Users\User\Desktop\фото чай\IMG_1835.JPG                                C:\Users\User\Desktop\фото чай\IMG_1842.JPG

Воспитатель: Всем известно, что самовар – это устройство для приготовления кипятка. «Сам варит» - отсюда и слово произошло. Самовар – это часть жизни и судьбы нашего народа. Где и когда появился первый самовар? Кто его изобрел? Неизвестно. Известно лишь, что отправляясь на Урал в 1701 году, тульский кузнец – промышленник Иван Демидов захватил с собой и искусных рабочих, медных дел мастеров. Возможно, что уже тогда в Туле изготавливались самовары. Вот тогда – то самовар могла себе позволить почти каждая семья. Чай на Руси очень любили пить. Люди говорили: «Чай пьешь – до ста лет проживешь» (заучивание пословицы). Проходят годы – самовар не стареет. Традиция чаепития продолжает жить. Далее детям была предложена  викторина.

«ЧАЙНАЯ»  ВИКТОРИНА

1.Был листок зеленым –

Черным стал, томленным,

Был листок зубчатым,

Стал листок трубчатым

Был он на лозине-

Стал он в магазине. (Чай)

2.Бел как снег.

В чести у всех,

В рот попал-

Там и пропал. (Сахар)

3.Под одной крыше

Четыре брата стоят (Стол)

4.Четыре ноги,

Два уха,

Один нос да брюхо. (Самовар)

5.Как начнёт

Говорить-разговаривать.

Надо чай

Поскорее заваривать. (Чайник)

6.Кольцо не простое,

Кольцо золотое,

Блестящее, хрустящее.

Всем на загляденье

Ну и объеденье. (Бублик)

Учитель - логопед: А еще на Руси любили пить чай с баранками, вареньем, сахаром. А вы любите варенье?

Дети: Да! Как только приходили гости, хозяева ставили самовар кипятиться. Накрывали стол разными угощениями. Русский стол был всегда щедр.

C:\Users\User\Desktop\фото чай\IMG_1838.JPG                      C:\Users\User\Desktop\фото чай\IMG_1864.JPG

Воспитатель: Сегодня мы поговорим ещё об одном предмете посуды, а вот о каком, отгадайте загадку.

Стоит толстячок

Подбоченивши бочок

 Шумит и кипит

Вам чай пить велит.

Дети: Самовар.

     C:\Users\User\Desktop\фото чай\IMG_1846.JPG            C:\Users\User\Desktop\фото чай\IMG_1848.JPG

Учитель-логопед: Правильно. Сегодня  мы  с вами поговорим о самоваре.

Рассказ воспитателя о самоваре. В 18веке в России изобрели самовар. Его изготовили на Урале. Тогда же началось массовое производство самоваров. Особенно много их изготовляли в Туле. Их делали круглыми, цилиндрическими, квадратными. В качестве материалов использовали серебро, медь, железо и даже фарфор. В нутрии самовара находилась труба. В неё засыпали сосновые шишки или сухие чурки, древесный уголь. Их поджигали лучиной, раздували огонь и вода закипала. Сверху самовара имеется приспособление для установки заварного чайника. В наши дни самовар считается  таким же традиционным русским сувениром, как матрешки, балалайка.

 Много пословиц придумал русский народ про самовар, какие пословицы вы знаете?

Дети: Самовар кипит, уходить не велит

 - С самоваром-буяном чай важнее, беседа веселее.

 - В Тулу со своим самоваром не ездят.

C:\Users\User\Desktop\фото чай\IMG_1843.JPG

Физминутка.

Вот большой стеклянный чайник.

Очень важный, как начальник.

Вот фарфоровые чашки,

Очень крупные, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца,

Только стукни – разобьются.

Вот серебряные ложки,

Голова на тонкой ножке.

Вот пластмассовый поднос.

Он посуду нам принес.

Дети надули животик,

Одну руку поставили на пояс, другую изогнули.

Присели, одну руку поставили на пояс.

Кружатся, «рисуя» руками круг.

Потянулись, сомкнули руки над головой.

Легли, вытянулись.

Воспитатель: Славная традиция на Руси – это самоварное чаепитие. Раньше это было особым ритуалом – на стол выставлялись чайные принадлежности: самовар, заварной чайник, чашки с блюдцами, розеточки с вареньем, сахарница. В центре стола выставлялась выпечка: пироги, ватрушки, пряники, баранки, редко – конфеты.  Многие художники изображали на своих картинах чаепитие.

Учитель-логопед: Какие пословицы о чае вы знаете?

Дети: - Чай пить – до ста лет жить.

-Чай крепче, если он с добрым другом разделён.

-Где есть чай, там под елью рай.

Учитель-логопед: Молодцы! Действительно чай пили на Руси очень давно.

Чай – это вкусный и полезный напиток, пришедший к нам  из далёких времен. Чай хорошо утоляет жажду, снимает усталость, придает бодрость, поднимает настроение. Для многих народов он также необходим и ничем не заменим, как и хлеб. Послушайте стихотворение о чае.

               Чай горячий, ароматный

               И на вкус весьма приятный,

               Он недуги исцеляет

               И усталость прогоняет.

               Силы новые даёт

               И друзей за стол зовёт.

               С благодарностью весь мир

               Славит чудо – эликсир.

На Руси издавна любили чай и умели его вкусно заваривать. А  для этого использовали особо душистые, целебные травы. Травяной чай  не только приятен на вкус – это бодрящий  тонизирующий напиток.                                                                              

По русской традиции чай - лучшее завершение праздничного обеда. К нему подают лимон, варенье, мёд, печенье, бублики, пряники. Угощайтесь, гости дорогие!

C:\Users\User\Desktop\фото чай\IMG_1853.JPG

     

                                                 C:\Users\User\Desktop\фото чай\IMG_1866.JPG

                             

C:\Users\User\Desktop\фото чай\IMG_1865.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОСУГ «В ГОСТЯХ У САМОВАРА»

ЦЕЛЬ: Приобщение детей к истокам русского народного творчества. Пробудить любовь к народной культуре....

План-конспект открытого занятия по развитию связной речи в подготовительной логопедической группе. Тема занятия: «Посуда. В гостях у Самовара Самоваровича»

Итоговое занятие по лексической теме "Посуда".  Развитие связной речи, составление рассказа по серии сюжетных картинок...

конспект досуга для детей старшего дошкольного возраста "В гостях у самовара"

Цель досуга-приобщать детей к истокам русской культуры. Вызвать у нихинтерес к традициям русского народа, познакомить с обрядом чаепития....

Сценарий логопедического досуга "В гостях у Корнея Чуковского".

Предлагаю вашему вниманию сценарий логопедического досуга в подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи....

Сценарий логопедического досуга "В гостях у Маши"

Сценарий к альбому "В гостях у Маши"...

Логопедический досуг "В гостях у сказки".

В данном досуге предлагается детям закрепить знания о сказках. В игровой, непринуждённой обстановке дети вспоминают сказочных героев, сами сказки, воспитывается интерес к слушанию сказок.  С...

Досуг для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у самовара»

Досуг для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у самовара» Цель: Способствовать приобщению к традициям русской народной культуры.Задачи:- Вызвать эмоциональный интерес у...