Досуг для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у самовара»
методическая разработка (подготовительная группа)

Озерова Елена Фаузаровна

Досуг для детей старшего дошкольного возраста

 «В гостях у самовара»

 

Цель: Способствовать приобщению к традициям русской народной культуры.

Задачи:

- Вызвать эмоциональный интерес у воспитанников и создать атмосферу русского фольклорного праздника;

- расширить представления участников праздника о быте русского народа;

- способствовать пониманию самобытности и цельности русской культуры через чтение стихов, исполнение песен, игр;

- способствовать развитию творческих способностей воспитанников

- воспитывать усидчивость, взаимопомощь, вызывать эмоциональное удовлетворение

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл u_samovara.docx195.8 КБ

Предварительный просмотр:

Досуг для детей старшего дошкольного возраста

 «В гостях у самовара»

Цель: Способствовать приобщению к традициям русской народной культуры.

Задачи:

- Вызвать эмоциональный интерес у воспитанников и создать атмосферу русского фольклорного праздника;

- расширить представления участников праздника о быте русского народа;

- способствовать пониманию самобытности и цельности русской культуры через чтение стихов, исполнение песен, игр;

- способствовать развитию творческих способностей воспитанников

- воспитывать усидчивость, взаимопомощь, вызывать эмоциональное удовлетворение

C:\Users\user\Downloads\IMG_8546.JPG

Ход мероприятия:

Воспитатель :

Отдых - это не безделки. C:\Users\user\AppData\Local\Temp\Temp1_08-03-2022_17-51-08.zip\IMG_8549.JPG

 Время игр и новостей,

 Начинаем посиделки

 Открываем посиделки для друзей и для гостей.

Воспитатель : Сегодня ,ребята , мы собрались на посиделки, так говорили в старину.

Раньше не было таких развлечений как у вас сейчас – телевизор, компьютер, телефон и т.д.

Вот люди и собирались на посиделки. Ребята, а как вы думаете, чем занимались на посиделках?
(Ответ детей) Вязали, шили, вышивали, пряли, танцевали, пели песни, загадывали загадки.
Правильно : Шуткой и смехом делали дело с успехом!

 

Загадаю я вам загадку:

Стоит толстячок, подбоченивши бочок,

Шипит и кипит, всем пить чай велит.

Ответ детей: Самовар.

Воспитатель : Правильно. Это самовар. И сегодня мы собрались все вместе, чтобы вспомнить как раньше проводили вечера, а главным атрибутом на посиделках был самовар. Я вам расскажу историю самовара.

История самовара:

Много легенд ходит о том, где впервые был сделан самовар. Его родиной считают город Тулу. Тогда было много мастеров - самоварщиков. И каждый хотел, чтобы его самовар был самым лучшим, самым красивым. Их делали разными: большими и маленькими, круглыми и продолговатыми, украшали различными узорами, придавали различную форму ручкам и краникам. Только на Руси пили чай из самовара.

Самовар видели все, но не все знают, как он устроен. Внутри самовара находится труба. В неё засыпали сосновые сухие шишки или древесный уголь. Поджигали их лучиной и раздували огонь сапогом. Закипала в самоваре вода. В специальное приспособление наверху в самоваре устанавливался заварной чайник.

 А  народ увековечил чаепитие ещё в пословицах и поговорках.

  • Пословицы, поговорки:

  • Выпей чайку – позабудешь тоску.
  • Чай не пить - на свете не жить.
  • Чай пить – не дрова руби
  • А теперь ,я буду говорить начало , а вы продолжайте
  • 1. За чаем не скучаем – по три чашки …( выпиваем.)
  • 2. С самоваром – буяном чай.. ( важнее и беседа веселее.)
  • 3. Чай пьёшь –  здоровье ..(бережёшь.)
  • 4. Пей чай, беды..( не знай!)
  • 5. С чаю лиха не бывает, а здоровье..( прибавляет.)
  • 6. Чай не пьёшь – где силу..( берёшь?)
  • 7. . Чай пить – приятно..( жить!)
  • 8. Выпьешь чайку – позабудешь…( тоску!)
  • 9 Самовар кипит – уходить..( не велит.)
  • 10. Чай пить – не дрова ..(рубить.)
  • 11. Пей чай, не вдавайся… (в печаль!)

