Сценарий литературно – музыкального досуга для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у феи Осени» -авторы Фесенко Г.В.,Тимошенко Е.А. МБДОУ д/с №80, г.Таганрог
материал (подготовительная группа) по теме

Тимошенко Елена Анатольевна

Литературно- музыкальный досуг "В гостях у феи Осени"  -очень хорошая возможность в доступной для старших дошкольников форме рассказать об осени в творчестве поэтов, писателей, художников композиторов. К участию в мероприятии привлекаются родители дошкольников, что положительно влияет на восприятие ребёнком данного материала. Сценарий был написан в соавторстве с педагогом по развитию речи Фесенко Г.В. Недавно провели досуг у себя в садике, прошёл отлично!

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Сценарий литературно – музыкального досуга

для детей старшего дошкольного возраста  «В гостях у феи Осени»

(Осень в поэзии, музыке, живописи)

МБДОУ д/с №80

г. Таганрог Ростовская обл.

Авторы сценария: музыкальный руководитель Тимошенко Е.А.

Педагог по развитию речи Фесенко Г.В.

Оформление зала: в оформлении зала присутствуют осенние мотивы.  Место для экрана проектора свободно. В мероприятии принимают участие родители.

 Дети под музыку А. Вивальди «Осень»  входят в зал и встают полукругом  

1-й ребенок. 

 Быстро лето улетело 

 Перелетной птицей вдаль. 

 Осень чудно расстелила 

 Увядающую шаль. 

 2-й ребенок.   

Проходит быстро месяц, 

 за днями дни летят, 

 Природа постепенно 

 Меняет свой наряд.

3-й ребёнок.

Следом за летом осень идет.

Желтые песни ей ветер поет.

Красную под ноги стелет листву.

Белой снежинкой летит в синеву. (В. Степанов).

Дети исполняют песню  «Осенние подарки» сл. и муз. В.Шестаковой

( садятся)  

Ведущий 1- Осень – самое выразительное время года! Осени поклоняются, как прекрасной даме поэты, художники композиторы. Свое отношение к осени поэты и писатели выражают через слово. А как выражают свое отношение к осени художники и композиторы? 

Дети: Художники используют краски. Композиторы рассказывают нам о своих чувствах через музыку (с помощью звуков).

Ведущий 2. Существует две осени. Одна – радостная, пышно убранная, богатая урожаем…

Ведущий 1. …и другая: невидная собой, в лоскутьях опадающей листвы, грустная, с тихим плачем мелкого дождя, словом, та Золушка, которую зовут у нас в России поздней осенью. И к каждой осени у нас особая любовь.

Сегодня мы побываем с вами в гостях у волшебницы Осени, насладимся ее красотой и понаблюдаем за ее изменчивым характером. Эта гордая волшебница согласилась поиграть с вами в «прятки». Она будет везде: в стихах, музыке, картинах. 

Итак, мы приглашаем вас заглянуть в прекрасный мир музыки, живописи и поэзии, а сопровождать нас будут ваши родители.

 (Слайд №1. Перед детьми на экране проектора репродукция картины И. Левитана «Золотая осень», звучит «Осенняя песнь» П.И. Чайковского)

Родитель 1. «Золотая осень» - так назвал свою картину выдающийся художник – пейзажист прошлого столетия Исаак Ильич Левитан.Эта картина создаёт светлое лирическое настроение, радует яркими красками осенней природы, пробуждает любовь к родному краю. От такой красоты невозможно отвести взгляд! Как природа могла сотворить такое чудо, которое восхищает нас, заставляет присмотреться повнимательнее, приводит в восторг и вместе с тем навевает лирическое поэтическое настроение?! Не случайно именно осень пробуждала стремление мечтать и творить в сердцах знаменитых русских поэтов и писателей разных эпох.  Вот как красочно в своем стихотворении описывает осенние березы поэт Иван Ильич Бунин. 

Лес, словно терем расписной, 

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над солнечной поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой.  (И. Бунин)

Ведущий 2. Рассказ (и.о. родителя) о картине сопровождался произведением великого русского композитора Петра Ильича Чайковского «Осенняя песнь». Какой характер услышанной вами музыки? (ответы)  Правильно, и  хотя в музыке слышится легкая печаль, мелодия звучит нежно и светло.

Ребята, какие стихотворные строки приходят вам на ум, глядя на  эту березовую рощу?

Дети:

Как хорошо в гостях у осени

Среди березок золотых…

Подольше б золота не сбросили,

Стоял бы лес багрян и тих (Найденова)

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой…

Сегодня так светло кругом,

Такое мертвое молчанье

В лесу и синей тишине,

Расслышишь листика шуршанье. (И.Бунин)

…Утешает осень:

-Не жалейте лето!

Посмотрите – роща золотом одета! (З. Федоровская)…

Ведущий 2. Какая красивая осень у Левитана!

Здесь мало увидеть,

Здесь нужно всмотреться,

Чтоб ясной любовью

Наполнилось сердце.

Здесь мало услышать, 

Здесь вслушаться нужно,

Чтоб в душу созвучья

Нахлынули дружно.

