Досуг для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у самовара»
методическая разработка (подготовительная группа)
Досуг для детей старшего дошкольного возраста
«В гостях у самовара»
Цель: Способствовать приобщению к традициям русской народной культуры.
Задачи:
- Вызвать эмоциональный интерес у воспитанников и создать атмосферу русского фольклорного праздника;
- расширить представления участников праздника о быте русского народа;
- способствовать пониманию самобытности и цельности русской культуры через чтение стихов, исполнение песен, игр;
- способствовать развитию творческих способностей воспитанников
- воспитывать усидчивость, взаимопомощь, вызывать эмоциональное удовлетворение
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
u_samovara.docx | 195.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Досуг для детей старшего дошкольного возраста
«В гостях у самовара»
Цель: Способствовать приобщению к традициям русской народной культуры.
Задачи:
- Вызвать эмоциональный интерес у воспитанников и создать атмосферу русского фольклорного праздника;
- расширить представления участников праздника о быте русского народа;
- способствовать пониманию самобытности и цельности русской культуры через чтение стихов, исполнение песен, игр;
- способствовать развитию творческих способностей воспитанников
- воспитывать усидчивость, взаимопомощь, вызывать эмоциональное удовлетворение
Ход мероприятия:
Воспитатель :
Отдых - это не безделки.
Время игр и новостей,
Начинаем посиделки
Открываем посиделки для друзей и для гостей.
Воспитатель : Сегодня ,ребята , мы собрались на посиделки, так говорили в старину.
Раньше не было таких развлечений как у вас сейчас – телевизор, компьютер, телефон и т.д.
Вот люди и собирались на посиделки. Ребята, а как вы думаете, чем занимались на посиделках?
(Ответ детей) Вязали, шили, вышивали, пряли, танцевали, пели песни, загадывали загадки.
Правильно : Шуткой и смехом делали дело с успехом!
Загадаю я вам загадку:
Стоит толстячок, подбоченивши бочок,
Шипит и кипит, всем пить чай велит.
Ответ детей: Самовар.
Воспитатель : Правильно. Это самовар. И сегодня мы собрались все вместе, чтобы вспомнить как раньше проводили вечера, а главным атрибутом на посиделках был самовар. Я вам расскажу историю самовара.
История самовара:
Много легенд ходит о том, где впервые был сделан самовар. Его родиной считают город Тулу. Тогда было много мастеров - самоварщиков. И каждый хотел, чтобы его самовар был самым лучшим, самым красивым. Их делали разными: большими и маленькими, круглыми и продолговатыми, украшали различными узорами, придавали различную форму ручкам и краникам. Только на Руси пили чай из самовара.
Самовар видели все, но не все знают, как он устроен. Внутри самовара находится труба. В неё засыпали сосновые сухие шишки или древесный уголь. Поджигали их лучиной и раздували огонь сапогом. Закипала в самоваре вода. В специальное приспособление наверху в самоваре устанавливался заварной чайник.
А народ увековечил чаепитие ещё в пословицах и поговорках.
- Пословицы, поговорки:
- Выпей чайку – позабудешь тоску.
- Чай не пить - на свете не жить.
- Чай пить – не дрова руби
- А теперь ,я буду говорить начало , а вы продолжайте
- 1. За чаем не скучаем – по три чашки …( выпиваем.)
- 2. С самоваром – буяном чай.. ( важнее и беседа веселее.)
- 3. Чай пьёшь – здоровье ..(бережёшь.)
- 4. Пей чай, беды..( не знай!)
- 5. С чаю лиха не бывает, а здоровье..( прибавляет.)
- 6. Чай не пьёшь – где силу..( берёшь?)
- 7. . Чай пить – приятно..( жить!)
- 8. Выпьешь чайку – позабудешь…( тоску!)
- 9 Самовар кипит – уходить..( не велит.)
- 10. Чай пить – не дрова ..(рубить.)
- 11. Пей чай, не вдавайся… (в печаль!)
Формы самоваров также были различны. Наиболее часто встречаются самовары: «банки», «рюмки», «шарики» .У которых есть несколько подвидов: «арбуз», «дыня», «груша». Одни из самых красивых – самовары «ваза» и «цветок лотоса» ,а в музеях есть даже самовары в форме – «паровоза», «петуха» и «бочонка».
