Информационно-обучающий тренинг по теме: "Сенсорная интеграция, как метод работы с детьми с ОВЗ"
учебно-методический материал (старшая группа)

Елена Михайловна Данилюк

Логопеды применяют в своей работе различные методы и приемы. В том числе и метод сенсорной интеграции.  Думаю, этот материал будет интересен коллегам, так как главной составляющей полноценного развития детей является развитие сенсорной интеграции. Использование этого метода  в работе с детьми с ОВЗ имеет свои особенности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx23.8 КБ

Предварительный просмотр:

Информационно-обучающий тренинг по теме:

 «Сенсорная интеграция, как метод работы с детьми с ОВЗ».

Составитель:  Е.М.Данилюк, учитель-логопед МБДОУ

                                               д/сада №58, г.Иркутск.

                 

Информационно-обучающий тренинг имеет своей целью  дать педагогам ДОУ теоретические знания о технологии  сенсорной интеграции и определить алгоритм работы  в заданном направлении коррекции.

Задачи:

1.Формирование профессиональных навыков использования спецоборудования в сенсорной комнате.

2.Развитие творческого потенциала, воображения, профкомпетентности.

3.Воспитание активной позиции педагогов в использовании методов сенсорной стимуляции в формировании коммуникативных навыков детей.

Сценарный план тренинга:

1.Погружение участников в Мир сенсорных ощущений  

                    (психогимнастика,  психоэтюды  «Мои ощущения»)

2.Экспресс-лекция «Что такое сенсорная интеграция?»

3.Панельная дискуссия на тему «Преимущества оборудования

                                                                сенсорной комнаты в ДОУ».

4.Деловая  игра с участниками тренинга (развивающие игры, фрагменты

                                                                                                           занятий).

5.Заключительная часть. Рефлексия.

Материал экспресс-лекции:

В последние десятилетия во многих странах мира в коррекционной педагогике с детьми с ОВЗ активно используется метод сенсорной интеграции. Он был разработан американским врачом- трудотерапевтом  Джин Айрес (1923-1988), работавшей в Калифорнии с детьми и взрослыми, имеющими неврологические нарушения. В России это направление только начало получать распространение, и часто смешивается с традиционным сенсорным воспитанием. 

Что же такое сенсорная интеграция?

Сенсорная интеграция - это способность человека организовывать ощущения, испытываемые организмом, для совершения движений, обучения и нормального поведения. Мы учимся, перерабатывая информацию от органов чувств, воспринимающих ощущения. Формирование коммуникативных умений у дошкольников с ОВЗ – современная проблема, требующая систематической и планомерной работы команды специалистов. Успешная социализация дете        й с ОВЗ в общество напрямую зависит от их умения преподать себя и успешно выстраивать взаимоотношения  со сверстниками и взрослыми.

Проявления нарушений сенсорной интеграции у детей.

*  визуальные;

* звуковые;

* обонятельные;

* вкусовые;

* тактильные;

* вестибулярные.

        Процесс сенсорной интеграции начинается с первых недель внутриутробной жизни и наиболее интенсивно протекает до конца дошкольного возраста. С развитием сенсорной интеграции связана деятельность человека в целом.  В наше время проблема сенсорной интеграции у детей стоит особенно остро. Мы часто, сами того не замечая, вызываем у детей сенсорные перегрузки зрения - слуха и сенсорный голод всего остального.

Таким образом, сенсорная интеграция – это способность  воспринимать информацию, поступающую от всех наших органов  чувств, вычленять наиболее значимую  информацию, анализировать информацию, вырабатывать соответствующую ответную реакцию.

У детей с нарушениями сенсорной интеграции, чаще всего, одно или несколько чувств недостаточно развиты (гипосензитивность) или наоборот – чрезмерно чувствительны (гиперсинзитивность). Проблемы сенсорной интеграции довольно распространены среди детей с такими нарушениями, как аутизм, задержка психического развития, задержка речевого развития. Такое количество особенностей речевого развития у детей с тяжелыми нарушениями речи преодолеть достаточно сложно. А использование современного метода сенсорной интеграции  поможет ребятам обрести  сенсорный опыт, который может быть приобретен при специально организованном  обучении.

Панельная дискуссия «Преимущества сенсорной комнаты»:

1.Высокие мотивационные возможности оборудования к познанию,        

обостряющие  чувства ребёнка, активизирующие его мышление.

2.Установление с педагогом тёплого и быстрого контакта.

3.Эффективность и результативность работы.

4.Изолированная подача сенсорных эталонов, возможность регулирования длительности, дозированности и систематизированности воздействия на ребёнка.

5.Комплексное воздействие на организм ребёнка богатой сенсорной среды.

6.Многофункциональность использования оборудования для психологического воздействия на все стороны психики. Базовые составляющие психического развития. Включая когнитивную и речевую сферы.

Деловая игра :  структура  корригирующих тренингов для детей предлагалась такой тематики:

  • «Я и моё тело»;
  • «Я  хочу и я могу»;
  • «Я знаю!»