Ребята, хотите стать героями картины «Золотая осень»? Попробуем «оживить» этот пейзаж!

Покружитесь - покружитесь

И в картине окажитесь! (дети под музыку С. Прокофьева «Фея Осень»  занимают места по ролям)

(Пространство перед картиной превращается в игровую площадку: пол застилается голубым шарфом, так, чтобы своими очертаниями он был похож на речку, изображенную Левитаном. Чтобы оживить пейзаж, нужно войти в картину в качестве персонажей. Выходят желающие дети. Кто-то будет «багряным кустиком», кто-то - одинокой березкой, две березки с почти облетевшей листвой, группа березок, стоящих рядом…. Остальные – зрители.)

Ребенок: Я «багряный кустик», выросший на берегу реки. Этот чудесный наряд подарила мне осень. Листочки у меня такие яркие, нарядные, что мне могут позавидовать многие деревья. Я смотрюсь в речку на свое отражение. Ах, какой я красивый!

Девочка 1. Мы две подружки-березки, высокие, стройные. Наш белый ствол, будто праздничный сарафан. Нас обдувает ветерок, и срывает листочки, нам немного грустно, ведь рядом с нами березки пышные, золотистые.

Девочка 2.  Но скоро и до них доберется проказник – ветер, безжалостно сорвет с них наряд и унесет далеко, до реки…

Девочки – березки в роще. А мы дружные девицы – красавицы, встали в хоровод и весело шелестим своими ярко-желтыми листочками. Нам очень нравится наше осеннее убранство. Скоро осень «заплачет» дождливыми слезами. Ну, а пока мы «купаемся» в солнечных лучах и каждый наш листик горит золотым огнем. Какие мы счастливые, что выросли в таком чудесном месте!

Одинокая березка. Когда-то я стояла со своими подругами, но, поссорившись, убежала от шумных и бойких подруг. Так и осталась вдали от всех, только речка – моя верная подруга. С ней мне спокойно и радостно. Только она может рассказать о моей красоте и показать, как в зеркале, мой пышный, осенний костюм. Скоро придет зима, и речка заснет под толстым слоем льда. Вот тогда мне станет по - настоящему одиноко и грустно. А пока я наслаждаюсь последними солнечными деньками, чистым воздухом и окружающей меня природой!

Покружитесь, покружитесь

И в детском саду вы окажитесь.

(Слайд №2. Репродукция картины А.Куршина «Русь Великая»)

Родитель 2. Продолжаем нашу встречу с волшебницей Осенью. Перед вами картина художника  Куршина «Русь Великая».

Стихи русского поэта Федора Тютчева точно передают настроение этой картины.

Есть в осени первоначальной 

Короткая, но дивная пора — 

Весь день стоит как бы хрустальный, 

И лучезарны вечера...

Где бодрый серп гулял и падал колос, 

Теперь уж пусто все — простор везде, — 

Лишь паутины тонкий волос 

Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле, 

Но далеко еще до первых зимних бурь — 

И льется чистая и теплая лазурь 

На отдыхающее поле... Ф. Тютчев

Дети исполняют песню « Русская сторонка» сл. В. Бредиса, муз. Е. Филипповой

 (Слайд №3. Переход к репродукции картины П. Еськова «Листопад» на фоне музыки А.Вивальди «Осень»)

Ведущий 1. Предлагаю порадовать волшебницу Осень и поиграть в игру «Подари комплимент Осени».

(Дети встают в круг и, бережно передавая другу осенний листочек, говорят слова - комплименты)

Дети: Красивая, живописная, необыкновенная, волшебная, разноцветная, переменчивая, скучная, золотая, унылая, дождливая, листопадная, лиловая, приятная, очаровательная, неотразимая, прекрасная, расписная, багряная, чудесная, дивная, пасмурная, зябкая, щедрая, пышная, желтая, неотразимая, непостоянная, загадочная, теплая, сказочная….

Ведущий 1. Спасибо, дети. Думаю, волшебница Осень осталась довольна.

Русские художники, композиторы, поэты,  писатели воспевали красоту осени. Перед вами картина Петра Еськова «Листопад». Что это за деревья, нарядившиеся в золотой наряд? (ответ: клёны).

А вот как пишет о листопаде писатель Константин Паустовский прочтет (и.о. родителя).

Родитель (с книгой). 

«Я посмотрел на клен и увидел, как осторожно и медленно отделился от ветки красный лист, вздрогнул, на одно мгновение остановился в воздухе и косо начал падать к моим ногам, чуть шелестя и качаясь. Впервые услыхал шелест падающего листа — неясный звук, похожий на детский шепот».

Ведущий1- Мы приглашаем ребят закружиться в волшебном осеннем вальсе.

  Дети танцуют «Осенний вальс» муз. и сл. Р.Гуцалюк

 (Слайд №4. Репродукция картины А. Коваленко «Улетают журавли», звучит  «Ноктюрн» П.И.Чайковского)

Ребенок.  Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поле туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу:

Приближалась

Довольно скучная пора,

Стоял ноябрь уж у двора.