Воспитатель : Появлению самовара на Руси мы обязаны чаю. С той поры родился обычай: всей семьёй собираться за столом с кипящим самоваром. За чаем обсуждались новости, решались семейные дела.
Воспитатель : Славится наш народ гостеприимством да угощением знатным. Чем же нам гостей дорогих угостить, да попотчевать?
Хозяйка говорила: Гости дорогие, а не хотите ли пряничков откушать? Конфеточек да бубликов покушать? А песенку послушать?
Уж давно вас поджидаю, праздника не начинаю!
У меня для каждого есть местечко и доброе словечко!
Или вот так:
Добрый день вам, гости дорогие!
Гости званные, гости желанные!
Добро пожаловать в наш высокий терем,
В чистую светлицу – гулять и веселиться!
Здесь и красны девицы,
Добры молодцы кругом,
Все уселись за столом!
Воспитатель : И мы с вами тоже собрались сегодня у самовара! Без него нельзя представить жизнь русского народа. Испокон века самовар был символом семейного очага, уюта, дружеского общения. Как в народе говорится, в тесноте, да не в обиде! Я иду, иду, иду. Самовар в руках несу.
Эх, чай, чай, чай: Уж ты, кумушка, встречай!
Тары-бары, растабары!
Выпьем чай из самовара!
С пряниками, сушками, сладкими ватрушками.
Всех гостей мы угощаем ароматным крепким чаем!
К нам, смотри, не опоздай, а не то остынет чай.
Воспитатель :. Русские люди считали, что совместное чаепитие поддерживает любовь и дружбу между членами семьи, скрепляет родственные и дружеские связи, а самовар, кипящий на столе, создаёт атмосферу уюта, благополучия и счастья.
Воспитатедь: Посиделки у самовара не обходились без загадок. А вы, ребятки, любите отгадывать загадки? Воспитатель :
Какие пословицы и поговорки о чае вы знаете, давайте послушаем.
Отгадки хором говорите:
1. Что на сковородку наливают
да вчетверо сгибают?... Блин
2. Два брюшка, четыре ушка,
Набита пухом, кладут под ухо…. Подушка
3. Штучка - одноручка,
Сами не едим, а людей кормим…. Ложка
4. Был листок зелёным,
Чёрным стал, томлёным.
Был листочек зубчатым-
Стал листочек трубчатым.
Был он на лозине-
Стал он в магазине…. Чай
5. Бел, как снег, в чести у всех.
В рот попал - там и пропал… Сахар
6. Цветом жёлт и ароматен,
В чай кладут и чай приятен,
Только очень кислый он,
А зовут его… Лимон
7. Маленькое сдобное,
Колесо съедобное.
Я одна тебя не съем,
Разделю ребятам всем… Бублик
Воспитатель: Ай, да молодцы ребятки,
Разгадали все загадки.
Воспитатель: А теперь пора сыграть,
Свою удаль показать!
Ребята а сейчас я научу вас играть в «Чашки, ложки, самовары»
Цель: развивать быстроту реакции.
Атрибуты: медальоны с изображением чашек, ложек, самоваров с «липучками».
Игра «Чашки, ложки, самовары»
Дети строятся в круг. Дети делятся на 3 группы (чашки, ложки, самовары). Педагог перед началом игры читает стихотворение:
Тары – бары, тары – бары!
Чашки, ложки, самовары
Друг за другом побежали,
Друг от друга не отстали!
Посмотрите вы скорее,
Кто же бегает быстрее?
Педагог говорит: «Приготовились!» - и все дети бегают по кругу, по команде «Стоп» все останавливаются и в круг выходят те, которых назвали.
Команда: «Чашки», «Ложки», «Самовары»
Во всем мире самовар остался одним из символов России – символом русского гостеприимства. Самовар долгое время был вещью дорогой, роскошной. Относились к нему очень бережно и передавали по наследству от родителей детям как ценное имущество. Ставили самовары не на кухни, а в гостиной на самоварный столик как украшение. В богатых семьях было по два самовара: один – повседневный, а другой – праздничный. Гостей угощали только из праздничного самовара.
Ребенок
Чай горячий, ароматный
И на вкус всегда приятный.
Он недуги исцеляет
И усталость прогоняет.
Силы новые дает
И друзей за стол зовет.
С благодарностью весь мир
Славит чудо-элексир.
