Развитие когнитивных и речевых способностей детей дошкольного возраста в условиях перехода к информационному обществу
статья

В статье представлен краткий анализ когнитивного и речевого развития детей на современном этапе изменения социокультурных условий общества, усиление влияния электронных технологий, оказывающих влияние на психическое развитие и социализацию детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_pedforuma.docx14.64 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие когнитивных и речевых способностей детей дошкольного возраста в условиях перехода к информационному обществу.

Развитие когнитивных и речевых способностей детей дошкольного возраста – одна из важнейших задач, стоящих перед педагогом. Для решения этой задачи в арсенале педагога имеются ряд как традиционных, так и современных образовательных технологий: игровые, задачные, компьютерные и др.

Применяя современные образовательные технологии одновременно решаются задачи и речевого развития, и развития высших психических функций.

В последнее время использование компьютерных образовательных технологий широко входит в практику ДОУ, что доказывает необходимость обращать внимание не только на содержание предлагаемого материала, но и форму его подачи. Использование компьютерных игровых педагогических технологий, имеющих интерактивный характер, обеспечивают самостоятельную деятельность ребенка дошкольника, способно вызывать заинтересованность ребенка и его познавательную активность.

Однако необходимо помнить, что изменение социокультурных условий, переход к информационному обществу, усилившееся влияние электронных технологий, произошедшее в обществе, оказало существенное влияние на психическое развитие и социализацию детей. Сложилась новая социальная ситуация развития на каждом этапе онтогенеза, характеризующаяся внутренней противоречивостью, пронизаная порадоксами, повлекшая изменение характера становления речевых и когнитивных функций. С одной стороны, наблюдается демократизация детской жизни, но с другой – возникают ограничения, лишающие ребенка права на игру, общения со сверстниками. В жизни ребенка все меньше времени занимаевт сюжетно-ролевая игра, детский фольклор, трансформируется детская субкультура. Возрастание родительского контроля нередко сочетается с недостатком эмоционального взаимодействия с детьми. Интенсивное развитие информационных технологий привело к "виртуализации" познания мира современными детьми. В процессе освоения информационной среды, адаптации к ней, взаимодействуя с виртуальными объектами, погружаясь в киберпространство, сознание, мышление и речь детей формируются особым образом. Ребенок одновременно осваивает и предметное, и виртуальное пространство, нередко переход из одного пространства в другое им не рефлексируется, так как дети не имеют достаточного опыта взаимодействия с предметной физической реальностью. Поэтому формирование высших психических функций современного ребенка происходит в так называемых "гибридных пространствах", где границы между реальным и вымышленным размыты. Исследователи отмечают снижение темпов, внутреннюю рассогласованность когнитивного развития детей. Так в раннем детстве несвоевременно происходит замещение внешних действий манипулирования предметами внутренними мыслительными действиями, что приводит к замедлению формирования предметных действий, искажению сенсорных эталонов Современные исследования выявили отставание, относительно имеющихся норм, в появлении способности к обобщению, анализу, формированию образно-логического мышления, также мы наблюдаем снижение способности к концентрации внимания, недостаточный уровень развития восприятия, памяти, вербального мышления. Формирование абстрактного мышления без опоры на наглядно-действенную и наглядно-образную основу зачастую не соответствующее развитию сенсомоторной и эмоционально-волевой сферы, может привести к дисгармоничному или задержанному типу развития. Наблюдается рассогласование речевого и когнитивного развития.

Сознание детей приобретает "клиповый" характер: постоянное взаимодействие с визуальными образами, зачастую несвязанными друг с другом и не выстаиваемыми в единый сюжетный ряд, влечет за собой особый способ организации сознания и мышления, что предполагает высокую скорость восприятия динамичных образов, ассоциативность, эмоциональность, быстроту переработки визуальной информации, отсутствие центрации на деталях, фрагментарность, поверхностность, обеднение фантазии и воображения. В речевом развитии наблюдается более поздний возраст овладения речью, ее бедность и примитивность. Несмотря на информированность детей, их активный словарь ограничен, в собственной речи используются жесты, короткие фразы, дети испытывают затруднения в подборе слов, понимании и осмыслении текстов.

Развитие речи формируется в непосредственном взаимодействии со взрослым, в совместной деятельности и общении. Уменьшение живого взаимодействия с родителями и взрослыми на общение в киберпространстве замедляет развитие речи и формирование вербального интеллекта.

Таким образом, задача педагога состоит в том, что бы используя современные технологии, рекомендовать такие образовательные платформы и компьютерные развивающие игры, предоставлять доступные актуальные материалы на сайте организации или в социальных сетях, которые позволят родителям заниматься вместе с ребенком, в активном общении и взаимодействии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме : Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях реабилитационного центра

Обобщение педагогического опыта по теме: Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях реабилитационного центра...

Консультация для педагогов по теме: «Нетрадиционные техники рисования как условие успешного развития изобразительных и творческих способностей детей дошкольного возраста»

Искусство в жизни общества играет значительную роль. Именно это обстоятельство побуждает педагогическую науку изучать его возможности в творческом становлении ребенка-дошкольника.Каждый ребенок в опре...

Презентация "Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в условиях перехода на ФГОС ДО".

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической...

Воспитательная система дошкольного образовательного учреждения «Развитие субъектности детей дошкольного возраста как условие успешной социализации в обществе»

Современная социокультурная среда создает подвижные, вариативные взаимоотношения между человеком и обществом, характер развития которых детерминирован в значительной степени самим человеком, его субъе...

Опыт работы по теме «Музыкально- ритмическая и танцевальная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»

     Материалы опыта могут быть использованы в различных дошкольных учреждениях,  с детьми разных возрастных групп, при организации образовательной, самостоятельно...

«Лэпбук» как средство развития познавательных и коммуникативных способностей детей дошкольного возраста в условиях ФГОС

laquo;Лэпбук» как средство развития познавательных и коммуникативных способностей детей дошкольного возраста в условиях ФГОС...

«Лэпбук» как средство развития коммуникативных и познавательных способностей детей дошкольного возраста, а также развития их творческих способностей в условиях ФГОС

Данная статья рассказывает о создании и значении «лэпбука» в работе с детьми старшего дошкольного возраста, направленной на развитие познавательных и коммуникативных способностей детей, ра...