Ведущий 1. Кто из ребят знает автора этого стихотворения?

Дети. Александр Сергеевич Пушкин.

Ведущий 2. Осень – любимое время года поэта. Он посвятил ей множество своих замечательных стихов. Перед вами картина Александра Коваленко «Улетают журавли». Обратите внимание, в каких тонах написана эта картина? (ответы: в грустных, в хмурых, серых….). 

звучит музыка П. Чайковского  «Ноктюрн»). 

Ведущий 2.  Соответствует музыка настроению картины?

(на фоне музыки читает)

И словно чувствует дыханье,

 К нам приближающихся вьюг

В высоком небе крик прощальный

Птиц, улетающих на юг.      И.Бутримова

Звучит песня « «Журавушка», муз. Е. Зарицкой, сл. А. Вольского.

(Дети - участники сценки остаются,  инсценируют стихотворение П. Воронько)

Жура – Жура - журавель!

 Облетал он сто земель.

 Облетал, обходил,

Крылья, ноги натрудил.

Мы спросили журавля:

 — Где же лучшая земля? —

 Отвечал он, пролетая:

 — Лучше нет родного края!

Ведущий 2. Я думаю, что волшебница Осень с удовольствием наблюдает за всем происходящим в этом зале. Постараемся и  дальше не разочаровать ее.

Попробуем нарисовать осень,  не красками и карандашами, а красивыми словами. Я буду начинать предложение, а вы заканчивать.

«Осень пришла к нам, словно…(фея, царица, волшебница, хозяйка…) И принесла с собой…(дожди, сырость, ветры, осенние дары…). Осенью листья на ветру кружатся, будто …(карусель, бабочки, снежинки, вертолетики…). Листья лежат на земле, словно…(разноцветный ковер, покрывало, одеяло…). И вся земля становится похожа на …(сказку, волшебное царство, разноцветный шар…)».

Ведущий 1 (открывает книгу): А вот как описывает осень Великий русский писатель Иван Сергеевич Тургенев:  (на фоне  музыки  Свиридова «Осень»- фрагмент)

«Таинственная принцесса Осень возьмет в свои руки уставшую природу, оденет в золотые наряды и промочит долгими дождями. Осень, успокоит запыхавшуюся землю, сдует ветром последние листья и уложит в колыбель долгого зимнего сна….».

 Под музыку  входит волшебница Осень.

Осень. Здравствуйте, дорогие дети и уважаемые взрослые! Я услышала красивую  музыку, интересные рассказы, чудесные стихи, комплименты в свой адрес и не могла не появиться перед вами! Как хорошо вы чувствуете изменчивый характер осени и понимаете, что в осени есть своя красота, только надо её отыскать – увидеть, услышать, почувствовать и рассказать…. И у вас сегодня это замечательно получилось! От души я вас благодарю, всем вам угощения дарю.

( Осень угощает всех детей и гостей осенними дарами)

Ведущий 1. Вот и подошла к концу наша встреча с волшебницей Осенью. Каждый увидел  и полюбил свою - неповторимую Осень, с быстро меняющимся настроением, насладился прекрасной музыкой и замечательными литературными произведениями об этом удивительном времени года.

Ведущий 2. Мы говорим «спасибо» всем, кто принимал участие в нашей литературно-музыкальной гостиной «В гостях у волшебницы Осени»! 

Материал для демонстрации репродукций картин  взят с сайта http://gallerix.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий осеннего праздника для детей старшего дошкольного возраста "В гостях у Осени"

Данный праздник посвящён проводам Осени. Дети вмес те с родителями вспоминают народные праздники осени с помощью осеннего календаря (Покров, Воздвиженье, Михайлов день и т.д) На каждый листок календар...

Сценарий спортивного развлечения для детей старшего дошкольного возраста "В гостях у доктора Айболита"

Представлен сценарий спортивного развлечения для детей старшего дошкольного возраста "В гостях у доктора Айболита"....

СЦЕНАРИЙ ЛЕТНЕГО РАЗВЛЕЧЕНИЯ для детей старшего дошкольного возраста «В гости к Фее Флоре»

Данное мероприятие проводилось в рамках летней оздоровительной работы в детском саду....

Сценарий спортивного праздника для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у сказки»

Сценарий спортивного праздника для детей старшего дошкольного возраста  «В гостях у сказки»...

Сценарий литературной гостиной для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и их родителей «Нравственное воспитание при помощи русских народных сказок»

Создание в семье благоприятных условий для развития ребенка; развитие совместного творчества родителей и детей; развивать у родителей способность видеть в ребенке личность, обсуждать с ним предстоящую...

Сценарий новогоднего утренника для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у сказки»

Сценарий новогоднего утренника для детей старшего дошкольного возраста«В гостях у сказки»...

Литературная викторина для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у сказки»

Цель: Закрепить с детьми названия и персонажей знакомых детям сказок. Развивать у детей слуховое внимание, творческое воображение. Воспитывать у детей интерес к сказкам....