И сейчас, мы приглашаем всех на чаепитие.
Дети выносят и ставят на стол самовар, блюда с пряниками, ватрушками,баранками.
Ребенок 1: Самовар пыхтит, искрится-
Щедрый, круглый, золотой.
Озаряет наши лица
Он своею добротой.
Ребенок 2: Лучше доктора любого
Лечит скуку и тоску
Чашка вкусного, крутого,
Самоварного чайку!
Ребенок 3: Посидеть за самоваром
Рады мы наверняка,
Ярким солнечным пожаром
У него горят бока.
Ребенок 4: Самовар гудит, шумит,
Только с виду он сердит.
К потолку пускает пар,
Наш красавец – самовар.
Воспитатель : Я хочу открыть секрет,
И полезный дать совет:
Если хворь с кем приключится,
Чаем можете лечиться.
Чай в жару нас освежает
А в морозы согревает.
Очень полезен для здоровья чай! И сейчас для знатоков и любителей чая мы проведём игру «Какой бывает чай?»
(чай с лимоном лимонный, малиновый, смородиновый, шиповниковый, с мятный и др.).
Я предлагаю поиграть в русскую игру-потешку «Чайничек».
Игра-потешка «Чайничек»
Чайничек – ладони параллельно друг другу.
Крышечка – ладошка правой руки – крышечкой.
Шишечка – кулачок.
Дырочка – пальцы кольцом
Пар идет – указательным пальцем делаются круги по возрастающей.
Чайничек с крышечкой.
Крышечка с шишечкой.
Шишечка с дырочкой.
В дырочке – пар идет.
Пар идет в дырочку,
Дырочка в шишечке…
Шишечка в крышечке,
Крышечка с чайничком.
Молодцы ребята! А вы знаете, что чаепитие из самовара - это не просто трапеза, а особый ритуал, объединяющий людей за неспешным разговором. Приглашаю всех на чаепитие! (дети садятся вокруг стола)
Смотрите стол накрытый стоит, наверное нас ждет.
Сверху пар, снизу пар –
Шипит наш русский самовар.
Милости просим на чашку чая!
Вот так мы живем: Пряники жуем, чаем запиваем, всех в гости приглашаем!
Воспитатель : Вот уже струится пар,
Закипает самовар!
Посиделки хороши!
Милости просим на чашку чая!
Воспитатель: Когда праздник подходил к концу, радушный хозяин угощал гостей дорогих сладким пряником! Назывался он - разгоняй!
Воспитатель : Посиделки – вечеринки,
У кого ты не спроси,
-Это – русские картинки
Нашей жизни на Руси.
Мы делились новостями,
Мы старались вас развлечь,
Мы прощаемся с гостями.
Говоря: до новых встреч!
Сладкий пряник - разгоняй
Посиделки закрывай!
Подведение итога мероприятия:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Досуг для детей старшего дошкольного возраста "В гостях у Снежной королевы"
Литературный досуг для детей старшего дошкольного возраста "В гостях у Снежной королевы" Задачи: развитие речевого общения и навыков совместной деятельности; создать атмосферу эмоциональног...
конспект досуга для детей старшего дошкольного возраста "В гостях у самовара"
Цель досуга-приобщать детей к истокам русской культуры. Вызвать у нихинтерес к традициям русского народа, познакомить с обрядом чаепития....
Сценарий досуга для детей старшего дошкольного возраста « В гостях у Радуги».
Досуг по изодеятельности....
Спортивный досуг для детей старшего дошкольного возраста «В гости к Леопарду» с использованием нестандартного спортивного оборудования фирмы «Энсико» (Словения)
Целью является формирование у детей чувства причастности к Олимпийскому движению, а так же совершенствование физических навыков....
Сценарий литературно – музыкального досуга для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у феи Осени» -авторы Фесенко Г.В.,Тимошенко Е.А. МБДОУ д/с №80, г.Таганрог
Литературно- музыкальный досуг "В гостях у феи Осени" -очень хорошая возможность в доступной для старших дошкольников форме рассказать об осени в творчестве поэтов, писателей, художников компози...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКОГО СОЦИО-ИГРОВОГО ДОСУГА ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «В ГОСТЯХ У ФЕДОРЫ»
Материал предназначен для педагогов дошкольных образовательных учреждений....