Формы самоваров также были различны. Наиболее часто встречаются самовары: «банки», «рюмки», «шарики» .У которых есть несколько подвидов: «арбуз», «дыня», «груша». Одни из самых красивых – самовары «ваза» и «цветок лотоса» ,а в музеях есть даже самовары в форме  – «паровоза», «петуха» и «бочонка».

Воспитатель : Появлению самовара на Руси мы обязаны чаю. С той поры родился обычай: всей семьёй собираться за столом с кипящим самоваром. За чаем обсуждались новости, решались семейные дела.

Воспитатель : Славится наш народ гостеприимством да угощением знатным. Чем же нам гостей дорогих угостить, да попотчевать?

 Хозяйка говорила: Гости дорогие, а не хотите ли пряничков откушать? Конфеточек да бубликов покушать? А песенку послушать?

 Уж давно вас поджидаю, праздника не начинаю!
У меня для каждого есть местечко и доброе словечко
!

Или вот так:

Добрый день вам, гости дорогие!
Гости званные, гости желанные!
Добро пожаловать в наш высокий терем,
В чистую светлицу – гулять и веселиться!

Здесь и красны девицы,
Добры молодцы кругом,
Все уселись за столом!

Воспитатель : И мы с вами тоже собрались  сегодня  у самовара! Без него нельзя представить жизнь русского народа. Испокон века самовар был символом семейного очага, уюта, дружеского общения.  Как в народе говорится, в тесноте, да не в обиде! Я иду, иду, иду. Самовар в руках несу.

Эх, чай, чай, чай: Уж ты, кумушка, встречай!

 Тары-бары, растабары!

Выпьем чай из самовара!

С пряниками, сушками, сладкими ватрушками.

 Всех гостей мы угощаем ароматным крепким чаем!

К нам, смотри, не опоздай, а не то остынет чай.

Воспитатель :. Русские люди считали, что совместное чаепитие поддерживает любовь и дружбу между членами семьи, скрепляет родственные и дружеские связи, а самовар, кипящий на столе, создаёт атмосферу уюта, благополучия и счастья.

Воспитатедь: Посиделки у самовара не обходились без загадок. А вы, ребятки, любите отгадывать загадки? Воспитатель :

Какие пословицы и поговорки о чае вы знаете, давайте послушаем.

 Отгадки хором говорите: 

1. Что на сковородку наливают

да вчетверо сгибают?... Блин

2. Два брюшка, четыре ушка,

Набита пухом, кладут под ухо…. Подушка

3. Штучка - одноручка,

Сами не едим, а людей кормим…. Ложка

4. Был листок зелёным,

Чёрным стал, томлёным.

Был листочек зубчатым-

Стал листочек трубчатым.

Был он на лозине-

Стал он в магазине…. Чай

5. Бел, как снег, в чести у всех.

В рот попал - там и пропал… Сахар

6. Цветом жёлт и ароматен,

В чай кладут и чай приятен,

Только очень кислый он,

А зовут его… Лимон

7. Маленькое сдобное,

Колесо съедобное.

Я одна тебя не съем,

Разделю ребятам всем… Бублик

Воспитатель: Ай, да молодцы ребятки,

Разгадали все загадки.

Воспитатель: А теперь пора сыграть,

Свою удаль показать!

 Ребята а сейчас я научу вас играть в «Чашки, ложки, самовары»

Цель: развивать быстроту реакции.

Атрибуты: медальоны с изображением чашек, ложек, самоваров с «липучками».

Игра «Чашки, ложки, самовары»

Дети строятся в круг. Дети делятся на 3 группы (чашки, ложки, самовары). Педагог перед началом игры читает стихотворение:

Тары – бары, тары – бары!

Чашки, ложки, самовары

Друг за другом побежали,

Друг от друга не отстали!

Посмотрите вы скорее,

Кто же бегает быстрее?

 Педагог говорит: «Приготовились!» - и все дети бегают по кругу, по команде «Стоп» все останавливаются и в круг выходят те, которых назвали.

Команда: «Чашки», «Ложки», «Самовары»

 Во всем мире самовар остался одним из символов России – символом русского гостеприимства. Самовар долгое время был вещью дорогой, роскошной. Относились к нему очень бережно и передавали по наследству от родителей детям как ценное имущество. Ставили самовары не на кухни, а в гостиной на самоварный столик как украшение. В богатых семьях было по два самовара: один – повседневный, а другой – праздничный. Гостей угощали только из праздничного самовара.