    Реализация  тренингов  поможет развить социальные навыки, и адекватную самооценку воспитанников,  организовать общение со знанием норм и правил поведения. Практический опыт позволит  детям не заучивать речь механически, а будет способствовать ее спонтанному развитию, как и у детей с нормативным речевым развитием. Развитие чувственных образов будет стимулировать формирование языковой способности детей не только чисто технически продуцировать речь, но и сопровождать ее мимикой, жестами, иными эмоциональными проявлениями, в том числе пользоваться просодической стороной речи.                                            Активное включение в методику логопедической работы развития осязания, обоняния, вкусового восприятия, чувства проприорецепции и остальных  чувств даст хорошие  результаты.  Все использованные в  тренингах  разнообразные упражнения и задания были нацелены на развитие компенсаторных возможностей детей.

 В качестве методических пособий  использовались  пособия и оборудование сенсорной комнаты,  сенсорные коробки, сенсорные доски и дорожки, а также разнообразный дидактический материал на развитие  вкусовых, обонятельных  и осязательных анализаторов. В дидактических пособиях  были  использованы разные  по фактуре - сыпучесть, пластичность, гладкость-шершавость, мягкость-твердость - материалы, как раз это и отвечает требованиям грамотного формирования сенсорной интеграции.

Требования к организации работы по сенсорной интеграции:

При организации коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с нарушениями сенсорной интеграции необходимо придерживаться следующих  рекомендаций:

- постараться исключить возможность отвлекаться;

- чтобы помочь ребенку удержать внимание – не давать одновременно больше одного задания;

- если ребенок волнуется, что его могут ударить, найти для него место, где он сможет почувствовать себя в безопасности, например, не в центре группы, а с краю;

- постарайтесь убрать то, что может приводить к зрительной перегрузке (различная информация на стенах, ковровые покрытия с яркими рисунками, игрушки и предметы, которые отражают свет, бликуют и т.д.);

- твердые, гулкие поверхности, шум аквариума, радио, открытое окно, осветительные приборы, которые издают звук, мешают деткам сосредоточится на задании, поэтому, необходимо убрать такие вещи;

- запахи еды, медикаментов, краски и т.д. могут раздражать детей, необходимо устранить отвлекающие обонятельные раздражители.

Заключительная часть. Рефлексия:

Рефлексия деловой игры,  алгоритм работы в сенсорной комнате, преимущества оборудования,  эмоциональный настрой участников, мотивационные ощущения, необходимость создания системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и специальных условий для их обучения и воспитания.

Использование технологии сенсорной интеграции в комплексе с традиционными методами коррекционного воздействия на дошкольников с речевым недоразвитием способствует успешной логокоррекции  и психофизическому развитию детей с ОВЗ. А внедрение в практику новой педагогической технологии способствует развитию творческого потенциала педагогов.

Литература:

1. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. Гл. II Сенсорно-перцептивная организация человека. - М.: МПСИ, МОДЭК, 2008. - С. 60-156.

2. Ванюхина Г.А. Использование полисенсорного восприятия в процессе коррекции связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи: автореферат дис. Канд. пед. наук: 13.00.03. Еатеринбург, 2001. - 22 с.

3 Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти томах Т.4 Детская психология. - М.: Педагогика. - 432 с.

4. Ефимов И.О. Про речь / И.О. Ефимов. - СПб.: Диоя, 2009. - 144 с.

5. Митрофанова А.Е. Развитие речи детей с задержкой речевого развития с помощью сенсорных игр и упражнений // Теория и практика образования в современном мире: материалы II Международной научной конференции. СПб.: Реноме, 2012. - С. 149-150.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование элементов сенсорной интеграции в коррекционной работе с детьми с ООП»

Если надеть на палец кукольную головку, снабдить её речью и движениями, то получится мини-кукольный театр, артисты которого могут исполнять самые необычные роли и будут послушны каждому движению руки...

Использование приёмов сенсорной интеграции в коррекционной работе с детьми с ОВЗ

Сенсорная интеграция - это взаимодействие всех органов чувств. Она начинается очень рано, уже в утробе матери. Взаимодействие всех органов чувств подразумевает упорядочивание ощущений...

Сенсорная интеграция в логопедической работе с детьми с ТНР

Сенсорная интеграция - это взаимодействие всех органов чувств. Для того чтобы в памяти ребенка закрепилось любое понятие, его название, он должен его увидеть, услышать, попробовать и потрога...

Элементы сенсорной интеграции в коррекционной работе с детьми с РАС

Главной составляющей полноценного развития детей является развитие сенсорной интеграции.Сенсорная интеграция - это взаимодействие всех органов чувств. Она начинается очень рано, уже в утробе мате...

Сенсорная интеграция, как метод работы с детьми с ОВЗ

В последние десятилетия во многих странах в коррекционно-развивающей деятельности с детьми с ОВЗ активно используется метод сенсорной интеграции....

Консультация для педагогов "Метод сенсорной интеграции в коррекционной работе с детьми"

Всё, что мы знаем о себе и об этом мире нам рассказывают наши органы чувств. Мы получаем информацию через наши сенсорные системы: зрительную, слуховую, тактильную, вкусовую, обонятельную, весибулярную...

Формы и методы работы с детьми по технологии смарт-тренинга

Набор дидактических методов и приемов, способствующих эффективному обучению детей решению головоломок....