 

Ребенок

Чай горячий, ароматный

И на вкус всегда приятный.

Он недуги исцеляет

И усталость прогоняет.

Силы новые дает

И друзей за стол зовет.

С благодарностью весь мир

Славит чудо-элексир.

 

 И сейчас, мы приглашаем всех на чаепитие.

 

Дети выносят и ставят на стол самовар, блюда с пряниками, ватрушками,баранками.

Ребенок 1: Самовар пыхтит, искрится-

Щедрый, круглый, золотой.

Озаряет наши лица

Он своею добротой.

Ребенок 2: Лучше доктора любого

Лечит скуку и тоску

Чашка вкусного, крутого,

Самоварного чайку!

Ребенок 3: Посидеть за самоваром

Рады мы наверняка,

Ярким солнечным пожаром

У него горят бока.

Ребенок 4: Самовар гудит, шумит,

Только с виду он сердит.

К потолку пускает пар,

Наш красавец – самовар.

Воспитатель : Я хочу открыть секрет,

                           И полезный дать совет:

                           Если хворь с кем приключится,

                           Чаем можете лечиться.

                           Чай в жару нас освежает

                           А в морозы согревает.

Очень полезен для здоровья чай! И сейчас для знатоков и любителей чая мы проведём игру «Какой бывает чай?»

 (чай с лимоном лимонный, малиновый, смородиновый, шиповниковый, с мятный и др.).

 Я предлагаю поиграть в русскую игру-потешку «Чайничек».

Игра-потешка «Чайничек»

Чайничек – ладони параллельно друг другу.
Крышечка – ладошка правой руки – крышечкой.
Шишечка – кулачок.
Дырочка – пальцы кольцом
Пар идет – указательным пальцем делаются круги по возрастающей.
Чайничек с крышечкой.
Крышечка с шишечкой.
Шишечка с дырочкой.
В дырочке – пар идет.
Пар идет в дырочку,
Дырочка в шишечке…
Шишечка в крышечке,
Крышечка с чайничком.

 Молодцы ребята! А вы знаете, что чаепитие из самовара - это не просто трапеза, а особый ритуал, объединяющий людей за неспешным разговором. Приглашаю всех на чаепитие! (дети садятся вокруг стола)

Смотрите стол накрытый стоит, наверное нас ждет.
Сверху пар, снизу пар –
Шипит наш русский самовар.
Милости просим на чашку чая!
Вот так мы живем: Пряники жуем, чаем запиваем, всех в гости приглашаем!

Воспитатель :    Вот уже струится пар,

                           Закипает самовар!

                            Посиделки хороши!

                            Милости просим на чашку чая!

Воспитатель: Когда праздник подходил к концу, радушный хозяин угощал гостей дорогих сладким пряником! Назывался он - разгоняй!

 Воспитатель : Посиделки – вечеринки,

У кого ты не спроси,

-Это – русские картинки

Нашей жизни на Руси.

Мы делились новостями,

Мы старались вас развлечь,

Мы прощаемся с гостями.

Говоря: до новых встреч!

Сладкий пряник - разгоняй

 Посиделки закрывай!

Подведение итога мероприятия:

 

C:\Users\user\AppData\Local\Temp\Temp1_08-03-2022_17-51-08.zip\IMG_8543.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Досуг для детей старшего дошкольного возраста "В гостях у Снежной королевы"

Литературный досуг для детей старшего дошкольного возраста "В гостях у Снежной королевы"  Задачи: развитие речевого общения и навыков совместной деятельности; создать атмосферу эмоциональног...

конспект досуга для детей старшего дошкольного возраста "В гостях у самовара"

Цель досуга-приобщать детей к истокам русской культуры. Вызвать у нихинтерес к традициям русского народа, познакомить с обрядом чаепития....

Спортивный досуг для детей старшего дошкольного возраста «В гости к Леопарду» с использованием нестандартного спортивного оборудования фирмы «Энсико» (Словения)

Целью является формирование у детей чувства причастности к Олимпийскому движению, а так же совершенствование физических навыков....

Сценарий литературно – музыкального досуга для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у феи Осени» -авторы Фесенко Г.В.,Тимошенко Е.А. МБДОУ д/с №80, г.Таганрог

Литературно- музыкальный досуг "В гостях у феи Осени"  -очень хорошая возможность в доступной для старших дошкольников форме рассказать об осени в творчестве поэтов, писателей, художников компози...